Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

Информация о материале
Создано: 07 июня 2024

6 июня 2024 года исполнилняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), великого поэта и писателя, родоначальника современного русского литературного языка, чьё имя знакомо каждому в нашей стране и за её пределами. Это  знаковая дата для русской литературы и культуры. Неслучайно этот день приурочен к Международному дню русского языка. 

 Произведения Александра Сергеевича Пушкина вдохновляли многих художников. 

В фондах нашего музея собрана коллекция иллюстраций к произведениям поэта, созданных в разное время известными советскими графиками. 

Самые ранние иллюстрации были выполнены  в 1937 году художником Менделем Хаимовичем Горшманом (1902-1972) к роману А.С. Пушкина «Дубровский».

 Можно сказать, что обращение к книжной иллюстрации было предначертано художнику самой судьбой. М.Х. Горшман учился на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у талантливого советского графика Н.Н. Купреянова, значительную часть творческого наследия которого составляли иллюстрации. Ещё одним учителем будущего художника был классик советской иллюстрации, автор теоретических трудов, посвящённых искусству книги, В.А. Фаворский. Н.Н.Куприянов вел курс литографии. Влияние учителя было очень сильным. Поэтому не случайно, большое место в творчестве Горшмана занимает книжная иллюстрация в технике литографии.                                    

Фонды музея располагают двенадцатью иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Дубровский» в технике автолитографии, созданными в 1937 году, в которых отражены наиболее значительные сцены произведения А.С.Пушкина.  Художник  создал очень живой цикл, который стал параллельным графическим рассказом почти к каждой главе. В 1930-е годы уже  формируется узнаваемый стиль автора, в котором органично сосуществуют с одной стороны обобщённость, с другой – преданность натуре.  И ещё одна важная черта Горшмана-иллюстратора, сложившаяся в ранний период и остававшаяся характерной для него на протяжении всего творческого пути, это прочная взаимосвязь слова и изображения. Художник не занимается прямым цитированием текста с точным соответствием деталей, но сцены в исполнении мастера остаются узнаваемыми. 

В листах нашего собрания явно прослеживаются «живописные» возможности литографии. Зернистая фактура камня придает штрихам мягкость, делая  очертания рисунка тающими.

Горшман М.Х.   Лист 7. Иллюстрация к роману    А.С.Пушкина «Дубровский», 1937  Бумага, автолитография

Иллюстрацию «Маша и учитель Дефорж» можно отнести не только  к 8, но и к 11 главе,  в которых развертываются отношения между Дубровским в роли учителя Дефоржа и Маши Троекуровой. Дубровский «… часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно».

Иллюстрации поступили в фонды Орловской  областной картинной галереи (с 1990 года - музей изобразительных искусств) в 1971 году от сына художника Александра Михайловича Горшмана.

 

Достойное место в коллекции графики музея  занимают восемь станковых композиций на пушкинские сюжеты, в технике ксилографии  художника М.И.Полякова. 

Михаил Иванович Поляков (1903-1978) - книжный график, ксилограф, автор станковых композиций, мастер экслибриса. В 1926 году окончил Саратовский художественно-практический техникум. В том же году поступил в Московский ВХУТЕИН, где учился до 1930. Там его педагогами были В.А. Фаворский, Н.Н. Купреянов, Л.А.Бруни, П.Я.Павлинов. Первые гравюры он создает в 1924 году.

            С 1948 по 1950  годы художник работал над альбомом "Пушкинские образы". Художником были подготовлены десять гравюр, посвященных драматургическим произведениям поэта: "Борис Годунов", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", повести "Пиковая дама", поэмам "Бахчисарайский фонтан", "Полтава" "Кавказский пленник", "Цыгане" и "Медный всадник". Выпуск этого альбома планировался издательством "Советский график". Однако издательство ликвидировалось, и альбом в свет не вышел.

Поляков М.И.  «Медный всадник», 1948-1950.  Бумага, гравюра на дереве. Гравюра  к "Медному всаднику" должна была стать обложкой альбома. Это говорит о том, что именно данный сюжет представлялся автору наиболее значимым, способным стать изобразительным эпиграфом ко всему предполагавшемуся изданию. Сюжетный эпизод, выбранный Поляковым - бегство Евгения от преследующего его призрака - стал фронтисписом книги. Сделав несколько вариантов этой композиции, Поляков нашел наиболее удачное и эффектное решение, в котором Медный всадник, мчащийся за Евгением, словно вырывается из каменных глыб многоэтажных домов, в тоже время, сливаясь с грозовыми облаками на небе. Он трактуется в неразрывном единстве с городской и пейзажной средой, становясь только нереальным кошмаром, плодом больного воображения. 

Как и другие гравюры этой серии, композиция "Медного всадника" заключена в квадратную рамку, над и под которой помещены небольшие графические ремарки: вверху - памятник Петру I, внизу - Евгений на каменном льве среди волн наводнения. Они соответствуют сюжету гравюры и позволяют расширить рамки повествования.

 Работы М.И Полякова  из  альбома «Пушкинские образы» ) поступили в фонды Орловской  областной картинной галереи в 1957 году по Приказу Министерства культуры РСФСР.

 

В коллекции графики хранятся 10 станковых иллюстраций художника Е.И. Конькова к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке», созданные в 1968 году в технике цветного офорта. 

          Евгений  Илларионович Коньков (1938-2024) родился в Ленинграде. Он выпускник Академии художеств им. И.Е. Репина, ученик народного художника РСФСР Алексея Пахомова. В конце 1950-х годов,  еще, будучи студентом проходил  художественную практику в Пушкиногорье, именно там у него родилась идея проиллюстрировать «Сказку о золотом петушке». Тогда же появились и первые эскизы, одобренные педагогом. Однако окончательное решение серии пришло только к 1968 году, когда художнику посчастливилось познакомиться с монографией об арабских миниатюрах. Арабская  книжная миниатюра была созвучна восточной поэзии. В ней соединялось мастерство художника, который  тонко чувствовал  поэтическое слово. И не случайно, художник выбирает  стиль арабских миниатюр. Ведь Шамаханская царица была из города Шемах - столицы азербайджанского государства Ширвана,  в котором жили женщины, отличающиеся неземной красотой и владеющие магией. Евгений Коньков  в оформлении листов использует композиционные приемы оформления  восточной средневековой книги. В листе он использует два фона.  В центре  расположен главный сюжет на коричневом  фоне. Сам рисунок напоминает тесненный узор на коже. По краям, обрамляющим главный рисунок,  художник использует  черный фон, по которому  тонкой изящной белой линией выполнены арабески, а также небольшие вставки, дополняющие  повествование. Каждая иллюстрация соответствует конкретному сюжетному моменту. Даже если мы не знаем содержания сказки Пушкина, а только видим иллюстрации к ней, то сюжет сказки нам становится понятен. Значит, художник очень точно понял особенность самой сказки, изобразил самые важные, ключевые эпизоды. В иллюстрациях художник совмещает арабский стиль с элементами русского декора. 

                    Коньков Е.И.   Царь Дадон и Шамаханская царица.   Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке»,1968  Бумага, цветной офорт.     

 Иллюстрации поступили в фонды Орловской  областной картинной галереи из Дирекции художественных фондов  и  проектирования памятников в 1973году.   

Оттиски  офортов из этой серии хранятся в пушкинском музее в Болдино и в Музее сказок в немецком Музее сказок в Бад-Энхаузене.

 

Любовь к Пушкину определила судьбу Народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина, став на всю жизнь источником его вдохновения. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта.  

В коллекции графики музея представлено 17 рисунков в технике тушь, перо к самым известным иллюстрациям Кузьмина к произведениям А.С. Пушкина.  Это рисунки к  «Эпиграммам», наброски профиля А.С.Пушкина и один из самых знаменитых портретов Пушкина выполненный к стихотворению «К Чаадаеву» (1959). 

Николай Васильевич Кузьмин (1890-1987) – русский, советский художник, график.

Родился в городе Сердобске Пензенской губернии. Окончил реальное училище в Сердобске В 1911 году переехал в Петербург. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912-1914) у Я.И.Билибина, А.А. Рылова, Н.К. Рериха, а затем в петроградском  Вхутемасе-Вхутеине (1922-1924) у П.И. Шиллинговского и Е.С. Кругликовой. В 1924 году переехал в Москву. Работал в станковой графике и книжной иллюстрации. Был одним из организаторов группы художников «Тринадцать» (1929-1931), в которой сплотились художники объединенные тягой к быстрому, мгновенно откликающемуся на впечатления жизни рисованию.  «Рисовать без поправок и ретуши» - с уличных зарисовок, эта манера была перенесена в книги.

Иллюстрации Кузьмина появились в начале 30-х годов 20-го века.  «…сделаны они без карандаша, без резинки, без калькирования – сразу пером по бумаге, то есть так же, в том же темпе, что и рисунки Пушкина на полях его рукописей … «Я не подражал (попробуйте подражать!) рисункам Пушкина, а лишь следовал его методу рисования пером: сразу, без предварительного карандашного контура».

      Кузьмин Н.В.   «Пушкин пишет при свечах».   Иллюстрация к стихотворению   «К Чаадаеву», 1959  Бумага, тушь, перо Иллюстрация к стихотворению «К Чаадаеву» - это художественное изображение А.С. Пушкина, которое визуализирует и дополняет словесный текст произведения. Она помогает читателю лучше понять и ощутить эмоции, настроение и смысл, передаваемые поэтом, углубить восприятие произведения и подчеркнуть его ценность и значимость для читателя.

Иллюстрации Н.В.Кузьмина поступили в дар от Татьяны Алексеевны Мавриной - жены художника в 1990 году.

Старший научный сотрудник Т.И. Мазуркевич

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам