Самые ранние иллюстрации были выполнены в 1937 году художником Менделем Хаимовичем Горшманом (1902-1972) к роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Можно сказать, что обращение к книжной иллюстрации было предначертано художнику самой судьбой. М.Х. Горшман учился на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у талантливого советского графика Н.Н. Купреянова, значительную часть творческого наследия которого составляли иллюстрации. Ещё одним учителем будущего художника был классик советской иллюстрации, автор теоретических трудов, посвящённых искусству книги, В.А. Фаворский. Н.Н.Куприянов вел курс литографии. Влияние учителя было очень сильным. Поэтому не случайно, большое место в творчестве Горшмана занимает книжная иллюстрация в технике литографии.
Фонды музея располагают двенадцатью иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Дубровский» в технике автолитографии, созданными в 1937 году, в которых отражены наиболее значительные сцены произведения А.С.Пушкина. Художник создал очень живой цикл, который стал параллельным графическим рассказом почти к каждой главе. В 1930-е годы уже формируется узнаваемый стиль автора, в котором органично сосуществуют с одной стороны обобщённость, с другой – преданность натуре. И ещё одна важная черта Горшмана-иллюстратора, сложившаяся в ранний период и остававшаяся характерной для него на протяжении всего творческого пути, это прочная взаимосвязь слова и изображения. Художник не занимается прямым цитированием текста с точным соответствием деталей, но сцены в исполнении мастера остаются узнаваемыми.
В листах нашего собрания явно прослеживаются «живописные» возможности литографии. Зернистая фактура камня придает штрихам мягкость, делая очертания рисунка тающими.
Иллюстрацию «Маша и учитель Дефорж» можно отнести не только к 8, но и к 11 главе, в которых развертываются отношения между Дубровским в роли учителя Дефоржа и Маши Троекуровой. Дубровский «… часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно».
Иллюстрации поступили в фонды Орловской областной картинной галереи (с 1990 года - музей изобразительных искусств) в 1971 году от сына художника Александра Михайловича Горшмана.
Достойное место в коллекции графики музея занимают восемь станковых композиций на пушкинские сюжеты, в технике ксилографии художника М.И.Полякова.
Михаил Иванович Поляков (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса. В 1926 году окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А.Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры он создает в 1924 году.
С 1948 по 1950 годы художник работал над альбомом "Пушкинские образы". Художником были подготовлены десять гравюр, посвященных драматургическим произведениям поэта: "Борис Годунов", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", повести "Пиковая дама", поэмам "Бахчисарайский фонтан", "Полтава" "Кавказский пленник", "Цыгане" и "Медный всадник". Выпуск этого альбома планировался издательством "Советский график". Однако издательство ликвидировалось, и альбом в свет не вышел.
Гравюра к "Медному всаднику" должна была стать обложкой альбома. Это говорит о том, что именно данный сюжет представлялся автору наиболее значимым, способным стать изобразительным эпиграфом ко всему предполагавшемуся изданию. Сюжетный эпизод, выбранный Поляковым - бегство Евгения от преследующего его призрака - стал фронтисписом книги. Сделав несколько вариантов этой композиции, Поляков нашел наиболее удачное и эффектное решение, в котором Медный всадник, мчащийся за Евгением, словно вырывается из каменных глыб многоэтажных домов, в тоже время, сливаясь с грозовыми облаками на небе. Он трактуется в неразрывном единстве с городской и пейзажной средой, становясь только нереальным кошмаром, плодом больного воображения.
Как и другие гравюры этой серии, композиция "Медного всадника" заключена в квадратную рамку, над и под которой помещены небольшие графические ремарки: вверху - памятник Петру I, внизу - Евгений на каменном льве среди волн наводнения. Они соответствуют сюжету гравюры и позволяют расширить рамки повествования.
Работы М.И Полякова из альбома «Пушкинские образы» ) поступили в фонды Орловской областной картинной галереи в 1957 году по Приказу Министерства культуры РСФСР.
В коллекции графики хранятся 10 станковых иллюстраций художника Е.И. Конькова к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», созданные в 1968 году в технике цветного офорта.
Евгений Илларионович Коньков (1938-2024) родился в Ленинграде. Он выпускник Академии художеств им. И.Е. Репина, ученик народного художника РСФСР Алексея Пахомова. В конце 1950-х годов, еще, будучи студентом проходил художественную практику в Пушкиногорье, именно там у него родилась идея проиллюстрировать «Сказку о золотом петушке». Тогда же появились и первые эскизы, одобренные педагогом. Однако окончательное решение серии пришло только к 1968 году, когда художнику посчастливилось познакомиться с монографией об арабских миниатюрах. Арабская книжная миниатюра была созвучна восточной поэзии. В ней соединялось мастерство художника, который тонко чувствовал поэтическое слово. И не случайно, художник выбирает стиль арабских миниатюр. Ведь Шамаханская царица была из города Шемах - столицы азербайджанского государства Ширвана, в котором жили женщины, отличающиеся неземной красотой и владеющие магией. Евгений Коньков в оформлении листов использует композиционные приемы оформления восточной средневековой книги. В листе он использует два фона. В центре расположен главный сюжет на коричневом фоне. Сам рисунок напоминает тесненный узор на коже. По краям, обрамляющим главный рисунок, художник использует черный фон, по которому тонкой изящной белой линией выполнены арабески, а также небольшие вставки, дополняющие повествование. Каждая иллюстрация соответствует конкретному сюжетному моменту. Даже если мы не знаем содержания сказки Пушкина, а только видим иллюстрации к ней, то сюжет сказки нам становится понятен. Значит, художник очень точно понял особенность самой сказки, изобразил самые важные, ключевые эпизоды. В иллюстрациях художник совмещает арабский стиль с элементами русского декора.
Иллюстрации поступили в фонды Орловской областной картинной галереи из Дирекции художественных фондов и проектирования памятников в 1973году.
Оттиски офортов из этой серии хранятся в пушкинском музее в Болдино и в Музее сказок в немецком Музее сказок в Бад-Энхаузене.
Любовь к Пушкину определила судьбу Народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина, став на всю жизнь источником его вдохновения. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта.
В коллекции графики музея представлено 17 рисунков в технике тушь, перо к самым известным иллюстрациям Кузьмина к произведениям А.С. Пушкина. Это рисунки к «Эпиграммам», наброски профиля А.С.Пушкина и один из самых знаменитых портретов Пушкина выполненный к стихотворению «К Чаадаеву» (1959).
Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) – русский, советский художник, график.
Родился в городе Сердобске Пензенской губернии. Окончил реальное училище в Сердобске В 1911 году переехал в Петербург. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912-1914) у Я.И.Билибина, А.А. Рылова, Н.К. Рериха, а затем в петроградском Вхутемасе-Вхутеине (1922-1924) у П.И. Шиллинговского и Е.С. Кругликовой. В 1924 году переехал в Москву. Работал в станковой графике и книжной иллюстрации. Был одним из организаторов группы художников «Тринадцать» (1929-1931), в которой сплотились художники объединенные тягой к быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию. «Рисовать без поправок и ретуши» - с уличных зарисовок, эта манера была перенесена в книги.
Иллюстрации Кузьмина появились в начале 30-х годов 20-го века. «…сделаны они без карандаша, без резинки, без калькирования – сразу пером по бумаге, то есть так же, в том же темпе, что и рисунки Пушкина на полях его рукописей … «Я не подражал (попробуйте подражать!) рисункам Пушкина, а лишь следовал его методу рисования пером: сразу, без предварительного карандашного контура».
Иллюстрация к стихотворению «К Чаадаеву» - это художественное изображение А.С. Пушкина, которое визуализирует и дополняет словесный текст произведения. Она помогает читателю лучше понять и ощутить эмоции, настроение и смысл, передаваемые поэтом, углубить восприятие произведения и подчеркнуть его ценность и значимость для читателя.
Иллюстрации Н.В.Кузьмина поступили в дар от Татьяны Алексеевны Мавриной - жены художника в 1990 году.
Старший научный сотрудник Т.И. Мазуркевич