День музеев 2020.  Орловский музей изобразительных искусств. На видео старший научный сотрудник Т.А. Тимашева рассказывает о произведениях музейной коллекции постоянной экспозиции.

Произведение нашего земляка, одного из основателей передвижнического движения - Григория Григорьевича Мясоедова, «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей. 1904-1906

Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.

«Орловский» хлеб считался гастрономическим брендом города Орла в 1960-1980 –х годах прошлого века.

Наряду с Бородинским и Рижским хлебом он входил в тройку самых любимых сортов хлеба в СССР.

Поэтому не случайно орловский художник Георгий Васильевич Дышленко в 1974 году создает натюрморт-картину «Орловский хлеб», которая впоследствии стала его визитной карточкой.

Натюрморт «Орловский хлеб» продолжил создание цикла картин о хлебе, к которому художник обращался более десяти лет. В этот цикл входят различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, помогающие раскрыть эту философскую тему, которая стала программной для творчества Дышленко.

Впервые натюрморт появился на зональной выставке, проходившей в городе Орле в 1974 году. Выставка располагалась в помещении только что выстроенного торгового центра «Океан» на улице Комсомольской. Натюрморт «Орловский хлеб» сразу привлекал внимание своим крупным форматом, композицией и живописным решением. На вышитом полотенце лежит только что вынутый из печи каравай хлеба: круглый, пышный с темно-коричневой хрустящей корочкой. Правее еще одна буханка хлеба, от которой отрезали краюшку. В разрезе показана структура пористого хлебного мякиша и горбушка, посыпанная крупной солью и натертая чесноком, о чем указывают крупные фиолетовые головки, которые расположил мастер рядом с хлебом. Недалеко желтеет аппетитный кусок сливочного масла, а нож, погруженный в него, подчеркивает его мягкую структуру. Всю остальную плоскость стола занимают батоны, плетенка, сдобные булочки и баранки. А в корзине на первом плане лежат ароматные калачи. И вся эта симфония хлебного царства благоухает своими запахами: булки – ванилью, ржаной хлеб - особым кисло-сладким ароматом.  В этом натюрморте художник совершенствует свою палитру в сторону цветности, давая подробный анализ всех живописных форм. Блестящая коричневая поверхность керамического кувшина, свежеиспеченный черный и белый хлеб, льняная ткань полотенца, вышитого «орловским списом», цветной ситец, сливочное масло и фиолетовый чеснок, Все предметы, имея свой цвет и фактуру, объединены теплым золотистым колоритом.

Натюрморт «Орловский хлеб» Г.В.Дышленко хранится в Орловском музее изобразительных искусств, периодически показывается на персональных и тематических выставках. Стоя около натюрморта, уже немолодые зрители вспоминают время и сам хлеб, который так любили орловцы. Часто по просьбе друзей и родственников в качестве подарка привозили хлеб в другие города и даже в Москву, которую трудно было чем удивить. В фильме «Послесловие» в Москве в начале 1980-х годов, жизнерадостный старик 1908 года рождения, которого играет Ростислав Плятт, восхищается орловским хлебом. «Сколь вкусен и ароматен орловский хлеб. Это очень важно - ощущать вкус хлеба». Действительно, люди старшего поколения всегда ценили этот продукт, который помог многим пережить войну и голод.

В цикле картин о хлебе есть и портрет Клавдии Васильевны Дорожкиной (1913-1994) - автора рецепта знаменитого орловского хлеба. Когда художник задумал писать натюрморт, он познакомился с ней, она рассказала ему историю создания этого хлеба. В 1960-м году сложились трудные метеорологические условия для уборки урожая хлеба. Плохое лето выдалось, дождливое. Влажность большая, прорастать стало зерно. Сушили его, пресекая прорастание, да все равно мука из такого зерна - мучение для хлебопеков. Хоть весь день в печи держи, а мякиш будет мокрый, клейкий. Стали мы думать: ведь рожь – основная культура на Орловщине, высокосортные пшеницы здесь никогда не родились. Значит, деваться нам некуда, нужно научиться выпекать хороший хлеб из того, что под рукой. Вот и придумала я улучшить ржаную муку пшеничной второго сорта. Стали мы подбирать и состав муки, и разрыхлители. Ведь для смешанной валки нужно комбинированное брожение: и дрожжи, и молочнокислая закваска. А идеальный корм для микроорганизмов – патока. И начали мы перебирать варианты. Все по вечерам. Условий для экспериментов не было, вклинивались в основную технологию, план-то никто не снижал. Месяца четыре колдовали. И вот однажды вынули из формы каравай и как-то сразу почувствовали: получилось. Ровный, красивый, душистый. Попробовали – вкусно!

Три дня прошло – не черствеет! Так и утвердился окончательный рецепт: около 70 процентов обдирной ржаной муки, около 30 процентов – пшеничной второго сорта, простого помола. Затем рафинадная патока, комбинированные разрыхлители. А название как-то само собой сложилось.

В Москве на ВДНХ «Орловский» хлеб получил медаль, а Клавдия Васильевна Дорожкина за его рецептуру была награждена орденом «Знак Почета» и дипломом.

А мы не стали памяти перечить

А мы не стали памяти перечить
И, вспомнив дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, не детская беда.

Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.

И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.

 (Роберт Рождественский (1932-1994)).

              "Красный карандаш" Алексея Жабского.

На выставке «Память о войне» в августе будут представлены картины Алексея Александровича Жабского «Репетиция», 1983, «Хлеб фронту», 1988, «Художник и дети», 2007 из его серии «Дети войны». 1943 год».  Эта серия картин о военном детстве, его воспоминания о войне. Над ней он работал более 20 лет.

    Алексей Александрович Жабский родился 20 марта 1933 года в деревне Александровка Новосибирской области. Сибирь, предвоенные годы, большая семья живет в будке путевого обходчика у железной дороги, - все это так далеко от пути к «изящным искусствам» Песни матери, лес, и поле по сторонам будки и любимый красный карандаш, привезенный шестилетнему мальчику Алеше отцом из Москвы это тот пунктир, который незаметно и верно прокладывал в его судьбе путь к искусству.  После трагической гибели мужа в 1940 году Ульяна Гавриловна Жабская с шестью детьми переселилась в шахтерский городок Киселевск, а вскоре началась война. Жили в землянке бедно и голодно. В доме совсем мало вещей, самое ценное – котелок и книга сказок Пушкина. Серия картин Алексея Александровича Жабского «Дети войны. 1943 год» именно отсюда, из его военного детства. На картинах молодая вдова и дети, одинаково хрупкие и бледные, делят военный паек, читают, готовятся к школе, идут в школу. В школе поют в хоре под аккордеон, который с трудом удерживает учительница. Это мы видим в картине «Репетиция». На другой картине к столу учительницы выстроилась очередь учеников с кусочками хлеба, которые она складывает в фанерный ящик. И дети, и сама учительница очень худые, с темными кругами под глазами, сами голодные, но бесценные куски хлеба нужны солдатам на фронте. Этот эпизод из своего детства Алексей Жабский показывает в картине «Хлеб фронту».

Голод – главная тема всего цикла, такой, что «даже говорить не хватало сил», писал в своей автобиографии художник. Деление пайкового хлеба было главным событием в семье («Хлеб войны»). На некоторое время появлялись силы жить – рисовать, петь с мамой песни, читать книги, учиться в школе, гулять и ходить на местный базар, чтобы не только посмотреть на еду – молоко, хлеб, недостижимый урюк по рублю за штуку, (что, конечно, было приятно), но, главное, послушать музыку - виртуозную игру на баяне местного самородка-музыканта. Ведь давно уже известно, что «не хлебом единым жив человек». Жизнь детей войны была тяжелой, но так жили все вокруг, и другой они не знали, а детская способность радоваться жизни неистребима. Десятилетнего художника, увлеченно рисующего портреты военных летчиков-героев и трогательных голубков на женских письмах любимым, уважали в маленьком шахтерском городке. Однажды Алеша даже заработал большой кусок хлеба, выполнив ответственный заказ – по просьбе уходящего на фронт парня он тушью нарисовал на его спине огромного орла, на фоне гор для татуировки. В автобиографии Жабский писал: «…память бережет еще одно воспоминание: однажды, ранним утром, дверь неожиданно распахнулась и к нам в землянку вместе с солнцем ворвалась соседская девушка и закричала: «Победа! Тетя Ульяна, кончилась война! Гитлер разбит!» Мама закрыла лицо руками и заплакала. Потом она подошла к иконе. Мы, дети, потянулись за ней. Мама молилась. Было утро 9 мая 1945 года».

В будущей профессии, угаданной в детстве, Жабский не сомневался никогда, хотя много было других увлечений: в семье любили петь, с танцевальными номерами он, подросток с успехом выступал в Доме культуры, а уже взрослым писал короткие рассказы о себе и о своем времени. «Карандашная» линия жизни вела его все дальше от дома, все ближе и вернее к живописи. Шестнадцатилетним подростком Алексей поступает в Свердловское художественно-ремесленное училище на альфрейно-живописное отделение, затем в Свердловское художественное училище. А в 1959 году по направлению Министерства культуры СССР он поступает в Государственный институт им. В.И. Сурикова на факультет станковой живописи.

Умер Алексей Александрович Жабский в 2008 году в Москве в звании Заслуженный художник России. В последний год жизни он был награжден медалью Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» и медалью Союза художников России имени Александра Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России». Между датами рождения и смерти – 75 лет человеческой жизни, вплетенные как нить в историю народа и, вместе с ней, в историю страны и мира.

А еще, помимо изобразительного искусства, Алексея Жабского привлекало искусство слова. Он писал автобиографические рассказы — короткие, емкие и удивительно точные. Один из них, «Красный карандаш», мы предлагаем вашему вниманию.

              "Красный карандаш".

Раннее детство мое проходило на железной дороге в Сибири. Наша семья жила в железнодорожной будке, которая одиноко стояла недалеко от города Каргата.
Сразу от крыльца начиналось поле. Это было удивительное поле: оно состояло из сплошных цветов, трав, бабочек, стрекоз и птиц и тянулось до самого горизонта. По другую сторону будки шумел бесконечный лес. Весь мой мир был: железная дорога, будка, поле, лес. А еще я любил подолгу лежать на высоком крыльце нашей будки и глядеть в синее небо. Особенно осенью, когда день был теплый и ясный, и когда прямо надо мной пролетали стаи журавлей. Клином. Я им махал руками и кричал, а они курлыкали, и я думал, что они отвечают мне. Журавли летели так низко, что я рассматривал их крылья, вытянутые ноги и шеи. На лету птицы перестраивались, но клин не нарушался никогда.

Иногда я просыпался одновременно с отцом, и он брал меня с собой на работу. Мы вместе осматривали его участок: отец был путевым обходчиком. Когда он забивал костыли в шпалы, я сидел на рельсе перед ним. Отец сосредоточенно и серьезно делал свое дело. В руках у него был огромный молот, который описывал в небе дугу и с грохотом опускался на костыль в шпале. При каждом ударе молота я слышал громкое отцовское «Эх!».

Иногда я спускался по насыпи. Там внизу было много птичьих гнёзд и росли лозы, под которыми на солнце блестела вода, такая прозрачная, что сквозь нее просматривалось всё дно. Однажды я увидел куличка, длинные тонкие ножки которого были погружены в воду. Своим длинным клювом он вылавливал из ручейка мелкую рыбку, жучков и головастиков. Увлёкшись этим занятием, он оказался совсем рядом. Заметив опасное соседство, он опустил одно крыло и, притворившись раненым, прихрамывая, отбежал подальше. Куличок был такой красивый, что мне непременно захотелось взять его в руки. Он подпускал к себе близко и разглядывал меня, а я разглядывал его. Но как только я, не дыша от волнения, протягивал к нему дрожащую руку, он, опять прихрамывая, уходил от меня на некоторое расстояние. Наконец, куличку надоело посягательство на его свободу, он разбежался и улетел.

Когда мимо проходили поезда, я с откоса всегда махал рукой.
В начале сорокового года отец решил съездить в далекую столицу. Он намеревался купить в Москве кой-какого товара, чтобы мама могла пошить детям рубахии платья. А детей в семье было шестеро: мал мала меньше. И все эти шестеро ждали обновы.

Накануне отъезда родители много говорили о предстоящем событии. И вдруг у меня, шестилетнего, возникло громадное желание поехать вместе с отцом. Фантазия моя рисовала сказочную Москву. Я со слезами стал просить отца взять меня с собой, и он согласился, но при условии, что я не буду плакать.

И вот в назначенный день мы отправились вдоль железной дороги на станцию. Ходьба по шпалам оказалась такой утомительной, что я от усталости сначала захныкал, а потом и заревел. Отец в ужасе представил поездку с такой обузой и стал отговаривать меня от дальнейшего путешествия. Он даже на станции в Каргате купил мне мороженое, но я уговорам не поддавался — хотел ехать. Потом подумал, что, пожалуй, соглашусь отказаться от поездки, если отец привезет мне из Москвы цветной красный карандаш. Отец с большой радостью сказал, что обязательно исполнит просьбу. Он немного проводил меня в обратный путь и, когда показалось наше жилище, мы расстались. Отец помахал мне рукой.

Каждый день мы ждали возвращения отца. Наконец, радостный день наступил: отец приехал. Он привез для всех сладости, разные подарки, ситцу на обновы. Потом торжественно вынул из своего фанерного чемодана новенький красный карандаш и вручил его мне. С этой минуты я с карандашом не расставался, пока не изрисовал его до последней крошки. Мои рисунки появлялись в самых неожиданных местах: на стене, на полу, на белой русской печи. Это были бабочки, лошадки, птички. С тех дней меня не покидало желание рисовать постоянно.

О детях войны

Детям, пережившим ту войну,
Поклониться нужно до земли!
В поле, в оккупации, в плену,
Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,
На пределе сил, но не прогнулись
И молились, чтобы их отцы     
С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,
Дети, обделенные войной,
Вы в ту пору досыта не ели,
Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,
В гетто умирали и в печах.
Было неуютно, страшно, сыро,
Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,
Чтоб скорее мира час настал.
Истину познавшие простую      

Каждый на своём посту стоял!

Девочки и мальчики войны!
На земле осталось вас немного.
Дочери страны! Ее сыны!
Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,
Поклониться от души должны
Мы живым и недожившим детям
Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,
Доброты, душевного тепла!
И пускай нигде на целом свете
Детство вновь не отберет война!

(Валентина Салий)

 

 

Создавая экспозицию Филиала БУКОО ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» работники музея выполнили реконструкцию фрагмента кабинета художника. Его стол, мягкое удобное кресло, на стене над столом памятные фотографии заняли место у окна в одном из залов музея. О том, как выглядел кабинет раньше, расскажет старая фотография. На ней место отдыха художника в кабинете. В изголовье кровати - картина «И снова май» 1977 Холст на ДВП, темпера. Судя по расположению, картина была особенно дорога автору. Андрей Ильич изображает на ней солнечный весенний день. Общее впечатление неудержимой радости от яркой весенней зелени, от свежего ветра, играющего ветками белоствольных берез, сочной травки, весело бегущих по высокому небу облачков, наполняющих зрителя молодой энергией, от мая, когда вся природа расцветает, от этого настоящего праздника жизни, художник-фронтовик неожиданно это впечатление меняет, рисует в правом нижнем углу картины тень от обелиска и ограды...... Для каждого нашего соотечественника месяц май связан еще с определенной датой - 9 мая – день Победы, день великой радости и великой скорби.

 

Материал подготовили: И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина.

 

 

Орден Славы учрежден одновременно с орденом «Победа» 8 ноября 1943 года. Инициатива создания принадлежит И. В. Сталину Основная идея его создания – возможность награждать рядовой и младший командный состав Советской Армии за самые различные героические деяния на полях сражений. Знак ордена должен был иметь очень высокий статус и фактически быть равным полководческим орденам. Именно поэтому, изначально, при разработке он носил название орден Багратиона, но впоследствии стал именно орденом Славы.

Работа над эскизом велась сразу в нескольких направлениях и разными художниками. Итогом стало утверждение эскиза, выполненного художником Николаем Ивановичем Москалевым (1897—1968), уроженцем города Ельца Орловской губернии, автором проектных эскизов всех медалей, которые вручались за оборону Советских городов. Основой для эскиза послужила готовая разработка не осуществленной награды «За разгром немцев под Москвой». Сама новая награда, по замыслу Москалева, должна была иметь четыре степени, что приближало ее по статусу к дореволюционному военному ордену Святого Георгия и Георгиевскому кресту. Однако Сталин решил ограничиться тремя степенями и, в ноябре 1943 года, орден Славы был учрежден Указом Президиума ВС СССР.

Ветеран Великой Отечественной войны, партизан и фронтовик Бронислав Карпенко, кавалер ордена Славы III степени говорит:

— Это была самая почитаемая советская солдатская награда. Конечно, медаль «За отвагу» тоже вручали за конкретный подвиг, но это медаль, а «Слава» - орден. Даже III степени порой ценился выше, чем орден Отечественной войны. Заслужить орден Славы было трудно, и все это понимали.

Орден I степени изготавливали из золота 950-й пробы, II и III степеней — из серебра.

Среди награжденных орденом Славы III степени числится и брат А.И. Курнакова Владимир Викторович Дыклоб.

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник — Международный день музеев (International Museum Day). Он появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. С 1978 года Международный день музеев стал отмечаться более чем в 150 странах.
В праздник многие музеи в разных странах мира открывают свои двери для всех желающих совершенно бесплатно, готовят новые экспозиции, тематические лекции, экскурсии, научные чтения.
Нередко к этому важному культурному событию приурочено и проведение тематических фестивалей, самый знаменитый из которых — «Ночь музеев», ставший в последние годы очень популярным. Он проводится, как правило, в ночь с субботы на воскресенье, ближайшую к 18 мая. Праздничные мероприятия могут продолжаться один день, выходные или целую неделю.
Филиал Орловского музея изобразительных искусств "Мемориальная мастерская Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова" отмечает Международный день музеев традиционным Курнаковским пленэром, участниками которого становятся студенты разных курсов художественно-графического факультета Орловского государственного университета имени И.С.Тургенева, учащиеся художественного училища им. Г.Г. Мясоедова и все желающие. "Курнаковский пленэр-конкурс является данью уважения подрастающего поколения орловских художников мастеру," - говорит бессменный руководитель пленэра кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой рисунка ФГБОУ ВПО"Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева", член Международной ассоциации деятелей художественного образования Ю.М. Тютюнова.
Из года в год не очень радует участников погода, как будто посылая испытания тем, кто хочет стать художником. В этом году из-за коронавирусной инфекции (COVID), к сожалению, пленэр "Любимый дворик художника" отменен.
Фото в статье и видео - пленэры прошлых лет.

Пленэр в Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова. Эфир Радио Россия 2018

В студии Ольга Борисова. И.Е. Барсукова, Ю. М. Тютюнова, М. Ревин, К. Стародубцев.

 

Мы помним о наших замечательных посетителях. В Филиале БУКОО «ОМИИ» «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» круглый год проходят различные мероприятия. И вот – наступает особенный день, Международный день музеев, который мы празднуем 18 мая. В этот день мы обычно проводим мероприятие «Музей моей мечты», которое зачастую сопряжено с музейным занятием. Следующей серией постов мы хотели бы вместе с вами вспомнить, какие интересные мероприятия проходили у нас в Галерее в разное время. Хочется надеяться, что в скором времени пандемия закончится, и мы сможем возобновить наши мероприятия и музейные занятия.

27 апреля 2018 года проходило мероприятие «Цветы в творчестве А.И. Курнакова». Вашему вниманию представлено фото, на котором присутствующие на мероприятии посетители учатся искусству, наблюдая творчество Андрея Ильича Курнакова). Также во время следующего музейного занятия, 13 июня 2018 года, также вдохновлялись творчеством А.И. Курнакова, замечательного художника и педагога. Еще на фото вы можете увидеть портрет Н.Д. Овсянникова, виртуальная копия которого сейчас экспонируется на нашем сайте!

14 марта 2019 года у нас было выездное мероприятие, и юные школьники на мероприятии «Весенние краски в картинах А.И. Курнакова» не только узнали много интересного о художнике и его творчестве, но и с удовольствием посмотрели на фотографии семейного архива Андрея Ильича! 

 

В Орловском музее изобразительных искусств хранится портрет великой княгини Марии Федоровны, супруги будущего императора Павла I, кисти русского художника И. Пескорского. Историю этого портрета рассказывали по телеканалу «Первый Областной» в рубрике «Культурное обозрение». Сегодня нам бы хотелось поведать историю самой Софии Доротеи Августы Луизы Вюртембергской, в православии Марии Федоровны.

