Башня часов украсила площадь Сан-Марко в 1490-е годы, завершив ее северную сторону слева от собора. Архитектор Мауро Кодусси возвел ее в ренессансном стиле, и она представляет собой прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной аркаде. Соседствуя с Кампаниллой и тонкими флагштоками, она, в сущности, совсем не похожа на башню, но именно такое название закрепилось за этим сооружением с давних пор.

По углам «Башня часов» украшена белыми пилястрами, а завершается она мраморной балюстрадой. По обе стороны к Башне пристроены флигели, а над монументальной аркой, ведущей на самую оживленную в Венеции улицу — Мерчерие, помещен огромный циферблат с цифрами от 1 до 24, на котором отмечены не только время, но также лунные фазы, знаки Зодиака, положение Солнца среди них, астрономические символы и т. д. Часы были установлены на башне в 1497 году, а удивительно сложный механизм их был сделан мастером Дж. Паоло Раньери и его сыном Джанкарло.

Над циферблатом в великолепном обрамлении установлена скульптура Мадонны, перед которой на Крещение и Вознесение Господне каждый час проходят трубящий ангел и волхвы, кланяющиеся Деве Марии. На звездном небе в верхней части «Башни часов» сверкает золоченый лев св. Марка, а верхнюю террасу башни венчает огромный колокол и два бронзовых стража, которые вот уже несколько столетий отбивают по нему бронзовыми молотами каждый час. За темный цвет бронзы венецианцы прозвали их «маврами». Между зданиями, примыкающими к «Башне часов» справа, и боковым фасадом собора Св. Марка расположилась небольшая пьяцетта деи Леончини, названная так потому, что на ней стоят два льва из розового мрамора (работа скульптора Дж. Бонацна).

К 1500 году, старший Раньери умер. Договорились, что его сын должен остаться в Венеции, чтобы смотреть за часами, и ему были предоставлены некоторые уступки, что обеспечило ему хороший доход. Он проживал в Венеции вплоть до своей смерти в 1531 году.

Под аркой «Башни часов» начинается самая людная и элегантная улица Венеции — Мерчерие, название которой переводится как «галантерейная торговля». Ее называют еще «большой» или «главной», но такой она предстает только в венецианском понимании. Мерчерие — улица узкая, ширина ее не превышает четырех метров, и, если бы в городе могли появиться автомобили, они вряд ли бы разъехались на ней.

Мерчерие была вымощена квадратными плитами из истрийского камня, которые выщерблены резцом, чтобы люди по ним не скользили. Забитая лотками и лавками, эта улица издавна служит своего рода сухопутной артерией Венеции, связывая соседние кварталы. В витринах ее многочисленных магазинов выставлены последние новинки моды. Помещения магазинов по-венециански темны, поэтому даже днем здесь зажигают свет. В магазинах на Мерчерие можно купить все, что пожелает самый прихотливый вкус. Цены здесь очень высоки, однако в Италии

принято торговаться.

На Мерчерие располагается «Кафе ди Менегаццо», в котором когда-то собирались сторонники драматурга Карло Гольмини. В этом кафе происходили литературные дебаты, читались полемические брошюры, ходили по рукам листки и сатирические сонеты.

Со стены одного из домов на этой улице смотрит каменная старуха. Это знаменитая «Вечья дель мортер» («Старуха с кувшином»), которая, как следует из предания, предотвратила заговор Боэмундо Тьеполо. Чтобы это стало понятным, следует вернуться к рассказу о государственном устройстве Венецианской республики.

При сложившейся системе управления в ней никогда не было общепризнанных лидеров, которые могли бы расколоть патрицианскую республику и утвердить собственную тиранию. Их просто бы не потерпели в своей среде те несколько десятков семейств, которые гордились собственной знатностью и могуществом и ревниво следили друг за другом, оберегая престиж своего рода и вековые традиции города. Противоречия между ними, конечно же, существовали, но соперники обычно воздерживались от вооруженного разрешения конфликтов. Венеция действительно была «светлейшей», «тишайшей», «безмятежной», «самой ясной».

