В этом году исполняется 100 лет со дня издания библейской «Книги Руфь» с иллюстрациями Народного художника СССР В.А.Фаворского.
В коллекции Орловского музея изобразительных искусств хранятся шесть листов к «Книге Руфь», выполненные в технике ксилографии замечательного русского и советского художника Владимира Андреевича Фаворского.
В 1925 г. Фаворский работает над оформлением «Книги Руфь». Ее переводчиком с древне-еврейского для этого издания стал поэт и литературовед Абрам Маркович Эфрос (1888-1954). «Книга Руфь» — восьмая по порядку книга Ветхого Завета.
«Книга Руфь» повествует нам о том, что в Вифлееме иудейском случился голод и Елимелех (у Эфроса Элимелек Богоподвластный) с Ноеминью (у Эфроса — Нооми Любезная) и двумя сыновьями переселились в соседнюю страну Моав. Оба сына женились на моавитянках: старшую звали Орфа, младшую – Руфь. Случилось горе, все мужчины в этой семье умерли друг за другом. Осталась старуха-свекровь с двумя снохами. Узнав, что на ее родине обильный урожай, Ноеминь решила вернуться. С нею пошли и снохи. Ноеминь стала их уговаривать, чтобы они возвратились к своим родителям и выходили замуж. После недолгих уговоров Орфа простилась со свекровью, а Руфь осталась. Ноеминь с Руфью прибыли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Между собою они жили очень дружно. Руфь во всем слушалась свою свекровь и стала работать на поле у родственника Ноемини, которого звали Вооз (Бооз Высокородный). Когда кончилась жатва, он женился на Руфи, и она родила ему сына Овида. Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя» (Матфея 1:5, 6). Так в родословие Иисуса Христа вошли Ноеминь, Вооз и иностранка – моавитянка Руфь
Фаворский с большим энтузиазмом принялся за работу над «Книгой Руфь». Он, по его словам, «понял эту простую историю как очень типичное и очень мировое событие. Не частный случай, а типичный для всего как бы пространства…». Пространство для Фаворского — это Вселенная.
На обложке книги изображена символическая картина Вселенной, где мир несется в виде одной из бесчисленных спиралей.
В композиции гравюр художник вводит время, и каждая композиция становится сложной и многоплановой.
В иллюстрациях присутствуют повествовательность, даже реалистичность бытописания, но в то же время они эпичны и, несомненно, декоративны.
На фронтисписе «Книги Руфь» перед Древом жизни преклонила колени, рукой касаясь ствола, Руфь. Здесь она представлена не просто как моавитянка Руфь, а как Мать, Прародительница рода, давшего миру Христа.
Это очень женственный и нежный образ. В образе Руфи ясно угадываются черты жены художника, Марии Владимировны Фаворской. Ветви Древа жизни связаны, как сноп колосьев, — прямая отсылка к истории Руфи. Колосья — лейтмотив оформления «Книги Руфь».
На фронтисписе к I главе Фаворский изобразил прелестную Руфь, коленопреклоненную перед строгой свекровью. «но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя, …куда ты пойдешь, туда и я пойду, …народ твой будет моим народом. И твой Бог моим Богом; …смерть одна разлучит меня с тобою». На первом плане фигуры двух женщин монументальны и максимально приближены к зрителю так, что можно рассмотреть графические приемы художника. Штрихи на одежде Руфи, на прекрасном лице ее изящны и закруглены. А силуэт фигуры и лицо Ноемини, наоборот, выполнены прямыми штрихами. На втором плане быстро удаляется по вьющейся дороге маленькая фигурка старшей Орфы. На заднем плане легкими штрихами намечены поля, уходящие в перспективу, землепашец с волами, стремительно бегущий олень, которые создают впечатление необозримого пространства мира.
На фронтисписе ко II главе изображена Руфь с Воозом - богатым родственником свекрови Ноемени. «Она сказала: — нельзя ли мне будет поднимать и собирать колосья следом за жнецами? Пришла же она и осталась с самого утра и по сей час, и ни на минуту даже не отдохнула». Он разрешает ей собирать колосья на своем поле.
На фронтисписе к III главе изображена Руфь, стоящая возле ног спящего Вооза.
Свекровь Ноеминь посоветовала Руфи ночью пойти на гумно, где Вооз будет веять ячмень и там останется ночевать. «А как ляжет он спать, - ты выведай то место, где он ляжет, и пойди туда, да и открой у него место у ног, да и ляг, а уж там он тебе скажет, как тебе быть». «И вот спустилась она на гумно, и сделала все, как наказывала ей свекровь. Она же тихонько подошла, открыла место у его ног и прилегла».
Концовка книги изображает узловатый корень, из которого расцвели и тянутся ввысь гроздья цветов и листьев, которые символизируют продолжение жизни.
Мастеру замечательно удаётся передать эпический характер произведения. Эта книга становится самостоятельным произведением искусства, известным далеко за пределами России.
В 1925 году на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже гравюры на дереве и проиллюстрированная Владимиром Фаворским «Книга Руфь» получили высшую награду Grand-prix.
Старший научный сотрудник Т.И. Мазуркевич
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»
(БУКОО «ОМИИ»)
Виртуальная статья
Иллюстрации к «Книге Руфь»
Народного художника СССР
В.А. Фаворского (1886-1964)
в фондах ОМИИ.
.
Старший научный сотрудник Мазуркевич Т.И.
Орел
2025 год