Заметным явлением художественной жизни Орла первых послевоенных лет стала областная выставка 1947 года, она посвящалась тридцатой годовщине Великого Октября. На ней А.И. Курнаков представил картины «Завоеватели» и «Портрет депутата Верховного Совета СССР Н.А. Коровецкой».
Отзывы об этих произведениях были положительными, однако сам автор на работах этой выставки особенно остро почувствовал, что ему недостает профессиональных навыков для осуществления своих новых творческих планов. Он делает единственно верный для себя выбор: учиться, совершенствовать свое мастерство.
Спустя много лет, когда Андрею Ильичу задали вопрос, что сыграло решающую роль в его творческом росте, он, не задумываясь, ответил: «В моей зрелости как художника послевоенного времени были три ступени: республиканская студия повышения квалификации художников, руководимая Б.В. Иогансоном, «Академическая дача» и художественный институт. Все они по-разному, дополняя друг друга, помогли мне обрести ту уверенность, которая позволила потом двигаться дальше».
Первая возможность поработать под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б.В. Иогансона представилась в 1947 году, когда в Москве была создана студия повышения профессионального мастерства для художников краев и областей РСФСР.
Вот как вспоминал Курнаков о студии. «1947 год. Руководители «Всекохудожника» организовали в Москве Центральную студию повышения квалификации художников РСФСР.
Минуло двадцать лет, и мы с благодарностью вспоминали тех людей, которых уже сейчас нет с нами, тех, кто стоял у колыбели возрождения послевоенного искусства. Долгих четыре года, одни, а многие и больше тосковали по любимому делу.
И вот - Центральная студия. Она расположилась в одной из московских средних школ, напротив филиала МХАТа.
Волнение, которое я испытывал в то далекое время, видимо, охватывало всех, кто приезжал заниматься в студию. Ведь мы хотели учиться у маститых художников и теоретиков, имена которых были уже прославлены. Борис Владимирович Иогансон, Александр Михайлович Герасимов, Ефим Михайлович Чепцов... Историю искусства читал Виктор Михайлович Лобанов, лекции по технологии живописи слушали у Алексея Алексеевича Рыбникова.
Для нас, фронтовиков-студийцев, все было интересно и любопытно: и интеллигентность педагогов, их манера и поведение во время работы, их беседы и лекции».
В студии было две мастерские. Одну из них возглавлял Б.В. Иогансон (1893-1973), другую А.М. Герасимов. Курнаков избрал мастерскую Иогансона. Художник этот больше ему импонировал как живописец, автор широко известных исторических картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».
За сравнительно короткое время пребывания в студии Курнаков смог почерпнуть столько нового для себя, сколько раньше могло быть усвоено лишь за многие годы.
Иогансон приходил в мастерскую почти ежедневно и с каждым студийцем работал индивидуально.
Не случайно «из всех основ основой» считал Иогансон рисунок. Он стремился к тому, чтобы студийцы, занимаясь живописью, отдавали максимум усилий и рисунку.
В 1946 году Курнаков задумал свою первую большую картину на историческую тему – «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе».
То, что в орловской тюрьме, имевшей известность своим особо строгим режимом, находился в заключении Дзержинский, было историческим фактом. Но мысль о создании картины была связана еще и с впечатлениями от рассказов матери о первой русской революции и причастности отца к подпольной деятельности большевиков. В Центральной студии художников РСФСР в Москве Курнаков продолжил разработку эскиза. И если на первых порах были сомнения в своих возможностях (справится ли со столь ответственной задачей?), то общение с Иогансоном, его беседы о методах работы над картиной, наконец, просто влияние этого крупного художника на студийцев сделали свое дело. Уже в студии Курнаков представил на суд товарищей и педагога первый вариант картины.
Картина не была свободна от некоторых недостатков. Все они были отмечены на просмотре. Но, подвергнув картину критике, Иогансон, тем не менее, особо отметил способности живописца и рекомендовал заключить с ним договор для завершения картины. Одновременно высказал предложение дать А. Курнакову опытного художника - консультанта.
В 1948 году А.И. Курнаков, автор картины «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе», был вызван в Москву, где ему «Всекохудожником» была предоставлена мастерская. Руководить работой стал известный советский живописец Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993), о котором А.И. Курнаков вспоминает с большой теплотой и благодарностью за оказанную помощь.
В отличие от первого варианта, размер нового полотна был значительно увеличен. Некоторые изменения претерпела композиция картины, появилось больше пространства, глубины. Но главное отличие заключалось в том, что в ней был сделан серьезный шаг к завершенности. Сказался метод работы над картиной, когда к каждому портретному образу, к интерьеру, а подчас и небольшим деталям писалось по нескольку подготовительных этюдов. Произведение стало более достоверным, оно убеждало глубиной своих образов. Не случайно картина была включена в экспозицию республиканской выставки художников РСФСР в Москве, а её автор решением Президиума правления «Всекохудожника» удостоен Почетной грамоты. Тогда же Курнаков был принят кандидатом в члены Союза художников СССР.
Источник: И.А. Круглый «Андрей Курнаков. Этюды» - Орел: Издательство «Вешние воды», 2008.
Этюд к картине "Жандарм." 1948. Холст на картоне, масло
Этюд к картине "Камера Дзержинского". 1948. Холст на фанере, масло
Материал подготовили: научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина