из цикла Облики эпохи
«И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»
К 200-летию Д.А. Ровинского
Репин Илья (1844-1930)
Портрет Д.А. Ровинского. 1892. Цветной карандаш. 57,5x72. ГТГ.
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/11309
В 2024 году исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося российского коллекционера и государственного деятеля, юриста, сенатора, почетного члена Академий наук и художеств, Дмитрия Александровича Ровинского.
Будущий собиратель родился в семье московского полицеймейстера и действительного статского советника Александра Павловича Ровинского, нижегородского дворянина, возглавлявшего ополчение в войне с Наполеоном. В 14 лет Дмитрий Ровинский остался без отца, а уже в 20, по окончании училища правоведения, поступил на службу в правительствующий Сенат. К 1870 году активный деятель российской судебной реформы, Д.А. Ровинский был произведен в тайные советники. В это время Дмитрий Александрович уже получил известность увлеченного и грамотного собирателя, исследователя и автора капитальных трудов по истории русской гравюры, иконографии, им был опубликован ряд ценных художественных изданий, в круг его общения входят ведущие художники и коллекционеры того времени.
И.П. Пожалостин. Портрет Д.А. Ровинского. Бумага, гравюра резцом.
16х11 (оттиск); 37,5х25,5 (лист). ОМИИ. Инв. №: Г-58.
В 1874 году гравер и один из последних крупных мастеров репродукционного резцового эстампа, Иван Петрович Пожалостин (1837–1909), имя которого носит Рязанский государственный областной художественный музей, создал графический портрет Д.А.Ровинского. Материалом художнику послужил снимок фотографа Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича» (старшего), итальянца по происхождению, Карла Ивановича Бергамаско [4:1600–1601]. В творческом наследии Пожалостина, мастера гравюры на меди, насчитывается более пятидесяти портретов, которые и определяют его место в искусстве как художника, хотя сам он считал это направление своей деятельности второстепенным [2: 3].
Иван Пожалостин с 1857 по 1868 год обучался в Императорской Академии художеств, в классе профессора Ф.И. Иордана [5:56]; его наставниками были также Б.П. Виллевальде, П.М. Шамшин, А.Т. Марков, Т.А. Нефф. Будучи удостоен Академией пенсионерской поездки, во Франции Пожалостин постигает секреты «новейших способов, облегчающих труд гравировки резцом» [1: 97] – технику механизированной акватинты, уяснив движение гравюры к факсимильности.
Хотя портреты относились к внеакадемической сфере деятельности Пожалостина, в отличие от резавшихся по заданиям Совета ИАХ гравюр с исторических полотен, тем не менее, именно портретная гравюра принесла художнику «известность», за которую Иван Петрович Пожалостин в 1892 году был удостоен звания профессора [2:3]. Несмотря на то, что критики соотносили его портреты с академическим консерватизмом, знатоки и ценители жанра именовали мастера «лучшим в настоящее время русским гравером».
И.П. Пожалостин (гравер), Г.И. Угрюмов (автор живописного оригинала 1796 г.).
Испытание силы Яна Усмаря. 1880. Бумага, офорт, резец. 56,6х74,5; 59,5х79,2.
ОМИИ. Инв. №: Г-19
По возвращении в Петербург, с 1874 г. до середины 1880‑х Иван Пожалостин активно работает над заказными портретами, создавая галерею общественно значимых деятелей интеллектуальной и духовной жизни России. Стремление достоверно запечатлеть их для потомков придавало произведениям черты исторического документа, что было особенно заметно в печатной графике просветительско-иконографической направленности [6: 254–257].
И.П. Пожалостин (гравер), Н.Д. Дмитриев-Оренбургский (автор живописного оригинала 1879 г.). И.С. Тургенев на охоте. 1879. Бумага, офорт, резец. 41х28,5; 28,5х17. ОМИИ. Инв. №: Г-57
Дмитрий Александрович Ровинский и сам весьма увлеченно коллекционировал гравированные портреты. Познакомившийся с ним в 1872 году Илья Репин вспоминал в связи с выпуском двухтомника Ровинского 1894 года «Полное собрание гравюр учеников Рембрандта и мастеров, работавших в его манере»: «Дмитрий Александрович показывал эти оригиналы сокровищ немногим друзьям своим с дрожью в руках, приглашая осторожно дышать, глядя на эти перлы, печатанные самим Рембрандтом» (https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/11309).
Портрет Д.А. Ровинского, хранящийся в ОМИИ (Инв. №: Г-58), был исполнен Пожалостиным в 1880 году, о чем свидетельствует подпись на изображении справа внизу, и гравирован офортом в мастерской Академии художеств; в собрание портрет поступил в 1958 году из Гос. музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Фонды музея хранят и программное произведение Пожалостина на звание профессора, «Испытание силы Яна Усмаря» (с полотна Г.И. Угрюмова), 1880 года (Инв. №: Г-19), а также портрет И.С. Тургенева на охоте, с ружьем (с картины Н.Д.Дмитриева-Оренбургского), 1884 года (Инв. №: Г-57).
И.П. Пожалостин. Портрет Д.А. Ровинского. Бумага, гравюра резцом.
ОМИИ. Инв. №: Г-58. Фрагмент
Портрет Д.А.Ровинского входил в ряд образов собирателей гравюры, созданных Пожалостиным в 1870-х –1880-х годах. Именно это изображение помещалось на титульном листе изданного А.С. Сувориным в 1903 году труда Дмитрия Александровича «Обозрение иконописания в России до конца XVII века/описание фейерверков и иллюминаций».
Ровинский, Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. СПб.: Издание А.С. Суворина, 1903. IV, [2], 330 с., 1 л. грав. 27,6×19 см. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003341978/
Невысокий, с вьющимися седыми волосами, с черной «мюц» на голове, часто ходивший пешком, Д.А. Ровинский напоминал архивариуса и любил с чувством рассказывать знакомым о своих путешествиях и коллекционировании. До настоящего времени ни один серьезный труд по истории русского искусства или книгопечатания не может обойтись без ссылки на труды Д.А. Ровинского. Благодаря ему сохранены редчайшие эстампы и русский лубок, собраны и обобщены сведениями о граверах и иконописцах Российской Империи. Дмитрий Александрович Ровинский, внесший Пожалостина в свои монографии, впоследствии ходатайствовал об академической должности для Ивана Петровича после кончины его наставника, профессора Иордана.
И.П. Пожалостин. Портрет Д.А. Ровинского.
ОМИИ. Инв. №: Г-58. Фрагмент
Репродукционная гравюра не претендовала на самовыражение, а гравированные портреты были в то время востребованы. Об их восприятии писал К.Г. Паустовский в рассказе «Медные доски»: «первое, очень странное ощущение от гравюр. То были портреты старомодных людей, и Берг никак не мог избавиться от их взглядов[…:] толпа дам и мужчин в наглухо застегнутых сюртуках[…]семидесятых годов смотрела на него со стен с глубоким вниманием» (http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/rasskaz/mednye-doski.htm).
Резцовой гравюре И.П. Пожалостина, применимой в портрете, присуще недоступное фотографии пластическое содержание и особенная жизненность в передаче пространства и формы.
Т.В. Лазарева.
Использованная литература
- 1. Венок гравёру Ивану Петровичу Пожалостину: к 175-летию со дня рождения: воспоминания, фотографии, документы, гравюры, библиография / Ком. по культуре и туризму Рязанской обл., Рязанский гос. обл. худож. музей им. И.П. Пожалостина / Авт.-сост. Т.Б. Синяева, С.К. Синяева. - Рязань: Приз, 2012. - 197, [1] с.: ил.
- 2. Павлова Н.В. Гравер И. П. Пожалостин (1837–1909) как мастер портрета // Academia. 2022. № 2. С. 185–200.
- 3. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских граверов XVI – XIX вв.- СПб., 1895. Стб. 535 – 536.
- 4. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Том II. – СПб., 1889. Стб. 1600-1601.
- 5. Сидоров А.А. Рисунок русских мастеров (вторая половина XIX в.). – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – 557 с.: ил. Сс. 56 – 57.
- 6. Стернин Г.Ю. Изобразительное искусство // Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда. М., 1988. С. 230–273.