София Доротея появилась на свет 14 октября 1759 года в Штеттине, в семье Фридриха Евгения Вюртембергского и Фредерики Софии Доротеи Вюртембергской. Она была четвертым ребенком из одиннадцати и старшей дочерью, приходилась внучатой племянницей королю Пруссии Фридриху II. Воспитанию и образованию девочки родители уделяли большое значение. С юных лет София Доротея усвоила, что хорошая женщина должна посвятить свою жизнь рождению и воспитанию детей, заботам о муже и бережливому и мудрому ведению хозяйства.

София Доротея была в списках претенденток – невест для престолонаследника российского трона Павла Петровича, но когда делался первый выбор, ей было всего 13 лет и родить наследника в ближайшее время она не могла, поэтому от её кандидатуры отказались. Первой супругой Павла Петровича стала принцесса Августа Вильгельмина Луиза Гессен-Дармштадтская, в православии Наталья Алексеевна, скончавшаяся во время родов вместе с младенцем. Тогда Екатерина II вспомнила про уже не такую юную принцессу Вюртембергскую. Помолвку помогал устроить король Фридрих II, так как на тот момент София Доротея уже была обручена. Видимо судьбой ей было суждено оказаться в России.

В сентябре 1776 году состоялось бракосочетание с Павлом Петровичем, который души не чаял в своей новой возлюбленной (рис. 1). В браке родилось 10 детей: Александр (1777), Константин (1779), Александра (1783), Елена (1784), Мария (1786), Екатерина (1788), Ольга (1792), Анна (1795), Николай (1796), Михаил (1798) (рис. 2). В будущем Александр (рис. 3) и Николай (рис. 4) станут императорами Российской империи. Из десяти детей только Ольга скончалась в младенческом возрасте.

С восшествием Павла I на престол императрица Мария Федоровна возглавила Смольный институт и была назначена супругом-императором начальницей над воспитательными домами. Она стала основательницей многочисленных благотворительных заведений: школ и училищ для сирот, солдатских дочерей, глухонемых, а также вдовьих домов, домов для инвалидов войн, больниц, повивальных институтов – всего около 500 заведений, которые после ее смерти были преобразованы в Институт императрицы Марии.

Эта удивительная женщина была одарена от природы многочисленными талантами. Так помимо женских занятий она увлекалась рисованием, гравировала, занималась глиптикой (искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях, один из видов декоративно-прикладного искусства) и токарным искусством, была избрана почетным академиком Берлинской академии изящных искусств. Ее произведения находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Павловск» и других музеев. Например, настольное украшение «Античная лампа» (рис. 5) выполнено из крупного и редкого прозрачного куска янтаря, золотисто-медовый цвет которого усиливается отделкой из золоченой бронзы. На пьедестале из слоновой кости гравирована подпись «MARIE ce 21 avrile 1791». Украшение было поднесено Екатерине II в день рождения и при ее жизни хранилось в Эрмитаже. В настоящее время лампа представлена в ГМЗ «Павловск». В личном архиве великой княгини сохранились тетради с конспектами по физике, гидравлике, философии, особое внимание императрица уделяла ботанике. Её любимым цветком была роза. Именно поэтому на портрете из собрания Орловского музея изобразительных искусств Мария Федоровна представлена с розой в руке (рис. 6).

Мария Федоровна пережила убийство своего мужа, правление своего старшего сына Александра, не оставившего после себя наследников, пережила восстание декабристов и восшествие на престол своего третьего сына Николая, скончалась на 70 году жизни. Похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом императором Павлом I.

Рис. 1 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1777, А. Рослин.

Рис. 2 – Портрет Павла I с семьей. 1800, Г. фон Кюгельген.

Рис. 3 – Портрет императора Александра I. 1825, Дж. Доу.

Рис. 4 – Портрет императора Николая I. 1828, Дж. Доу.

Рис. 5 – «Античная лампа», выполнена Марией Федоровной.

Рис. 6 – Портрет великой княгини Марии Федоровны. 1783, И. Пескорский.

Материал подготовила научный сотрудник ОМИИ Сергиенко Е.В.