В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, поэтому два имеющихся в филиале Орловского музея изобразительных искусств «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А. И. Курнакова» рисунка датированные 1945 годом, особенно ценны. Представляем презентацию – выставку, подготовленную научными сотрудниками филиала БУКОО ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова» И.Е. Барсуковой и Е.А. Гущиной
Техническая библиотека станции Орел совместно с активом молодежи Орловского железнодорожного узла выступила с инициативой проведения цикла «Поэтическое эхо войны». Предложение было горячо поддержано Советом ветеранов узла.
«Свои первые стихотворения цикла сотрудникам библиотеки с большим волнением довелось прочитать в атмосфере ярких патриотических картин А.И.Курнакова, народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата государственной премии им. И.Е.Репина, профессора Орловского государственного университета, ветерана Великой Отечественной войны. Андрей Ильич сам воевал в танковых войсках и долгие годы носил в себе память о нелегких военных годах. Его эпическое полотно - диорама «Начало прорыва обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июня 1943 года» - занимает центральное место в творческом наследии художника.
В Картинной галерее А.И.Курнакова, где экспонируются его наброски к будущей диораме, мы и обращаемся к военной поэзии…
Приближение 75-летней годовщины Великой Победы заставляет все чаще обращаться памятью в те нелегкие годы. Хочется отдать дань уважения всем участникам и героям тех боевых дней».
«Поэтическое эхо войны». Стихотворение И. Уткина «Машинист» читает председатель Совета ветеранов аппарата отделения, член Союза литераторов России Роза Каримовна Сидорова.
В этом году 28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения известного орловского художника Георгия Васильевича Дышленко. Он родился в 1915 году, а ушел из жизни в 1994. Он был лучшим и ярким представителем своего поколения, которое сформировалось в нелегкие годы коллективизации, индустриализации, прошло закалку на фронтах Великой Отечественной войны, восстанавливало страну после военной разрухи. Судьба его похожа на судьбы многих советских людей, которые несмотря ни на что, максимально использовали свои таланты и возможности.
Георгий Васильевич родился в селе Ирмино Славяносербского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (сейчас город в Луганской области) в семье деревенского кузнеца. Затем семья переехала в поселок при Новодеркульском конном заводе, Беловодского района Старобельского округа УССР, (сейчас посёлок в Луганской области), где выращивали племенных лошадей. Именно здесь была востребована профессия его отца. Среди бескрайних степей Донбасса, где паслись табуны лошадей, развилась наблюдательность будущего художника, любовь к природе и к прекрасным животным. Часто убегая в степь, он изображал лошадей на бумаге. Родители поощряли увлечение сына рисованием, поэтому не возражали, когда он выбрал профессию художника, поступив в 1934 году в Харьковское художественное училище, которое окончил в 1939 году. В этом же году он поступил на 1 курс Харьковского художественного института, но призыв в ряды Красной Армии, а затем Великая Отечественная война прервали учебу почти на 7 лет. Так художник стал воином. Как говорил сам художник, он прошел войну от звонка до звонка. Он участвовал в боях под Смоленском, в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, освобождал города Орел, Брянск, Венгрию, Австрию, Румынию, Чехословакию. Профессия художника, а именно: зоркий глаз, профессиональная зрительная память, умение ориентироваться на местности помогла ему стать отличным фоторазведчиком. За проявленный героизм при освобождении орловской земли гвардии старший сержант Георгий Васильевич Дышленко был удостоен ордена Красной Звезды.
В освобожденном Орле он встретил свою судьбу - молодую учительницу «Елену Прекрасную», влюбился в ее голубые глаза и длинные белокурые косы. Она дала слово молодому воину ждать его, и до конца войны шли от нее письма на фронт. В 1945 году, демобилизовавшись, он возвращается в Орел, создает семью и вновь становится художником. Продолжает учебу в Харьковском художественном институте. После его окончания в 1954 году, активно включается в художественную жизнь Орла вместе с другими молодыми художниками: В.А.Дудченко, А.И.Курнаковым, Л.И.Курнаковым, М.И.Лапшовым, которые пришли с войны и составили творческое ядро Орловской организации Союза художников. В 1959 году открывается художественно-графический факультет в Орловском государственном педагогическом институте, куда приглашают Г.В. Дышленко и А.И. Курнакова преподавателями. В 1960 году в соавторстве с братьями Курнаковыми создается диорама «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года» для областного краеведческого музея. Успеху диорамы, которую причислили к значительным произведениям панорамного искусства 1960-х годов, способствовало и то, что ее создатели были участниками Великой Отечественной войны, а Дышленко непосредственно участвовал в боях под Орлом. Художник прошедший огненные годы войны, не может не сказать об этом в своем творчестве. Поэтому тема войны сопровождала весь творческий путь Дышленко. Были созданы произведения «На Орловско-Курском направлении», 1973, «На ближних подступах к Орлу», «Орел в первые дни освобождения», «Лицо войны» (1983), триптих «Память», 1985.
В широкий творческий диапазон художника были включены тематические картины, натюрморты, пейзажи, портреты, посвященные еще одной очень глубокой и философской теме хлеба. Лучшей работой этого цикла является натюрморт – картина «Орловский хлеб», 1974.
Человек глубокой внутренней культуры, он хорошо знал и любил русскую классическую литературу. Многие циклы его картин посвящены литературным местам. К 150-летию со дня рождения И.С. Тургенева создан цикл пейзажей «По Тургеневским местам». Интерьер Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина украшают несколько десятков картин «По Пушкинским местам». Кстати, А.С.Пушкин - это особая любовь художника, он хорошо знал биографию и творчество поэта, и многие фрагменты из «Евгения Онегина» цитировал наизусть.
Его картины щедро отражают внутреннюю суть художника, его творческую и человеческую позицию. Как человек он был бесконечно отзывчивым, мягким, деликатным, очень скромным и взыскательным к себе и к своему творчеству.
Более 20 лет Г.В. Дышленко отдал педагогической деятельности на художественно-графическом факультете, пользуясь глубоким уважением и любовью среди студентов. Имея большой авторитет в коллективе художников, неоднократно избирался членом правления и председателем Орловского отделения творческого союза художников.
Большая часть картин из творческого наследия Георгия Васильевича Дышленко хранится в фондах Орловского музея изобразительных искусств. А также в Орловском областном краеведческом музее, в Орловском объединенном государственном литературном музее И.С Тургенева, в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина, в Орловском областном отделении Российского творческого союза работников культуры, в Мемориальной мастерской художника.
(Надпись на обороте фотографии: Участнику Великой Отечественной войны, гвардии старшему сержанту Дышленко Г.В., убывающему на фронт труда от боевых товарищей по оружию и командования Е.4. 54272 01 ноября 1945 года Румыния.)
Фотографии из семейного архива В.Г. Дышленко
Материал подготовлен ст. научным сотрудником БУКОО ОМИИ Т.И. Мазуркевич.)
Фото и их описание в видеопрезентации рассказывают о членах семьи Андрея Ильича Курнакова.
Подготовили материал научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина
Техническая библиотека станции Орел совместно с активом молодежи Орловского железнодорожного узла выступила с инициативой проведения цикла «Поэтическое эхо войны». Предложение было горячо поддержано Советом ветеранов узла.
«Свои первые стихотворения цикла сотрудникам библиотеки с большим волнением довелось прочитать в атмосфере ярких патриотических картин А.И.Курнакова, народного художника СССР, академика Российской академии художеств, лауреата государственной премии им. И.Е.Репина, профессора Орловского государственного университета, ветерана Великой Отечественной войны. Андрей Ильич сам воевал в танковых войсках и долгие годы носил в себе память о нелегких военных годах. Его эпическое полотно - диорама «Начало прорыва обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июня 1943 года» - занимает центральное место в творческом наследии художника.
В Картинной галерее А.И.Курнакова, где экспонируются его наброски к будущей диораме, мы и обращаемся к военной поэзии…
Приближение 75-летней годовщины Великой Победы заставляет все чаще обращаться памятью в те нелегкие годы. Хочется отдать дань уважения всем участникам и героям тех боевых дней».
Филиал БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" Картинная галерея народного художника СССР А.И.Курнакова" г.Орел ул.Салтыкова-Щедрина, 3Б.
Отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием» читает ведущий библиотекарь технической библиотеки ст.Орел И.А.Булгакова
Гость программы сотрудник Филиала БУКОО ОМИИ Мемориальная мастерская Ирина Евгеньевна Барсукова.
Картина, Шрейдера, происходящая из коллекции князей Куракиных, победила на конкурсе Общества поощрения художеств, в котором участвовал Архип Куинджи. Егор Егорович был близок передвижникам. В его частной студии в Харькове занимались знаменитые художники.
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает корреспондент Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
Картина «Ярило», созданная в 1910 году, является дипломной работой, а также редчайшим образцом стиля модерн в станковой живописи. Автор произведения, Евгений Михайлович Сотников (1877-1923), уроженец Орловской губернии.
Рубрика МУЗЕЙНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ в рамках программы КУЛЬТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ на ПЕРВОМ ОБЛАСТНОМ КАНАЛЕ представляет произведения из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств. О картинах рассказывает Алла Новоженина. Совместный проект БУКОО "Орловский музей изобразительных искусств" и АО "Первый областной телерадиовещательный канал". Материалы предоставлены БУКОО ОМИИ.
08.02.2020 г. Экскурсия и мастер-класс по выставке "Венецианский карнавал». Тема мастер-класса маска "Джокер". Куратор - зав. сектором Кореневская Виктория Юрьевна.
7 февраля – день памяти
Народного художника РФ Андрея Ильича Курнакова
Уже 10 лет нет с нами Мастера, а его дом-мастерская, как и при жизни своего хозяина, тепло встречает каждого гостя.
Если Вы будете направляться со стороны улицы Салтыкова-Щедрина к Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, то на главном фасаде, над входным крылечком, слева вверху, заметите большое мансардное окно. За ним находится один из самых красивых и светлых выставочных залов второго этажа – Бунинский.
На его стенах Андрей Ильич расположил свои произведения, связанные с творчеством одного из самых любимых им писателей. Их уместно дополняют живописные и графические работы, выполненные художником после поездок по Италии и Франции, и гипсовые отливки классической скульптуры.
В центре зала – большой овальный стол, сервированный на шесть персон. Радушный и хлебосольный хозяин дома любил, чтобы для гостей всегда были приготовлены вместительные, празднично убранные столы. На первом этаже, в Столовой разместился самый большой – обеденный; там же внизу, в Каминной, и выше, в Бунинском зале мансардного этажа, – чайные.
Стол в Бунинском з але покрыт роскошной, плетеной на коклюшках, светло-кремовой ажурной кружевной вологодской скатертью. На ней – самовар и большой, из сорока предметов, чайно-кофейный сервиз, включающий в себя чайник, кофейник, сахарницу, молочник, чайные и кофейные пары, десертные тарелки и розетки. У предметов сервиза красивые четкие и одновременно плавные очертания форм, волнисто-рифленые стенки корпуса и борта, выразительно читающийся на высококачественном белоснежном фарфоровом черепке благородно-сдержанный и одновременно торжественный декор в виде широких горизонтальных сочных кобальтовых лент, дополненных тонкой сверкающей золотой отводкой. Сервиз прекрасно гармонирует с общей цветовой гаммой зала: белыми стенами, светлой кожаной мягкой мебелью, преобладающими в представленной здесь живописи сине-голубыми и лиловыми оттенками, с самим её пейзажным характером и живыми зелеными растениями.
В 1996 году этот серви з был подарен художнику, по случаю его 80-летнего юбилея, коллективом Орловского музея изобразительных искусств. Предварительно у Андрея Ильича поинтересовались: что бы он хотел получить в подарок. Оказалось, что ему очень пригодился бы чайный сервиз: и для приёма гостей, и в качестве антуража для натюрмортов.
В те годы в орловских магазинах не было нынешнего изобилия и разнообразия фарфоровой посуды. Но в ЦУМе, на первом этаже, в правом крыле, где размещался отдел посуды, обнаружился весьма достойный ассортимент. Для подарка выбрали отечественный чайно-кофейный сервиз, выполненный из тонкостенного фарфора на подмосковном фарфоровом заводе в Вербилках.
Этот завод в 1754 году основал осевший на наших землях англичанин Франц Гарднер и он принадлежал к числу самых лучших в дореволюционной России. В советское время являлся одним из крупнейших предприятий и был известен как Дмитровский фарфоровый завод. В период перестройки хорошо знакомая всем марка дмитровского фарфора с изображением обращенной влево стилизованной профильной головы лося и заглавной буквой «В» (Вербилки) была изменена. Её дополнили двуглавым российским орлом под короной, надписью: «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» и датой официального открытия фабрики – «1766». Эта новая марка на сервизе, с возвращенным историческим названием завода, воспринималась как вдохновляющий знак открывающихся новых перспектив в его деятельности, не ограниченной рамками плановой советской экономики, зачастую негативно отражавшимися на художественном уровне продукции.
Сервиз представлялся достаточно подходящим для подарка солидному мужчине. Привычная в наши дни фирменная коробка у него отсутствовала. Поэтому, только намного позже мы узнали, что он носит гордое наименование: «Адмиральский». Его предметы имеют форму «Ампир», разработанную в Вербилках одним из лучших мастеров советского фарфора заслуженным художником РСФСР Юрием Борисовичем Ганрио (1921-1982). «Морской» мотив росписи создан заслуженным художником РФ Елизаветой Алексеевной Лопотухиной (Род. 1947).
Органичное слияние форм и декора действительно вызывает образные ассоциации с беспрестанным размеренным движением водной стихии. У всех предметов сглажено-волнистая поверхность; у кофейника, чайника и сахарницы – волнообразные края венчиков, у молочника – слива, у блюдечек – борта. В цветовом строе активно доминирует глубокий ультрамарин кобальтовых лент. «Колышущаяся» ритмика зыбких контуров переливающихся и искрящихся золотых отводок, немного расширяющихся на реберных выступах форм, – напоминает блики света на волнах.
Мануфактура в Вербилках и поныне выпускает этот полюбившийся покупателям красивый сервиз в чайной версии.
К сожалению, Андрей Ильич так и не изобразил «Адмиральский» сервиз в своих натюрмортах (или таковые ещё не выявлены). Сохранился сервиз в полном составе. Его использовали, иногда перенося из Бунинского зала в Каминную (Чайную) комнату, где удобнее, чем на верхнем этаже, было устраивать чаепития.
Почти четверть века назад никто не мог предположить, что этот подарок музея искусств художнику «вернётся» дарителям, правда, в ином статусе. После смерти Мастера, согласно его воле, сервиз стал частью музейных фондов и экспозиции, созданной в доме, где он провел последние годы жизни, и теперь являющемся филиалом музея – Мемориальной мастерской.
- А.И. Курнаков
- Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова
- Фрагмент экспозиции в Бунинском зале
- Сервиз «Адмиральский»
- Чашка из сервиза «Адмиральский»
- Марка «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» постсоветского периода
Страница 19 из 21