Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

Информация о материале
Создано: 15 июня 2024

Виртуальное мероприятие

Из цикла «История в прекрасном» 

”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: 

полотно из фондов ОМИИ. 

К 140-летию памяти исторического живописца, академика 

Г. С. Седова (1836–1884)

В фондах музея хранится копия хранящейся в Русском музее картины академика Императорской академии художеств, исторического живописца, Григория Семеновича Седова, прожившего недолгую, но яркую, наполненную творчеством жизнь. На холсте значительного размера (132 х 170 см) маслом изображен Иван Грозный перед спящей Василисой Мелентьевой. Процарапанная справа внизу авторская подпись трудно различима и вызывает сомнения, в то же время, в нижнем левом углу ясно читается так же процарапанная дарственная надпись: «На память К.А. Коровину. III/3 1880 года». Работа входила в коллекцию Великого князя Михаила Александровича Романова, Почетного гражданина г. Орла и поступила в собрание в 1957 г. из Орловского краеведческого музея. Исполненное на высоком художественном уровне произведение, безусловно, требует реставрации.  

Григорий Седов вышел из семьи московского мясоторговца, неожиданно выбрав для себя художественную стезю. Он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, под начало мастера исторической живописи и храмовой росписи, Михаила Ивановича (Микеланджело) Скотти.  Переехав в С.-Петербург, Седов продолжает образование в Императорской Академии художеств (как и Иван Шишкин, с которым он сдружился в училище и портрет которого нарисовал в 1859 г. уже в ИАХ). Профессор А.Т. Марков, руководитель класса,  допускал развитие в искусстве бытового жанра, благодаря чему пронзительно жизненные «Путешественники, застигнутые дождем» Седова появляются на академической выставке, а затем, как заметное произведение новой русской живописи, воспроизводятся в виде гравюры в лучшем художественном журнале того времени «Северное сияние». В 1866 г. Григорий Седов блестяще завершает обучение в Академии, удостаиваясь малой и большой золотых медалей, звания классного художника первой степени и права на 6-летнюю пенсионерскую поездку за границу. 

Оставаясь верен избранному направлению, он разрабатывает в живописи тему национальной истории, культуры и православия. Однако, работая в Париже без знания языка и внезапно ослепнув на один глаз, Григорий Семенович был вынужден досрочно вернуться на родину в 1870 г., где получает звание академика ИАХ за картину «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов». В Москве он продолжает работать для церквей, усердно, но безуспешно ищет историческую тему для большой картины.

Его холст 1871 года «Курская мещанка в старинном костюме» по рекомендации И.Н. Крамского приобретает для своей галереи П.М.Третьяков, как «заметный» «этнографический» этюд; в  1873 г. работа экспонируется на Венской международной выставке, а в 1878-м – на Парижской. 

Последним значительным произведением мастера стало полотно «Иоанн Грозный перед Василисой Мелентьевой». На его создание Седова вдохновил один из эпизодов драмы Островского «Василиса Мелентьева», премьера которой состоялась в Малом театре в 1868 г. Цветущая молодая вдова Василиса, очаровавшая Ивана Грозного и ставшая его шестой (невенчанной) женой, во сне проговаривает имя своего действительного возлюбленного, и царь это слышит. Предшествующие по сюжету интриги и последующие события придают этому моменту драмы кульминационный характер.

В 1899 г. знаменитым оперным певцом Орловщины, Антоном Николаевичем Николаевым в губернский музей был передан подписной графический лист Алексея Стрелковского 1876 года «Иван Грозный и Василиса Мелентьева», выполненный на тонированной бумаге акварелью и белилами. В настоящее время оригинальный рисунок Стрелковского, не повторяющий композицию Седова, хранится в фондах ОМИИ.

В 1876 году «Василиса» Григория Седова, «замечательная, если не по внутреннему содержанию, то по прекрасному письму и отлично разыгранному в ней освещению», была показана на выставке Академии художеств и имела огромный успех, поступила в музей императора Александра III. Многочисленные живописные и графические копии произведения свидетельствуют о его необычайной популярности среди современников. Как и в целом для кисти Седова, для его «Василисы» характерна «прекрасная живопись», по выражению Крамского, тщательная и тонкая, высокая степень историчности обстановки и деталей с богатой орнаментикой при, критикуемой современниками, несколько театральной эффектности. 

Как видим, образ одиозного царя и его душевное состояние на протяжении ряда лет занимало художника более, чем современная ему действительность. При этом в «Малюте» и «Василисе», при внешней красочной декоративности историзма, в личности Ивана Грозного Седов раскрывает сугубо человечные качества, лирические черты. 

В «Малюте» обстановку замкнутого пространства царских покоев украшают нарядные атрибуты тюркской культуры: роскошный узорчатый ковер, резной сундук, богатый халат на главном опричнике. В «горячем» колорите и затейливом узорочье неожиданно драматично воспринимается образ царя: «надломленная» поза утомленного человека в расшитом золотом белом кафтане и красных сапожках, сбитая на затылок монашеская скуфья и заостренное лицо, трактованное с глубоким психологическим надрывом, который выражает пытливый, словно молящий взгляд предельно уставшего человека.  

Рядом с Василисой предстает умиленный прелестью старец, спокойный и уверенный в уголке прекрасного мира, куда, казалось бы, немыслимо было проникнуть коварству и измене. Тончайшие и точные характеристики всего двух персонажей, показанных крупным планом, напоминают театральное  действие на малой сцене.

Многие работы художника посвящены русской истории и Церкви. Григорий Семенович Седов, окончивший свой земной путь в 48 лет, занял одно из ведущих мест в деле формирования национального, неорусского художественного стиля. 

Кандидат искусствоведения, старший
научный сотрудник ОМИИ, Т.В. Лазарева.

Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870. Холст, масло. 140х115 см. 

Иван Грозный и Малюта Скуратов. 1870. Холст, масло. 140х115 см. 
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина (Украина). Фрагмент.
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13750

 

  Курская мещанка в старинном костюме. 1871. Холст, масло. 107х67 см. Третьяковская галерея

Курская мещанка в старинном костюме. 1871.
Холст, масло. 107х67 см. Третьяковская галерея.
https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit13297.htm

 

   Г.С. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. 1875.  Холст, масло. 137х172. Русский музей.

 Г.С. Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. 1875.  
Холст, масло. 137х172. Русский музей. 
https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-4402/index.php

 

 

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Не ранее 1875.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. Не ранее 1875.  Холст, масло. 
132 х 170. ОМИИ. Инв. №: 142.

 

А.И. Стрелковский. Иван Грозный и Василиса Мелентьева. 1876.

А.И. Стрелковский. Иван Грозный и Василиса Мелентьева. 1876. Бумага тонированная, акварель, белила.
24х33 см. ОМИИ. Инв. №: 139.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.  ОМИИ. Фрагмент.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.  ОМИИ. Фрагмент.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.  ОМИИ. Фрагмент.

Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву.
ОМИИ. Фрагмент.

 

Э. Беренс (гравер). Портрет Седова Григория Семеновича (1836-1886)

Э. Беренс (гравер). Портрет Седова Григория Семеновича (1836-1886)

https://artchive.ru/artists/2649~Grigorij_Sedov#show-media://photo/552397

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам