Тема войны не оставляла и не отпускала фронтовика Андрея Ильича Курнакова долгие послевоенные годы и не всегда она раскрывалась в батальных сценах. Именно пейзаж помогал художнику передать авторское отношение к событиям Великой Отечественной войны. Вытянутая горизонтально композиция холста дает панораму местности и добавляет работе монументальности. Передний план выполнен большими цветовыми коричнево-бежево-охристыми пятнами, передающими «взрытую», искалеченную войной землю. Эти незаживающие «раны», написанные вертикальными мазками, только-только начинают покрывать трава и цветы: прозрачные беленькие почти не видимые одуванчики, чуть обозначенные художником ромашки, желтые метелочки золотарника. Малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарником» так красиво описанный Л.Н. Толстым в рассказе «Хаджи Мурат», разбросан по склону переднего плана. Колючка прорастает и через длинный кусок ржавой колючей проволоки. Этот символ, возвращая к тексту великого русского писателя: «Какая, однако, энергия и сила жизни….», напоминает нам о стойкости русских солдат…

Другие планы написаны иначе. Зуша - одним, заглаженным, желтовато-охристым пятном, создающим ощущения спокойно и величаво текущей реки. Заливные луга холодные, зеленоватые, светлые, как будто окутанные легким солнечным маревом, полны воздуха. Художник где-то добавляет жидко разведенных белил поверх красочного слоя, где-то снимает лишний слой краски, создавая ощущение легкой мозаичности, прозрачности второго и третьего планов. Высокий берег дальнего плана, написанный умброй, дает статику. Просвечивающий рисунок, выполненный ультрамарином, окутывает предметы легкой дымкой. Сложный цвет неба – мазки разных направлений серо-голубовато-бежево-розового цвета более светлый к линии горизонта, с намеком на облачка, добавляет тревожности.

Перед нами не просто пейзаж. Это этюд к большой работе – диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года».

Сюжетом диорамы художник избрал самое начало операции «Кутузов» -  прорыв обороны противника армиями Брянского фронта: 3-й Армией под командованием генерал-лейтенанта А.В. Горбатова и 63-й Армией под командованием генерал-лейтенанта В.Я. Колпакчи. Один из таких прорывов вражеской обороны был осуществлен на реке Зуше в районе деревень Малое Измайлово, Клин, села Вяжи Новосильского района в 90 километрах восточнее Орла.

Грандиозная по своему масштабу и историческому значению «Курская битва», частью которой была операция «Кутузов», требовала серьезной подготовительной работы. Научные сотрудники краеведческого музея предоставили художнику воспоминания участников этих боев. Много времени и сил заняло изучение архивных материалов. Но ни один эпизод сражения, изображенный на этом многоплановом полотне, не был выдуман художником. Подготовительный работы заняли более 10 лет. Непосредственно к диораме А.И. Курнаковым было написано более 150 этюдов, многие из которых по образному решению, завершенности представляют собой самостоятельные произведения. В работе над диорамой немалую помощь оказал А.И. Курнакову брянский живописец Лобко Анатолий Иванович, предметный план выполнил сын художника Игорь Курнаков.

Политая кровью родная земля, на которой «не сочтёшь, не упомнишь солдатских могил», тех «… кто сердцем тебя заслонил» (Ю. Друнина).

Диорама была открыта 5 августа 1983г. Размещена в филиале БУКОО «Орловский краеведческий музей» «Орловский военно-исторический музей». Этюд «Река Зуша» входит в экспозицию Картинной галереи А.И. Курнакова, филиала БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств».

На выставке: Курнаков Андрей Ильич (18.10.1916 - 07.02.2010). Этюд к диораме. "Река Зуша". 1970-1980. Холст, темпера

Материал подготовили научные сотрудники Филиала БУКОО "ОМИИ" "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова":

И.Е. Барсукова, Е.А. Гущина