Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия
 
 
 

Виртуальная выставка из цикла «Облики эпохи»

«Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

Ко Дню народного единства

 Важна была не личность самозванца, 
а роль, им сыгранная, и исторические условия, 
которые сообщили самозванческой интриге 
страшную разрушительную силу.
В. Ключевский.

В 1957 году в Орловскую картинную галерею из краеведческого музея поступило полотно, имеющее отношения к одному из сложнейших периодов в истории России. До 1919 года оно входило в коллекцию А.Б. Куракина. Маслом на холсте, на багряно-темном фоне изображен Лжедмитрий I.

Это имя носил Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий, бежавший из Чудова монастыря, «сын боярский» из Галицкого уезда (одна из пяти земель Русского воеводства  в составе Речи Посполитой в 1434 - 1772 гг.). В юности Отрепьев служил при Михаиле Романове.

Портрет Лжедмитрия I. Речь Посполитая (Польша). Первая треть XVII в.

Портрет Лжедмитрия I. Речь Посполитая (Польша).
Первая треть XVII в. Холст, масло.

113х113 см. ГИМ: https://nav.shm.ru/exhibits/691/

История Лжедмитрия берет свое начало в эпоху Смутного времени. В 1601 году папский нунций уведомил польского короля Сигизмунда III о россиянине, появившемся в имении Адама Вишневецкого и называвшего себя чудом выжившим угличским царевичем Дмитрием, младшим сыном Ивана Грозного,  который теперь намеревается вернуть себе русский престол. На личной встрече с королем в Кракове самозванец выразил готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу на Москву.

Портрет Лжедмитрия I в образе победителя на фоне битвы, в рыцарских латах, с гербом и царской короной, кисти польского художника, был принесен в дар Российскому историческому музею наследником, великим князем Александром Александровичем (будущим императором и коллекционером Александром III). Портрет содержит надпись на латинском языке: «Дмитрий император Московии, муж Марианны Мнишек, Георгия воеводы Сандомирского и Тарловны урожденной дочери».

Поэт и драматург эпохи русского классицизма, Александр Сумароков, в 1770 г. написал пьесу, названную тираноборческой трагедией «Дмитрий Самозванец». Сторонник просвещенного абсолютизма, Сумароков вывел тип «антимонарха», ненавистника русской нации.

Неизвестный художник второй половины XVIII в.  Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец).

Неизвестный художник второй половины XVIII в.  
Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). После 1770.

Холст, масло. 88,5х70 см. ОМИИ

На хранящейся в Орловском музее изобразительных искусств парсуне, изображающей Лжедмитрия I, в нижнем регистре помещается каллиграфическая надпись с цитатой из этой единственной трагедии  Сумарокова, основанной на исторических фактах: «Царствовалъ въ 1606 мъ году Сей Мужъ Отечеству смертельная былъ рана Зримъ во образѣ /Его Убийцу и тирана За варварство злодей утратилъ наконецъ  безвременно и жизнь и скипетръ и вѣнецъ». Надпись нанесена черной краской по золотисто-охристой подложке.

Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент

Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент

Очень близкое нашему памятнику произведение хранится во Владикавказском художественном музее и содержит, по-видимому, такую же надпись.

Лжедмитрий I. Конец XVII – начало XVIII в. Художественный музей имени Мухарбек Туганова (г. Владикавказ)

Лжедмитрий I. Конец XVII – начало XVIII в.
Художественный музей имени Мухарбек Туганова (г. Владикавказ)

https://alaniatv.ru/vo-vladikavkaze-otkrylas-vystavka-odnoj-kartiny/

Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент

Лжедмитрий I (Дмитрий Самозванец). ОМИИ. Фрагмент

Портрет Лжедмитрия I Самозванца несет черты исконно русского парсунного письма. Молодой человек на нем изображен по пояс, в трехчетвертном ракурсе. Его лицо по-европейски гладко выбрито, темно-русые волосы коротко острижены; выразительны продолговатый тонкий нос изогнутой формы, сдвинутые темные брови и пристальный взгляд, направлены на зрителя (во владикавказском аналоге модель смотрит в сторону). На Самозванце роскошная, шитая золотом красная распашная накидка-ферязь с коричневым мехом, под шеей – край ворота белой сорочки с брошью из красного камня. Накидка эта по рисунку и характеру орнамента относит нас к гравюре Лукаса Килиана 1606 года, изображающей Лжедмитрия I (Григория Отрепьева), ныне хранящейся в Русском музее. 

Лукас Килиан. Лжедмитрий I. (Григорий Отрепьев). 1606 г. Гравюра. Аугсбург (Германия, Бавария).

Лукас Килиан. Лжедмитрий I. (Григорий Отрепьев). 1606 г. Гравюра.
Аугсбург (Германия, Бавария).
Виртуальный Русский музей: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/engraving/kilian_l._portret_dmitriya_samozvanca._1606._gr-14367/

Левую руку Лжедмитрий  возложил на книгу, на корешке которой отчетливо читается «Зинон» (древнегреческий философ, учитель афинского Перикла). 

Лжедмитрий I Самозванец. ОМИИ. Фрагмент

Лжедмитрий I Самозванец. ОМИИ. Фрагмент

Несомненная портретность (однако, исторически не достоверная), даже психологическая проработка образа из ОМИИ, тщательная прописка деталей, орнаментов на платье, поясе и меховой накидке, драгоценных застежек и броши, с передачей фактуры материалов, а также прекрасная сохранность экспоната, - позволяют  говорить о несомненной историко-художественной ценности произведения, хранящегося в фондах Орловского музея изобразительных искусств.

Кандидат искусствоведения,
 старший научный сотрудник 
ОМИИ, Т.В. Лазарева.

 

 

 

 

Орловский Музей Изобразительных Искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов