10 лет назад, 5 января 2010 г., не стало замечательного русского пейзажиста, Народного художника России, Кима Николаевича Бритова. Три дня не дожил он до своего 85-летия и персональной юбилейной выставки, к которой деятельно готовился целый год, написав множество новых произведений. Этот великий труженик до конца жизни не расставался с кистью и за шесть десятилетий создал свыше трех тысяч картин и этюдов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях России, Кореи, США, Германии, частных отечественных и зарубежных собраниях.

   Он родился 5 января 1925 г. во Владимирском крае, в небольшом текстильном городке Собинка; детские годы провел в Коврове, где отец возглавлял прядильно-ткацкую фабрику. В 1938 г. родителей арестовали как «врагов народа», и Ким с сестрой перебрался к старшему брату во Владимир. В 1943 г. он добровольцем ушёл на фронт; служил в артиллерийской разведке, был тяжело ранен; брал Берлин, участвовал во встрече на Эльбе. Его героизм отмечен боевой медалью «За Отвагу».

   С войны вернулся инвалидом. Решил осуществить детскую мечту – стать художником; поступил во Мстёрскую художественно-промышленную школу, обогатившую его бесценными знаниями о старинной иконописи и народном искусстве. Но ему не довелось стать мастером мстёрской миниатюры: раненая рука не позволяла писать тонкими кисточками. Он оставил учебу и начал посещать во Владимире художественную студию при Доме народного творчества, выбрав путь художника-станковиста.

   Его творческая жизнь началась в 1950-е гг.; она связана с зародившимся в те годы необычным новым явлением в отечественном искусстве, получившем название «владимирская школа живописи». Она объединила ряд талантливых самобытных пейзажистов-единомышленников, не вмещавшихся в рамки «соцреализма». Одним из ее основателей и идейных вдохновителей стал Ким Николаевич Бритов. Живопись «владимирцев» была непривычно декоративна, поражала упрощенной лубочностью, предельной яркостью цвета и вызывала ассоциации с творчеством импрессионистов и фовистов.  Они предпочитали писать простые естественные природные мотивы, деревянные сельские домики, старинную архитектуру, храмы, монастыри. Их ругали критики, им даже грозило исключение из Союза художников. А зрители и коллекционеры оценивали их произведения совершенно иначе. И далеко не сразу пришло официальное признание и слава.

   К.Н. Бритов был удостоен Золотой медали Академии художеств РФ, Золотой Пушкинской медали; стал первым Лауреатом премии И.И. Левитана (очень любимого им художника); был почетным гражданином города Владимира. Это подлинно народный, национальный русский живописец, понимавший душу русской природы, воспевавший мощь и красоту родной земли. Энергетика чистых звенящих красок, сочных удивительно живых, скульптурно-пастозных мазков, ясность композиционных построений, декоративная стилизация, доброта и жизнерадостность, отличающие его работы, пришлась по душе и многим в Орле, когда много лет назад здесь, в Картинной галерее (ныне Музей изобразительных искусств), проходила его персональная выставка. Тогда же пять произведений художника пополнили ее коллекцию. Сегодня представляем три из них.

  Пейзажи Бритова очень эмоциональны и обладают редким свойством, от которого может перехватить дыхание – так захочется в них «присутствовать, погружаясь в происходящее в природе. Взбежать по протоптанной в роскошном снежном покрове дорожке на пригорок к крепким добротным уютным бревенчатым домикам, съехать вниз на лыжах, поваляться в снегу, слепить снежную бабу, поиграть в снежки, любоваться синью неба, переливами голубовато-фиолетовых, розоватых и золотистых рефлексов и теней на пронзительно белом снегу («В конце зимы». 1984). А когда всматриваешься в натурный этюд «Весенняя лужа» (1975), - кажется вдыхаешь свежий и влажный весенний воздух, наполненный новыми волнующими запахами; чувствуешь мягкое тепло робких солнечных лучей; слышишь шорох сползающего с крыши снега. Ким Николаевич любил писать русскую природу во все времена года, и в каждом из них в его работах она удивительно хороша. Но едва ли не больше всего завораживает «бритовская» осень с царственным великолепием сияющей золотой листвы на фоне небесной лазури («Осенний ветер». 1983).

 Ким Николаевич был хорошо знаком с Народным художником России, Андреем Ильичем Курнаковым. Этим двум, страстно любящим Россию художникам-фронтовикам, просто суждено было подружится. В 1979 г. Андрей Ильич написал «Портрет Кима Бритова», ныне хранящийся Национальной галерее республике Коми, а в 1984 г., повторил его композиционно, включив в «Групповой портрет владимирских живописцев». Из жизни два мастера ушли почти одновременно. Андрея Ильича не стало 7 февраля того же 2010 года. 

Память о замечательном владимирском художнике увековечена несколькими мемориальными досками; в его честь проводится Международный пленэр имени Кима Николаевича Бритова, завершающийся выставками. По стопам отца пошла и дочь мастера, - Наталья Кимовна Бритова; известный владимирский пейзажист, заслуженный художник России.

 

  1. «К. Н. Бритов. Фото.
  2. В конце зимы». 1984. Орловский музей изобразительных искусств.
  3. Весенняя лужа». Этюд. 1975 . Орловский музей изобразительных искусств.
  4. « Осенний ветер». 1983 . Орловский музей изобразительных искусств.
  5. К. Н. Бритов. Фото.
  6. А.И. Курнаков «Художник Ким Бритов». 1979 . Национальная галерея республики Коми.