ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
«ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ: МАЙССЕН». Часть II.
Чайная и кофейная посуда из фарфора оказалась наиболее предпочтительной для состоятельных европейцев. В отличие от металла фарфор способен дольше удерживать тепло, фарфоровую чашку легче держать в руке и её края не будут сильно обжигать губы. Широко распространившаяся среди европейской аристократии традиция употребления чая (а в конце XVIII – начале XIX вв. в Европу ввозился лишь дорогой чай элитных сортов) способствовала популярности чайных сервизов, и на Майссенской фарфоровой мануфактуре их стали производить в большом количестве.
К первой трети ХIХ в. отно сится чайный сервиз с монограммами. Инициалы его владельцев: «МК» и «КК» внутри круглых или овальных золоченых медальонов, имеющиеся на каждом из входящих в него предметов, свидетельствуют о том, что он изготовлялся по особому заказу. Сервиз состоит из пяти предметов: чайника, сахарницы и сливочника с крышками и чайной пары. Можно предположить, что это был «тет-а-тет» (сервиз для двоих) одна чайная пара из которого утрачена; но возможно это «солитер» (сервиз на одну персону).
В строгой логике его основных чётких цилиндрических объёмов, характере и расположении живописного декора в виде горизонтальных фризов с играющим ведущую роль, заимствованным из античности прямоугольным меандром, – прослеживаются черты классицизма. Меандр обрамлён золочёными орнаментальными поясками с центральным мотивом скошенных «витых» узорчатых лент; нижнюю часть предметов сплошь заполняет легкий ажурный золотистый орнамент «вермикуле» (франц. vermiculaire – "червеобразный" от лат. vermiculatus – "червеобразный, мозаичный", vermis – "червь, гусеница"; vermiculatio – "червоточина", vermiculate – "мозаика"), состоящий из завитков, напоминающих множество гусениц или червячков.
Разнообразный золочёный декор подчёркивает членения отдельных форм и конструктивные детали. Вдоль вогнутых плечиков чайника, сливочника и такой же вогнутой нижней части крышки сахарницы красиво расположились изящные золочёные лиственные гирлянды; им сопутствует тонкий поясок мелкого рельефного золочёного «жемчужника». Вдоль верхних плоскостей прямоугольных ручек протянулись золотые ленты, золотыми отводками акцентирована профилировка на их боковых сторонах. Отводками тактично выделены нижний край тулова чайника, чашки, сахарницы, сливочника и низких оснований двух последних предметов; край борта блюдца; основания и сливы носиков чайника и сливочника; внешние границы медальонов и пр. Вокруг слива носика сливочника, носика чайника и его осно вания, – пояски из разной длины параллельных штрихов золотом; по рёбрам граненого носика чайника – линии из увеличивающихся в размерах к их середине золотых точек. Сплошь вызолочены округлые фигурные завершения держателей, напоминающие коробочки семян настурций. Золочёная поверхность рамок медальонов и инициалов проработана с помощью «цировки»: полировки агатовым камнем по матовой позолоте, дающей дополнительный декоративный эффект. Ею нанесён блестящий рисунок в виде зигзагов, параллельных косых линий и сплошной штриховки.
Т ёплому тону этого обильного золотого узорочья, сообщающего предметам сервиза праздничную нарядность, хорошо отвечает оранжево-розовый цвет прямоугольного меандра с линиями пурпурной разделки: то тонкими, то утолщёнными, подчёркивающими его повороты и придающими ему некоторую объёмность. Между изгибами меандра – ритмически чередующиеся с двух его сторон букетики мелких пурпурно-фиолетовых и голубоватых цветов с крошечными золотыми листиками. Именно эти миниатюрные «цветы на фарфоре» и стилизованные зелёные лиственные венки внутри медальонов на чайнике, подчёркивающие его функциональную значимость, оживляют и обогащают цветовую гамму (особенно холодными зеленоватыми и голубыми тонами) и придают законченность и выразительность декоративному оформлению каждого предмета сервиза. При этом соблюдено гармоничное пропорциональное соотношение между всем этим нарядным золочёно-полихромным декором и свободными от него участками, открывающими красоту самого чистого фарфорового черепка.
На выставке представлены:
- Германия. Майссен. Королевская фарфоровая мануфактура.
Чайный сервиз с монограммами «МК» и «КК». Первая треть ХIХ в.
Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка.
- Чайник с крышкой из чайного сервиза с монограммами «МК» и «КК».
- Фрагмент полихромной росписи чайника и орнамента вермикуле.
- Фрагмент золочения с цировкой.
- Фрагмент надглазурной цветочной росписи.