Конечно, годы войны с Генуей за обладание морем, обустройство колоний или сражения за подчинение окрестных городов и территорий вряд ли можно назвать безмятежными. Но внутреннее развитие Венеции не омрачалось теми социальными конфликтами и бурями, которые так часто сотрясали другие большие и малые города Италии.

За всю историю Венецианской республики было всего лишь два серьезных заговора, но они не имели успеха и потому не сопровождались городскими волнениями. Первый был направлен против сорокалетнего дожа Пьетро Градениго , жестокая политика которого привела к потере Феррары и конфликту с римским папой.

В 1297 году дож закрыл Большой совет для всех, кто последние пять лет принимал участие в его работе. До этого времени венецианские патриции уже успели отвоевать у дожей значительную часть государственной власти, но они должны были еще считаться с народом, который собирался на площади Святого Марка для провозглашения дожа. Народ мог вступить в опасный для аристократии союз с дожем, что и случилось во время заговора Боэмундо Тьеполо, который встал на защиту порядков, отмененных дожем Пьетро Градениго. 15 июля 1310 года он направился со своими вооруженными сторонниками к Дворцу дожей, но планы их были нарушены весьма анекдотическим случаем. Когда заговорщики уже шли к площади Сан-Марко, выглянувшая из окна старуха — случайно или намеренно! — выронила из рук тяжелый кувшин, который упал на голову знаменосцу, и тот скончался. Началась паника, заговорщики в испуге бежали за Риальто и даже сожгли за собой мост. Впоследствии некоторых из заговорщиков простили, других отправили в изгнание. А Джустина Росси (так звали старуху) и ее потомки получили привилегию — бесплатно жить в доме и в годовщину этого события выставлять на балконе штандарт с изображением льва св. Марка. Рассказывают, что традиция эта сохранялась вплоть до падения Венецианской республики в 1797 году.

Несмотря на неудачу, именно попытка переворота привела к созданию упоминавшегося выше Совета десяти, который был поставлен над Большим советом. С другой стороны, родилась негласная традиция выбирать дожами только пожилых нобилей, уже лишенных личных амбиций. Попутно расскажем об одном из них — Антонио Гримани, представлявшем знатную аристократическую фамилию.

Будучи адмиралом венецианского флота, Антонио Гримани потерпел поражение в битве с турками в 1499 году. Когда в Венеции узнали, что флаг мусульман вознесся над Патрасским заливом, Сенат назначил новым адмиралом Марко Тревизана и приказал ему арестовать Гримани, заковать его в цепи и на малой галере переправить на набережную Скьявони для всеобщего судилища. Здесь в кардинальских одеждах его ждал сын Доменико, для которого он приобрел за 25 000 дукатов кардинальскую шапку. Собравшаяся на набережной разъяренная толпа помешала Антонио Гримани ступить на берег, встретив его градом камней.

Уже спустилась ночь, и мол опустел, когда гордо выпрямившийся Антонио Гримани в сером плаще, коротких пурпурных шароварах и с закованными в цепи ногами сошел с галеры и был доставлен сначала в Совет десяти, а оттуда в тюрьму Дворца дожей. Здесь он провел несколько месяцев. Во время допросов Гримани энергично защищался от обвинений в непростительной халатности и низких намерениях; много говорил о смелости турок, об их воинской дисциплине, морской сноровке и других боевых качествах. Наконец, подробно рассказывая о битве с вражеским флотом, он так красноречиво изложил причины поражения, что судьи, намеревавшиеся было казнить его, приговорили только к ссылке на остров Керсо. В 1500 году Антонио Гримани высадили на острове и поселили в рыбацком домике.

Но старый морской волк, искушенный в мореходстве, при первом же удобном случае вышел на галере в открытое море и добрался до Рима, где нашел убежище в доме своего сына-кардинала. В дальнейшем он приложил немало усилий, чтобы примирить римского папу с Венецией в Камбрейской войне. Узнав впоследствии, что приговор в отношении его отменен, Антонио Гримани предстал перед Советом десяти и в 1510 году был назначен прокуратором, а в 1521 году— дожем. Было ему тогда 80 лет...

На фото:

  1. Площадь Св. Марка. Часовая башня.
  2. Площадь Св. Марка. Колокол часовой башни. Два мавра.
  3. Крылатый лев - символ Венеции.
  4. Пьетро Грандениго Pietro Grandenigo (1251-1311)
  5. Антонио Гримани Antonio Grimani (1434—1523)
  6. Марк Антонио Тривизани Marc Antonio Trevisan (1475—1554)

Сирень – любимый цветок Андрея Ильича Курнакова. В его работах –  портретах, пейзажах, натюрмортах она встречается часто. И каждый раз звучит по-разному, но всегда радостно.

Художники считают, что писать срезанную сирень сложно, она быстро увядает, надо успеть ухватить и цвет, и аромат, и настроение. Андрей Ильич умел это делать…

О натюрморте рассказывает научный сотрудник филиала БУКОО ОМИИ «Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова» И.В. Голубева.

Красный форт — крепость Дели, построенная по приказу могольского падишаха Шах Джахана (1627-1658) в 1639-1648.

В «Красном форте» времен Шаха-Джахана размещалось 3000 человек придворных. Сооружение было первой цитаделью эпохи Моголов, задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии.

Строительным материалом были кирпичи, облицованные керамикой или красным мрамором. В его архитектуре гармонично сочетаются персидские, тимуридские и индуистские элементы.

Стиль сооружения, для которого характерны сложные геометрические композиции, также был назван по имени императора — шахджехани.

 

 

Мы продолжаем цикл «Три императора из собрания Орловского музея изобразительных искусств». На этот раз речь пойдет о Павле I Петровиче, русском Гамлете.

В зале русской портретной живописи середины и второй половины XVIII и середины XIX веков постоянной экспозиции музея вас встречает парадный портрет юного Павла Петровича, еще не знающего о том, что уготовано ему судьбой. Работа была создана в середине XVIII века неизвестным художником, предположительно Алексеем Петровичем Антроповым. Будущий император Павел I в детстве воспитывался вместе с князем А.Б. Куракиным, из собрания которого данная картина в 1919 году поступила в Орловский историко-художественный музей. На портрете мы видим мальчика семи-восьми лет одетого в мундир сержанта гренадерской роты лейб-гвардии Измайловского полка. История бытования данного портрета довольна интересна. Так по деталям обмундирования и вооружения можно уточнить время создания портрета: это 1756-1762 годы. Например: в 1756 году на вооружение российской армии принимается изображенная на портрете модель пехотного ружья; фасон камзола появился лишь в 1762 году, при переобмундировании армии с восшествием на престол Екатерины II, но особенности экипировки на голштинский манер отсылают нас к эпохе недолгого царствования Петра III. Таким образом, перед нами переходный вариант гвардейской формы от Елизаветинского времени ко времени воцарения Екатерины II. В 1981 году была проведена атрибуция картины Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. академика И.Э. Грабаря, эксперт И.Е. Ломизе. Подробно об атрибуции написано в статье старшего научного сотрудника ОМИИ Василенко В.Ф. ««Militaire marotte» (военное дурачество) цесаревича Павла Петровича. О «Портрете Великого князя Павла Петровича в детстве с ружьем» Антропова (?) А.П. 1716-1795». Данная работа является одной из наиболее ценных в собрании Орловского музея изобразительных искусств. О её значимости свидетельствует участие в выставке «Мир и образы детства. Россия XVIII – начала XX века», проходившей в Государственной Третьяковской галерее в 1993 году.

Павел Петрович воспитывался с трехлетнего возраста в военном духе. В ранние годы, по словам современников, он был романтически настроенным мальчиком с добрым и открытым характером и, пожалуй, наш портрет подтверждает это.

Павел I родился 20 сентября (1 октября по н.ст.) 1754 года в Летнем дворце Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге, располагавшемся на берегах Фонтанки и Мойки. Сын Петра III и Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины Великой) он был практически отлучен от своих родителей, окружен любовью своей царственной двоюродной бабушки. Елизавета Петровна сама выбирала наставников для наследника престола, сначала им стал Федор Бехтеев, затем выбор пал на Никиту Панина, благодаря которому в жизни Павла Петровича появился друг детства Александр Куракин, старший из трех братьев, приходившиеся Панину внучатыми племянниками. К учёбе у Павла были неплохие способности, у него было развито воображение, в то же время он был неусидчив, хотя и любил книги. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. Образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время. Когда мальчику исполнилось 7 лет, в его жизни произошли серьезные изменения. Умерла его обожаемая бабушка Елизавета Петровна. Через полгода царствования при невыясненных обстоятельствах погибает его отец император Петр III, тень которого неотступно следовала за Павлом. Отчасти поэтому в зрелом возрасте он становится мнительным. На престол восходит его мать Екатерина II, отношения с которой были весьма и весьма прохладными. Долгих тридцать четыре года Павел был цесаревичем, наследником престола и не был самодержцем. Став императором в 42 года, Павел I сразу же попытался перечеркнуть сделанное за годы царствования Екатерины II. В основном его реформы коснулись армии. Есть еще один интересный факт в биографии Павла I – в 1798 году российский император был избран Великим магистром ордена св. Иоанна Иерусалимского. Это не имело прецедентов в истории, поскольку человек православного вероисповедания не мог стать столь значительной фигурой в одном из главных католических духовных орденов. Но до сих пор Павел I c пометкой de facto включен в список Великих магистров Мальтийского ордена.

Император будто предчувствовал свою гибель. Павел I процарствовал всего четыре года и четыре месяца, был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в своей собственной спальне  Михайловского замка в результате заговора. Так случилось, что место его рождения стало и местом его смерти. Вместо Летнего дворца Елизаветы Петровны по приказу Павла I на берегах Фонтанки и Мойки была возведена новая резиденция – Михайловский замок – настоящая крепость, ставшая местом гибели императора.

Павел I захоронен в Петропавловском соборе, усыпальнице русских императоров, в Санкт-Петербурге.

 

Материал подготовлен научным сотрудником ОМИИ Сергиенко Е.В. на основе статьи старшего научного сотрудника ОМИИ Василенко В.Ф. ««Militaire marotte» (военное дурачество) цесаревича Павла Петровича. О «Портрете Великого князя Павла Петровича в детстве с ружьем» Антропова (?) А.П. 1716-1795», с использованием информации из открытых источников.

 

Еще раз поздравляем с Днем России! Выражаем благодарность участвующим в мероприятиях, посвященных этому празднику!
Итак, онлайн-выставка рисунков "Моя Россия".
Матеева Маша, 9 лет. "Утро у бабушки".

#лучшедома
#МЫРОССИЯ
#МыВМЕСТЕ
#gallery_kurnakova

Флешмоб #ОКНАРОССИИ.
1 - Матвеева Маша, 9 лет.
2 - Дунаева Ксения, 11 лет.

#лучшедома
#МЫРОССИЯ
#МыВМЕСТЕ
#gallery_kurnakova

 

#МыРОССИЯ

#МыВМЕСТЕ

#ЯЛЮБЛЮ_ТЕБЯ_ЖИЗНЬ

Старший научный сотрудник БУКОО ОМИИ Т.И. Мазуркевич рассказывает о подразделении МБУК «Орловский Городской Центр Культуры» «Мемориальная мастерская художника Георгия Васильевича Дышленко», расположенного в городе Орле по адресу: улице 7-го Ноября, д. № 9. С именем Георгия Васильевича Дышленко связана славная страница в истории Орловского края. Он был участником Великой Отечественной войны, которую он прошел от начала и до ее окончания.  В 1943 году он освобождал город Орел от немецко-фашистских захватчиков. За проявленный героизм был награжден орденом Красной Звезды. Сын художника Виктор Георгиевич сохранил обстановку и атмосферу, которая окружала Георгия Васильевича при жизни. Это большой мольберт, столик с палитрой и кистями. Полки с книгами, предметы для написания натюрмортов, так называемый натюрмортный фонд. Этюды и картины, подаренные друзьями и учениками. Виктор Георгиевич знакомит посетителей с фотографиями из семейного архива. Георгий Васильевич родился в селе Ирмино Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (сейчас город в Луганской области) в семье деревенского кузнеца. Затем семья переехала в поселок при Новодеркульском конном заводе, Беловодского района Старобельского округа УССР, (сейчас посёлок в Луганской области), где выращивали племенных лошадей. В годы Великой Отечественной войны Георгий Васильевич был фоторазведчиком, в архиве много фронтовых фотографий сделанных самим художником, а также особый интерес представляют фотографии художника на фоне освобожденного города Орла.

Его творчество было ярким явлением в изобразительном искусстве Орловского края второй половины ХХ века.  Многообразие творческих интересов художника, создание произведений в самых разнообразных жанрах живописи, будь то эпическое или жанровое полотно, портрет, пейзаж, или натюрморт, всегда привлекали внимание, как профессионалов, так и любителей искусства. Его невозможно было спутать с кем-либо другим. Он стремился показать всю красоту окружающего нас мира, радость существования на этой земле. Он оставил богатейшее творческое наследие. Его лучшие картины хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, постоянно показываются на его персональных и тематических выставках орловских художников.

Фотографии из архивов «Мемориальной мастерской художника Георгия Васильевича Дышленко», личного архива В.Г. Дышленко, БУКОО ОМИИ и свободных источников.

В видео звучит произведение «С чего начинается Родина» в исполнении симфонического оркестра /Автор текста (слов): Матусовский М.\ композитор (музыка): Баснер В. Т.

 

В день празднования Дня России Орловский музей изобразительных искусств предлагает вам вспомнить несколько страниц из русской истории, опираясь на портреты представителей династии Романовых, представленных в постоянной экспозиции музея.

В собрании Орловского музея изобразительных искусств находятся портреты  императоров. Не так давно мы рассказывали о портрете великой княгини Марии Федоровны, супруге Павла I, которая вошла в династию Романовых в 1776 году. Сегодня речь пойдет об отце Павла, Петре III. История о нем открывает цикл мероприятий «Три императора из собрания Орловского музея изобразительных искусств».

Петр III был неординарным императором. Он почти не знал русского языка, любил играть в солдатики, хотел крестить Россию по протестантскому обряду, эти и другие поступки сформировали неоднозначную оценку его личности в глазах современников. Его загадочная смерть привела к появлению целого ряда самозванцев.

Родился будущий российский император 10 (21 по нов.ст.) февраля 1728 года в городе Киль герцогства Гольштейн (сейчас это территория Германии). При рождении ему было дано имя Карл Петер Ульрих Гольштейн Готторпский. Его отцом был герцог Гольштейн Готторпский Карл Фридрих, племянник шведского короля Карла XII, мать – Анна Петровна, дочь Петра I. Таким образом, Петр III приходился внуком двум государям и мог являться претендентом как на русский, так и на шведский престолы. Рано потеряв родителей, мальчик фактически был предоставлен самому себе, его образованием занимались мало. В 1742 году, в возрасте 14 лет, он был привезен в Россию и объявлен наследником русского престола. Распорядилась судьбой племянника императрица Елизавета Петровна. Так  начался русский период в жизни Карла Петера Ульриха, в православии Петра Федоровича, внука Петра Великого.

Воспитание и образование Петра в России было поручено академику Якобу Штелину. В 1745 году великого князя Петра Федоровича женили на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской. В сентябре 1754 года в семье родился долгожданный ребенок – мальчик, Павел Петрович. В декабре 1761 года Петр III вступил на престол. Его правление длилось всего 186 дней. За время своего царствования он издал рекордное число законодательных актов для столь короткого периода, около 190, среди которых были и весьма спорные. Но многие законы, принятые Петром, впоследствии были взяты за основу для реформ Екатерины II. Непоследовательная и противоречивая внутренняя и внешняя политика, проводимая Петром, личная неприязнь к императору многих высокопоставленных государственных и военных деятелей стали причиной для подготовки дворцового переворота, который произошел 28 июня (9 июля по нов.ст.) 1762 года. Император подписал отречение от престола. В сопровождении караула гвардейцев бывший император был доставлен в Ропшу, где 6 (17 по нов.ст.) июля 1762 года скончался при невыясненных обстоятельствах. Таинственная смерть Петра III повлекла за собой появление многочисленных самозванцев, выдававших себя за спасенного императора, самым известным из которых был Емельян Пугачев.

Портрет Петра III из собрания Орловского музея изобразительных искусств поступил в музей в 1923 году, в составе частной коллекции князей Куракиных и вероятно относится к «дарственным портретам». Выполнен неизвестным художником во второй половине XVIII века. Это пример парадного портрета с соблюдением всех правил и традиций в стиле рококо. Петр III изображен в «немецком платье», так как император был поклонником Пруссии и всего связанного с этой страной. На работе есть все царские регалии: корона, скипетр и горностаевая мантия, центральное место занимает фигура самодержца на фоне баталии. Данный портрет очень схож с работой, выполненной Ф.С. Рокотовым из собрания Нижегородского государственного художественного музея.

На фото:

1«Портрет великого князя Петра Фёдоровича» 1743. Г.К. Гроот. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея;

2.«Портрет Петра III (1728 – 1762)». Неизвестный художник второй половины XVIII века. Холст,масло. Орловский музей изобразительных искусств;

3.«Портрет Петра III» 1762. Ф.С. Рокотов. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Материал подготовлен научным сотрудником БУКОО ОМИИ Сергиенко Е.В. с использованием информации из открытых источников.

#МыРОССИЯ

#МыВМЕСТЕ

#ЯЛЮБЛЮ_ТЕБЯ_ЖИЗНЬ

В рамках проведения мероприятий и лекций от местных краеведов о развитии культуры регионов: эфиры на темы развития местной культуры, вклада региона в развитие российской культуры, достопримечательностей и знаковых событий, знаменитых людей, родившихся в Орловском крае, посвящённых Дню России.

 

 

#МыРОССИЯ

#МыВМЕСТЕ

#ЯЛЮБЛЮ_ТЕБЯ_ЖИЗНЬ

Коллектив «Орловского музея изобразительных искусств» поздравляет Вас, дорогие друзья, с праздником! С Днём России! Желает мира, добра и благополучия нашей стране! Богатому на таланты Орловскому краю желаем успеха и вдохновения! Радости и счастья в каждый дом Вам и Вашим близким!

 

 

 

Сегодня отмечаем День России,
Пусть будет наша Родина крепка!
Пускай живет под мирным небом синим
Наша страна — любимая Россия!
Мы посвящаем ей слова простые,
Сегодня каждый песни петь готов,
Недаром о России много сложено
Пословиц, песен, сказок и стихов.


ВИДЕОЗАРИСОВКА ВЫСТУПЛЕНИЯ «АКАДЕМИЧЕСКОГО ЖЕНСКОГО ХОРА» ООЦНТ ЗАСЛУЖЕННОГО РАБОТНИКА КУЛЬТУРЫ РАИСЫ СЕРГЕЕВНЫ АНОХИНОЙ НА СОВМЕСТНОМ КОНЦЕРТНОМ МЕРОПРИЯТИИ В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ 12.04.18 г.

Фрагмент песни «Гляжу в озёра синие». Автор музыки: Леонид Афанасьев.

Автор стихов: Игорь Шаферан

 

 

Ансамбль площади (кроме собора Св. Марка и Дворца дожей) образуют Кампанилла (колокольня) с Лоджеттой, Башня часов, здания Старых и Новых Прокураций и Ала Наполеоника.

Первую башню-колокольню начали возводить еще в 888 году, строительство продолжалось в XII веке, окончательный же свой вид колокольня приобрела только в XVI веке, когда после очередного удара молнии ее заново возвели на личные средства адмирала Гримани. К 1514 году архитектор Бартоломео Бон-младший возвел над колокольней шатровое завершение с фигурой ангела на острие. Высота Кампаниллы достигла 99 метров.

Башня сложена из красного кирпича; ее глухие стены с четырьмя вытянутыми на всю высоту плоскими нишами прорезают с каждого фасада (в левой из ниш) восемь окон в белом обрамлении. Расположенные одно над другим, эти небольшие окна устроены для освещения внутренней лестницы.

