izbran.JPGФонды Орловского музея изобразительных искусств хранят интересную икону середины XIX века "Избранные святые перед иконой "Богоматерь Феодоровская".

Иконы с изображениями святых в молитвенном предстоянии Христу или Богоматери получили широкое распространение в русском искусстве второй половины XVI – XVII века.

На образе из собрания ОМИИ предстает иконографический тип Богоматери Елеуса (Умиление), а именно, извод русского происхождения – «Феодоровская». Чудотворная Феодоровская икона Богородицы, доныне хранящаяся в Костроме, почитается как одна из святынь дома Романовых. Она связана с призванием в 1613 году на царство основателя династии –Михаила Фёдоровича. Ее иконография очень близка Владимирской, отличием Феодоровской иконы является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. Из-за такого положения ног Богомладенца Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» – «шагающие ножки».

На образе из ОМИИ Феодоровская икона Богоматери изображена вверху, в центре, на голубом фоне, в золотой рамке с кокошниковым завершением, заходящим на верхнее поле. Ниже в молении предстоят, занимая почти все пространство средника: святой великомученик Димитрий Солунский, святитель Николай Чудотворец, великомученик Феодор Стратилат и мученица Гликерия. Фигуры молящихся стоят вплотную друг к другу, выражение их ликов сосредоточенно-внимательно.

Разновременные дни памяти этих святых дают основание полагать, что перед нами – семейная икона, заказанная супругами, пожелавшими видеть своих небесных покровителей в молитвенном предстоянии перед чудотворной иконой. Это предположение подтверждает и выбор богородичной иконы Феодоровской, которая почитается в русской традиции как покровительница семейного благополучия.

Миниатюрное письмо образа, тонкая сплавленная живопись в традиции мастеров Оружейной палаты, золотой фон средника и изысканный орнаментальный декор на одеждах святых свидетельствуют о близости, если не принадлежности, изографа к столичной школе, а также высокой художественной и материальной ценности его произведения.