Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея

Информация о материале
Создано: 20 марта 2023

 

«Декоративное блюдо «Аптека в сумерках»

Заслуженного работника культуры РФ Ж.А. Травинской

из фондов Орловского музея изобразительных искусств».

                    

Творчество известного орловского керамиста, Заслуженного работника культуры РФ Жанны Анатольевны Травинской, прочными нитями связано с Орловской землей. Однако был в ее жизни и «алтайский период», когда она вместе с сыновьями и мужем, графиком Андреем Григорьевичем Вагиным (1923–2006) (впоследствии ставшим Заслуженным художником РФ), несколько лет жила и работала в Барнауле.

Здесь в ее керамике появились новые темы, связанные с необычной красотой просторов Алтайского края, ее столицей – Барнаулом, широкой и могучей Обью, поездкой в Монголию.

В коллекции керамики нашего музея есть несколько произведений, выполненных Жанной Анатольевной Травинской в те годы. Это декоративный пласт «На Оби» (1980), декоративные блюда «Сон поэта» из серии «Поэзия алтайского поэта Б.У. Укачина» (1980), «Алтай» (1981), «Голубой Алтай» (1980), «По Монголии» (1979), а также – «Аптека в сумерках» из серии «Старый Барнаул» (1978).

В серию «Старый Барнаул» входили большого размера блюда – «Красноармейский проспект», «Дом у реки Барнаулки», «Октябрьская площадь», «Ресторан «Русский чай» и ряд других. Некоторые из них предназначались для крупнейшей здравницы Алтая - санатория «Белокуриха». 

В основе росписи «Аптеки в сумерках», как и других работ барнаульской серии, – зарисовки, которые Жанна Анатольевна делала на улицах города, выискивая самые красивые старинные дома и живописные уголки.

Это блюдо она выполнила отдельно от остальных работ серии, в несколько меньшем диаметре, и для себя, не предназначая его для какого-то определенного общественного интерьера или показа на выставках. 

Но по возвращению Жанны Анатольевны в Орел случилось так, что его решил приобрести у нее наш музей, именовавшийся тогда Картинной галереей. С тех пор оно не раз входило в состав различных музейных выставочных экспозиций, посвященных творчеству самого автора, орловских художников или связанных с иной тематикой.

Жанна Анатольевна Травинская разрабатывала различные формы для своих декоративных блюд, отличающиеся диаметром, объемом, пропорциями отдельных деталей. Для «Аптеки в сумерках» она выбрала разработанную ею форму глубокого блюда с широким зеркалом, по краям изогнутым и плавно переходящим в скругленный борт с небольшим, мягко отогнутым краем. Такая форма выразительна и сама по себе, и хороша тем, что на ней прекрасно размещаются самые разнообразные живописные композиции.

Среди ее декоративных блюд хранящихся в фондах нашего музея, эта форма встречается в выполненных в 1980-е годы работах: «Сон поэта», «Лошадь белая» (По стихотворению Н.М. Рубцова «Лошадь белая в поле темном...»), «Потная спираль» (По мотивам рассказа Н.С. Лескова «Левша») и «Маки». 

Но, поскольку роспись каждого из блюд отличается композицией, колоритом, особенностями фактуры поверхности, их форма всегда воспринимается по-новому.

В декоративном блюде «Аптека в сумерках» еще есть и своя отличительная «изюминка», придающая ему особую прелесть. Хотя появлению ее способствовал небольшой технологический дефект. Именно из-за него пришлось сделать небольшой округлый срез по краю борта и, аналогично, по диагонали, сделать еще один с противоположной стороны. Это придало очертаниям блюда большую легкость и оригинальность.

На его зеркале и по борту, по имеющему сложный оттенок кофейно-сизоватому фону, изображен вечерний пейзаж с двухэтажным деревянным домом в центре. У него резной подзор под карнизом, вытянутые по вертикали прямоугольные окна с Т-образными переплетами и фигурными наличниками. Правый угол срезан и на первом этаже – парадный вход, а над ним, на уровне второго этажа, – укрепленная снизу на двух кронштейнах выносная плита, на которой размещен балкончик без перил. Сверху он имеет поддерживаемый двумя резными столбами, прямоугольный навес с резным подзором, увенчанный четырехгранным шатром с маленькой пирамидальной башенкой наверху, а в нижней части - наложенный на него треугольный фронтон. По сторонам дома, перед ним и сзади, за его крышей, – деревья с эскизно написанной листвой. Вверху, по краю борта – зеленоватое облако. 

Роспись выполнена в мягкой эскизной манере различных оттенков коричневой, черной, желтой и зеленоватой краской. 

Края живописной композиции захватывают наиболее высокую часть блюда по горизонтально отогнутым краям борта; их словно обнимают ветви окружающих дом лиственных деревьев. Взгляд скользит вниз, к центру зеркала, где его концентрируют и направляют выполненные наиболее светлым, желтоватым тоном, архитектурные детали, погруженного в вечернюю мглу домика-теремка. Бесцветная глазурь, покрывающая фон и живопись, здесь легкая, как нежнейшая вуаль, матовая и едва ощутимая. 

Жанна Анатольевна впервые использовала здесь однократный обжиг, который был выполнен по еще сырому, только что расписанному пигментами и покрытому прозрачным слоем глазури, черепку. Это и дало интересный эффект как бы акварельной живописи. Тарелка обжигалась в Москве на Экспериментальном творческо-производственном комбинате Союза художников. Другие художники-керамисты, работавшие там в это время, заинтересовались полученным результатом и столь удобным и экономически выгодным методом.

Спустя почти четыре десятилетия после создания этого блюда, была сделана попытка разыскать в Интернете изображенный на блюде дом. Она увенчалась успехом. Несмотря на декоративную стилизацию и эскизность росписи, все основные детали дома были изображены настолько точно, что его удалось найти.

Это построенный во второй половине ХIХ века особняк барнаульского купца Василия Ивановича Зубова. В советское время на первом этаже этого дома существовала известная многим жителям города Аптека № 3. На цветной фотографии 1960-1970-х годов можно рассмотреть отдельные его детали. 

  

Дом купца Зобова Он находился на правом берегу реки Барнаулки, в исторической части города, в доме № 38 на улице Большой Олонской, вблизи бывшей Сенной площади (ныне Социалистический проспект). На черно-белой фотографии начала ХХ века помимо некоторых конструктивных и обильных декоративных деталей здания, на вывеске над входной дверью различима рекламная надпись из шести букв: «Аптека».

Со временем многие резные декоративно-конструктивные детали дома были утрачены. Фотография же запечатлела и шпиль над шатром, и выделенное светлой окраской кружевное узорочье подзора под карнизом и шатром, и широкого фриза под ним, и балконное ограждение, и видимую из-за него вазу с цветами. Вероятно, она установлена на столе, за которым, наверное, в теплое время устраивались чаепития вокруг большого самовара.

Большинство старинных деревянных зданий, находившихся этой в исторической части города не сохранилось. Некоторые в разное время погибли от пожаров, другие не уцелели потому, что в 1980-90-х годах здесь прокладывали новую трассу к строящемуся через Обь мосту. Но дому купца Зубова повезло. Его не уничтожили, а перенесли на новое место, находящееся на пересечении Красноармейского проспекта и Интернациональной улицы (Красноармейский проспект, 28). 

  

Дом купца Зубова Возможно, такое внимание к этому дому было обусловлено тем, что по предположению ученых Алтайского государственного университета, в нем останавливался ставший впоследствии великим писателем Федор Михайлович Достоевский, проезжавший через Барнаул во время своего пребывания в ссылке.

Часть резных деталей дома при переносе здания, к сожалению, оказалась утраченной. Резной декор уже не выделен цветом окраски и стал менее заметным. 

Наличник дома Купца Зубова На новом месте в здесь некоторое время сначала располагались государственный оркестр «Сибирь» и кукольный театр «Сказка». Сейчас дом является объектом культуры регионального значения и в нем находится несколько основных экспозиций и отделов Алтайского государственного краеведческого музея. (В отличие от официального сайта музея и портала «КУЛЬТУРА РФ», в списке памятников деревянного зодчества Барнаула его относят к постройкам начала ХХ века, что хронологически исключает его связь с именем Достоевского).

Дом купца Зубова Дом купца Зубова

Дом теперь находится в ином пространственном окружении, на широком шумном проспекте, вблизи современных многоэтажных зданий. Но на блюде «Аптека в сумерках» он запечатлен в прежней тихой и поэтичной атмосфере, присущей старым кварталам города, в значительной степени еще сохранявшим на исходе 1970-х годов изначальный облик. Этим он и привлек Жанну Анатольевну Травинскую, сумевшую передать в своем произведении очарование этого уголка Барнаула. 

Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева

 Монограмма

В публикации использованы изображения из открытых источников Интернет-ресурсов.

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам