«Декоративное блюдо «Аптека в сумерках»
Заслуженного работника культуры РФ Ж.А. Травинской
из фондов Орловского музея изобразительных искусств».
Творчество известного орловского керамиста, Заслуженного работника культуры РФ Жанны Анатольевны Травинской, прочными нитями связано с Орловской землей. Однако был в ее жизни и «алтайский период», когда она вместе с сыновьями и мужем, графиком Андреем Григорьевичем Вагиным (1923–2006) (впоследствии ставшим Заслуженным художником РФ), несколько лет жила и работала в Барнауле.
Здесь в ее керамике появились новые темы, связанные с необычной красотой просторов Алтайского края, ее столицей – Барнаулом, широкой и могучей Обью, поездкой в Монголию.
В коллекции керамики нашего музея есть несколько произведений, выполненных Жанной Анатольевной Травинской в те годы. Это декоративный пласт «На Оби» (1980), декоративные блюда «Сон поэта» из серии «Поэзия алтайского поэта Б.У. Укачина» (1980), «Алтай» (1981), «Голубой Алтай» (1980), «По Монголии» (1979), а также – «Аптека в сумерках» из серии «Старый Барнаул» (1978).
В серию «Старый Барнаул» входили большого размера блюда – «Красноармейский проспект», «Дом у реки Барнаулки», «Октябрьская площадь», «Ресторан «Русский чай» и ряд других. Некоторые из них предназначались для крупнейшей здравницы Алтая - санатория «Белокуриха».
В основе росписи «Аптеки в сумерках», как и других работ барнаульской серии, – зарисовки, которые Жанна Анатольевна делала на улицах города, выискивая самые красивые старинные дома и живописные уголки.
Это блюдо она выполнила отдельно от остальных работ серии, в несколько меньшем диаметре, и для себя, не предназначая его для какого-то определенного общественного интерьера или показа на выставках.
Но по возвращению Жанны Анатольевны в Орел случилось так, что его решил приобрести у нее наш музей, именовавшийся тогда Картинной галереей. С тех пор оно не раз входило в состав различных музейных выставочных экспозиций, посвященных творчеству самого автора, орловских художников или связанных с иной тематикой.
Жанна Анатольевна Травинская разрабатывала различные формы для своих декоративных блюд, отличающиеся диаметром, объемом, пропорциями отдельных деталей. Для «Аптеки в сумерках» она выбрала разработанную ею форму глубокого блюда с широким зеркалом, по краям изогнутым и плавно переходящим в скругленный борт с небольшим, мягко отогнутым краем. Такая форма выразительна и сама по себе, и хороша тем, что на ней прекрасно размещаются самые разнообразные живописные композиции.
Среди ее декоративных блюд хранящихся в фондах нашего музея, эта форма встречается в выполненных в 1980-е годы работах: «Сон поэта», «Лошадь белая» (По стихотворению Н.М. Рубцова «Лошадь белая в поле темном...»), «Потная спираль» (По мотивам рассказа Н.С. Лескова «Левша») и «Маки».
Но, поскольку роспись каждого из блюд отличается композицией, колоритом, особенностями фактуры поверхности, их форма всегда воспринимается по-новому.
В декоративном блюде «Аптека в сумерках» еще есть и своя отличительная «изюминка», придающая ему особую прелесть. Хотя появлению ее способствовал небольшой технологический дефект. Именно из-за него пришлось сделать небольшой округлый срез по краю борта и, аналогично, по диагонали, сделать еще один с противоположной стороны. Это придало очертаниям блюда большую легкость и оригинальность.
На его зеркале и по борту, по имеющему сложный оттенок кофейно-сизоватому фону, изображен вечерний пейзаж с двухэтажным деревянным домом в центре. У него резной подзор под карнизом, вытянутые по вертикали прямоугольные окна с Т-образными переплетами и фигурными наличниками. Правый угол срезан и на первом этаже – парадный вход, а над ним, на уровне второго этажа, – укрепленная снизу на двух кронштейнах выносная плита, на которой размещен балкончик без перил. Сверху он имеет поддерживаемый двумя резными столбами, прямоугольный навес с резным подзором, увенчанный четырехгранным шатром с маленькой пирамидальной башенкой наверху, а в нижней части - наложенный на него треугольный фронтон. По сторонам дома, перед ним и сзади, за его крышей, – деревья с эскизно написанной листвой. Вверху, по краю борта – зеленоватое облако.
Роспись выполнена в мягкой эскизной манере различных оттенков коричневой, черной, желтой и зеленоватой краской.
Края живописной композиции захватывают наиболее высокую часть блюда по горизонтально отогнутым краям борта; их словно обнимают ветви окружающих дом лиственных деревьев. Взгляд скользит вниз, к центру зеркала, где его концентрируют и направляют выполненные наиболее светлым, желтоватым тоном, архитектурные детали, погруженного в вечернюю мглу домика-теремка. Бесцветная глазурь, покрывающая фон и живопись, здесь легкая, как нежнейшая вуаль, матовая и едва ощутимая.
Жанна Анатольевна впервые использовала здесь однократный обжиг, который был выполнен по еще сырому, только что расписанному пигментами и покрытому прозрачным слоем глазури, черепку. Это и дало интересный эффект как бы акварельной живописи. Тарелка обжигалась в Москве на Экспериментальном творческо-производственном комбинате Союза художников. Другие художники-керамисты, работавшие там в это время, заинтересовались полученным результатом и столь удобным и экономически выгодным методом.
Спустя почти четыре десятилетия после создания этого блюда, была сделана попытка разыскать в Интернете изображенный на блюде дом. Она увенчалась успехом. Несмотря на декоративную стилизацию и эскизность росписи, все основные детали дома были изображены настолько точно, что его удалось найти.
Это построенный во второй половине ХIХ века особняк барнаульского купца Василия Ивановича Зубова. В советское время на первом этаже этого дома существовала известная многим жителям города Аптека № 3. На цветной фотографии 1960-1970-х годов можно рассмотреть отдельные его детали.
Он находился на правом берегу реки Барнаулки, в исторической части города, в доме № 38 на улице Большой Олонской, вблизи бывшей Сенной площади (ныне Социалистический проспект). На черно-белой фотографии начала ХХ века помимо некоторых конструктивных и обильных декоративных деталей здания, на вывеске над входной дверью различима рекламная надпись из шести букв: «Аптека».
Со временем многие резные декоративно-конструктивные детали дома были утрачены. Фотография же запечатлела и шпиль над шатром, и выделенное светлой окраской кружевное узорочье подзора под карнизом и шатром, и широкого фриза под ним, и балконное ограждение, и видимую из-за него вазу с цветами. Вероятно, она установлена на столе, за которым, наверное, в теплое время устраивались чаепития вокруг большого самовара.
Большинство старинных деревянных зданий, находившихся этой в исторической части города не сохранилось. Некоторые в разное время погибли от пожаров, другие не уцелели потому, что в 1980-90-х годах здесь прокладывали новую трассу к строящемуся через Обь мосту. Но дому купца Зубова повезло. Его не уничтожили, а перенесли на новое место, находящееся на пересечении Красноармейского проспекта и Интернациональной улицы (Красноармейский проспект, 28).
Возможно, такое внимание к этому дому было обусловлено тем, что по предположению ученых Алтайского государственного университета, в нем останавливался ставший впоследствии великим писателем Федор Михайлович Достоевский, проезжавший через Барнаул во время своего пребывания в ссылке.
Часть резных деталей дома при переносе здания, к сожалению, оказалась утраченной. Резной декор уже не выделен цветом окраски и стал менее заметным.
На новом месте в здесь некоторое время сначала располагались государственный оркестр «Сибирь» и кукольный театр «Сказка». Сейчас дом является объектом культуры регионального значения и в нем находится несколько основных экспозиций и отделов Алтайского государственного краеведческого музея. (В отличие от официального сайта музея и портала «КУЛЬТУРА РФ», в списке памятников деревянного зодчества Барнаула его относят к постройкам начала ХХ века, что хронологически исключает его связь с именем Достоевского).
Дом теперь находится в ином пространственном окружении, на широком шумном проспекте, вблизи современных многоэтажных зданий. Но на блюде «Аптека в сумерках» он запечатлен в прежней тихой и поэтичной атмосфере, присущей старым кварталам города, в значительной степени еще сохранявшим на исходе 1970-х годов изначальный облик. Этим он и привлек Жанну Анатольевну Травинскую, сумевшую передать в своем произведении очарование этого уголка Барнаула.
Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева
В публикации использованы изображения из открытых источников Интернет-ресурсов.