Г-401 ОМИИ КП-1418 Косенков С С   Вошь я или человек    Иллюстрации к роману Ф М Достоевского  Преступление и наказа

Виртуальная выставка

Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.

(Из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).

 

Роман «Преступление и наказание», входящий в эту серию романов – образец психологической и социально-философской прозы. Главный герой студент Родион Раскольников замышляет убийство и грабеж. Мотивы его, с одной стороны, ясны: он беден и остро нуждается в деньгах; с другой стороны, не жажда обогащения им движет, а мысль об избранности превосходстве одних людей над другими. Возможно, ли внутренне оправдать преступление и, какое наказание ждет того, кто решил преступить через общественные и моральные законы – эти вопросы создают драматургию романа.

Вашему вниманию представляется иллюстрация к роману «Преступление и наказание» заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова (1941-1993)

«Вошь я, или человек», 1972, линогравюра. К V части , 4 главы романа «Преступление и наказание».

На черно-белой иллюстрации изображен главный герой романа Родион Раскольников, который задает себе вопрос «Вошь я, или человек?» перед тем, как совершить преступление. Автор скупыми средствами линогравюры: штрихом, черным пятном и белым полем бумаги сумел передать атмосферу, помогающую раскрыть образа героя. В произведении нет бытовых подробностей. На первом плане фигура Раскольникова в неестественном ракурсе, левая нога выдвинута вперед и готова переступить запретную черту. Справа на фигуру падает свет, а слева мы видим тень, но она падает не от Раскольникова. В этой темной согнувшийся тени автор показывает черную сторону его души, которая тянет Раскольникова на преступление. На заднем плане анфилада раскрытых дверей, откуда льется свет, символизирующий право выбора героя, стоящего около последней черты. В этой иллюстрации автор показывает свое неоднозначное отношение к герою. Художнику удается передать раздвоение личности Раскольникова, которое сопровождает его глубокими душевными муками. Это подтверждает отрывок из текста романа. «Соня, когда убил, не столько деньги нужны были, как другое…Я это все теперь знаю…Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек. Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею …».

Станиславу Степановичу Косенкову 11 октября исполняется 80 лет со дня рождения. Он считается одним из лучших иллюстраторов произведений Ф.М.Достоевского.

В 1969 году художник принял предложение Воронежского Центрально-Черноземного издательства проиллюстрировать роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – появились 47 фантастических линогравюр. В это время художник жил и работал в Орле (1969-1976). Именно этот цикл стал для своего автора первым шагом на пути к всемирному признанию. В 1971 году С.С.Косенков с группой советских художников получил золотую медаль на международной книжной выставке ИБА-71 в Лейпциге. А в 1976 году на биеннале прикладной графики и книжной иллюстрации в чехословацком городе Брно Косенков уже персонально был удостоен золотой медали за цикл иллюстраций к роману «Преступление и наказание».

В фондах музея хранится 13 иллюстраций художника к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Из них 10 было приобретено у автора в 1974 году.

Особую связь Косенкова с великим писателем утверждает любопытная запись в дневнике художника (07.05.1980): «Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! Он мой или я его – до мозга костей, и в этом все. Как страшно иногда вдруг увидеть себя, так же страшно погружаться в Достоевского».

Сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора столетия назад. Понять и осмыслить идеи всемирно известного писателя помогают талантливые иллюстрации художников-графиков, прикоснувшихся к его творчеству.

.