Орёл
2024 год
Художник родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в глухой деревне Варламово Вологодской губернии в крестьянской семье. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в Начальное училище в город Кадников. А в 20-е годы XX века учился в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (тогда ВХУТЕМАС) и в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (тогда ВХУТЕИН), прошел через увлечения современными течениями в искусстве, в поиске "стиля эпохи", менял учебные заведения, мастерские, педагогов. Однако для Пахомова, как и для многих художников его поколения, настоящая учеба началась лишь после окончания института, в Государственном издательстве. За четыре десятилетия творческой деятельности художник создал многочисленные обширные циклы иллюстрационных рисунков, главным образом к детским книгам русских и советских писателей. Он известен также как живописец и большой мастер эстампа.
В фондах ОМИИ находятся 99 графических работ художника. Мы же представляем Вашему вниманию 2 живописные работы «Лето на даче» и «У водоема».
На фоне летнего пейзажа, на первом плане изображение светловолосого мальчика с удочкой в правой руке, в повороте в профиль вправо, стоящего на берегу водоема. На нем оливкового цвета рубашка и шорты, на ногах голубые туфли и зеленые носки. На втором плане река, уходящая в перспективу, слева растущая около берега осока. На заднем плане лес и серое небо.
На фоне летнего пейзажа на первом плане справа изображение светловолосого босого мальчика с удочкой в правой руке, стоящего на берегу реки в повороте 1/4 вправо. На нем белая рубашка навыпуск с длинным рукавом, серые штаны до колена. У его ног стоит стеклянная банка с водой. На втором плане справа заросли осоки около крутого берега, слева через реку поселок из одноэтажных домов, высокие сосны и голубое небо с белыми и розоватыми облаками.
Уже в ранний период определилась ведущая тема, вокруг которой в дальнейшем сплотились все художественные искания и достижения Пахомова – это дети. Их он рисовал виртуозно, с большим знанием и пониманием особенностей пластики движений детского тела, характерной мимикой. Создавал незабываемые образы озорных, веселых, лукавых, удивленных и таких милых его сердцу детей. Пахомов любил рисовать с натуры. Множество рисунков он сделал в детских садах, школах, пионерских лагерях, колхозах. Эти наброски, имея самостоятельное значение как произведения искусства, одновременно являлись огромным подспорьем в его работе над иллюстрациями.
Был момент, когда увлеченный идеей будущего слияния производства и искусства, оставил учёбу и пошел на Балтийский завод осваивать слесарное дело. Однако, именно там, когда к нему обратились с просьбой написать знамя с фигурами рабочего и красноармейца, Пахомов понял, что фигуративное искусство востребовано и вернулся на путь художника. Пахомов делал успехи в живописи, вместе с художниками А.Н. Самохваловым и В.В. Пакулиным входил в группировку "Круг художников".
А.Ф. Пахомов был первым, кого один из педагогов, Владимир Васильевич Лебедев, привлёк к работе в издательстве Детгиз. Начав работать в Детгизе, оставил писание картин, полностью отдавшись графике. Он был для Детгиза одним из художников первой величины. В его книжках-картинках "Коса", "Ведро", "Мастер-ломастер", "Лагерь", "Впереди всех", "От моря до моря" и других возникли и утвердились образы детей, всегда деятельных и увлеченных, прошедшие через всё его творчество. Он создал иллюстрационные циклы к книгам А. Гайдара, В. Каверина, Н. Тихонова, С. Маршака и Г. Круглова. На 1936 год приходятся две крупные работы, принадлежащие к числу лучших достижений не только самого Пахомова, но и всей советской иллюстрационной графики 1930-х годов: циклы рисунков к рассказу И. Тургенева «Бежин луг» и романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Пахомов иллюстрирует В. Маяковского, С. Михалкова, Е. Шварца, Н. Некрасова, Л. Толстого. Хорошо владея различными художественными материалами, Пахомов больше всего работал в своей любимой карандашной манере, совершенствуя ее и видоизменяя применительно к иллюстрируемому тексту.
Во время войны всю ленинградскую блокаду художник находился в осажденном городе. Несмотря на голод и артобстрелы, продолжал работать. Увиденное и пережитое воплотилось в пронзительную серию литографий "Ленинград в дни блокады".
Алексей Федорович преподавал в Ленинградском институте имени И.Е. Репина, руководил персональной мастерской станковой графики. Работы Пахомова хранятся в Государственной Третьяквской галерее, Государственном Русском музее, различных художественных и краеведческих музеях.А.Ф. Пахомов удостоен звания Народного художника СССР (1971 г.), стал Лауреатом Сталинской премии второй степени (1946 г.) и Государственной премии СССР (1973 г., посмертно).