titul.jpgДвунадесятый праздник Преображения Господня чтит событие, произошедшее незадолго до распятия Христа, когда Он с тремя учениками взошёл на гору Фавор и преобразился перед ними во славе Сына Божия. Это событие описывается в трёх Евангелиях (Мф. 17:1- 6, Мк. 9:1 - 8, Лк. 9:28 - 36).

В православной иконографии Преображение обычно показано среди скалистого пейзажа. Небесная слава, исходящая от Христа, озаряет все и всех вокруг.

Праздник Преображения – не только эпизод земной жизни Спасителя. В эсхатологическом смысле это событие направлено к будущему – славе Царства Божия, которое ожидают увидеть христиане.

mozaika.jpgУвиденное апостолами на горе Фавор, по словам Отцов Церкви, было предзнаменованием будущего мира по воскресении из мёртвых, мира преображённого, достигшего своего предельного совершенства. Апостолы, видевшие Преображение Господа, совершали это преображение постепенно, в течение всей своей жизни. Они преображали общество, в котором жили, тех, с кем общались, прилагая при этом немало усилий.

Преображение Господне. Мозаика.

Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе, Равенна. VI в.

feofan.jpgУченики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением Иисуса и явлением пророков. Однако Пётр может иметь радостное выражение лица, в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! хорошо нам здесь быть».

Учитель Церкви Ефрем Сирин рассуждал о встрече пророков и апостолов. Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне…

Феофан Грек. Преображение Господне. ГТГ

Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, – Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещённого Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих.

dore.jpgЯвление здесь пророков Моисея и Илии глубоко символично. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Г. Доре. Преображение Господне. 1866. Фрагмент

На иконах, в мозаиках и фресках божественную славу Иисуса Христа символизирует особая белизна Его одежд на фоне насыщенного тона ореола-мандорлы. Фаворский свет символизирует сочетание белого и серебристой отделки в облачениях духовенства на Преображение.

preobragenie.jpgИкона, поступившая в ОМИИ из Ярославля, относится к XX веку. Следуя традиции московской школы иконописи, изограф представляет лаконичный вариант композиции, без дополнительных сцен и образов.

Несмотря на динамичность рисунка, икона лишена напряжённой экспрессии, напоминая одухотворённую лёгкость сюжетов Дионисия.

Просветлённый колорит иконы, построенный на сочетании прозрачных лазоревых, изумрудных и золотисто-охристых оттенков, подчёркивает идею неземной преображённой материи.

Икона «Преображение Господне». ХХ в. ОМИИ.

preobragenie2.jpg

 preobragenie1.jpg

 

 

Икона «Преображение Господне». ХХ в. ОМИИ.(фрагменты)