
«Натюрморты и мотивы природы в линогравюрах
В.А. Хина из фондов ОМИИ». К 80-летию автора.
«Я до сих пор открываю сам себя (казалось бы…), как новую Землю и понимаю, что внутри меня ещё Океан Тайны…».
Владимир Хин.
В этом году свой 80-летний юбилей отмечает известный белорусский художник-график Владимир Андреевич Провидохин (творческий псевдоним Владимир Хин).
Он родился в 1945 году в Брянске. В 1959-1962 годах учился здесь у Виктора Васильевича Воробьева (1925-2006) в Народной студии изобразительного искусства, ставшей заметным явлением в художественной жизни города. В 1975 году окончил Киевское художественно-промышленное училище (ныне Киевский государственный институт декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука) и начал работать в Художественном фонде РСФСР в Брянске. В 1983 г. вступил в Союз художников СССР. В 1985 году переехал в Минск, где уже четыре десятилетия продолжает плодотворную творческую работу. Является членом Белорусского Союза художников.
Владимир Андреевич создал огромное число произведений разнообразной тематики. В сфере его интересов – печатная (ксилография и линогравюра) и оригинальная (акварель, тушь, карандаш) графика и живопись. Используя технологические возможности любимой им черно-белой и цветной печатной гравюры, он наполняет свои произведения новым звучанием, обогащая их пластическими находками в соединении линии, слова, цвета и ритма.
Произведения мастера находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальной библиотеке Республики Беларусь, Музее Марка Шагала в Витебске, Полоцком историко-культурном музее-заповеднике, Институте Гете-Минск, фондах Белорусского Союза художников, Брянском областном художественном музее, Астраханской картинной галерее им. Б.М. Кустодиева, в музеях Израиля, Швейцарии, Франции, Украины, США и других стран.
Пятьдесят своих черно-белых и цветных линогравюр и ксилографий Владимир Андреевич преподнес в дар нашему музею. Они включают листы из разновременных серий, в том числе, – посвященных роману Германа Гессе «Степной волк», поэзии Андрея Андреевича Вознесенского и Велимира (Виктора Владимировича) Хлебникова, художнику Марку Захаровичу Шагалу, архитектурным памятникам древнего Пскова, Чернобыльской трагедии, тайнам Космоса. Среди них – восемь черно-белых линогравюр связанных с мотивами природы и жанром натюрморта.
К классическому типу натюрморта относится «Натюрморт с кофеваркой», – работа белорусского периода творчества мастера, созданная им в 1989 году в Минске.
Это лаконично-сдержанная композиция со стилизованным изображением четырех выразительно геометризированных ординарных предметов кухонной утвари, стоящих на столешнице в условном интерьере. Они размещены попарно по одной линии, чередуясь на двух планах в шахматном порядке. Расположенная слева большая, с высоким сужающимся вниз туловом, кружка-бокал с трапециевидной ручкой, возможно, предназначена для хозяина дома. В ней налит кофе. Правее, на блюдце с приподнятым наклонным бортом, – меньшего объема округлая чашка с петлеобразной ручкой, возможно, предназначенная для его супруги. Ручки бокала и чашки обращены в сторону друг к другу. В проеме между ними, во втором ряду, – турка с плавно очерченным сливом и легкой дугой вытянутой вправо длинной ручки. Правее – вертикаль граненого корпуса кофемолки с крышкой и упругим электрошнуром, протянувшимся волнообразными изгибами к нижнему краю изображения.
На заднем плане, на черном фоне, – два прямоугольника, проработанных горизонтальными и диагональными параллельными черно-белыми линиями.
Объемы стоящих на столе предметов образованы звучной цветовой комбинацией из разнообразных по очертаниям участков белого и черного цвета и участков из длинных и коротких косых параллельных черно-белых линий. Поверхность столешницы обозначена светлым сетчатым рисунком двух видов из пересекающихся параллельных линий. При этом доминирующие прямые линии находятся в энергичном взаимодействии с округлыми очертаниями деталей сгруппированных в центре предметов.
Расположение теней и интенсивный контраст белого и глубокого черного тонов, дополненных вариациями из легких динамичных черно-белых полосок, создают ощущение светлого утра и ярких солнечных лучей, падающих слева, из невидимого окна.
Маленький утренний эпизод в начале предстоящего дня, который наполнят энергичные ритмы городской жизни.
К жанру натюрморта можно причислить шесть более ранних по времени создания работ, выполненных автором в брянский период, в 1977-1978 годах, Это, подобные музыкальным этюдам, разные по размерам, флористические композиции камерного характера из нескольких простеньких полевых цветов и трав. Черные силуэты на белом фоне в прямоугольных рамках: коробочки мака и подсолнухи на длинных стеблях, одуванчики, тысячелистник, сурепка, колосок овсяницы луговой…
Здесь можно рассмотреть тонко прорисованные детали, ощутив сочную свежесть или хрупкость и сухость каждого растения. И все эти цветы, растения и злаки чудо как хороши разнообразием своих форм, еще более выявляющихся в гармоничном сочетании друг с другом.
Один из натюрмортов оживляет порхающая бабочка, два других художник дополняет текстом.
В натюрморте «Память лета», со стебельками с растрескавшимися и скрученными тонкими ажурными спиральками пустыми стручками сурепки и трогательно-нежными «сережками» колосков «кукушкиных слезок», молодой тридцатитрехлетний художник просто и безыскусно вспоминает о лете и о той, кто так дорога его сердцу: «Сегодня выпал первый снег И в честь этого праздника Я вырезал гравюру Для любимой Память лета Мы целовались Память трав».
В композиции «Шиповник» – причудливой формы одревесневшую с изогнутыми, местами обломанными концами, веточку с колючими шипами, почти полностью облетевшей листвой и уже немного усохшими овальными плодами, сопровождает надпись: «Я долго глядел на ягоды шиповника И всем существом своим Понял – пришла осень А ягоды Были праздничного цвета»… Резал гравюру под монотонный стук дождя…».
Такие личные мысли, чувства и откровения художника, фиксирующие даже происходящие в момент его творчества погодные явления, вызывают особую ответную реакцию, эмоции и сопереживание, протягивая незримую живую и трепетную нить между автором и смотрящим на эти гравюры человеком. В этом их особая прелесть и неповторимость.
Достоинство преимущественно чисто силуэтных, иногда со светотеневой проработкой, композиций этой серии, не только в выразительности и неповторимом своеобразии каждого мотива и мастерстве проработки каждого элемента, но и в естественной красоте и гармонии изображаемых мотивов, без излишней стилизации и декоративности.
С миром природы связан еще один оригинальный лист брянского периода – «Костер», датированный 1976 годом.
Его можно уподобить полиптиху из шести горизонтально ориентированных прямоугольников, расположенных вплотную, по три в два ряда. В каждой из шести частей – узнаваемый портретный облик художника с характерной прической и беретом на голове, изображенного несущим бережно собранный в охапки сухой осенний хворост.
Шесть частей подобны растянувшимся во времени отдельным кадрам кинохроники с близкими и более дальними планами, где обобщенная фигура художника в рост или его полу-фигура, предстает то в виде черного силуэта на фоне светлого неба, то белого, словно освещенного пламенем костра, на фоне сгустившихся сумерек. Два самых крупных поясных изображения расположены в центре. На том из них, что находится вверху, черным цветом обозначена кисть правой руки художника с тонкими пальцами. Он то ли аккуратно придерживает охапку хвороста, то ли приноравливается отправить ее в огонь.
Элементы пейзажного окружения: небольшой пригорок и свисающие сверху ветви лиственного дерева, – обозначены лишь на верхнем правом прямоугольнике. Художник находится в полном единении с природным пространством, подчиняясь тишине и неспешности осени – времени успокоения, сосредоточения мыслей, возможности разобраться в себе и освободиться от всего ненужного. Скоро придет зима, вслед за ней новая весна, потом наступит яркое лето. Каждое время будет наполнено надеждами и новыми замыслами, мимолетным и вечным. Это жизнь человека на земле, размышлениям о разных аспектах которой, художник посвящает свои работы, соединяя воедино каждую маленькую травинку с бескрайним простором Вселенной.


.jpg)
.jpg)
.jpg)




