Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Политика обработки персональных данных
    • Часто задаваемые вопросы

Удовлетворенность граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Пейзаж К.С. Андросова «Пробуждение» 1950-е Виртуальная выставка к 125-летию со дня рождения художника.

  • В единстве культур – сила народа 03.11. 2025 (17:00-22:00). "Ночь искусств» 03 ноября 2025 года!

  • Выставка "Без суеты"

  • Виртуальная публикация «К.С. Андросов – старейший орловский художник»

  • Уважаемые держатели пушкинских карт!

  • К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Зарубина (1925-1996).

  • Выставка «Густав Климт. Золото модерна (полотна в технике жикле)»

  • О работе музея 1 сентября

  • Открытие выставки «Рохлины. Семья художников» (Живопись и графика Михаила, Александра и Владимира Рохлиных из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы).

  • «Натюрморты и мотивы природы в линогравюрах В.А. Хина из фондов ОМИИ».

  • Виртуальная выставка. «Новая реальность Элия Белютина (1925 – 2012)»

  • Выставка «РОХЛИНЫ. СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ. Живопись и графика Михаила, Александра и Владимира Рохлиных из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы»

  • Виртуальная выставка «Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея».

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Госуслуги
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


Виртуальная выставка. «Новая реальность Элия Белютина (1925 – 2012)»

Элий БелютинК 100-летию со дня рождения.

 

10 июня 2025 года исполнилось 100 лет со дня рождения Элия Михайловича  Белютина (1925-2012). Он принадлежал к поколению художников-шестидесятников, юность которых пришлась на суровые годы войны. Становление их профессиональной деятельности пришлось на время легендарной «оттепели». Их творчество представляло особый художественный и культурно-исторический  феномен и во многом определило облик отечественного искусства второй половины ХХ века. 

Белютин стоит в ряду известных лидеров «неофициального искусства» середины ХХ век. Популярности художника и его последователей способствовала резкая критика Н.С. Хрущева, посетившего выставку, посвященную тридцатилетию Московского отделения Союза художников СССР в Манеже 1 декабря 1962 года, в который Белютин принял участие. Н.С. Хрущев возмутился произведениями авангардистского толка. Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом.

       Орловский музей изобразительных искусств располагает значительной коллекцией произведений  художника не случайно.  Живопись и графика  в количестве 111 работ были подарены художником и его женой Ниной Михайловной Молевой, которая  считала Орловский край своей «малой родиной», так как происхождение ее матери и всех родных был город Ливны. 

В 1994 году в Орловском музее изобразительных искусств  с успехом прошла  персональная выставка Элия Белютина. В 1996 году состоялась выставка Белютина вместе  с участниками студии «Новая реальность». В 2001 году прошла его выставка в рамках проекта «Завещано Орлу».

Элий Михайлович Белютин был неординарной личностью с необычной творческой судьбой. Он был выходец из семьи  художников и музыкантов Беллучи, которая была известна с XIV века в Венецианской республике города Беллуно. Его дед окончил консерваторию, стал дирижёром и уехал работать в Краков, женился на племяннице мецената, строившего здание оперного театра, куда пригласили его работать. 

Его отец Микеле Белуччи родился в Кракове. В канун Первой мировой войны, был мобилизован, дошёл до Перекопа, был ранен. В результате остался в чужой стране без документов, без знания русского языка. Естественно, ему советовали добираться до Москвы, там найти консульство и просить помощи. Он добрался до Москвы. Так случилось, что единственное рекомендательное письмо у него было к Александру Воронскому, руководителю литературного объединения «Перевал». Белуччи поселили в общежитии, там же проходили литературные вечера, и на одном из них он увидел Лидию Гринёву. Роман был бурным и развивался быстро, они зарегистрировались, и Микеле стали называть Михаилом. У Микеле и Лидии родился сын. Мальчика по настоянию итальянского деда назвали Илиджио — в честь католического святого, покровителя странствующих и  ремесленников. 

 В 1927 году Микеле Белуччи без суда и следствия расстреляли. Семью депортировали в Среднюю Азию. В 1931 году Лидия Гринева с сыном вернулись в Москву. Когда стали оформлять документы, она сказала: «Я хочу, чтобы вы написали ребёнку национальность по отцу, он итальянец». Ей, конечно, ответили: «Да ты что, с ума сошла, его вышлют сразу! Пиши русский. И в документе написали имя Элиго — похоже на слух на Илиджио, но обозначает не святого, а «электрификация городов». А фамилию — Белютин.

  Когда началась Великая Отечественная война, 16-летний Элий ушёл добровольцем в ополчение. 27 июня он уехал с эшелоном копать окопы под Москвой и спустя ещё две недели уже был в действующей армии. А в сентябре его представили к ордену Красной звезды — за то, что вывел из окружения 400 красноармейцев. Потом были бои под Москвой, простреленное лёгкое, контузия, ранение  левой руки.

Автопортрет, 1941 , бумага, масло, 24х15

 

 

 С 1942-1947 он учился в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова у А.В. Лентулова, П.В. Кузнецова, Л.А. Бруни. Затем занимался в аспирантуре на кафедре живописи рисунка Московского Педагогического института. С 1950 года сам начал преподавать в различных учебных заведениях и студиях. Элий Михайлович руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Именно здесь зародилась студия «Новая реальность». Студенты полиграфического и текстильного института объединились и фактически выбрали Белютина своим учителем. Белютин предлагал адекватный современности художественный язык, отражающий стремительно меняющуюся духовную жизнь человека. 

  Педагогические методики и упражнения Белютина поражали своей разработанностью и тонким психологическим подходом. Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводилась к анализу потребности человека в искусстве. Художник имел в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному. Это помогло раскрыться таланту многих его учеников. Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел в виду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами – перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника.   

Главным, а по существу единственным мотивом в творчестве у Элия Белютина является человеческая фигура, выражающая те или иные эмоции, показанная через графический знак линией, нервной, намеченной с большой быстротой, в один прием.    

Начало  1970-х годов  в творчестве художника отмечено углублением в мир человеческих чувств, если быть точнее, в мир чувств человеческих. Главная мелодия, звучащая в его полотнах - драматизм мирового значения. Через скорбь художник обращается к человечеству. Через скорбь развивается душа. Белютин создает ряд полотен посвященных Иисусу Христу и его апостолам. Трактовка сюжетов, посвященных Христу, поражает неординарностью мышления. Трансформация привычных стереотипов в условность символа и метафоры создают определенный уровень восприятия.

 

1.«Распятие с предстоящими», 1970, холст, масло,  252х404

 

 

  

 

 

 

Женщина – эта дорогая для Белютина тема. Создавая женские образы,  он обращается к христианским и мифологическим традициям.  Как в живописи, так и в графике у него появляются серии «Мадонны».

 

«Мадонна», 1989, холст, масло 149х100

  «Мадонна», 1989, холст, масло 149х100

 

В голове художника фигуры переживают свою метаморфозу. Они теряют свой традиционный ореол и обретают спиритуалистическую простоту. Они эволюционируют в сторону проявления своего существа. С потерянной плотью.

1980-е годы логично приводят мастера к его получившим мировую известность «модулям». Белютин апеллирует к надсознанию человека - той совокупности эмоционального, физического и психического, которая и создает бытие человека. Его модули как бы биоритмы, реальность внутренней жизни человека. Цветовые формы, взаимодействуя и, поглощая друг друга, воплощают те противоречия и сложности, которые раздирают наше существование. Локальность цветов не мешает необычайной многомерности, многозначности и как бы емкости модулей.  Модули Белютина стали во всем художественном мире понятием нарицательным, отнесенным  к наступающему тысячелетию и нашли свое почетное место  в 54 ведущих музеях мира.

 

  «Модуль. Нимфа», 1988, холст, масло 150х100

 

 

«Модуль. Гитарист», 1988, холст, масло 150х100  

 

 

 

В 1998 году Элий Белютин дарит музею свою монументальную работу триптих «ХХ век», 1997 , холст масло.

 

 

«Мать с дочерью». Левая часть, холст, масло, 200х100 «ХХ-й век». Центральная часть, холст, масло, 200х200 «Отец с сыном». Правая часть, холст, масло, 200х100
                                                                                                    

 

       Художник пишет:  «В этой композиции мне хотелось передать страдания людей, переживших все события  кончающегося столетия. Центральная часть – символ борьбы зла и добра. 

Боковые фигуры – «Мать с дочерью» и «Отец с сыном» - выражают их беззащитность, но и огромную силу, позволяющую надеяться на то, что следующие столетие будет для нашей страны и всего мира счастливым». 

Творческий диапазон Элия Белютина необычайно широк, он не ограничивался только живописью и графикой. Белютин был теоретиком искусства, а также поэтом и философом. Ему принадлежат небольшие сборники стихов верлибров, в которых он в своеобразной литературной форме  передает свои ощущения  жизни. Строки его верлибров перекликаются с содержанием его картин.

Безумный мир людей

строящих и для этого разрушающих, 

и опять разрушающих для того, чтобы сделать нечто иное, 

но почти такое же, как было.

Так вся планета становится детской песочницей, 

где беспрерывно возникают и разрушаются города, заводы, ракеты, 

и все быстрее и быстрее, все сложнее и неудобнее.

И в этой игре со своими песочными изобретениями люди превратили

Реки в трубы, леса в помойки, океан в болото, небо в асфальт, 

а себя в нечто, состоящее из тщеславия,  властолюбия

и жестокого самомнения.

Белютин пишет о своих картинах: « Я стремлюсь создать своего рода художественную гранулу, которая могла сообщить зрителю то, что мне пришлось испытать. Эта гранула и есть практический код, который должен не зашифровывать чувства и переживания, а, наоборот, их раскрыть, как бы вывернуть наизнанку с предельной откровенностью самое тайное и скрываемое во внутреннем мире человека. Подобные решения, которые вызывают не только активное  художественное действие, но и соучастие в этом действии зрителя, я назвал модулями, т.е. активным соучастием в восприятии пространства, формы, идеи и цвета человеком. Главное – добиться их подвижности, убедительности для человека, для его подсознания. Искусство сейчас должно действовать непосредственно на духовный потенциал человека. Задача искусства – зарядить  человека творческой энергией, иначе – зарядить тот его духовный аккумулятор, который каждый день разрушается реальной жизнью. Именно ради этого творческого «Я» я и пишу свои картины».

Работы Элия Михайловича Белютина хранятся   в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском  музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и других музеях России.

 За рубежом: Италия ( Палаццо Сената, Венеция; Музей Науки слова, Венеция; Галерея современного искусства, Местре; Музей изобразительных искусств, Беллуно; Рим, Пинакотека),  Франция (Центр Жоржа Помпиду), Швейцария (Галерея де Поет Арв, Женева и  Музей интернационального искусства, США (Роз Музей, Бостон; Институт искусств Э. Блюм, Зиммерли музей) и в других музеях мира.

А также в частных собраниях Англии, Германии, Канады, Голландии, Венгрии, Кипра, Люксембурга, Польши, Южной Кореи и Японии.

 

 

 

 

Старший научный сотрудник

Т.И. Мазуркевич

 

 

 

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам