К 100-летию со дня рождения.
10 июня 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения Элия Михайловича Белютина (1925-2012). Он принадлежал к поколению художников-шестидесятников, юность которых пришлась на суровые годы войны. Становление их профессиональной деятельности пришлось на время легендарной «оттепели». Их творчество представляло особый художественный и культурно-исторический феномен и во многом определило облик отечественного искусства второй половины ХХ века.
Белютин стоит в ряду известных лидеров «неофициального искусства» середины ХХ век. Популярности художника и его последователей способствовала резкая критика Н.С. Хрущева, посетившего выставку, посвященную тридцатилетию Московского отделения Союза художников СССР в Манеже 1 декабря 1962 года, в который Белютин принял участие. Н.С. Хрущев возмутился произведениями авангардистского толка. Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом.
Орловский музей изобразительных искусств располагает значительной коллекцией произведений художника не случайно. Живопись и графика в количестве 111 работ были подарены художником и его женой Ниной Михайловной Молевой, которая считала Орловский край своей «малой родиной», так как происхождение ее матери и всех родных был город Ливны.
В 1994 году в Орловском музее изобразительных искусств с успехом прошла персональная выставка Элия Белютина. В 1996 году состоялась выставка Белютина вместе с участниками студии «Новая реальность». В 2001 году прошла его выставка в рамках проекта «Завещано Орлу».
Элий Михайлович Белютин был неординарной личностью с необычной творческой судьбой. Он был выходец из семьи художников и музыкантов Беллучи, которая была известна с XIV века в Венецианской республике города Беллуно. Его дед окончил консерваторию, стал дирижёром и уехал работать в Краков, женился на племяннице мецената, строившего здание оперного театра, куда пригласили его работать.
Его отец Микеле Белуччи родился в Кракове. В канун Первой мировой войны, был мобилизован, дошёл до Перекопа, был ранен. В результате остался в чужой стране без документов, без знания русского языка. Естественно, ему советовали добираться до Москвы, там найти консульство и просить помощи. Он добрался до Москвы. Так случилось, что единственное рекомендательное письмо у него было к Александру Воронскому, руководителю литературного объединения «Перевал». Белуччи поселили в общежитии, там же проходили литературные вечера, и на одном из них он увидел Лидию Гринёву. Роман был бурным и развивался быстро, они зарегистрировались, и Микеле стали называть Михаилом. У Микеле и Лидии родился сын. Мальчика по настоянию итальянского деда назвали Илиджио — в честь католического святого, покровителя странствующих и ремесленников.
В 1927 году Микеле Белуччи без суда и следствия расстреляли. Семью депортировали в Среднюю Азию. В 1931 году Лидия Гринева с сыном вернулись в Москву. Когда стали оформлять документы, она сказала: «Я хочу, чтобы вы написали ребёнку национальность по отцу, он итальянец». Ей, конечно, ответили: «Да ты что, с ума сошла, его вышлют сразу! Пиши русский. И в документе написали имя Элиго — похоже на слух на Илиджио, но обозначает не святого, а «электрификация городов». А фамилию — Белютин.
Когда началась Великая Отечественная война, 16-летний Элий ушёл добровольцем в ополчение. 27 июня он уехал с эшелоном копать окопы под Москвой и спустя ещё две недели уже был в действующей армии. А в сентябре его представили к ордену Красной звезды — за то, что вывел из окружения 400 красноармейцев. Потом были бои под Москвой, простреленное лёгкое, контузия, ранение левой руки.
С 1942-1947 он учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова у А.В. Лентулова, П.В. Кузнецова, Л.А. Бруни. Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи рисунка Московского Педагогического института. С 1950 года сам начал преподавать в различных учебных заведениях и студиях. Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Именно здесь зародилась студия «Новая реальность». Студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим учителем. Белютин предлагал адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека.
Педагогические методики и упражнения Белютина поражали своей разработанностью и тонким психологическим подходом. Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводилась к анализу потребности человека в искусстве. Художник имел в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному. Это помогло раскрыться таланту многих его учеников. Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел в виду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами – перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника.
Главным, а по существу единственным мотивом в творчестве у Элия Белютина является человеческая фигура, выражающая те или иные эмоции, показанная через графический знак линией, нервной, намеченной с большой быстротой, в один прием.
Начало 1970-х годов в творчестве художника отмечено углублением в мир человеческих чувств, если быть точнее, в мир чувств человеческих. Главная мелодия, звучащая в его полотнах - драматизм мирового значения. Через скорбь художник обращается к человечеству. Через скорбь развивается душа. Белютин создает ряд полотен посвященных Иисусу Христу и его апостолам. Трактовка сюжетов, посвященных Христу, поражает неординарностью мышления. Трансформация привычных стереотипов в условность символа и метафоры создают определенный уровень восприятия.
Женщина – эта дорогая для Белютина тема. Создавая женские образы, он обращается к христианским и мифологическим традициям. Как в живописи, так и в графике у него появляются серии «Мадонны».
«Мадонна», 1989, холст, масло 149х100
В голове художника фигуры переживают свою метаморфозу. Они теряют свой традиционный ореол и обретают спиритуалистическую простоту. Они эволюционируют в сторону проявления своего существа. С потерянной плотью.
1980-е годы логично приводят мастера к его получившим мировую известность «модулям». Белютин апеллирует к надсознанию человека - той совокупности эмоционального, физического и психического, которая и создает бытие человека. Его модули как бы биоритмы, реальность внутренней жизни человека. Цветовые формы, взаимодействуя и, поглощая друг друга, воплощают те противоречия и сложности, которые раздирают наше существование. Локальность цветов не мешает необычайной многомерности, многозначности и как бы емкости модулей. Модули Белютина стали во всем художественном мире понятием нарицательным, отнесенным к наступающему тысячелетию и нашли свое почетное место в 54 ведущих музеях мира.
В 1998 году Элий Белютин дарит музею свою монументальную работу триптих «ХХ век», 1997 , холст масло.
Художник пишет: «В этой композиции мне хотелось передать страдания людей, переживших все события кончающегося столетия. Центральная часть – символ борьбы зла и добра.
Боковые фигуры – «Мать с дочерью» и «Отец с сыном» - выражают их беззащитность, но и огромную силу, позволяющую надеяться на то, что следующие столетие будет для нашей страны и всего мира счастливым».
Творческий диапазон Элия Белютина необычайно широк, он не ограничивался только живописью и графикой. Белютин был теоретиком искусства, а также поэтом и философом. Ему принадлежат небольшие сборники стихов верлибров, в которых он в своеобразной литературной форме передает свои ощущения жизни. Строки его верлибров перекликаются с содержанием его картин.
Безумный мир людей
строящих и для этого разрушающих,
и опять разрушающих для того, чтобы сделать нечто иное,
но почти такое же, как было.
Так вся планета становится детской песочницей,
где беспрерывно возникают и разрушаются города, заводы, ракеты,
и все быстрее и быстрее, все сложнее и неудобнее.
И в этой игре со своими песочными изобретениями люди превратили
Реки в трубы, леса в помойки, океан в болото, небо в асфальт,
а себя в нечто, состоящее из тщеславия, властолюбия
и жестокого самомнения.
Белютин пишет о своих картинах: « Я стремлюсь создать своего рода художественную гранулу, которая могла сообщить зрителю то, что мне пришлось испытать. Эта гранула и есть практический код, который должен не зашифровывать чувства и переживания, а, наоборот, их раскрыть, как бы вывернуть наизнанку с предельной откровенностью самое тайное и скрываемое во внутреннем мире человека. Подобные решения, которые вызывают не только активное художественное действие, но и соучастие в этом действии зрителя, я назвал модулями, т.е. активным соучастием в восприятии пространства, формы, идеи и цвета человеком. Главное – добиться их подвижности, убедительности для человека, для его подсознания. Искусство сейчас должно действовать непосредственно на духовный потенциал человека. Задача искусства – зарядить человека творческой энергией, иначе – зарядить тот его духовный аккумулятор, который каждый день разрушается реальной жизнью. Именно ради этого творческого «Я» я и пишу свои картины».
Работы Элия Михайловича Белютина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и других музеях России.
За рубежом: Италия ( Палаццо Сената, Венеция; Музей Науки слова, Венеция; Галерея современного искусства, Местре; Музей изобразительных искусств, Беллуно; Рим, Пинакотека), Франция (Центр Жоржа Помпиду), Швейцария (Галерея де Поет Арв, Женева и Музей интернационального искусства, США (Роз Музей, Бостон; Институт искусств Э. Блюм, Зиммерли музей) и в других музеях мира.
А также в частных собраниях Англии, Германии, Канады, Голландии, Венгрии, Кипра, Люксембурга, Польши, Южной Кореи и Японии.
Старший научный сотрудник
Т.И. Мазуркевич


.jpg)
.jpg)
.jpg)




