Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия
 
 
 

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                          

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОРЛОВСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ»

(БУКОО «ОМИИ»)

обособленное подразделение 

«Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова»

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка 

«Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: И.Е. Барсукова

 

 

 

 

 

 

Орел

 

2024

 

 

 

 

 

Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» 

Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

         Музей «Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова» богат не только замечательными пейзажами и натюрмортами. Здесь хоть и немного, но отменные по качеству предметы прикладного искусства. Сегодня мы хотим обратить ваше внимание на чудную глиняную посуду – Балхарскую  керамику – хорошо известную во всем мире.

        Игорь Андреевич Курнаков – сын художника – рассказывал, что отец как-то по дороге на юг увидел на обочине мужчину, торговавшего глиняной посудой, остановился, подошел и, конечно, сразу же узнал знаменитую Балхарскую керамику. Эти сосуды и вошли в нашу экспозицию. 

Дагестан традиционно изготавливает большое количество разнообразной керамической посуды. Известные центры изготовление бытовой керамики - Балхар, Сулевкент, Джули. Самый известный центр, занимающийся бытовой керамикой это Балхар – лакское селение в Акушинском районе Дагестана. В 1936 г. в ауле была организована артель художественной керамики, производящая и сейчас до 25 видов изделий. 

Появление искусства расписной керамики учение относят к 13 – 14 вв. 

До сих пор в Балхаре рассказывают легенду о некоем Калкучи – человеке, который научил балхарских женщин изготавливать глиняную посуду. По легенде пастух Калкучи увидел, как дети на берегу озера лепят из глины игрушки. Он заинтересовался, сам научился лепить из глины разные фигурки, а потом научил этому местных жителей. Качественно это получалось только у женщин, именно они и сегодня занимаются изготовлением посуды, а мужчины продают посуду, заготавливают хворост для обжига. Так по легенде зародился гончарный промысел в Балхаре. 

           

Давайте внимательно приглядимся к посуде из нашего музея. Эти сосуды датируются  серединой  XX в. Они формованы на гончарном круге, по традиции должны быть украшены ангобной росписью красного цвета.

Ангоб (фр. engobe, итал. ingobbio - обмазка) – тонкий слой жидкой глины, который кистью наносится на керамическую посуду. Роспись ангобами после обжига дает слегка рельефный рисунок и чистый цвет. Но постепенно к красному ангобу стали добавлять белый. Со временем он стал преобладающим. Так изменилась стилистика росписи. 

Балхарскую керамику отличает верность традиции. Сосуды, как и в старь, расписаны архаичным, загадочным узором, присутствует утонченность линий, спиралей, кругов, овалов, завитков, традиционна штриховка геометрических элементов. Но появляются и новые мотивы – растительный орнамент. Традиционна и форма изделий – амфоры с одной ручкой или с двумя. Это зависело от того как привыкла женщина носить воду из родника по узким тропкам к родному горному аулу – на плече, значит с одной ручкой, за спиной – значит с двумя. Изготавливались

кувшины с узким  и высоким носиком для вина, сосуды с округлыми горловинами с фигурной перемычкой для более удобного слива. 

Обжиг очень важный процесс в изготовлении керамики, благодаря ему ангоб, так же как и черепок, вспыхивают бурыми, оранжевыми пятнами, что является уникальной особенностью балхарской керамики.

Изготовлением керамических изделий занимаются с сентября по май, т.е. в период, свободный от полевых работ. Производится обжиг сразу несколькими женщинами в одном большом горне - чаре с вертикальным движением горячих газов. Горн сложен из кирпичей, обмазанных смесью глины с соломой. Топить чару начинают в 5–6 часов утра, и продолжается обжиг до 12 часов ночи.  Для того, чтобы разложить в горне посуду, надо забраться внутрь печи. Изделия одной мастерицы складываются вместе, сначала большие, затем более мелкие. Когда загрузка окончена, отверстие обжиговой камеры закрывают черепками разбитых сосудов примерно до половины, т.к. в горне отсутствует дымоотвод и смотровое отверстие. До обеда горн топится кизяком, в результате чего он сильно нагревается. Затем кизяк заменяют соломой, сеном и хворостом.

Топочная камера располагается внизу, она отделена от обжиговой теплопроводно-разделительным блоком. 

      Вы увидели фотографии этих замечательных сосудов. Убедились в том, что у Андрея Ильича был отменный вкус. Но ни одна фотография не заменит общения с подлинником. Ждем вас в музее.

         

Орловский Музей Изобразительных Искусств
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов