18 октября 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения Андрея Ильича Курнакова Народного художника СССР, профессора Орловского государственного университета, действительного члена Российской Академии художеств. Известный орловский живописец, работал в различных жанрах изобразительного искусства. Мастерство Курнакова-портретиста было высоко оценено – художник был удостоен Государственной премии РСФСР им. Репина, его работы экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках. Пейзаж, наряду с портретом, тематической картиной, нашёл своё отражение в творчестве Андрея Ильича. Полотна Курнакова открывают просторы Орловского края с его знаменитыми литературными местами, связанные с именами И.С. Тургенева, И.А Бунина, А.А. Фета.
«Когда пишешь природу, глубже постигаешь страну» – говорил художник. Он много путешествовал по старинным русским городам, знакомясь с древнерусской архитектурой, неотделимой частью которой были храмы. Свои путешествия он отразил в небольших этюдах. Один из них «Андреевская церковь. Киев» написан в 1959 году. В этом году как раз закончилась долгая послевоенная реставрация, и церковь, наконец – то показалась во всей своей красе. Андреевская церковь была построена в 1754 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Это одна из самых ярких построек стиля барокко. В Андреевской церкви архитектор воплотил все черты, характерные для барочных сооружений – парадность, эффектность, живописность и динамичность архитектурных форм, богатство декора, яркая контрастная окраска стен, обилие позолоты. Построена церковь на месте, где по преданию апостол Андрей Первозванный во время своего путешествия на север воздвиг крест, именно поэтому храм имеет форму креста.
Чтобы поставить храм на вершине холма, строители возвели под ним стилобат в виде двухэтажного жилого здания, примыкающего к срезу кручи. Его завершает ограждённая балюстрадой паперть, куда ведёт с улицы широкая чугунная лестница. Высота церкви — 47 метров. Высота стилобата (с фундаментами) — 15 метров. Внутри церковь перекрыта одним большим куполом диаметром 10 метров. Однако снаружи это пятиглавый храм: четыре декоративные малые главки поставлены на контрфорсы, размещённые по диагонали здания, что создаёт эффект традиционного пятиглавого храма. В оформлении фасадов впервые объединили лепной декор и чугунное литье.
Андреевская церковь на этюде Андрея Ильича выглядит воздушной, нежной, утопающей в листве деревьев. Прозрачно-голубой цвет стен перекликается с более тёмными куполами, стремящимися ввысь и выходящими за пределы этюда. Силуэт церкви построен на контрасте между массивной центральной главой и изящными угловыми куполами. Белые колонны с золотыми капителями украшают церковь, передавая праздничную атмосферу. Одним мазком художник обозначил людей, поднимающихся по массивной лестнице, их яркие одежды оживляют этюд. Небо интересное по своему колористическому решению – розово-сиреневые кучевые облака, растворяющиеся в синеве, и передают начало тёплого летнего дня.
В 70-е годы Андрей Ильич посетил Переславль-Залесский – один из красивейших городов России. Прелесть его в том, что он несет в себе очарование русской глубинки, хоть и находится всего в 130 км от Москвы. Переславль-Залесский по праву остаётся ярким камнем в драгоценном Золотом кольце России, бережно храня завещанное ему богатое наследие предков. Художник посетил много достопримечательностей этого города - монастыри, храмы и, конечно же, Плещеево озеро, жемчужину залесья, одно из самых красивых мест в средней полосе России, с которым связано множество местных легенд и поверий. Просторы прекрасного озера мы видим на работе Курнакова «Плещеево озеро. Переславль-Залесский» 1975 год. Пейзаж дышит тишиной и спокойствием. Зеркально гладкое озеро переливается разными красками – от голубого до синего с фиолетовыми оттенками. На горизонте виднеются кусочки земли с белыми пятнами построек. Бескрайнее небо с плавно летящими белыми облаками не предвещает плохой погоды, оно заставляет задуматься, помечтать и вспомнить что-то хорошее, светлое, чистое. На переднем плане стоит церковь Сорока мучеников Севастийских(?), которая была построена в 1755 году и освящена в честь севастийских мучеников – 40 солдат XII «Молниеносного» легиона Римской империи, которые во времена гонений на христиан были уличены в приверженности запретной вере и за это оставлены умирать от голода и холода на льду замёрзшего озера. В советское время храм закрыли и превратили в спасательную станцию, сорокосвятская церковь служила ориентиром для далеко заплывших рыбаков. В работе Андрея Ильича как раз таки просматривается запустение: заросший зеленью храм, к которому ведёт маленькая тропинка, нет блеска в маковках, лишь белокаменные стены колокольни и храма, залитые солнечным светом, говорят о славном прошлом и светлом будущем. В 1995 году церковь открыли для верующих, и там вновь начали звучать молитвы.
Андрей Ильич не раз бывал в Переславле-Залесском, там же в 1976 году был написан этюд «Ворота Горицкого монастыря». Яркий, солнечный день передаёт художник своими насыщенными красками. Тени от деревьев и ворот ультрамаринового цвета на первом плане перекликаются с розовато-охристым асфальтом. Мощные стены Горицкого монастыря возводились как военно-оборонительные укрепления. К сожалению, до нас дошли лишь сооружения XVII-XVIII веков. В 1382 году к его стенам, за которыми укрылась княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, с новорожденным ребёнком подошёл хан Тохтамыш. Чтобы спасти её, послушники соорудили плоты и отплыли на середину Плещеева озера, остальные же пригласили татар на переговоры, но это было сделано лишь для того, чтобы затянуть время. Раскусив уловку, разъярённые оккупанты разорили монастырь, а следом город. К тому времени, когда они добрались до озера, на него, милостью Божьей, пал густой туман и укрыл беглянку. В память о своём чудесном спасении Евдокия на личные средства, спустя 10 лет восстановила разрушенный татарами Горицкий монастырь. С той поры есть в Переславле-Залесском такая традиция – в шестое воскресенье после Пасхи от Горицкого монастыря к середине озера устраивается крестный ход на лодках.
Проездные и особенно Святые ворота монастыря поражают своим пышным декором из лекального кирпича – строение выглядит как ажурная вышивка. Но художник не прорисовывает каждый элемент, а кладёт широкие мазки, лишь немного намекая на декор, подчёркивая оборонительную функцию ворот. Мощь белых стен усиливает ярко-васильковое небо с редкими облачками. Синие крыша и купола белоснежной пятиглавой церкви Всех святых слева только подчёркивают суровость и несокрушимость сооружения.
Андрей Ильич любил осень, восхищался и вдохновлялся этим временем года и уходя с этюдником в поля и леса, художник не жалел ни сил, ни времени на написание очередного натурного этюда. Легко и нежно предстаёт перед нами Троице-Сергиева Лавра на этюде «Загорск. Лавра» 1976, написанная в один приём. Крупнейший монастырь Русской православной церкви находится в самом центре Сергиева Посада (Загорска 1930-1993) на реке Кончуре. Древняя история обители начинается с XIV века, и судьба её связана с именем Сергия Радонежского. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная жизнь была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию. В 1993 году Лавра вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв.
В центре этюда Курнакова мы видим белоснежный величественный Успенский собор, который был заложен по указу царя Иоанна IV Грозного. Он увенчан пятью тесно поставленными ярко-синими с золотом главами. Левее возвышается пятиярусная ажурная 88 метровая колокольня, лаврские звоны славятся своей красотой и силой звучания. Мелодия слышится при просмотре этого этюда.
Звуком радостным и томным
Стонут сорок колоколов.
Корноух с Царём огромным,
Звонкий Лебедь, Годунов
С Переспором всем собором
Повторяют песнь веков.[10]
Правее от Успенского собора находится Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Яркая и оригинальная постройка виднеется издалека, подчёркивая великолепие монастырского ансамбля. Внешний облик её очень нарядный: разноцветная покраска, капители колонн и раковины покрыты червонным золотом, а купола имеют модные рифленые очертания. Все это удалось передать Андрею Ильичу в нескольких мазках. Церкви и здания окружены каменной стеной с девятью башнями, одна из них Пятницкая башня – восьмигранная шестиярусная, самая мощная боевая башня монастыря. Низкая шатровая кровля, покрывающая башню, выделяется мягким зелёным цветом.
Этюд «Загорск. Лавра» (1976) Курнаков целиком писал с натуры, как будто на одном дыхании. Изображая тёплый осенний день с бархатистой, багряной, оранжевой листвой деревьев, чистым небом, художник делает цветовые акценты на башнях и куполах Лавры, передавая праздничную, лёгкую атмосферу. На этюде царит атмосфера радости. Палитра Андрея Ильича светлая, звонкая, красочная, передала все эмоции, которые испытывал художник при написании работы.
«Обитель человечества – это природа», – говорил Курнаков. Его пейзажи наполнены светом, теплом, несмотря на время года и состояние природы, будь то тихий летний вечер, ранняя весна с проталинами или пасмурная осень. Любовь к родному краю отразилась в серии работ «Памятники Отечества» написанных в 1997 году.
Особым спокойствием и умиротворением проникнута картина «Село Клейменово. Могила А.А. Фета» 1997. Клеймёново расположено в Орловском районе Орловской области. Первые упоминания об этом месте относятся к концу XVI века. Тогда у деревни было другое название – Скородное. Также известно название Покровское, которое она, вероятно, получила по церковному приходу. Как минимум три века Клеймёново было имением Шеншиных. Шеншины – старинный дворянский род, восходящий к концу XV века. Он включён в родословные книги нескольких губерний. Герб Шеншиных входит в первую часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. В 1749 году Пётр Афанасьевич Шеншин возвёл на сельском кладбище в Клеймёнове однопрестольную каменную церковь. Её освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь не сохранилась до наших дней.
В Клеймёново родился и вырос известный поэт Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин, который желал покоиться в родительском имении, так как здесь были похоронены его родители и двоюродный дед. Незадолго до смерти поэта, в 1890 году, на месте обветшавшей церкви в Клеймёново была построена новая по проекту А.А. Химеца. На картине художника в центре мы видим церковь из красного кирпича. Ранняя весна, солнце пригревает землю, из-под проталин виднеется сухая трава, в ложбинках ещё лежит снег, его совсем немного, но уже ощущается дыхание весны. Небо чистое, светлое, нежно-голубого цвета с редкими облачками розоватого оттенка. Синие крыша и купола храма оттеняют голубизну неба, кроны деревьев окутывают их лёгким кружевным покрывалом. Эта синева наполняет картину прозрачным воздухом, тихим движением.
При церкви устроили семейный склеп. Афанасий Фет умер в Москве 21 ноября 1892 года. Прах перевезли в Клеймёново. Надпись над склепом гласит: «Здесь погребён поэт Фет — Шеншин Афанасий Афанасьевич. Родился в 1820 г. Скончался 1892 г». Супруга Афанасия Афанасьевича Мария Петровна (урождённая Боткина) пережила мужа на два года. Она похоронена в том же склепе.
Работа с высокой линией горизонта, любимый художественный приём Курнакова, предполагает тщательную проработку деталей переднего плана. Андрей Ильич виртуозно решает эту проблему. Широкая кисть художника придаёт объем блёклой траве. Наблюдая в природе за движением теней от деревьев, он оставляет на холсте дополнительное пространство, чтобы показать пластику падающих лёгких лилово-голубых теней от деревьев, находящихся вне картины. За счёт свободного пространства нашему взору открывается иллюзия входа в картину, в храм. И мы идём за этими тенями, чтобы поклониться памяти великого поэта, вспомнить его прекрасные стихи.
Пришла, — и тает всё вокруг,
Всё жаждет жизни отдаваться,
И сердце, пленник зимних вьюг,
Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело
Всё, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.
Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом...
