В Орловском музее изобразительных искусств хранится портрет великой княгини Марии Федоровны, супруги будущего императора Павла I, кисти русского художника И. Пескорского. Историю этого портрета рассказывали по телеканалу «Первый Областной» в рубрике «Культурное обозрение». Сегодня нам бы хотелось поведать историю самой Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, в православии Марии Федоровны.

София Доротея появилась на свет 14 октября 1759 года в Штеттине, в семье Фридриха Евгения Вюртембергского и Фредерики Софии Доротеи Вюртембергской. Она была четвертым ребенком из одиннадцати и старшей дочерью, приходилась внучатой племянницей королю Пруссии Фридриху II. Воспитанию и образованию девочки родители уделяли большое значение. С юных лет София Доротея усвоила, что хорошая женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и бережливому и мудрому ведению хозяйства.

София Доротея была в списках претенденток – невест для престолонаследника российского трона Павла Петровича, но когда делался первый выбор, ей было всего 13 лет и родить наследника в ближайшее время она не могла, поэтому от её кандидатуры отказались. Первой супругой Павла Петровича стала принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская, в православии Наталья Алексеевна, скончавшаяся во время родов вместе с младенцем. Тогда Екатерина II вспомнила про уже не такую юную принцессу Вюртембергскую. Помолвку помогал устроить король Фридрих II, так как на тот момент София Доротея уже была обручена. Видимо судьбой ей было суждено оказаться в России.

В сентябре 1776 году состоялось бракосочетание с Павлом Петровичем, который души не чаял в своей новой возлюбленной (рис. 1). В браке родилось 10 детей: Александр (1777), Константин (1779), Александра (1783), Елена (1784), Мария (1786), Екатерина (1788), Ольга (1792), Анна (1795), Николай (1796), Михаил (1798) (рис. 2). В будущем Александр (рис. 3) и Николай (рис. 4) станут императорами Российской империи. Из десяти детей только Ольга скончалась в младенческом возрасте.

С восшествием Павла I на престол императрица Мария Федоровна возглавила Смольный институт и была назначена супругом-императором начальницей над воспитательными домами. Она стала основательницей многочисленных благотворительных заведений: школ и училищ для сирот, солдатских дочерей, глухонемых, а также вдовьих домов, домов для инвалидов войн, больниц, повивальных институтов – всего около 500 заведений, которые после ее смерти были преобразованы в Институт императрицы Марии.

Эта удивительная женщина была одарена от природы многочисленными талантами. Так помимо женских занятий она увлекалась рисованием, гравировала, занималась глиптикой (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства) и токарным искусством, была избрана почетным академиком Берлинской академии изящных искусств. Ее произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск» и других музеев. Например, настольное украшение «Античная лампа» (рис. 5) выполнено из крупного и редкого прозрачного куска янтаря, золотисто-медовый цвет которого усиливается отделкой из золоченой бронзы. На пьедестале из слоновой кости гравирована подпись «MARIE ce 21 avrile 1791». Украшение было поднесено Екатерине II в день рождения и при ее жизни хранилось в Эрмитаже. В настоящее время лампа представлена в ГМЗ «Павловск». В личном архиве великой княгини сохранились тетради с конспектами по физике, гидравлике, философии, особое внимание императрица уделяла ботанике. Её любимым цветком была роза. Именно поэтому на портрете из собрания Орловского музея изобразительных искусств Мария Федоровна представлена с розой в руке (рис. 6).

Мария Федоровна пережила убийство своего мужа, правление своего старшего сына Александра, не оставившего после себя наследников, пережила восстание декабристов и восшествие на престол своего третьего сына Николая, скончалась на 70 году жизни. Похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом императором Павлом I.

Рис. 1 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777, А. Рослин.

Рис. 2 – Портрет Павла I с семьей. 1800, Г. фон Кюгельген.

Рис. 3 – Портрет императора Александра I. 1825, Дж. Доу.

Рис. 4 – Портрет императора Николая I. 1828, Дж. Доу.

Рис. 5 – «Античная лампа», выполнена Марией Федоровной.

Рис. 6 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1783, И. Пескорский.

Материал подготовила научный сотрудник ОМИИ Сергиенко Е.В.