«К.С. Андросов – старейший орловский художник»
к 125-летию со дня рождения художника.
22 октября 2025 года исполняется 125 лет со дня рождения Константина Сергеевича Андросова (1900-1978), одного из старейших художников, внесших большой вклад в становление и развитие художественной жизни Орла.
Константин Андросов родился в 1900 году в городе Козлове Тамбовской области в семье служащего железной дороги. С раннего детства он был творческим мальчишкой, и получать профессию железнодорожника, как его отец, не захотел. Сначала он обучался в Калачевской учительской семинарии (Воронежская область). Волей судьбы Константин Сергеевич оказался в Орле, где поступил в Орловскую художественную школу, которую успешно окончил в 1926 году. С этого момента начинается его творческая, педагогическая и общественная деятельность.
В июне 1926 года по инициативе Константина Андросова в Орле был создан филиал АХРР (Ассоциация художников революционной России), объединивший 13 художников, а в декабре того же года в помещении художественной школы открылась первая выставка, где были представлены работы Андросова.
Константин Сергеевич работал в школе, как и многие выпускники. С 1933 по 1939 год преподавал в Орловском художественном училище.
1939 год для художника был особый. В декабре этого года в художественной жизни Орловской области произошло большое событие, была создана единая творческая организация Орловское отделение СХ СССР. Из всех участников только 9 художников были удостоены права вступить в Союз. Первым стал Константин Андросов, он же был избран председателем. Скромный талантливый художник и прекрасный организатор, бессменно проработавший на этом посту 20 лет.
С 1941 года Андросов – член Союза художников СССР. В годы Великой Отечественной войны он по состоянию здоровья не был мобилизован в армию. В период оккупации Орла находился в Ельце. Здесь Константин Сергеевич и другие эвакуированные орловские художники много делали для того, чтобы запечатлеть хронику военных событий, внести свою лепту в Победу. Они рисовали разрушенные здания, писали портреты участников боев, партизан, создавали лозунги, участвовали в организации отделения «Окна ТАСС».
После освобождения Орла 5 августа 1943 года Андросов возвращается в город и старается активизировать художественную жизнь союза, привлекая талантливую молодежь. Нужно было начинать все сначала, из большого в прошлом коллектива художников в Орел возвратились несколько человек.
В этот период свою творческую деятельность в Орле начинает молодой художник И.А. Круглый, в книге «Встреча с прошлым» он делится воспоминаниями: «Найти товарищество было несложно. Встретился с моими учителями по Орловскому художественному училищу в Ельце. Это были К.С. Андросов, В.П. Третьяков и Н.Н. Моревский. Андросов хорошо меня помнил, он на первом курсе училища преподавал живопись. Он, по-отцовски, с добротой встретил меня - я запомнил это на всю жизнь…». В августе 1944 к первой годовщине освобождения Орла, уже была открыта творческая выставка, в которой приняли участие 14 художников. Андросов выставил полотно «Гражданский подвиг учительницы Ляшковой», 1944.
Параллельно активной общественной деятельности, Константин Сергеевич занимался творчеством. Художник лирического повествования. Любимым его жанром становится акварельный пейзаж. Пейзажи Андросова наполнены тонкой проникновенностью. Через образы природы он способен передать глубокие чувства. Искусствовед Ирма Ивановна Борисова, точно подметила: «Акварель помогла ему выразить свое душевное состояние. Он был очень замкнутым, суровым, по работам мы можем судить о нем как о человеке».
В пейзаже «В Гурзуфе» мы видим набережную, светлое здание на фоне темной возвышающейся горы Аю-Даг, что означает «Медведь-гора». Гора напоминает своими очертаниями купол или склонившегося к морю гигантского медведя, пьющего воду. Чудесное место, горы защищают город от холодных ветров, поэтому здесь приятная погода в любое время года. По набережной спокойно прогуливаются и отдыхают люди, наслаждаясь закатом, нет туристической суеты, всё размеренно и благостно. Художник погружает нас в состояние умиротворения, окутывая теплом уходящего вечера. Колорит работы сдержанный, нежно-голубое спокойное море, теплое немного охристое небо, повсюду золотые блики от лучей заходящего солнца, художник наслаждается красотой южного пейзажа и передает эти ощущения зрителю. Константин Сергеевич по состоянию здоровья часто посещает Крымский полуостров и пишет серию «Крымские пейзажи» (1952-1960).
Андросов выбирает в натуре камерные мотивы. «Аллея в Спасском» 1946 год, художник показывает зрителю тихий, укромный уголок усадьбы. Очень точно передана игра света, при котором солнечные лучи пробивают зеленую массу листьев под косым углом и ложатся характерными пятнами на безлюдную дорожку. Разнообразна палитра зеленых оттенков: спокойную гамму черно-зеленых, травянистых, малахитовых цветов сменяют сияющие на солнце изумрудные, нежно-зеленые краски. Мягкими рыжевато-коричневыми тонами светятся мощные стволы деревьев под лучами яркого солнца. За нежной листвой просматривается чистое голубое небо и прозрачная водная гладь Большого спасского пруда. Тихая прелесть усадебного уголка чарует, картина пленяет своей лиричностью и умиротворенностью. Очень выразительная, наполненная жизнью, она зовет пройтись по аллеям Спасского-Лутовиново, вдохнуть нагретый воздух, наполненный ароматом трав, полюбоваться игрой невесомых теней.
Серии акварелей «Город Орел восстанавливается» (1943-1946), «Строительство Орловской плотины» (1951-1955) документально точно передают период восстановления города Орла после фашистской оккупации. Отступая немцы всё разбомбили, город был в руинах, горожане бережно и с любовью восстанавливают свой родной Орел. Эти моменты запечатлел в своих работах художник. В серии «Строительство Орловской плотины» Андросов эстетизирует техническую среду, находит прекрасное в строгих геометрических связях железобетонных конструкций. В этой эстетизации технического он представляет промышленный объект в гармоническом сосуществовании с природной, естественной средой. Мы видим на заднем плане зеленые луга, деревья и русло реки. Совсем маленькими силуэтами показаны фигурки людей работающих на этой стройке, создающие столь мощный объект. Как крошечные песчинки на фоне масштабного строительства.
Представленные листы этой серии показывают поэтапное строительство плотины с возводящимися ввысь строительными лесами.
Андросов неутомимо продолжает свою общественную работу. Константин Сергеевич становится одним из инициаторов создания картинной галереи в Орле. По воспоминаниям искусствоведа И.А. Круглого: «Все это произошло весной 1956года. Константин Сергеевич должен был связаться с директором ОКМ Е.Н. Кореневой и от СХ сочинить убедительное письмо на имя председателя Облисполкома И.Н. Филатова. А Курнакову поручалось пробиться на прием к Филатову, чтобы убедить его в необходимости создать галерею. …Мне было поручено найти помещение…при любом гос.строе все зависит от деятельности человека, который непосредственно занимается конкретным осуществлением идеи, одержим этой идеей, и конечно важно, чтобы всякое доброе начинание было поддержано властью. Нам тогда повезло…».
5 декабря 1957 года на основе коллекции художественного отдела ОКМ была открыта Орловская картинная галерея. В 1958 году Константин Андросов становится первым главным хранителем. Своими воспоминаниями делится научный сотрудник тех лет, Нина Максимовна Кирилловская: «Мы, сотрудники краеведческого музея и галереи, с большим уважением воспринимали все его советы. Помню Константина Сергеевича всегда в синем сатиновом халате, в утепленной безрукавке, сухощавого, слегка сутулого, вечно озабоченного, как лучше повесить, как лучше установить, как лучше сохранить, передать свои знания другим. Когда я слушала, как он говорит, особенно с молодыми музейщиками, без всякой назидательности, просто и понятно, всегда невольно вспоминались лучшие школьные преподаватели. Андросова отличали не только большие познания в области музейной специфики, музейной культуры, но и величайшая скромность. Манера держаться, одеваться, говорить – все это было безо всякого излишнего пафоса, без всякой «художественности», от души и сердца. Помню, как мы с радостью встретили известие о присвоении ему в 1970 году почетного звания «Заслуженный работник культуры». Андросов был одним из «первенцев» в Орле, удостоенный этого звания».
Образ Константина Сергеевича с большим уважением и благодарностью был написан Народным художником СССР Андреем Ильичом Курнаковым, его учеником. Портрет «Старейшего орловского художника-педагога, бывшего члена АХРРа К.С. Андросова» 1986 года, экспонируется в Картинной галерее А.И. Курнакова. Но идея создания портрета была задумана намного раньше, еще при жизни Андросова. На различных собраниях Андрей Ильич часто делал зарисовки своих коллег художников. В мемориальной мастерской хранится небольшой этюд 1974 года. Художник запечатлел характерную позу Андросова, высокий рост, худоба, особая манера сидеть, немного сгорбившись, острые черты лица и взгляд пронзительный и изучающий. Этюд мимолетный, но очень четко передающий образ портретируемого.
В 1974 году Курнаковым была написана серия портретов «Наши современники» один из них портрет К.С. Андросова. За эту серию художник получил Государственную премию РСФСР имени И. Е. Репина. Сейчас этот портрет находится в Художественно-мемориальном музее И.Е. Репина в городе Чугуеве Харьковской области.
Каждый авторский вариант портрета имеет свои колористические и композиционные особенности, но очень точно Андрей Ильич уловил эмоциональное и физическое состояние портретируемого.
Орловские художники, конечно же, были знакомы с Константином Сергеевичем. Характерные его черты передает Народный художник РФ Гиви Дмитриевич Калмахелидзе. Графический портрет 1973 года, выполненный в резцовой технике, отображает внешний облик Андросова. Художник использует линии, штрихи и композицию, чтобы подчеркнуть особенности телосложения, такие как острые черты лица, тонкость кистей рук и общую хрупкость, создавая запоминающийся образ. На Андросове его любимый теплый шерстяной жилет, руками он обнимает себя, стараясь согреться. Мы понимаем, Константин Сергеевич болен, но худоба также может быть символом духовности и отказа от материальных благ. Он был бескорыстным, очень скромным человеком, немного замкнутым, и в тоже время целеустремленным и талантливым.
Константин Сергеевич умер в 1978 году в возрасте 78 лет.
Андросов – участник художественных выставок с 1926 года. Его работы находятся в Курской государственной картинной галерее имени А.А. Дейнеки, Орловском краеведческом музее и частных коллекциях. Все рассмотренные выше произведения Андросова находятся в фондах Орловского музея изобразительных искусств. Многие работы были переданы в дар родственниками Константина Сергеевича уже после смерти художника.
Автор М.Н. Самаричева.


.jpg)
.jpg)
.jpg)




