Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств.
К 140-летию со дня рождения.
10 декабря исполнилось 140 лет со дня рождения Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967) - одной из самых талантливых русских художников ХХ века. Картины Зинаиды Серебряковой нельзя спутать ни с кем из мастеров, настолько они самобытны и узнаваемы. Она стала одной из первых женщин, вошедших в историю русской и мировой живописи. Она жила в то время, когда произошло несколько революций и войн, ранняя потеря отца, а потом мужа, вынужденная эмиграция и разлука с детьми. Серебрякова оставила значительное живописное и графическое наследие, которое преимущественно находится в коллекциях отечественных музеев (Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее), а также в частных собраниях.
В фондах нашего музея хранятся четыре живописных и две графические работы художницы.
Зинаида Серебрякова (урожденная Лансере) родилась 10 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии. В семье все занимались творчеством. Мать, Екатерина Лансере, урожденная Бенуа происходила из рода потомственных франко-итальянских художников и архитекторов и сама была одаренным художником-графиком. Отец, Евгений Лансере – талантливый скульптор-анималист.
Творческая атмосфера в доме Лансере и преемственность великой династии художников определила личность и судьбу девочки. В 1900 году Зинаида закончила обучение в женской гимназии и поступила в петербургскую Академию художеств, затем училась в художественной школе известной меценатки княгини Тенешевой. Посещала мастерскую знаменитого портретиста Осипа Браза. В 1905 уехала во Францию. Посещала Академию Гранд Шомьер в Париже. Изучала искусство старых мастеров в парижских музеях. В 1906 возвратилась в Россию. Жила почти безвыездно несколько лет в Петербурге и Нескучном. С 1910 участвовала в выставках. Блистательный автопортрет «За туалетом» (1909), экспонировавшийся на выставке «Современный женский портрет» в 1910, принес ей славу. Картина была приобретена Третьяковской галерей.
Вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения. Имела четверых детей: ( Евгений, род 1906, Александр, род 1907, Татьяна, род.1911, Екатерина, род. 1913)
1910-1917 годы – расцвет художественного творчества Зинаиды Серебряковой. В это время она создала много картин на темы крестьянского быта и русской деревни, писала автопортреты, природу, портреты близких ей людей.
В годы гражданской войны сгорело родовое имение Нескучное, и погибли многие произведения художницы. Умер от тифа муж. В тридцать пять лет она осталось вдовой с четырьмя маленькими детьми, оказавшись без всяких средств к существованию. В тяжелую пору первых послереволюционных лет, в период разрухи, безработицы и голода трудно было продавать картины. В одном из писем своему дяде Александру Бенуа, находившемуся с 1923 года во Франции Серебрякова с отчаянием сообщала о том, что ей необходимо хоть как-то изменить свою жизнь «где каждый день только острая забота о еде, и где заработок такой ничтожный, что не хватает на самое необходимое». Бенуа посоветовал Серебряковой на время уехать в Париж, где, как ему казалось, ее портреты будут иметь успех.
Серебрякова приехала в Париж 4 сентября 1924 года. С этого дня начался для нее долгий период жизни, полный труда и невзгод. В Париже Серебрякова завоевала славу одного из лучших портретистов. Особенно нравились ее женские и детские портреты, и работа над ними стала для нее основным источником существования. Но сколько бы художница не трудилась, она не могла материально обеспечить себя. В 1925 году к ней в Париж приехал сын Александр, а в 1928 году младшая дочь Катя. Старшие дети Евгений и Татьяна остались в России.
В первые годы пребывания в Париже она думала писать картины, посвященные жизни французского народа. Самыми близкими сердцу художницы оставались сельские мотивы. Почти каждое лето с наступлением в Париже жары Серебрякова уезжала в Бретань, на юг Франции. В 1926 году в Бретани начата серия пастельных портретов рыбаков и крестьян, продолженная в 1930-е годы.
В фондах нашего музея хранятся произведения З.Е. Серебряковой этого периода. «Портрет крестьянина», 1926, бумага, пастель и «Рабочий». 1930, Бумага, пастель
Работы примерно одного размера, выполненные по пояс, в одном ракурсе. Но при всей композиционной схожестью в каждом из них свой образ, свой индивидуальный характер. Внимательно всматривается художница в лица простых людей, стремится к углубленным психологическим характеристикам. Более всего ее интересует выражение глаз, лица и она акцентирует на них основное внимание.
Работы были приобретены в 1977 году у Татьяны Борисовны Серебряковой (Николаевой) (1912-1989) - дочери Зинаиды Серебряковой.
В 1960 году Татьяна Серебрякова приехала в Париж, где увиделась с матерью впервые после 36 лет разлуки.
Татьяна Борисовна многое сделала для популяризации творчества Зинаиды Серебряковой на родине. В 1965 и 1966 годах прошли выставки работ Зинаиды Серебряковой, которые стали настоящим открытием художницы для советской публики. С 1967 года Татьяна Борисовна начала передавать картины матери в музеи страны, выпускать альбомы. Подготовила к изданию книгу воспоминаний о Зинаиде Серебряковой, которая вышла в свет в 1987 году.
Во Франции, где Зинаида Евгеньевна Серебрякова провела большую часть жизни, она по своему характеру, мировоззрению, творчеству до конца дней оставалась глубоко русской художницей. Через все жизненные невзгоды она пронесла верность традициям русского искусства. И все созданное ею за рубежом принадлежит нашей культуре. Многие работы Серебряковой позднего периода находятся теперь в крупнейших музеях страны. Они также вошли в историю русского искусства, наряду с ранними произведениями, которые уже давно стали классикой нашей живописи.