Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Политика обработки персональных данных
    • Часто задаваемые вопросы

Удовлетворенность граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Пейзаж К.С. Андросова «Пробуждение» 1950-е Виртуальная выставка к 125-летию со дня рождения художника.

  • В единстве культур – сила народа 03.11. 2025 (17:00-22:00). "Ночь искусств» 03 ноября 2025 года!

  • Выставка "Без суеты"

  • Виртуальная публикация «К.С. Андросов – старейший орловский художник»

  • Уважаемые держатели пушкинских карт!

  • К 100-летию со дня рождения Владимира Ивановича Зарубина (1925-1996).

  • Выставка «Густав Климт. Золото модерна (полотна в технике жикле)»

  • О работе музея 1 сентября

  • Открытие выставки «Рохлины. Семья художников» (Живопись и графика Михаила, Александра и Владимира Рохлиных из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы).

  • «Натюрморты и мотивы природы в линогравюрах В.А. Хина из фондов ОМИИ».

  • Виртуальная выставка. «Новая реальность Элия Белютина (1925 – 2012)»

  • Выставка «РОХЛИНЫ. СЕМЬЯ ХУДОЖНИКОВ. Живопись и графика Михаила, Александра и Владимира Рохлиных из частных коллекций Санкт-Петербурга и Москвы»

  • Виртуальная выставка «Фарфоровая пластика Л.М. Бугая (1935-2012) из фондов музея».

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

Информация о материале
Создано: 02 декабря 2022

Автопортрет в зеленой шляпе. 1952. Акварель.  6 ноября 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения известного советского графика Горшмана Менделя Хаимовича. В Орловском музее изобразительных искусств собрана коллекция из 103 графических произведений этого художника.  В разное время они были переданы музею сыном Александром Горшманом. В коллекцию входят работы, созданные за период с 1933 по 1971 годы. Они разнообразны по жанрам и техникам: портреты, пейзажи, жанровые композиции выполненные акварелью, графическим карандашом, тушью и пером, а также книжные иллюстрации в технике литографии.

Мендель Хаимович родился в 1902 году в поселке Новоборисово в Белоруссии. Семья была многодетной, отец служил бухгалтером на смолокуренном заводе. М. Горшман получил традиционное еврейское образование, сначала учился в хедере, затем в 4- классном городском училище.  Отец погиб в 1915 году в I Мировой войне. Чтобы помогать семье  13-летнему подростку пришлось идти в подмастерье к местному художнику по вывескам. В 1920 году Горшмана мобилизовали в армию, где он служил в картографическом отделе при штабе, так как имел художественные способности. В этом же году он заболел сыпным тифом и попал в госпиталь в город Кострому. В госпитале М.Горшман  рисовал портреты, которые главный врач показал художнику Н.Н.Куприянову. Известный график в это время преподавал в Костромских государственных свободных художественных мастерских. Он же способствовал поступлению в мастерские  молодому художнику.   М. Горшман продолжил свое обучение в Москве на полиграфическом факультете  ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа у своего учителя Куприянова. На полиграфическом факультете обучали печатным графикам. В.Ф.Фаворский вел курс ксилографии, Н.Н.Куприянов курс литографии. Влияние учителя было очень сильным. Поэтому не случайно, большое место в творчестве Горшмана занимает книжная иллюстрация в технике литографии.

М.Х. Горшман много работал над произведениями Шолом- Алйхема. Он не раз обращался к его известной повести «Тевье-молочник». Фонды музея располагают шестнадцатью иллюстрациями в технике автолитографии, созданными в 1970-1971 годы. На шести из них остановимся более подробно.

Художник  создал очень живой цикл, который стал параллельным графическим рассказом этой повести. В листах нашего собрания явно прослеживаются «живописные» возможности литографии. Зернистая фактура камня придает штрихам мягкость, делая  очертания рисунка тающими. Густые заливки тушью выделяют главных персонажей. Фоны иллюстраций даны условно с использованием легкой штриховки. Автор применяет прием разомкнутой композиции, и тогда иллюстрация  не имеет резких границ. В некоторых листах первый план отсутствует. Изображение как бы перешагивает пределы композиции, например, в листе «Покупка коровы». Неоднократно  художник использует прием локального вечернего освещения. В иллюстрации «Тевье  в гостях у егупецкого богача» стол освещен яркой лампой, а углы комнаты погружены в полумрак. Такой же прием  мы видим  в иллюстрациях «Тевье приносит гостинцы детям» и «Тевье с женой». Для художника-иллюстратора Горшмана характерно  умение «проживать» текст, заставляя читателя сопереживать  главному герою повести. Иллюстрации к  повести «Тевье-молочник» созданы  в соавторстве  с писателем. Художник сохраняет деликатный баланс между словом и изображением, не теряя при этом  самоценности своей работы.

«Тевье и Шолом-Алейхем». Иллюстрация к предисловию «Аз недостойный».1970. Бумага, автолитография.  Повесть «Тевье-молочник» - это серия монологов Тевье незримому автору «Пане Шолом-Алейхему».  В предисловии «Aз недостойный» рассказывается история, которая послужила началом к созданию повести «Тевье-молочник». Шолом-Алейхем познакомился с главным персонажем Тевье в Бойберике, где писатель на лето снимал дачу, а молочник Тевье продавал  свою продукцию отдыхающим. Шолом-Алейхема заинтересовали истории Тевье и он решил написать книгу. Тевье благодарит писателя за оказанную честь, считая,  что недостоин внимания писателя.   
"Аз недостойный ", - должен сказать я, выражаясь словами праотца нашего Иакова, с которыми он обратился к господу Богу, собираясь в поход против Исава...»

«Тевье и богатые дачницы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография.

В  части «Счастье привалило!» Тевье рассказывает историю, как он стал молочником.  Он возил брёвна из леса на вокзал. Возвращаясь поздно вечером домой, Тевье встретил двух заблудившихся в лесу женщин-дачниц. Молочник отвёз их в Бойбейрик. Богатый егупецкий купец – в знак благодарности щедро одарил Тевье едой, деньгами и подарил корову. Тевье и его жена Голда решили  купить ещё одну корову. Так Тевье начал торговлю молочными продуктами.

«Остановил лошаденку. Присмотрелся получше - женщины. Одна пожилая, в шелковом платке на голове, другая помоложе - в парике. Обе раскраснелись и вспотели».

«Тевье в гостях у егупецкого богача»

 Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография.

   «Ну, чего же вы стоите? - обращается ко мне богач. - Заберите ваши деньги и езжайте с богом к жене и детям. 
 - Воздай вам бог сторицею! - говорю. - Пусть у вас будет в десять, в сто раз больше! Всего вам хорошего и много-много радости!  И стал обеими руками сгребать деньги и, не считая, - где тут считать! - совать бумажки во все карманы».                                                                                                                              

«Тевье приносит гостинцы детям». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!».1971. Бумага, автолитография  «Моя команда, как увидела булки, как почуяла мясо, - налетели, горемычные, словно голодные волки. Хватают, руки дрожат, зубы работают... Как в писании сказано: "И вкушали..." А значит это - набросились, как саранча! У меня даже слезы на глаза навернулись».

«Тевье с женой». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1971. Бумага, автолитография  «Глупенькая, это деньги, честно заработанные, добытые собственным моим умом и трудами. Я спас, - говорю, - двух человек от большой опасности. Если бы не я, бог знает, что было бы с ними! 
      Словом, рассказал я всю историю от начала до конца, и принялись мы вдвоем считать и пересчитывать еще и еще раз наши деньги. Там оказалось ровным счетом дважды по восемнадцать и один лишний, а, в общем, вы имеете не больше и не меньше, как тридцать семь рублей!..»

«Покупка коровы». Иллюстрация к I части «Счастье привалило!». 1970. Бумага, автолитография

 «Вы, конечно, спросите: почему корову, почему не лошадь? На это я могу ответить: а почему лошадь? Почему не корову? Бойберик, понимаете, - такое место, куда летом съезжаются все егупецкие богачи, а так как егупецкие богачи с детства приучены, чтобы им прямо ко рту подносили и мясо, и яйца, и кур, и лук, и перец, и всякую всячину, - почему же кому-нибудь не взяться доставлять им к столу сыр, сметану, масло и тому подобное? Покушать егупчане любят, а деньги для них - трын-трава, значит, можно и товар легко сбыть и заработать неплохо».

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам