К 90-летию памяти Аполлинария Михайловича Васнецова (1856 – 1933)
Из цикла «По святой Руси»
Н.Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897. ГТГ. Фрагмент
Судьба и творчество Апполинария Михайловича Васнецова исполнены глубоко национальными, русскими чертами, темами, красками и драматизмом, с их широким диапазоном и контрастами, – что составляло особую гармонию его цельной личности. Художник-историк Апполинарий Васнецов стал не менее самобытным явлением в российской культуре, чем его знаменитый брат, Виктор. Живописные и графические реконструкции старой Москвы, выполненные Аполлинарием Васнецовым с историко-культурной достоверностью, дополняют пейзажи патриархальных уголков Руси.
Родился Аполлинарий Васнецов в 1856 году в многодетной семье потомственного священника в селе Рябово Вятской губернии, рано осиротел и руководствовался попечением старшего брата, Виктора; оба они закончили Вятское духовное училище. Во время учебы Аполлинарий брал уроки у ссыльного польского художника Э.Ф. Андриолли. По настоянию брата, с 1872 по 1875 г. жил в С.-Петербурге и готовился к поступлению в Академию Художеств, следовал рекомендациям легендарного художника-педагога П.П.Чистякова и товарищей брата, М.М. Антокольского и В.М. Максимова. Однако, передумав поступать в ИАХ, Аполлинарий Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя и уехал преподавать в одно из вятских сел, а разочаровавшись в идеях народников, в 1878 году перебрался к брату в Москву и целиком посвятил себя искусству. Окунувшись в атмосферу Абрамцевского кружка и попав под влияние И.Е.Репина и В.Д.Поленова, Аполлинарий Михайлович развил свои устремления в русле изучения народной художественной традиции, истории и культуры. Путешествуя по Российской империи – Финляндии, Украине, Крыму, Среднему и Южному Уралу, Кавказу – А. Васнецов существенно расширил свое представление о форме, образе, средствах и методах художественного выражения.
Заграничные поездки – в Италию, Францию, Германию, Австрию, Швейцарию – и участие в российских и европейских выставках не только принесли Аполлинарию Васнецову массу впечатлений и признание (серебряная медаль на Всемирной выставке в Париже 1900 года, золотая медаль Международной художественной выставки в Мюнхене 1913-го г.), но и обострили в нем ощущение своеобразия отечественной школы и самобытности собственного дарования.
Аполлинарий Михайлович изучает историю Москвы, согласуясь с результатами актуальных научных исследований, сотрудничает с Комиссией по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе (с 1912 года – Комиссией по изучению старой Москвы), публикует авторские издания по археологии древней русской столицы, истории и теории искусств. В конце 1890-х – 1900-х годах Аполлинарий Михайлович реализовал себя в качестве театрального художника в Москве и С.-Петербурге. В 1900 году Аполлинарий Васнецов был удостоен звания академика, а в 1903-м избран действительным членом Императорской Академии художеств. Преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901 – 1918) и Кустарно-промышленном техникуме (1923 – 1930) он сочетал с членством в Товариществе передвижников (с 1888), Союзе русских художников (с 1903) и Объединении художников-реалистов (с 1930).
В 1908 году Аполлинарий Михалович предпринял творческую поездку на Псковскую землю и создал целую серию исторических пейзажей. К их числу относится хранящийся в Орловском музее изобразительных искусств недатированный этюд маслом на картоне «Старый Псков» с авторской подписью «Ап. Васнецовъ».
Это название неоднократно встречается в работах его современников. Известна картина Николая Рериха (1874 – 1947) 1904 г. «Старый Псков» и его же одноименный эскиз декорации 1922 г. к опере Н.А. Римского-Корсакова «Псковитянка», действие которой происходит во времена Ивана Грозного, в 1570 году. В обеих работах архаичная декоративность кисти Рериха подчеркивает загадочную притягательность древнего уклада жизни.
«Старый Псков» был написан и пансионером Академии художеств Константином Горбатовым (1876 – 1945) в 1913 году. Его архитектурный пейзаж отличает особенная солнечность с акцентом на православную традицию древнего города. Фоном для ликующей красками жизни горожан служат величавые силуэты кафедрального Свято-Троицкого собора и церкви Благовещения, взорванной при советской власти в 1933 году.
Свободный торговый город Псков входил в Ганзейский союз, был побратимом Великого Новгорода и защищал Русь от Литвы. Расположенный на западных рубежах Древней Руси, он был одним из её главных форпостов и зачастую первым сталкивался с иноземными вторжениями. Именно таким – гулко-драматичным, настороженным и сосредоточенным предстает старый Псков на картоне Аполлинария Васнецова.
Вечерняя мгла над заснеженным полем, возница на санях, погоняющий лошадей, стайка вспорхнувших испуганных птиц, – говорят о том, что по спешному делу отправляется герой в опасную неизвестность.
