Выставка

«Память о войне».

К 75-летию Великой Победы

Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

(из фондов музея)

Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств

Встреча со СМИ: с 10:00-13:00 31 июля 2020 года

Внимание!

Начало работы выставки для посетителей: с 13:00 31 июля 2020 года

Выставка организована в рамках проекта, в течение ряда лет тематически представляющего произведения из музейного собрания. Она включает около 100 экспонатов, созданных 59 авторами разных поколений в сюжетных композициях, портретном жанре, пейзаже и натюрморте.

Задача выставки – помочь эмоционально прочувствовать какой великой ценой, мужеством и героизмом на фронте и в тылу была добыта Великая Победа 1945 года в самой страшной в истории человечества войне, принесшей неизмеримое горе и страдания нашему народу. Она дает возможность увидеть, как с помощью выразительных возможностей разных видов искусства авторы смогли представить в художественных образах события тех незабываемых лет.

В экспозиции немало произведений представителей старшего поколения, участников войны, с достоверной убедительностью передавших свои непосредственные впечатления в полотнах, графических листах и пластике.

П. А. Кривоногов вместе с действующей армией прошел долгий путь до Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями за боевые заслуги и за взятие Берлина. Стал одним из первых художников, обратившихся к подвигу героев, на которых обрушилась начальная атака войск фашистской Германии, и посвятил им грандиозное полотно: «Защитники Брестской крепости» (1951). На выставке представлен его пейзаж «Развалины Брестской крепости» (1950) и запечатлевший одного из ее защитников «Портрет Героя Советского Союза П. М. Гаврилова».

Ф. А. Модоров создал большую живописную галерею участников партизанского движения. На «Портрете генерала В. З. Коржа» (1945-1947) он представил одного из известнейших руководителей партизанского движения в Белоруссии. Под его командованием партизанскими соединениями было разгромлено 60 немецких гарнизонов, уничтожено 478 вражеских эшелонов, 86 танков и бронемашин, 29 орудий, выведено из строя 519 км линий связи.

Э. К. Вейдеманис за цикл картин о Москве стал Лауреатом премии столичной Мэрии. На выставке можно увидеть одну из работ этого цикла – «Москва. 1941».

Б. Ф. Федоров воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах старшим механиком и водителем тяжелого танка «КБ», принимал участие в штурме Рейхстага. Его работа «Ленинград в блокаде» (1962) – о нелегких испытаниях, выпавших на долю его родного города.

В. Н. Медведев в составе 62-й армии, вместе с группой художников Студии военных художников им. М. Б. Грекова, участвовал в боях под Сталинградом, с войсками 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию и закончил войну в Берлине. О последних днях войны повествует его картина «Незабываемый 1945 год» (1969).

И. М. Ильин в составе 254-й стрелковой дивизии был пулеметчиком. На выставке представлены его портреты и фронтовые зарисовки.

С. С. Уранова в 1942 г. добровольцем ушла на фронт и через четыре года встретила День Победы на Эльбе. На фронте художница создала большую серию натурных карандашных зарисовок. На выставке представлен подготовительный эскиз к большой картине «Медсанбат», завершенной ею в 1967 г.

Художники из творческой группы Кукрыниксы М. В. Куприянов и П. Н. Крылов в годы войны работали в «Окнах ТАСС», проехали по освобожденной от немецкой оккупации территории, оставив художественно-документальные свидетельства о войне в этюдах «На Орловско-Курском направлении» (1943), «Город Орел» (1943), «Софийский собор в Новгороде» (1944).

Большой интерес вызывают тематические полотна художников: Т. Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (авторское повторение) (1949-1950), Б. М. Лавренко «1941 год» (1960), М. В. Добросердова «Прощание» (1964), Е. Н. Широкова «На улице Береговой. Весной 1945» (1985), Т. Е. Коваленко «Сыновья на войне» (1987).

Почти не осталось рядом с нами ветеранов Великой Отечественной войны. Стремительно уходит поколение тех, чье детство пришлось на эти трагические годы. Одним из важных разделов в экспозиции являются произведения на тему «Война и дети».

А. В. Толкач с большой драматической силой передает состояние тревоги в своей картине «Ожидание» (1978-1979). Когда закончилась война, художнику было пять лет. Он и его мать каждый день ждали отца, так и не вернувшегося с фронта.

О трагедии своего поколения рассказал А. А. Жабский в картинах «Репетиция» (1983), «Хлеб фронту» (1988), «Художник и дети» (2007) из серии «Дети войны. 1943 год». «Это мое военное детство; жизнь детей войны была тяжелой, но так жили все вокруг и другой жизни не знали», – вспоминал он.

Когда началась война, орловской художнице Л. М. Алексеевой было всего четыре года, но это страшное время навсегда врезалось в ее память. «Дети войны» – это автопортрет с маленькой сестричкой, прижимающей к себе любимого плюшевого мишку. Они стоят во дворе старинного дома купца Ситникова на Болховской (ныне ул. Ленина), в котором тогда жила их семья.

Немало осиротевших детей шло по военным дорогам, приближаясь к действующим военным частям, где получали хлеб и кров, становясь «сыновьями полка». Художник С. Я. Адливанкин изобразил такого мальчика в картине «Мальчик с ложкой» (1942).

Многое пережили дети, находясь на территории немецкой оккупации. Жанровая картина В. П. Хохрина «В тылу врага» рассказывает, как в лесу мальчик помогает раненому военному летчику.

Свое опаленное войной детство на Украине отразили орловские художники: керамист Ж. А. Травинская – в декоративных пластах «Детство. Бомбежка», «Отрочество. Продажа воды у поездов» (1984) и скульптор Л. М. Бугай – в барельефе «Воспоминания детства» (1985).

Тема «Война и дети» продолжается и в разделе графики. Н. Н. Жуков в 1944 г. создал с натуры рисунок «Беженцы». И. Н. Воробьева в гравюре «Скудный ужин» изобразила маленьких детишек за полупустым столом.

Необычайно драматичен карандашный рисунок С. С. Косенкова «Ждем отцов» (1974). Это эпизод из его биографии: деревенские мальчишки, между которыми изображен и он сам, стоят у дороги, надеясь увидеть своих отцов, среди возвращающихся с войны солдат.

В разделе графики также представлены произведения художников-ветеранов, которые во время войны в перерывах между боями делали зарисовки, ставшие очень ценными документами для последующих поколений, не знающих войны.

Это рисунки В. Н. Сигорского «Разрушенный Орел» (1943) и «Восстановление моста через реку. Город Орел» (1943).

А. К. Боровская в годы войны работала медсестрой в госпитале, выезжала для зарисовок к партизанам, была на Калининском фронте. На выставке представлены три портрета, выполненные ею после освобождения Орла в 1943-1944 гг. Генерал-майор А. П. Горшков руководил партизанским движением на Орловщине, Лида Окушко и Л. Н. Трошкина  работали на заводе «Текмаш», который в эти годы имел оборонное значение. Рисунок художницы «Взорванный мост через реку Орлик» (1943) свидетельствует о тех разрушениях, которые оставили после себя фашистские оккупанты.

В. В. Богаткин на основе военных зарисовок создал серию работ, с одной из которых, – «Последний бросок. Штурм Рейхстага» (1945), можно познакомиться на выставке.

М. М. Черемных в годы войны находился в эвакуации в сибирском городе Бийске. В этот период созданы его гуаши «Коптилка» и «Вечер» из серии работ «Тыловые зарисовки».

Кроме произведений оригинальной графики, на выставке экспонируются и печатные листы: литография «Штурм Кенигсберга» (1957) А. К. Крутцева, серия офортов «Путь солдата» О. Г. Бетехтина, серия гравюр «Женщины России в годы войны» (1989) И. Н. Воробьевой.

Особое место на выставке занимают произведения фронтовиков-орловчан.

Г. В. Дышленко был участником Курской битвы, освобождал город Орел от немецко-фашистских захватчиков. Тема войны стала одной из самых важных в его творчестве. Основой сюжета его композиции «На Орловско-Курском направлении» (1973) послужили события, в которых художник сам принимал участие. Выразителен психологический контраст между группой сидящих пленных немецких офицеров и уверенно стоящим на родной земле советским солдатом.

В. А. Дудченко получил тяжелое ранение в боях под Великими Луками, долго лежал в госпитале и осенью 1943 г. вернулся в родной город с папкой рисунков, выполненных между боями и во время лечения.

Н. И. Полунин служил в пехотном полку сапером, всю войну не расставался с карандашом и блокнотом, создав целую серию зарисовок.

Старейшие художники, преподававшие в Орловском художественном училище, – К. С. Андросов и Н. Н. Моревский, в годы войны, находившиеся в прифронтовой полосе, работали в «Окнах ТАСС». В 1943 г., вернувшись в разрушенный Орел, запечатлели в своих рисунках его возрождение из руин. К. С. Андросов в акварели «Пленные восстанавливают Орел» (1943-1945) показывает хорошо узнаваемое в Орле место возле собора Архангела Михаила, где немецкие военнопленные под конвоем солдат разбирают завалы из кирпичей, оставшихся после бомбежки. На рисунке Н. Н. Моревского «Воскресник у Драмтеатра» (1943) – работающие женщины, на плечи которых легли тяготы по восстановлению нашего города.

Р. В. Осипов не видел войны, но его брат был военным корреспондентом, и об этом художник рассказал в натюрморте «Дневник военного корреспондента. Память о брате» (1983).

В. В. Анисимов, родившийся в 1942 г., свои воспоминания о голодном военном детстве передает в картине «Трудное время» (1983). Н. Я. Силаев, выросший в орловской деревне, знал о войне по воспоминаниям отца, матери и деда. На них основан сюжет его полотна «Трудный хлеб» (1987). В. З. Симаков ушел на фронт 16-летним мальчишкой, прошел всю войну и вернулся домой в орденах и медалях. Натюрморт «Вещи моей молодости» – рассказ о его боевой юности.

Орловский график Г. Д. Калмахелидзе с большой эмоциональной силой отразил военную тему в серии офортов «Красная площадь» (1981-1984). «Для меня Красная площадь и по сей день остается сердцем России, символом нашего государства. Здесь проходят все события нашей истории, переживаются трагедии народа и его победы, с ней связана судьба каждого простого человека», – говорит художник. «Парад на Красной площади», входящий в эту серию, рассказывает об историческом событии, когда солдаты прямо с парада в Москве уходили на фронт.

Войне посвящены линогравюры Л. Н. Потапова из серии «Стихи и песни о войне», и автолитографии М. А. Шураева из серии «Воспоминания о военном детстве» (1979).

На одно из первых мест в изобразительном искусстве в послевоенные годы вышла портретная скульптура. Образы советских патриотов, отстоявших в жестоких боях свободу и независимость нашей Родины, глубоко волновали советских ваятелей. На выставке экспонируются работы известных скульпторов: Б. Ф. Лоренцова – «Портрет Героя Советского Союза, генерал-майора Л. Н. Гуртьева» (1945), З. М. Виленского – «Портрет Героя Советского Союза, летчика-испытателя М. М. Громова» (1970), В. Е. Цигаля – «Солдат», Я. Н. Купреянова – «Два воина».

Портретный жанр представлен и работами двух орловских скульпторов: В. П. Басарева – «Портрет ветерана Великой Отечественной войны» (1983) и Г. А. Князевой – «Портрет маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова» (2007).

Тема Великой Отечественной войны глубока и неисчерпаема. Она остается, и будет оставаться одной из важнейших в российском искусстве, помогая воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к ее прошлому, призывая думать о будущем. По-новому предстоит открыть, понять и отразить ее в своих работах мастерам искусства будущих поколений.

 

Выставка открыта: с 31 августа по 13 сентября 2020 года

Время работы: с 10.00 до 17.00. Выходной день: понедельник

Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.  Тел.: 76-05-86, 76-27-41