Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!


angelom_hranimie.jpg26 февраля отмечает свой юбилей талантливая орловская художница Валентина Васильевна Олейникова, — автор замечательных живописных произведений на шелке, выполненных в технике батик. Орловский музей изобразительных искусств сердечно поздравляет Валентину Васильевну с Днем рождения и желает ей новых творческих озарений, осуществления замыслов, крепкого здоровья и счастья!

Валентина Васильевна Олейникова родилась в Орле в 1952 г. Почти вся ее жизнь и творчество связана с нашим городом.

В 1974 г. она закончила художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического института (ныне Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева), где ее преподавателями были Народный художник СССР Андрей Ильич Курнаков (1916-2010) и Георгий Васильевич Дышленко (1915-1994).

Затем, с 1978 по 1983, она училась в Харьковском художественно-промышленном институте (ныне Харьковская государственная академия дизайна и искусств). В 1981 г. приняла участие в прошедшей в Киеве выставке студенческих работ, а в 1983 г. — в выставке дипломных работ в Харькове. Ее дипломной работой была роспись в технике батик для харьковского Дворца бракосочетаний.

По возвращении в Орел Валентина Васильевна с 1983 по 2000 гг. работала в художественных мастерских Орловского отделения Союза художников СССР (РФ). Стала активно участвовать во всероссийских, региональных и международных выставках. Персональных выставок состоялось у нее за эти годы более тридцати.

С 1996 г. она является членом ВТОО «Союз художников России». С 2007 по 2015 гг. занималась преподавательской деятельностью в Орловском государственном институте культуры и искусства.

Васильевна Олейникова создала свыше трех сотен произведений. Ее работы представлены в музейных и частных собраниях России и зарубежных стран: Украины, Польши, Германии, Голландии, Швеции, Израиля, США.

В коллекции Орловского музея изобразительных искусств находится три ее батика: «Искушение», «Вечерний звон» и «Песня в Спасском».

За серию работ «Русский батик» в 2012 г. Валентина Васильевна удостоена звания Лауреата Национальной премии «Имперская культура». В 2014 г. — награждена Серебряной медалью ВТОО «Союз художников России» «Духовность. Традиции. Мастерство». В 2016 г., как участник Всероссийского фестиваля духовности и культуры «Бородинская осень», награждена медалью «Вера. Отечество. Честь». В 2017 г. стала Лауреатом 1-й премии Международного конкурса «Брянский лес». В 2018 г. получила Памятную медаль «200 лет И.С. Тургеневу», Благодарность Российской Академии Художеств, Диплом Союза Художников России; в 2020 г. — Памятную медаль «150 лет И.А. Бунину», в 2021 г. — Золотую медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство».

У нее сложился свой, узнаваемый художественный прочерк. Ее живописным панно, с четкой линеарностью форм или мягким перетеканием цветовых пятен, всегда присуща не только особая образность и настроение, но и умелая организованность композиции, точность цветовых решений. А еще они притягивают и завораживают определенной долей недосказанности.

Подобно большинству художников батикистов, Валентина Васильевна любит писать цветы и растения, большей частью включаемые в натюрморты с экзотическими морскими раковинами, фруктами, чашами или бокалами вина, изящными птичками, в пейзажи или фигуративные композиции, в которых они эффектно окружают представительниц прекрасной половины человечества.

Образы нежных, грациозных, кокетливых, добросердечных или кажущихся бесстрастно-холодными, загадочно улыбающихся, многозначительно прикрывающих веки, а иногда прямо взирающих на нас женщин, — главная тема ее произведений. Это античные Венера и три грации, великолепные дамы эпохи Ренессанса, Мадонна с Младенцем, образы русских красавиц из народа, орловские дворянки тургеневской поры, солистки народного хора и наши современницы. Мужские персонажи обычно выступают в роли их спутников и редко появляются самостоятельно. Есть у нее и литературные, и орловские мотивы, включающие изображения классически ясных по своим архитектурным формам Михайло-Архангельского (Успенского) и Ахтырского соборов, беседку-ротонду в историческом районе «Дворянское гнездо» в нашем городе и Спасо-Преображенского храма в Спасском-Лутовинове. Целый ряд ее произведений связан с особой темой — верой и евангельскими сюжетами.

В последние годы у Валентины Васильевны появилось три совершенно иных панно, посвященных героям Великой Отечественной войны. В работе «Крещеные огнем» — колонна уходящих вдаль, на фронт, солдат в касках, с винтовками и вещмешками, один из которых, юный и прекрасный, обернулся прямо к нам. В диптихе «Дорога домой» любимая и желанная заснеженная беседка над берегом Орлика, неподалеку от дома Лизы Калитиной и усталый солдат со скаткой на плече под сенью ветвей, усыпанных белыми весенними цветами.

Достаточно смелая, третья работа этого цикла, «Ангелом хранимые», — посвящена женщинам-медикам: санитаркам, медсестрам, врачам.

Ангелы небесные хранили чистыми души тех, кто не побоялся отдать жизнь за Родину и свой народ, все сделать для победы. Многие тысячи раненых вынесли они из-под огня под свистящими пулями и разрывами снарядов, а скольких исцелили, помогая вернуться к жизни не только посредством операций, лекарств, медицинских процедур! Сострадание, умение утешить, подбодрить, вселить надежду – это было тогда не менее важным. Эти женщины смогли выдержать кровь, раны, человеческое страдание и смерть, бессонные ночи, холодные окопы и землянки, дождь, снег, бесконечные фронтовые дороги. А ведь многие из них были вчерашними школьницами, хрупкими и домашними.

Валентина Васильевна – из поколения тех, кто родился в непростое первое послевоенное десятилетие. Она видела израненный город, с трудом передвигающихся инвалидов, росла рядом с фронтовиками. Ее отец, сержант-артиллерист, тоже прошел всю войну. Рассказы, лица, скромная и достойная жизнь этих людей, то, как они старились, терпеливо переносили разные жизненные трудности и невзгоды, боль старых ран, – все это вошло в ее память и сердце, обретя, наконец, зримый выход в творчестве.

Две выразительные фигуры – благословляющий профильный крылатый ангел и, в некотором отдалении, – возникающая словно из далекого прошлого, скромная девушка в пилотке со звездочкой, в гимнастерке, грубой шинели и сапогах. За главою ангела – золотистый диск, вокруг головы девушки – тонкий белый нимб. Рукав ангела изукрашен по верху изображением креста – христианского символа надежды и спасения. На медицинской сумке девушки нашит красный крест.

Такие девушки и женщины действительно могут быть названы ангелами спасения. Они не щадили себя. Многие из них погибли. Дожившие до мирного времени, далеко не все, могли испытать счастье материнства и иметь собственных детей.

Может быть, Вам доводилось видеть пожилых женщин-фронтовиков, с усилием передвигающихся на раздувшихся больных ногах? Это они из последних сил когда-то вытаскивали на себе с поля боя раненых бойцов, поднимали тяжелые носилки. И страдая потом физически, поражали молодых и здоровых своим внутренним светом, энергией и жизнерадостностью.

Кажется, что ведающий о многом ангел, напряжением мускулов на щеках и шее, стремится укрыть свои чувства. А мягкий и беззаветно-жертвенный взгляд девушки проникает в душу.

Как и в других панно этого цикла, цветовое построение здесь сдержанное и строгое. Это благородная сложная гамма местами сгущающихся стальных, пепельных сизоватых, коричневатых, пурпурно-вишневых тонов с небольшими участками белого.

Панно «Ангелом хранимые» экспонировалось на нескольких крупных российских художественных выставках. Теперь Валентина Васильевна Олейникова преподносит его в дар Орловскому музею изобразительных искусств.