20 мая 1866 [9]
Спасо-Преображенская церковь 1997 год эта работа также относится к серии «Памятники Отечества». Любимое художником место Спасское-Лутовиново Мценского района, имение матери Ивана Сергеевича Тургенева, где и находится храм Спаса Преображения. Первое упоминание было в XVII веке. И.Ф. Рында в статье «Черты из жизни И.С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И.И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь». Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой. На месте старой деревянной церкви над родовым склепом, посреди старого кладбища была выстроена фамильная часовня. Церковь Спаса Преображения как архитектурный памятник заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с пропорциями, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. [8]
Храм Спаса Преображения был закрыт в 1932 году; колокольня снесена, иконостас и церковная утварь были разграблены, помещение церкви в предвоенные годы использовалось как склад для рабочего инвентаря, сена и яблок.
В 1990-х годах руководством музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» было принято решение о восстановлении церкви. 9 ноября 2000 года храм был освящен Высокопреосвященнейшим Паисием, архиепископом Орловским и Ливенским.
В картине «Спасо-Преображенская церковь» мы видим излюбленный прием А.И. Курнакова. Вспомним пейзаж «Село Клеймёново. Могила А.А. Фета». Эти два произведения очень похожи в своём композиционном решении: много свободного пространства на первом плане, архитектура предстаёт нашему взору через паутинку ветвей деревьев. На самой церкви мы видим игру теней от них, благодаря этому появляется воздух, пространство в картине. Такое композиционное решение, где просвет, архитектура представлены через кроны, извилистые ветви и стволы деревьев, часто встречается в пейзажной живописи Мастера.
Тёплый весенний день, ярко светит солнце, прогревая землю и воздух своим теплом. Ясное, чистое небо, с проплывающими по нему лёгкими облачками. Светло-синие мягкие весенние тени ложатся на молодую зелень и ярко-жёлтые одуванчики. По всему периметру картины проходит большая лужа, переливаясь на солнце. Глядя на работу художника, ощущаешь всю теплоту, нежность, прелесть весны в усадьбе Спасское-Лутовиново.
«Мне открылся целый мир новой нетронутой красоты... Мне хотелось писать картины, как пишутся песни, - о жизни, об истории народа, о природе, о древних русских городах, которые возникали обычно среди исключительно красивой природы» - говорил К.Ф. Юон. [7, с. 2] Эти слова можно отнести и к творчеству А.И. Курнакова. Поездки помогли художнику найти одну из новых тем в творчестве и показать русские православные храмы во всей их красе.
В 1999 году за пейзажную живопись Андрей Ильич был награждён Союзом художников России премией им. И.И. Шишкина – это высшее признание его успехов.
Все произведения, этюды которые были рассмотрены в статье, находятся в экспозиции «Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова» и их вполне можно назвать жемчужинами пейзажного наследия мастера.
Список использованной литературы:
1. Андрей Курнаков. Портреты современников. Альбом. Составитель И.А. Круглый. – Орел: Издательство «Вешние воды», 2001. – 170 с., ил.
2. Василий Нестеренко. Живопись. Графика. Альбом к персональной выставке в Российской академии художеств. – Москва: «Калинкин и К», 1996. – 129с., ил.
3. Круглый И. А. Андрей Курнаков. - Орел: «Вешние воды», 1995. - 160 с., ил.
4. Круглый И.А. Андрей Курнаков. Этюды. – Орел: «Вешние воды», 2008. – 352 с., ил.
5. Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова. Филиал БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств». Авторы-составители: И.Е. Барсукова, Д.И. Каплина. – Орел: «ОРЛИК», 2016 – 80с., ил.
6. Образ и преображение в искусстве. М.: Издательство «Ателье Урс», 2000. 120 с., ил.
7. Юон К. Новь и старина. Альбом. Составитель Ситнина Мария Ксенофонтовна. – Москва: «Советский художник» 1976. – 32 с., ил.
8. https://spasskoye-lutovinovo.ru/o-muzee/hram-spasa-preobrazheniya/
9. https://www.culture.ru/poems/12629/prishla-i-taet-vsyo-vokrug
10. https://stsl.ru/