В мастерской Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова (1916-2010), ставшей теперь мемориальным музеем (филиалом Орловского музея изобразительных искусств), наряду с живописными и графическими произведениями самого мэтра, его друзей и учеников соседствуют разнообразные предметы декоративно-прикладного и народного искусства.

Некоторые из них свидетельствуют о прежних взаимосвязях и едином культурном пространстве входивших в состав СССР республик. Среди произведений украинских мастеров, выделим три работы керамистов из знаменитой полтавской Опошни, именуемой на Украине столицей национального гончарства.

В самом первом зале нижнего этажа, который непосредственно являлся мастерской Андрея Ильича, рядом с большим рабочим столом, на стеллаже у окна, можно заметить большой стройный зеленый глиняный украинский куманец. Это памятный подарок художнику. На нем есть надпись ангобом: «Лауреаты премии им. И. Репина - благодарные чугуевцы участнику создания галереи».

История этого куманца связана присуждением художнику в 1974 году Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за серию живописных портретов «Наши современники» (портреты Героя Социалистического Труда В.Я. Прибыльнова, хирурга В.И. Заикина, художника К.С. Андросова). А в 1984 году на Украине, на родине Ильи Ефимовича в городе Чугуеве Харьковской области, открылась художественная галерея, в которой были представлены произведения 180 лауреатов премии им. И.Е. Репина, среди которых - целый ряд портретов и пейзажей А.И. Курнакова. В честь этого события и был вручен ему куманец.

Он выполнен из глины, покрыт глухой зеленой глазурью тона чуть пожухлой травы и расписан цветочным орнаментом.

Его автором является опошнянский мастер Василий Андреевич Биляк (Беляк) (1924-1995). Известно, что в 1940-1941 годах он учился в Опошнянской керамической школе, а когда началась война, попал Германию, где находился в концлагерях. С 1951 года работал в опошнянской артели, а затем на фабрике «Художественная керамика». Был членом Союза художников Украины. Участвовал в выставках: республиканских, всесоюзных и международных. Создавал керамические скульптурные фигуры животных, куманцы.

Куманец – особый тип праздничной посуды. Он отличается выразительным сквозным силуэтом, имеет вертикально поставленное дискообразной формы тулово с круглым отверстием в центре, конусообразную ножку, горлышко с крышкой, носик и петлеобразную ручку. Такие сосуды использовали для хмельных напитков дома во время праздничного застолья и в шинках, когда нужно было обнести большое число людей разными напитками. Их по нескольку штук «нанизывали» на руку, наливая из этого набора куманцов каждому то, что ему требовалось.

Как самый характерный символ опошнянской керамики, куманец попал на утвержденный в 2009 году на герб и флаг этого поселка. Герб представляет собой обрамленный декоративным картушем и увенчанный серебряной городской короной щит, разделенный по вертикали на два равных поля. Зеленое поле символизирует опошнянское садоводство и живописную природу, а золотое - природное и культурное богатство. Оба цвета обозначают и географическое расположение Опошни, находящейся на границе лесостепи и степной зоны. Куманец подчеркивает важную роль гончарства, а семь холмов, на которые он помещен, – реальный рельеф поселка, подобно Риму разместившемуся на семи холмах.

Опошня является на Полтавщине одним из наиболее древнейших поселений. Когда-то она была казацким местечком на перекрестке транспортных и торговых путей, с чем, по одной из версий, и связано ее название. Здесь «опишивались» - то есть, сходили с коня, чтобы остановиться и отдохнуть. Эти места удивительно богаты залежами гончарной глины. Здесь насчитывается свыше трех десятков ее видов. А найденные на этих землях многочисленные обломки древней глиняной посуды восходят к эпохе неолита.

Перепись 1894 года свидетельствует, что гончарством здесь занималось свыше тысячи двухсот хозяйств, то есть каждая третья семья. Изготовляли разнообразную посуду: вместительные миски, кувшины, борщевики, кашники, макитры, фигурные сосуды в виде животных - льва, барана, быка, козла, лошади, оленя или птиц, а также игрушки-свистульки. Их продавали на ярмарках по всей Украине. Рассказывают, что рекламируя высокое качество своей продукции, опошнянский гончар даже мог во время ярмарки станцевать гопака на донышке перевернутой макитры.

Но самое главное – красота опошнянских изделий, которые декорировали рельефными налепами, штампами, процарапыванием и контурной росписью ангобом - жидкой глиной.

С помощью резервуара с соломинкой ангобом наносили на поверхность «подвяленного» и еще влажного изделия однотонный контурный рисунок, а затем заполняли его ангобами разных других цветов. Красочная палитра росписи была невелика: белые, кремовые, желтоватые, коричневые и красно-коричневые природные тона глины дополнялись и разнообразились введением в состав белой глины синих, зеленых, фиолетовых, черных пигментов. Цвета ангобной опошнянской росписи мягкие, естественные, приятные глазу. А мотивы – преимущественно растительные: цветы, веточки, колосья, виноград.

На тулове подаренного Андрею Ильичу Курнакову куманца, изображены с двух сторон стилизованные веночки с цветочными розетками и округлыми листиками на гибких веточках. Меньшие веточки с цветами помещены на ножку-основание, расширенную часть носика и внешнюю поверхность ручки. Вместе с тем остается достаточно свободного от росписи места, служащего ей красивым фоном. Роспись слегка рельефная, поскольку выполнена глиной, и очень простая, обобщенная, ясная и лаконичная, образованная ровными локальными тонами.

По характеру мотивов, их ритмике, опошнянская роспись очень близка расшитым цветами и ветками красно-белым полтавским рушникам, и имеет колористическое сходство с полтавскими килимами, отличающимися светлой, немного разбеленной, приглушенной гаммой цветов. Опошнянская роспись будто вместила в себя напевность народных мелодий и образы нежной и ласковой природы Полтавщины, зелень ее садов и полей, спокойствие тихо текущей Ворсклы.

Курнаковский куманец – образец классического стиля, выработанного многими поколениями мастеров опошнянской керамики, по которому она сразу узнаваема и за который ценится.