Выставка

Портрет в России. ХХ век

живопись, графика, скульптура

из фондов музея

Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств (г. Орел, ул. Октябрьская, 29)

Открытие: 4 августа в 15:00

 

На выставке «Портрет в России. ХХ век» из фондов музея представлено 90 произведений живописи, графики и скульптуры известных и малоизвестных художников, которые рассказывают об особенностях развития портретного жанра в русском изобразительном искусстве ХХ века.

На ней представлены портреты, созданные в первое десятилетие ХХ века. Это время возникновения новых выставочных объединений и группировок. Портрет «Лиза в голубой шали».1909, Р. Р. Фалька дань увлечения художника символизмом. «Портрет Мака», 1910 написан художницей Н. С. Гончаровой в манере «неопримитивизма»  

Продолжают реалистические традиции в портрете, входившие в «Союз русских художников» А. Е. Архипов «Цветочница»,1917 и С. В. Малютин «Автопортрет»,1918, «Амазонка»,1920, ученик А. Е. Архипова Луппов С. В. «У колодца», 1918.

В объединение художников группа «13» входили  А. Д. Древин «Портрет Н. А.Удальцовой», 1935, А. Ф. Софронова «Автопортрет, 1920

В 1920-1930 годы формируются новые формы портрета-типа. Героический портрет представлен работами художника-земляка Н. И. Струнникова - это «Портрет партизана Вадима», 1927 и «Портрет Марии Поповой», 1930, Подвиги Марии Поповой во время Гражданской войны легли в основу создания образа героини популярного фильма «Чапаев» Анки-пулеметчицы.

Символом времени считалась тема «молодость страны Советов» и тип «новой женщины, передающий оптимизм общества. К собирательному общественно - социальному типажу можно отнести  жанровый портрет Ф. В. Сычкова «Подружки», 1930, «Девушка в красной косынке,1939, В.И. Леванидова, «У околицы», 1950 К. П. Фролова.

«Портрет профессора Саркизова - Серазини»,1935  Н. И. Струнникова представляет новый тип ученого Страны Советов.

«Портрет французского рабочего»,1928-1929 П. В. Сурикова написан во Франции, куда художника направили в командировку совершенствоваться после окончания ВХУТЕМАСа.

Особое место в экспозиции выставки занимают  работы нашей землячки - художницы А. Ф. Софроновой. В этом году ей исполняется 125 лет со дня рождения.

Эпоха 1960-х годов меняла мировосприятие, миропонимание и мировоззрение в искусстве. Это было связано с крахом идейно художественного движения 1930-1950-х годов. Многие художники стремятся отойти как можно дальше от помпезности, монументальности, блеска и света соцреалистических фасадов. В изобразительном искусстве преобладают гражданские мотивы, наполненные публицистичностью. Самое значительное течение 1960-х годов – «суровый стиль». В изображении появляются новые типажи рабочего, колхозника, интеллигента. Для художников этого стиля характерны гиперболизация и намеренная огрубление  формы, аскетичность колорита. На выставке представлены портреты художников, работавшие в этом стиле: П. П. Оссовский «Словацкая девушка», 1960-е годы, «Автопортрет», 1986, А. Ю. Никич-Криличевский «Автопортрет»,1969 , Э. Г. Броговский «Горновой Михаил Первов», 1972. Редкий образец «сурового стиля» - тема культа личности представлена произведениями В. Е. Попкова «Чекист». 1963 и «Мужчина в черной гимнастерке», 1969.

Парадные портреты Д. А. Налбандяна, В. П. Ефанова, А.И. Лактионова экспонирующиеся на выставке, продолжают идеологическую  линию официального искусства прежних десятилетий.

В 1970-1980-е годы в искусстве доминирует тяготение к камерности, глубокому и психологизму. На выставке широко представлены портреты деятелей культуры и искусства. Они выполнены  художниками А. Н. Яр-Кравченко, М. П. Труфановым, Ю. Д. Михайловым. Внутренний мир этих людей наиболее близок и понятен художникам.

Ю. А. Межирову наиболее близки в портрете темы балета и музыки.

Особое внимание на выставке привлекает монументальный «Портрет Е.А. Лебедева, народного артиста СССР в роли Холстомера», 1982 пермского художника Е.Н. Широкова.

Графический портрет в творчестве художников 1910-1920-х годов является естественным продолжением глубинных связей с реалистическими традициями русской  живописи. «Портрет Чугунова», 1915 написан художником-реалистом Ф. И. Рербергом, который играл заметную роль в художественном мире Москвы.

Работы А. Е. Архипова «Цветочница»,1917 и «Амазонка»,1920 С. В. Малютина выполненные в технике пастели, отличаются высокой культурой  реалистического видения, присущей русской  художественной школе.

Автопортрет В.А. Шестакова – нашего земляка был создан в Орле,  помимо автобиографических черт он несет в себе черты свойственные целому поколению. Это новый образ художника, рожденный революцией.

Пастельные портреты Зинаиды Серебряковой «Портрет крестьянина»,1926 и «Рабочий»,1930 из ее серии «люди из народа» написаны в Британии.

Художник А. И. Лактионов, мастер живописного и графического портрета,

до конца жизни был верен реалистической манере письма и не признавал экспериментов. Его графические работы «Портрет Н. Н. Литовцевой», 1940 и «Портрет архитектора Е. И. Катонина», 1943, созданы в классической традиции.

Достоверно передают образы людей своего времени рисунки Н.К. Соломина  «Тетя Дарья у нас в гостях», 1940, «Парень из нашего города»,1945, А.М. Наумова  «Колхозница».1939, «Старый учитель»,1950, Г.Б. Смирнова «Портрет академика В.А.Ватагина»,1954.

В акварельном  портрете И. Смоктуновского, 196 3 М.Х. Горшман передает образ актера загадочного, немного «не от мира сего».

В 1970-е годы большой популярностью пользуются цветные литографии, которые можно тиражировать.  В этой технике выполнены портреты: «Гагарин».1975 графика А. Б. Якушина,   «Портрет космонавта Ляхова»,1981, А. М. Гетманского, «Портрет Александра Абушахметова заслуженного мастера спорта СССР по фехтованию»,1982. В. А. Донского. И. В. Голицин в технике ксилографии запечатлел своего учителя В. А. Фаворского», 1986, замечательного мастера ксилографии и книжной иллюстрации.

Ярким пятном на фоне реалистической графики выделяются работы Элия Белютина «Автопортрет с женой», 1981 и «Приветливый» О. В. Немчиновой.

Скульптурный портрет на выставке представлен работами, созданными  начиная со второй половины 1950-х годов, заканчивая 1990-ми годами ХХ столетия. Это образы современников, деятелей культуры и искусства, созданные скульпторами: М. К. Аникушиным, С. А. Щербаковым, С. А. Горяиновым, И. Д. Савранской, Т. М. Соколовой и другими в различных материалах и техниках.

Портрет во все времена признавался особым, а в некотором смысле даже высшим родом искусства. Именно этот жанр во всех видах искусства дает обширные возможности для изображения человека во всей сложной совокупности его духовного и физического облика, его индивидуальной неповторимости и типичности, его личного и общественного «Я».

Выставка работает с 4 августа по 3 сентября 2017 года.

Часы работы с 10.00 до 17.00, в четверг – с 10.00 до 21.00.

Выходной - понедельник.

Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86, 76-27-41.