Из цикла «Облики эпохи»
К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927):
скульптурный портрет художницы из фондов ОМИИ
Выдающийся скульптор рубежа эпох, женщина, посвятившая свою жизнь исключительно творчеству, искавшая и находившая новые средства художественного выражения в области импрессионизма и символизма, Анна Голубкина предстает перед нами в скульптурном портрете работы своего коллеги – знаковой фигуры уже иной, сталинской эпохи, Георгия Мотовилова (1892–1963). Ценнейший пример портрета одного мастера, исполненного другим, хранится в фондах Орловского музея изобразительных искусств; в собрание он поступил из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников в 1964 году.
Г.И. Мотовилов. Портрет скульптора А.С. Голубкиной. 1956.
Дерево. 98х29х38,5 см. ОМИИ. С-48.
Родившаяся в древнем городе Зарайске Рязанской губернии в семье мещан-староверов, Анна с детства отличалась, как сейчас говорят, нестандартным мышлением, имея при этом волевой, свободолюбивый характер. В двадцать пять лет она отправляется в Москву, где учится в Классах изящных искусств у архитектора Анатолия Гунста, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской С.И. Иванова; на талантливую студентку обращает внимание известный скульптор и педагог Сергей Волнухин. С 1894 года Голубкина продолжает обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств под началом В.А. Беклемишева. С 1895 года ей довелось трижды подолгу жить и работать в Париже, на занятиях Академии Коларосси, в собственной мастерской, с 1897 г. – в мастерской самого О. Родена, открывшего новую эпоху в мировой скульптуре, сочетая физиологическую натуралистичность с «живой» текстурой материала и полным идеи и страсти символизмом. В 1902–1903 годах Голубкина изучает в Париже технику работы в мраморе, посещает музеи Лондона.
Родившаяся по время пожара, Анна Семеновна признавала, что и характер у нее пожарного: она была бескомпромиссна, решительна и нетерпима к несправедливости, что сблизило ее со временем с членами партии большевиков. Для них Голубкина в 1905 г., когда она едва не погибла, останавливая лошадь казака, разгонявшего рабочих, создала первый в России скульптурный портрет немецкого идеолога Карла Маркса. В фондах ОМИИ хранится гипсовая копия с оригинала, хранящегося в Третьяковской галерее, переданная Русским музеем в 1959 году. Спиралевидным движением автор из инертной массы вызывает могучий и суровый образ мыслителя.
Для себя художница определила сферу портрета и декоративной пластики, выполняемых ею в мраморе и дереве. В 1914 году А.С. Голубкина была удостоена персональной выставки в московском Музее изящных искусств. В 1913–1916 гг. она руководит скульптурным отделением на Пречистенских рабочих курсах, с 1918 по 1922 год преподает во Вторых свободных государственных мастерских ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), а в 1922–1923 г. пишет книгу «Несколько слов о ремесле скульптора» (изд. 1939, 1983 гг.). Творчество Голубкиной на переходном этапе объединило две традиции – старое и новое, отечественное и западное, академическое и импрессионистическое, недаром ее имя упоминается вместе с другим новатором русской скульптуры, Паоло Трубецким.
Идейная, эмоциональная, она была очень ранима, однако мужественно отстаивала свои принципы и творческую линию в то время, когда ее коллеги и публика, в основном, гнались за модой. Однокурсник Анны Голубкиой, Сергей Коненков, вспоминал: «В мастерской между античных слепков, строгая и величавая, она выглядела, как мифическая древняя пророчица-сивилла». Анна Семеновна признавалась: «Как у меня сердце болит – один бог знает. Да если человек увлечется искусством, то уж ему этой жажды не залить во веки [...]. Авось, [...] в рай попадем. Мы скажем: за что гореть снаружи, мы при жизни изнутри хорошо горели» (http://small_museums_near.tretyakovgallery.ru/page2862108.html).
Образ пламенной художницы вдохновил в 1950-е годы мастера соцреализма эпохи «сталинского ампира», Г.И. Мотовилова (1892 (1894) – 1963). Это обращение было неслучайным: ученик С.Т. Коненкова по ВХУТЕМАСу, он, наверняка был наслышан об Анне голубкиной как удивительной творческой личности. Кроме того, скульптор, педагог, музыкант, Георгий Иванович не только являл собой подлинного интеллигента. Он был выходцем из весьма религиозной семьи, восходящей к боярскому роду времен Дмитрия Донского; его двоюродный прапрадед, помещик Николай Мотовилов, был тем самым «служкой» и первым биографом Серафима Саровского, в беседе с которым лик старца просиял божественным светом…
Будущий лауреат Сталинской премии, Георгий Иванович Мотовилов родился в Москве в старинной дворянской семье (отец был врачом), окончил гимназию с серебряной медалью, затем по настоянию родителей отучился на медицинском факультете Московского Университета. Отслужив в армии, в 1918 году Георгий Мотовилов поступает во ВХУТЕМАС и сразу же включается в работу по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды, так что начало его творческой биографии овеяно идеей революции (рельефы на тему «Интернационала» 1921–1922 гг.).
Видное место в его творчестве занимают скульптуры для станций московского метро – медальоны с рельефными фигурами и статуи, оформление главного входа Всесоюзной сельскохозяственной выставки (с 1959 г. – ВДНХ) в 1939 году; в 1952-м Георгий Иванович завершил скульптурное оформление Волго-Донского канала им. В.И. Ленина, а затем фриз на портале нового здания МГУ.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится созданный Г.И. Мотовиловым в 1950 году в бронзе (?) портретный бюст Александра Борисовича Салтыкова (1900–1959), поступивший в собрание в 1991 г. из Республиканского центра художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства (Росизопропаганда).
Кандидат искусствоведения, музейный деятель, художественный руководитель гжельского народного керамического промысла (1934–1955), автор трудов, посвященных декоративно-прикладному искусству, Александр Салтыков родился в Москве в дворянской семье. В 1922 г. он окончил историко-филологический факультет Московского университета, и это был последний выпуск, который учился по дореволюционной программе. Студентам преподавали старые профессора, многие из которых потом были высланы за границу. C 1926 г. А.Б. Салтыков входил в Московское общество истории и древностей Российских, был членом закрытого религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова (1864–1938), расстрелянного в вологодской тюрьме и причисленного к лику святых в чине мученика. С 1921 по 1959 год Александр Салтыков был сотрудником Исторического музея, в 1929 – 1930 годах сочетая работу с преподаванием в должности доцента на керамическом факультете Высшего гос. художественно-технического института (ВХУТЕИН). Его сын, протоиерей Александр Александрович Салтыков (род. 1941), член Союза художников России, в настоящее время является настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах, деканом факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гос. университета и старшим научным сотрудником Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Отец и сын Салтыковы имеют удивительное внешнее сходство. На скульптурном портрете работы Мотовилова благородное лицо модели с аристократически тонкими и правильными чертами, высоким открытым лбом, прямым узким носом и окладистой ухоженной бородой одухотворяет взгляд чуть опущенных глаз человека, погруженного в размышление и отрешенного от внешнего мира. Чуть приподнятые тонкие брови и безупречный костюм, с застегнутым до верхней пуговицы воротником, придают образу ученого особую возвышенность.
Столь же глубокой по психологической разработке стала и полнофигурная скульптура Георгия Мотовилова, изображающая скульптора Анну Голубкину в минуту творческих раздумий. Скульптура высечена из единого блока и при этом композиционно лишена статичной скованности. Фигура поставлена наклоненной вперед, с опорой на левую ногу, приподнятую на возвышение в основании; левая рука опирается на положенную на колено закрытую книгу, правая, пересекая грудь, касается левого плеча (сначала кажется, что женщина осеняет себя крестным знамением).
Напряженно вглядываясь вдаль, художница тревожна, но полна решимости. Выражение лица и поза Анны Семеновны свидетельствуют о полной зрелости и даже некоторой усталости художника, достигшего вершины своего мастерства, и жизнь которого уже обернулась в сторону заката. «Если хочешь, чтобы из твоего писательства что-нибудь вышло, – советовала Анна Семеновна своей знакомой, – не ходи замуж, не заводи семьи. Искусство связанных рук не любит… Искусство – это подвиг, и тут нужно все забыть, а женщина в семье – пленница. У мужчин все это по-другому проходит» (http://small_museums_near.tretyakovgallery.ru/page2862108.html). Рабочая поза Анны Голубкиной, без свойственных женщинам изящества и манерности, сосредотачивает и зрителя лишь на универсальных задачах и вопросах творчества. Образ, возможно почерпнутый из только что закрытой книги, и еще не открывшийся ей самой, только рождается в сознании художницы, она пропускает его через свое сердце, ум, пытаясь проникнуть в его суть, чтобы верно передать в материале.
Интересно, как свободно и тяжело ниспадающие складки ее одежды сочетаются по воле Мотовилова со словно летящими по ветру недлинными волосами Голубкиной. В результате голова скульптуры, лицо, исполненное вдохновенного напряжения, даже пафоса, напоминает голову женской фигуры работы Веры Мухиной из композиции «Рабочий и колхозница», признанной «эталоном социалистического реализма» (Большая советская энциклопедия).
В филиале Тульского музея изобразительных искусств (Тульское музейное объединение) хранится, предположительно, подготовительный к нашей скульптуре бюст А.С. Голубкиной, так же выполненный в дереве и датированный 1955–1956 гг., на основании которого была определена датировка и орловского экспоната. В сравнении с тульским портретом, на орловском памятнике художница выглядит, однако, более женственно: отказ от пышных рукавов блузы позволил Мотовилову передать мягкую покатость плеч модели, подчеркнутую касанием ладони; короткая стрижка и прическа с зачесанными назад волосами над строгим лицом с почти мужскими чертами, в орловском памятнике сменяется будто развевающимися на ветру недлинными локонами женщины-скульптора.
Г.И. Мотовилов. Портрет скульптора А.С. Голубкиной. 1956.
Дерево. 90х45х30 см. ОМИИ. С-48. Фрагмент.
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=27632262
Удивительно мощная, уверенная лепка анатомически безупречных форм скульптором-медиком Мотовиловым собирается в замкнутую, заключенную в себе композицию скульптуры, пластика которой акцентируется лишь обобщенно обозначенным постаментом с возвышением впереди. Сама экскизная обработка дерева у Мотовилова, как и темпераментная манера самой Голубкиной (так же любившей работать в дереве) наводит на мысль о незавершенности произведения или его подготовительной функции для последующего перевода скульптуры в «постоянный» материал.
Как и в отлитом в бронзе несколькими годами ранее памятнике А.П.Чехову в Ялте (кстати, с тем же мотивом скрещенных рук), Георгий Мотовилов,
наряду с убедительной передачей внешнего сходства покоряет глубоким проникновением в психологический строй модели, очень точно создавая образ творца. Ольга Книппер-Чехова признавала, что в искусстве ХХ века никому еще не удавалось передать облик Антона Павловича так, словно автор близко знал его при жизни.
Говоря о созданной Георгием Ивановичем галерее портретов творческих личностей исследователи отмечали, что «для Мотовилова была важна прежде всего передача полифонического, противоречивого внутреннего мира его героев» [4], при том, что внешнее сходство было непременным элементом реалистического стиля, кульминацией которого для скульптора становилось вчувствование, уже выходившее за пределы реализма. Так или иначе, изучение орловской скульптуры А.С. Голубкиной не теряет своей актуальности.
Старший научный сотрудник ОМИИ,
кандидат искусствоведения, Т.В. Лазарева.
Литература.
1. Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников.- М.: Советский художник, 1983. – 426 с.
2. Загорская Е. Анна Голубкина. Скульптор и человек. М.: Советская Россия, 1964. – 143 с.
3. Попов С. Возвращение мастера//Наше наследие.- № 58.- 2001. С. 152–153: ил.
4. Соловей Т.Г. Памятник от слова память. О памятниках А.П. Чехову// Литература в школе.- 2013.- № 3. С. 42–43.