Здесь интересен глубоко психологичный диалог двух источников света, сочиненный А. Васнецовым: дрожащий огонек в черном проеме ворот, в который въезжают сани, напоминает тоннель, грозящий недобрым, а лампадка перед невидимым образом теплится ровным светом, вселяя в верующую душу уверенность в милость и помощь Божию. Лампадка помещена в установленный на выезде из крепости придорожный киот, подобные которому бытовали на Руси и выполнялись из дерева, в форме церкви и часовни уменьшенного размера, как многие средневековые реликварии. На этюде из ОМИИ храм-киот несет две луковичные главки.
В 1908 году в Москве на Рождественской неделе открылась VI выставка Союза русских художников. Среди 14 полотен, представленных на нее Аполлинарием Васнецовым примечательна серия картин под общим названием «Псковские этюды». В каталоге выставки указаны: «Гремячая башня», «Звонница церкви Иоанна Богослова», «Церковь Сергия
на Лужках во Пскове», «Довмонтова стена», «Река Великая», «Мельница на Пскове-реке», «Церковь Климента в Завеличьи». Как видно, «Старый Псков» остался на стадии этюда и не перерос в картину. В то же время, по мнению исследователей, 1903 – 1914 годы стали периодом расцвета творчества А.М. Васнецова, когда художник создал свои «наиболее совершенные произведения исторического жанра» [Ап.: 35]. В любом случае, этюд «Старый Псков» мог быть написан не ранее 1908 года, творческой поездки художника на Псковскую землю, и относится к произведениям «зрелого А. Васнецова». Атрибуция этюда из ОМИИ актуальна и в силу недостаточной изученности «псковского» периода его творчества, даже упоминание о котором отсутствует, например, в сборнике, изданном к 100-летию художника.
Тема ратного героизма, выраженная в нашем этюде, перекликается с «лирическим истолкованием народных преданий о городе, не покорившемся врагу» [2:36], воплощенных А. Васнецовым несколькими годами ранее в декорациях к операм «Сказание о граде Китеже» и «Иван Сусанин». Предшествовало написанию этюда «Старый Псков» и создание автором целой серии картин из русской истории для московского издательства И.Н.Кнебеля [2:37-38], в которых художник проявил великолепное знание исторического материала.
Начало ХХ века стало временем признания его трудов видными деятелями отечественной науки и архитектуры. Вовлеченность Аполлинария Михайловича в изучение археологических, документальных и художественных источников истории Руси и интенсивность его деятельности как ученого и художника не допускали отклонения от избранного курса. В декоративно-прикладном искусстве он также оставался неизменно верным неорусскому стилю. В 1900-х годах им разрабатываются эскизы мебели и бытовой утвари для мастерских Троице-Сергиевой Лавры и Абрамцева, для Кустарного музея Московского губернского земства С.Т.Морозова. Глубинное понимание традиции позволяло ему создавать органичные образцы национального, народного стиля.
Вера и незыблемые жизненные принципы позволили художнику не потерять себя в новом обществе, когда рухнул его старый мир. С 1918 году Аполлинарий Михайлович возглавляет Комиссию по изучению старой Москвы. В 1931 году он, единственный из художников, публично выступил против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
Говоря об «исключительной художественной индивидуальности» Аполлинария Васнецова, Константин Юон подчеркивал, что она «является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и связанной со всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа»; и далее: «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живо трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее…»[4:37].
В рамках празднования 100-летнего юбилея художника было решено открыть в его московском доме музей. С 1986 года Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова является филиалом Государственной Третьяковской галереи.
Т. Лазарева.
1. Абрамцево: Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник / Авт.-сост. Н. М. Белоглазова. – М.: Советская Россия, 1981. - 272 с.: ил.
2. Аполлинарий Васнецов: Альбом / авт.-сост. Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 167 с.: цв. ил.
3. Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения [1856–1956] // Труды Музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII. – М.: Моск. рабочий, 1957. – 172 с., вкл. илл.
4. Беспалова Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856–1933. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1983. – 232 с., ил.
5. Боровиков И. Прообраз храма // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.- № 7-8 (9).- 2003.
6. Васнецова Е., Кандалова Л. Древняя Москва Аполлинария Васнецова // Юный художник.- № 3. - 1983.
7. Гордеева М. Аполлинарий Михайлович Васнецов – М.: Директ-Медиа: Комсомольская правда, 2010. – 49 с.: ил. (Великие художники; том 61).
8. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. – СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. – Т. 2. – С. 34. – 454 с.
9. Кочергина Н. Картины Н.К. Рериха из собрания Горловского художественного музея. Журнал Восход № 6 (182), Июнь, 2009.
10. Москва в творчестве А. М. Васнецова: Сборник/ Составитель сборника Е. К. Васнецова. – М.: Моск. рабочий, 1986. – 272 с., ил.
11. Пикулева Г. Мир Васнецова: 1848–1926.- М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.- 192 с.: ил.
12. Ходырева О. В. Мир русского крестьянства в цикле рисунков А.М. Васнецова «Двенадцать месяцев года» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1341–1345.