Простая и вместе с тем величественная, колокольня всегда была украшением и гордостью площади Сан-Марко, да и силуэт всей Венеции без нее действительно немыслим. Мощная квадратная башня-колокольня прямо-таки вонзается в небо, и долгое время она служила маяком для кораблей, возвращавшихся из дальних плаваний. Днем в лучах солнца ярко сверкал ее золоченый ангел, ночью наверху башни зажигали сигнальный огонь. В лоциях Средиземного моря она и сейчас значится как самый приметный ориентир для подплывающих к Венеции судов.

В прежние времена венецианские власти очень неохотно разрешали иностранцам подниматься на колокольню, откуда хорошо просматривались подступы к городу и расположение его портов. На башне-колокольне несла вахту и стража, наблюдавшая за появлением вражеских судов и возникновением пожаров. Звон пяти колоколов Кампаниллы возвещал не только о религиозных праздниках и богослужениях, но и определял ритм жизни всего города, причем каждый колокол имел свое имя. Самый большой из них назывался «Марагона», он созывал ремесленников на работу, и он же возвещал о заседании Большого совета (Этот колокол до сих пор звонит в полночь). К нему присоединял свой звон колокол «Троттьера», название которого означает «в спешке», так как, заслышав его, члены Большого совета должны были спешить во Дворец дожей. Колокол «Нона» отмечал полдень, «Мецца Терца» сообщал о заседании Сената, самый маленький — «Малефичио» («преступление») — оповещал народ о предстоящей казни.

Кампанилла была связана и со знаменитым венецианским карнавалом, который открывался аттракционом «Volo della Colombina» («Полет голубя»). Аттракцион состоял в том, что механический голубь летел с Кампаниллы на площадь Сан-Марко, осыпая зрителей разноцветным конфетти. Послужила колокольня и науке: в 1609 году в ее верхнем помещении великий Галилео Галилей демонстрировал дожу и членам Синьории изобретенный им телескоп. Рассказывают, что великий немецкий писатель Гете впервые увидел море с венецианской Кампаниллы. Свои впечатления он издал под названием «Итальянский дневник».

В 1537-1549 годах архитектор Якопо Сансовино построил у подножия башни (с левой стороны) Лоджетту — небольшую открытую галерею, ставшую одним из лучших творений зодчего. Лоджетта возведена из розового веронского мрамора и украшена тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой. В отделке ее красиво сочетаются различные мраморы: розовые колонны, зеленоватые стены и желтые, обрамленные белым ниши. В скульптурном фризе помещены рельефы, аллегорически изображающие Венецию и острова Кипр и Кандия. Бронзовые статуи в нишах (работы Я. Сансовино) представляют Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир, которые олицетворяют мудрость, гармонию и приверженность морю, присущие Венецианской республике.

Языческие боги на фасаде Лоджетты мирно соседствуют с украшающей интерьер терракотовой группой «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», тоже созданной Я. Сансовино. В прежние времена в Лоджетте размещалась стража Дворца дожей, в обязанности которой входило предупреждать беспорядки во время заседаний Большого совета.

14 июня 1902 года, около 10 часов утра, башня внезапно рухнула; к счастью, ни один человек не погиб, а из памятников пострадала только Лоджетта. О возможности падения Кампаниллы стало известно заранее, но времени оставалось всего несколько часов, и предпринять что-либо для ее спасения люди уже не успевали. Был закрыт только участок площади Сан-Марко и Пьяцетты, да фотографы успели приготовить фотоаппараты и сделать несколько снимков разрушения Кампаниллы. Уцелела лишь часть великолепных скульптур Лоджетты, остальные же превратились в мраморный мусор. Русский поэт-символист В.Я. Брюсов, бывший тогда в Венеции, так писал об этом: «Узнав о падении колокольни, мы опять поехали туда, провели там сутки, почти плакали на развалинах. Без Campanile piazza потеряла единство: задний план был декорацией, фасадом S. Магсо; теперь впечатление дробится, ибо виден Дворец дожей. С моря Венеция принизилась, словно изувечена».

Хотя башня-колокольня разбилась на бесчисленное множество осколков, их собрали, а искусные мастера сделали свое дело. Уже в 1912 году, в день памяти св. Марка, состоялось открытие и Кампаниллы, и Лоджетты. Они предстали такими, какими были прежде, и там, где были.

В 1505 году перед собором Святого Марка вместо старых деревянных были установлены три бронзовых постамента для штандартов. Скульптор Алессандро Леопарди декорировал их рельефами, в аллегорической форме прославляющими политику Венецианской республики. Это были: «Изобилие», окруженное мифологическими обитателями моря; «Правосудие» со слоном, символизирующим силу и осторожность; Афина Паллада с пальмовой и оливковой ветвями; бог морей Нептун, которому сатир вручает дары земли; нереиды и тритоны, несущие дары моря. Сейчас в дни празднеств на этих постаментах рядом с трехцветным итальянским флагом поднимается красно-золотой штандарт Венеции, которая и в Итальянской республике по-прежнему чувствует себя независимой.

Несмотря на множество построек, площади удалось сохранить единство в многообразии и свое колористическое богатство, которое издавна стало своего рода символом города. Площадь служила местом проведения официальных церемоний, здесь устраивались торжественные шествия в честь вновь избранного дожа; здесь же проходил траурный кортеж во время его похорон. В наши дни парадные государственные церемонии здесь уже не проводятся, зато площадь, закрытая со всех сторон, как нельзя лучше подходит для музыкальных фестивалей.

По всей площади шумят голуби, но это не простые птицы: не одно столетие они живут на площади из поколения в поколение. Во времена Венецианской республики содержание их составляло одну из обязанностей правительства, ежегодно для этого в государственную казну вносилась определенная сумма. Теперь заботу о птицах приняли на себя многочисленные туристы, и во всякое время можно видеть толпы иностранцев, которые кормят голубей св. Марка. Голуби садятся на руки и плечи, порой сверху донизу облепляют туристов, а те обожают с ними фотографироваться.

Русский писатель Борис Зайцев так писал о них: «Знаменитые голуби сизою стайкой толпятся перед входом ко Святому Марку. Это маленькие божества Венеции, скромные покровители города, смутно и бесконечно воркующие; мягко отблескивающие шелками крыл своих, с сухим треском взлетающие». Сами венецианцы голубей не особенно почитают, потому что они гадят на мрамор, который приходится защищать шипами и сетками.

В XIX веке путешественник и писатель Ф. Грилльпарцер отмечал: «Тот, кто, стоя на площади Святого Марка, не чувствует, что его сердце бьется сильнее, может позволить похоронить себя, ибо он мертв, безнадежно мертв. Тот, у кого на площади Святого Марка не бьется сердце, не имеет его вообще».

В рамках работы на сайте проекта ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ФОТОРАБОТ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ: ИНДИЯ. ВЕНЕЦИЯ» подготовленного Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара), представляющего мировое искусство и культуру. Сотрудниками Центра собраны уникальные фотоматериалы со всех уголков нашей удивительной Планеты. Входящая в проект выставка создана на основе материалов, проводившихся в течение ряда лет экспедиций в Венецию и включает свыше 100 цветных фотографий.https://orelmusizo.ru/121-vystavki/virtualnye-vystavki/599-s-10-00-27-marta-2020-goda-vystavka-fotorabot-p-l-a-n-e-t-a-z-e-m-l-ya-i-n-d-i-ya-v-e-n-e-ts-i-ya

Вы можете их увидеть в формате виртуальных выставок на официальном сайте Орловского музея изобразительных искусств, если пройдёте по ссылкам:Панорама: https://orelmusizo.ru/121-vystavki/virtualnye-vystavki/691-panorama-vystavki-planeta-zemlya-venetsiya

Интерактивная выставка: https://orelmusizo.ru/121-vystavki/virtualnye-vystavki/607-planeta-zemlya-indiya-venetsiya

  1. Кампанилла собора Св. Марка. 2010.
  2. Антонио Гримани Antonio Grimani (1434—1523)
  3. Пирс и набережная Скьявони, дворец Дожей. 2008.
  4. Площадь Св. Марка. 2008.
  5. Экспозиция выставки фоторабот «Планета Земля: Индия. Венеция» г.Орёл 2020г.
  6. ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ФОТОРАБОТ «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ: ИНДИЯ. ВЕНЕЦИЯ»