Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Виртуальная выставка «Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея».

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Госуслуги
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


Виртуальная выставка «Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея».

  Леонид Максимович Бугай (1935-2012) Виртуальная выставка 

«Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея». 

К 90-летию автора.

 

6 июня 2025 года исполняется 90 лет со дня рождения известного орловского скульптора и графика Леонида Максимовича Бугая (1935-2012).

Его произведения находятся не только в собраниях музеев и частных коллекций, некоторые из них стали неотъемлемой частью историко-культурного пространства нашего города и области. 

Отметим лишь два наиболее знаковых объекта, расположенных в самом центре города на главных улицах, соединяющих Заводской и Железнодорожный район. 

Это появившаяся в 1990 году, взамен прежней, мемориальная доска на стене дома № 5 на площади Мира (ранее ул. Московская,11), где 5 августа 1943 года водрузили Красное знамя в честь освобождения Орла от немецко-фашистских оккупантов. 

Л.М. Бугай (1935-2012). Мемориальная доска в честь освобождения Орла 5 августа 1943 года. 1990. Бронза.

Это установленный в 2009 году памятник композитору Василию Сергеевичу Калинникову (1866-1901) в сквере рядом с носящей его имя Детской музыкальной школой №1. 

В последние годы жизни скульптора, его часто можно было видеть в теплое время года, по вечерам, задумчиво сидящим на скамейке возле этого памятника, установления которого ему пришлось ждать очень долго, почти два десятилетия.

  

Скульптор Л.М. Бугай (1935-2012).  Архитектор В.Н. Блинов (1947-2020).  Памятник композитору В.С. Калинникову (1866-1901). 2009. Бронза, красный гранит.

 

Леонид Максимович Бугай был мастером широкого творческого диапазона: занимался станковой (портретной и жанровой), мемориальной и монументальной скульптурой, прекрасно владел различными графическими техниками. 

Был в его жизни заслуживающий внимания эпизод, связанный с малой фарфоровой пластикой.

***

Леонид Максимович родился 6 июня 1935 года в Харькове. В детстве и юности пережил страшные годы немецкой оккупации и нелегкое послевоенное время. Очень сильно болел. С малого возраста любил рисовать, лепить, мечтал стать художником.

В 1958 году, завершив пятилетнюю учебу на скульптурном отделении Харьковского художественного училища, где получал за свои успехи повышенную стипендию, он сразу же отправился в Ленинград. Успешно сдал экзамены и был принят на скульптурное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина).

Занимался с большим прилежанием. Снова тяжело заболел, вынужден был взять академический отпуск. Окончил институт в 1965 году, после чего вернулся в Харьков и до 1971 года работал на Харьковском художественно-промышленном комбинате Художественного фонда Украины.

В 1971 году переехал в Орел, где и прошла большая часть его жизни и творчества. В 1971-1976 годах он преподавал Орловском художественном училище, в 1974-1976 годах – в Детской художественной школе №1. С 1977 года стал работать в Орловских художественно-производственных мастерских Художественного фонда России. В 1975 был году принят в члены Союза художников РСФСР (ныне ВТОО «Союз художников России»). С 1965 года участвовал в различных областных, межобластных, региональных, зональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских выставках. 

В 2006 году в Орловском музее изобразительных искусств с большим успехом прошла его большая персональная выставка. Среди множества прекрасных скульптурных и графических произведений, представленных в трех экспозиционных залах, обращали на себя внимание две небольшие фарфоровые фигурки в витрине: скульптуры «Маленькая лыжница» (1962) и «Юная художница» (1963). В частности и потому, что больше ни у кого из орловских скульпторов не имелось работ в фарфоре.

Обе статуэтки были выполнены в студенческую пору, в ленинградский период творчества Леонида Максимовича, являясь зримым свидетельством того, что он мог бы стать прекрасным скульптором-фарфористом, занимающимся исключительно малой декоративной пластикой.

 

      Л.М. Бугай (1935-2012).   «Автопортрет». Фрагмент. Конец 1950-х гг.  Тонированная бумага, уголь, воск. 31х31 см.  Орловский музей изобразительных искусств.

 

Первый опыт работы с керамикой (фаянсом) он получил во время учебы в Харьковском художественном училище, когда проходил практику на Будянском фаянсовом заводе. А на старших курсах в институте в Ленинграде увлекся фарфором. Посещал музей при знаменитом Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова, присутствовал на заседаниях художественного совета завода, интересовался, какие требования предъявляются к выпускаемой продукции, консультировался с работающими здесь художниками. 

В результате выполнил две небольшие модели, которые по предложению тогдашнего главного художника завода, Зигрид Освальдовны Кульбах (1908-1997), были отлиты в фарфоре и расписаны ведущим художником завода Елизаветой Николаевной Лупановой (1910-1973). Леониду Максимовичу вручили авторские экземпляры этих работ.

Замысел обеих произведений основан на реальных наблюдениях. Как рассказывал мастер, моделью для скульптурной композиции «Маленькая лыжница» послужила жившая неподалеку от студенческого общежития соседская девочка Леночка, которую художник часто видел во дворе. А прообразом «Юной художницы» стала ученица художественной школы при институте им. И.Е. Репина – Тамара.

Примечательно, что в ленинградский период Леонид Максимович создал серию натурных графических зарисовок детей, небольшая часть из которых хранится в Орловском музее изобразительных искусств. В те годы он был молодым, окрыленным будущими замыслами мечтательным художником, и возможно, живые и непосредственные мальчишки и девчонки привлекали его открытостью, естественностью в проявлении чувств, искренностью и чистотой. Да и, наверное, их проще было попросить позировать. 

Он умел почувствовать и передать особенности характера каждой своей маленькой модели, свойственные каждому возрасту особенности фигуры и пластики.

    Л.М. Бугай (1935-2012). Автор формы.  Е.Н. Лупанова (1910-1973). Автор росписи.  Статуэтка «Маленькая лыжница». 1962. Фарфор, надглазурная полихромная роспись. Высота - 17,8 см.  Выполнена на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова.  Орловский музей изобразительных искусств.

 

 

У маленькой лыжницы спокойная, устойчивая, естественная поза. Голова чуть склонена к правому плечу, торс немного откинут назад и влево, руки опущены; правая отставлена в сторону и назад, левая прижата к туловищу и выдвинута вперед. Ступни слегка расставлены. Изогнутые передние концы обеих лыж эффектно выступают за пределы имитирующего снег основания обтекаемой формы. Черты лица у малышки мягкие, еще отчетливо не сформировавшиеся. Темные большие глаза, ротик сердечком. Яркий румянец на пухлых щечках, напоминающий о прежних морозных зимах. Выражение лица свойственное ребенку, каждое мгновение делающему для себя маленькие открытия в окружающем его мире. 

Теплая зимняя экипировка являет собой образец классики советской детской моды тех лет. Голову с ушами надежно защищает обрамляющая личико девочки кроличья шапка, завязанная под подбородком. Открыта лишь нижняя половина лба с темной челкой. Расклешенное драповое пальтишко длиною до колен, с высоко поднятым широким меховым воротником, подпоясанное под грудью, не дает холоду пробраться к телу, и не сковывает движений. Вокруг повязан клетчатый шарф с небольшим бантом под подбородком и кистями на концах. На руках варежки. Ноги закрыты широкими шароварами из толстого хлопка с начесом изнутри, с резинками внизу, и обуты в башмаки на шнуровке. 

Роспись минимально-деликатная, очень тонко исполненная. Отмечены самые главные детали, выполненные черной, серой, розовой, голубой и бледно-желтой краской. На подставке обозначены две голубые снежинки.


Л.М. Бугай (1935-2012). Автор формы.  Е.Н. Лупанова (1910-1973). Автор росписи.  Статуэтка «Юная художница». 1962. Фарфор, надглазурная полихромная роспись. Высота - 19,3 см.  Выполнена на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова.  Орловский музей изобразительных искусств.

Хрупкая юная художница запечатлена в момент творчества, во время занятий на пленере. Устроившись на березовом пеньке, она прилежно рисует в альбоме-планшете, левой рукой поддерживая его на коленях. Торс и голова слегка склонены к правому плечу; колени сомкнуты, правая ступня чуть выдвинута вперед так, что ее носок выходит за край невысокой плоской овальной подставки. Лицо задумчиво-сосредоточенное и вдохновенное. Взгляд голубых глаз устремлен вперед. Пшеничные волосы собраны в узел с черным бантом на затылке. Скромное светлое летнее платье без рукавов, сшито из ткани с типичным для того времени рисунком в мелкий горошек. На ногах белые туфли-лодочки. Характер росписи и цветовая палитра здесь более сдержаны. Использована желтая, черная, серая, розовая и голубая краска. Отдельные участки кожи на ушах, шее, у выреза платья на груди, на плечах, кистях рук, коленях, верхней части стоп тронуты легкими прозрачными телесно-розовыми мазками, оживляющими белую поверхность фарфора.

Органично сочетающаяся с пластикой роспись обеих фигурок – своеобразный знак качества Ленинградского фарфорового завода, отмечающий высокий профессионализм выполнявшей ее художницы и уважительное отношение к молодому автору. 

Интересно, что на сохранившемся втором экземпляре «Маленькой лыжницы», роспись выполнена несколько иначе, что делает уникальным каждый из них.

***

Две фарфоровые фигурки, впервые появившиеся когда-то на персональной юбилейной выставке Леонида Максимовича Бугая в залах нашего музея, в 2010 году пополнили его фонды и тех пор уже несколько раз экспонировались. 

 

Старший научный сотрудник Орловского музея изобразительных искусств Т.А. Тимашева.

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам