Три эпизода из жизни страны советов на фарфоровых медальонах из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств
О художнике Андрее Аркадьевиче Пупареве известно совсем немного. Он родился в 1880 году, в Орле, в семье секретаря Орловского статистического комитета, члена Орловской ученой архивной комиссии, краеведа и архивиста Аркадия Гавриловича Пупарева (1823-1894). В последние годы своей жизни глава семейства получал очень скромную пенсию. После его смерти вдова и дети оказались в бедственном положении. Архивная комиссия старалась предоставить им посильную помощь. Андрей, проявлявший способности к искусству, несколько лет получал денежное пособие. По просьбе его матери, комиссия выделила денежные средства для отправки юноши в Москву на учебу в художественно-промышленное училище. Оно было основано в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым для подготовки художников декоративно-прикладного искусства и носило его имя. Ныне это Московская художественно-промышленная академия им. Г.С. Строганова. Затем последовала учеба в выпускавшем археологов и архивистов Московском археологическом институте (в 20-е годы ХХ века вошедшем в состав МГУ).
По завершении обучения Андрей Аркадьевич посвятил себя преподавательской работе сначала в Ярославле, а позже в Москве, в «Строгановке», в 20-30-е годы ХХ века именовавшейся ВХУТЕМАС*
-ВХУТЕИН**. Вся его дальнейшая жизнь прошла в Москве. Наряду с преподаванием, он занимался и творческой деятельностью, участвовал в художественных выставках. В 1948 году написал монографию «Художественная эмаль», востребованную и в наше время.
К сожалению, сейчас сложно получить полноценное представление о нем, как о художнике, поскольку его творческое наследие мало выявлено и изучено. Отдельные его графические произведения находятся в разных музеях России. В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится ряд его камерных пейзажей, иллюстраций к узбекским сказкам, эскизов столовых приборов и ювелирных украшений, а также фарфоровые медальоны.
Медальону «Сталинград» была посвящена I часть виртуальной выставки. Во II части представляем еще несколько медальонов, связанных с историей нашей страны.
Все медальоны из нашего собрания были созданы в 1949 году. Это преимущественно монохромные живописные композиции, выполненные в технике надглазурной росписи по фарфору. Они имеют одинаковые размеры (Ø 14,7 см) и гладкие металлические оправы. На одной из фотографий, датированной маем 1949 года, Андрей Аркадьевич запечатлен с тоненькой кисточкой и увеличительным стеклом в руках, расписывающим один из подобных медальонов. Пока нам неизвестно, была ли выполнена одна серия медальонов или несколько, какое количество произведений они включали и для чего они предназначались.
Медальон «Выборы» или «Конституция» связан с первыми в Советском Союзе парламентскими выборами, состоявшимися 12 декабря 1937 года. Тогда, на основе новой, принятой в 1936 году государственной Конституции, Съезд Советов заменялся Верховным Советом СССР.
Многие люди с великой радостью восприняли ее, доверчиво расценив как самую демократичную, правильную, открывающую новые светлые перспективы.
Однако действительность опровергла многие надежды. Часть положений Конституции не исполнялись, формат демократии был жестко определен…
Уже к середине 1937 года из-за развернувшейся кампании по борьбе с «вредителями, шпионами и контрреволюцией» и начавшимися массовыми репрессиями обрисовалась утопичность проведения выборов на альтернативной основе.
Как реально Андрей Аркадьевич Пупарев воспринимал и оценивал все эти события через 12 лет, в 1949 году, мы, наверное, никогда не узнаем
На медальоне представлен момент голосования в интерьере декорированного в соответствии с идеологическими требованиями того времени парадного зала. Беломраморные колонны, тяжелые солидные драпировки кабинок для голосования, обилие живых цветов (в декабре!!!) вокруг расположенной на переднем плане опечатанной урны для бюллетеней и лозунги вверху, декларирующие: «Граждане СССР имеют право на труд» и «Граждане СССР имеют право на отдых». Выборы обставлялись очень торжественно, к ним относились максимально ответственно.
В зале представлено четыре фигуры: опускающая бюллетень в урну для голосования женщина с дамской сумочкой в пальто; стоящий за ней в очереди, сворачивающий бюллетень мужчина в форме и фуражке какого-то ведомства; в стороне от них, намеченные обобщенно, – человек в кепке, рассматривающий бюллетень, и несколько мрачноватая женщина в темном у колонны. Имеет ли особое значение эта последняя второстепенная фигура? Или это просто пожилой, много переживший человек?
С тех пор прошло не одно десятилетие, появлялись новые поколения, в нашей стране проходили новые и новые выборы, хотя очень долго многое на них оставалась почти что неизменным. И нам сейчас интересно заглянуть в прошлое и попробовать мысленно перенестись в атмосферу того времени, попробовать представить, как и чем жили наши соотечественники в тех условиях, как вели себя в разных ситуациях.
Сюжет медальона «Колхоз» становится более понятным, если использовать не то название, с которым он поступил в музей, а другое, авторское: «Совхоз». Это летний сельский пейзаж с натюрмортом, жанром и анималистикой. На первом плане: изобильно лежащие снопы, яблоки в плетеной корзине, кочаны капусты, сахарная свекла и разные другие овощи. На среднем плане: трактор старой модели без кабинки, с дисковыми боронами; за его рулем тракторист в кепке и рубашке с закатанными по локоть рукавами. Он остановился, пропуская переходящее дорогу стадо коров. Вдали, на пригорке, – животноводческая ферма, силосная башня, убранное поле с рядами снопов или копен. Сейчас не каждый знает разницу между колхозом и совхозом, но именно название «Совхоз» точнее соответствует более стабильному и благополучному статусу изображенного хозяйства, отличающегося от колхоза, и изображенного художником как ухоженное и процветающее.
Третий медальон с монохромной (как и в первых двух), выполненной в красновато-коричневатой колористической гамме росписью: «Дружба народов», представляет момент единения народов Страны Советов. Во время какой-то демонстрации или фестиваля, в колонне идут мужчины в национальных костюмах с развевающимися над их головами огромными флагами союзных республик, на которых можно прочесть надписи: «РСФСР, УССР, БССР». Такое, почти полностью ушедшее в прошлое явление, как масштабные массовые праздничные демонстрации, любимые многими во времена советского строя и памятные до сих пор, очень образно отражено в заключительных кадрах знаменитого комедийного музыкального художественного фильма Григория Васильевича Александрова «Цирк» (1936).
Возможно все эти медальоны с вертикальными композициями, как и полихромный медальон того же 1949 года с горизонтальной композицией – «Государственный герб СССР», были заказными работами, в которых требовалось представить важнейшие события и наиболее значимые моменты жизни советских людей. Хочется думать, что у большинства деятелей советской культуры в таких случаях превалировало не стремление угождать, «отлакировывать» советскую действительность, а желание показать то лучшее, что могло служить образцом, пробуждающим желание трудиться для своей родины, и как пелось в популярной песне: «сказку сделать былью».
*Высшие художественно-технические мастерские
**Высший художественно-технический институт
Подписи к изображениям:
1. А.А.Пупарев. Май 1949
2. Плакат В.М. Ливановой (1910—1998) «Все на выборы в Верховный Совет СССР!». 1937
3. Медальон «Выборы» («Конституция»)
4. Медальон «Совхоз». Фрагмент
5. Медальон «Дружба народов». Фрагмен
6. Кадр из фильма «Цирк»
6а. Кадр из фильма «Цирк»
7. Медальон «Государственный герб СССР»