Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Дорогие посетители, любители искусства, Орловский музей изобразительных искусств поздравляет вас с Днём России, от всей души желает крепкого здоровья, мира и благополучия, новых свершений в работе на благо Орловской земли и всей России!
12 и 13 июня 2021 года музей открыт для посещения, 14 июня - в музее выходной! Приносим свои извинения за доставленные неудобства!
ОБРАЗ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Году Александра Невского в России посвящается
В истории и культуре нашего Отечества имя Александра Невского всегда являлось образцом воинской и гражданской доблести. Его земная жизнь свидетельствует о редкости и непреходящей ценности нравственности в политике, в которой князь Александр смог создать наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом. (На фото фрагмент миниатюры Александр Ярославич Невский. Из лицевого летописного свода Ивана Грозного, именуемого Царь-книга).
Ведущие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров и С.М.Соловьев высоко ценили его как государственного деятеля и личность. Соловьев признавал его «самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Советские историки закрепили ставшую традиционной трактовку деятельности Александра Невского в исторический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько губительных походов монголо-татар на Русь.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 года (по другим данным – в 1221-го). Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава (старший, Федор, умер в отрочестве). Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. (На фото вид на кремль Переславля-Залесского).
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский, благословивший его на ратное служение русской земле и Церкви.
В 1227 году, по призыву новгородцами князя Ярослава, вместе с отцом Александр впервые приехал в Новгород, где в 1236-м он был уже посажен княжить самостоятельно. В 1239 году князь Александр женился на полоцкой княжне Брячиславе (в крещении Александре). (На фото Новгородский Кремль с видом на собор Святой Софии).
В этот тяжёлый период истории с востока на Русь наступали монгольские орды, с запада двигались войска германских рыцарей-крестоносцев, с благословения Римского папы именовавшиеся носителями Креста Господня. Воспользовавшись ослаблением Руси нашествием Батыя, первыми в неё вторглись шведы.
В 1240 году на кораблях, с огромным войском к Неве подошёл зять «Короля римской веры из Полуночной страны», Швеции, ярл (князь) Биргер. Целью вторжения, вероятно, было установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой, то есть захват важнейшей части торгового пути из варяг в греки, находившейся во владении Новгорода более ста лет. К 20-летнему новгородскому князю Александру Биргер послал гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю». Святой князь долго молился в храме Святой Софии, а выйдя, обратился к дружине словами Писания: «Не в силе Бог, а в правде».
15 июля 1240 года на реке Неве состоялось сражение между Новгородской республикой и карелами против объединённой армии шведов, норвежцев, финнов и тавастийцев. Александр с небольшой дружиной, не мог ждать подмоги от отца, ещё не знавшего о нападении врага.
Накануне битвы явилось благое предзнаменование, ставшее темой большого полотна, представленного в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств. (На фото фрагмент картины Е.Д.Поленовой /1850-1898. Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию. /1890-е. Масло, холст. ОМИИ).
На картине Елены Дмитриевны Поленовой 1890-х годов «Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию» стоящий в дозоре ижорец, в крещении Филипп, увидел на рассвете ладью с плывущими на ней мучениками Борисом и Глебом – первыми русскими святыми – в багряных одеждах. Один из них сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». По извещении о чудесном явлении, святой князь, никому не говоря о нем, ободрённый повёл войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьём». За эту победу на реке Неве, народ именовал святого Александра Невским.
Не менее славной была победа в битве с немецкими рыцарями Тевтонского ордена весной 1242 года. Перед войском 22-летнего князя Александра грозный враг обратился в бегство прямо по льду… Современники осознавали историческое значение Ледового побоища: имя святого Александра славилось «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Руси были надёжно ограждены, настало время оградить её с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду, где в обращении с татарами требовались «кротость голубя и мудрость змеи», и князь проявил себя уже не как воин, а как выдающийся дипломат. Последняя поездка Александра Невского в Орду в 1262 году положила начало Золотой Орде как самостоятельному государству, ставшему своеобразным заслоном для Руси с Востока. Соединение русских и татарских земель и народов стало залогом будущего многонационального Российского государства. (На фото Рождество-Богородицкий монастырь г.Владимира, место кончины князя Александра).
Однако на обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог и, не доехав до Владимира, в монастыре Городца, скончался 14 ноября 1263 года, успев принять иноческую схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл, его духовный отец, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней несли тело князя во Владимир, и оно оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда митрополит собирался вложить в руку усопшего разрешительную молитву, святой князь сам протянул руку и взял грамоту.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Рака с мощами святого князя находилась во владимирском храме Рождества Богородицы до 1724 года до специального указа Петра I об их перенесении в С.-Петербург.
Уже с XIV века к Александру Невскому обращаются накануне сражений, как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления князя Александра в канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года. Пономарю владимирской церкви Рождества Богородицы было явлено, как святой князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей Александра Невского, которые спустя 117 лет «пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. В связи с этим вышло повеление митрополита Московского Киприана впредь называть Александра Невского «блаженным», ему было установлено церковное празднование, написаны канон и первые иконы. (На фото фрагменты Шитой пелены с образом св. Александра Невского в постриге с именем Алексий. /XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
Подъём почитания святого князя произошёл при Петре I, который в 1710 году приказал воздвигнуть на предполагаемом месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240-м монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. (На фото Въездные ворота Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург). Петр желал увязать собственную победу над шведами с триумфом князя Александра в Невской битве. В 1724 году Петр, уже первый русский император, запретил изображать Александра Невского в монашеском образе и схиме, но только «в ризах великого князя». Петр лично внёс его мощи, доставленные из Владимира по воде, в Благовещенскую церковь Александро-Невской обители. С этого времени святой князь почитался как небесный покровитель Российской империи и её новой столицы, а также как великий предок царской семьи.
Связав имя Александра Невского с подписанием важнейшего для России мирного договора со шведами, государь придал почитанию князя государственный и политический характер. Уже после смерти Петра I, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила в 1725 году орден Александра Невского, ставший одной из высших наград в России. А в 1750 году, по велению Елизаветы Петровны, была изготовлена серебряная гробница для мощей святого князя, весом в 90 пудов (1,5 тонны). Ныне рака Александра Невского хранится в Эрмитаже, как единственное в мире монументальное сооружение из высокопробного серебра.(На фото Рака Александра Невского в интерьере Концертного зала Эрмитажа. /Г.-Х. Грот, Я. Штелин, руководитель работ – Иван Шлаттер. 1746 – 1751. Серебро, дерево, литье, чеканка).
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. (На фото Св.-Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором покоятся мощи св. Александра Невского). Вскрытие мощей провели публично. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.
В годы Великой Отечественной войны художник Павел Корин создал величественный триптих, посвященный Александру Невскому. Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. (На фото фрагмент триптиха П.Д. Корина. Александр Невский. Триптих. /1942 – 1943. Государственная Третьяковская галерея). На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится небольшая икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная в конце XIX – начале XX века.(На фото Икона святого великого князя Александра Невского. /Конец XIX – начало ХХ века. ОМИИ). Князь изображен на переднем плане в полный рост, в воинских доспехах, высоких черных сапогах с золотистым орнаментом на голенище и горностаевой мантии, с обнаженной головой. Правая рука его обращена к сердцу, опущенной левой он касается стола, на котором стоит шлемовидная шапка ерихонка с крестом. Нимб обозначен сдвоенной линией темно-оливкового цвета. Ладонь и пальцы левой руки небрежно прописаны красно-коричневыми линиями, фактура кольчуги передана эскизными мазками. Фон – зеленовато-пепельный, с высветлением к правому верхнему углу. На скатерти с золотистой бахромой помещён крупный элемент восточного орнамента.
В истории России стала традиционной трактовка деятельности Александра Невского в период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько вражеских походов на Отечество. (На фото Станция метро «Площадь Александра Невского», Санкт-Петербург. Создана в 1967 году. Первоначально торцевую стену станции украшала композиция «Александр Невский» работы скульпторов Э.Р. Озоль, И.Н. Костюхина и В.С.Новикова. В выполненной из меди композиции на пятерых всадников дружины приходится четыре коня).
/В статье использованы фотографии и изображения из фондов ОМИИ и свободных источников/.
Из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств».
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
Первой из недавно отреставрированных графических произведений презентуем акварель итальянского мастера 19 века Акилле Вианелли «Внутренний вид храма Св. Николая в Бари».
Эта работа поступила в наши фонды в 1957 году из Орловского краеведческого музея и, вероятно, происходит из какого-либо национализированного после 1917 года орловского дворянского собрания.
Старший научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» Татьяна Анатольевна Тимашева.
Изображения и фотографии из фотоархива ОМИИ и свободных источников.
Источник аудиофайла: https://drive.gybka.com/song/131428188/Seattle_Mandolin_Orchestra_-_Slow_Waltz/
«Ким Бритов: торжественный эпос деревни».
Из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» «История одной картины».
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
Видеосюжет «Ким Бритов: торжественный эпос деревни» из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств», «История одной картины».
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится полотно Заслуженного художника РСФСР, Народного художника РФ Кима Николаевича Бритова «Март. Вечер» 1985 г.
Старший научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» Татьяна Вячеславовна Лазарева.
Изображения и фотографии из свободных источников.
Источник аудиофайла: https://drive.gybka.com/song/58098268/Hrustalnaya_garmoniya_igra_na_hrustalnyh_bokalah_-_Lous_Claude_Daquin_Kukushka/
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
Видеосюжет «Душа деревни - люди». Портрет работы Сергея Петровича Ткачёва «Тётя Поля» из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» «История одной картины».
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится работа Сергея Ткачёва с проникновенно-лирическим названием «Тётя Поля».
Старший научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» Татьяна Вячеславовна Лазарева.
В видео используется музыкальное произведение, созданное композитором Л.Афанасьевым и поэтом И. Шафераном в 1971 г. «Гляжу в озёра синие», в исполнении оркестра народных инструментов.
Изображения и фотографии из свободных источников.
Источник аудиофайла:
https://drive.gybka.com/song/149763484/balalajka_-_Glyazhu_v_ozyora_sinie/
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
Видеосюжет «Некоронованный император». (Портрет Петра III из собрания ОМИИ) из цикла видеолекций сотрудников БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» «История одной картины» представляет парадный портрет, выполненный неизвестным художником во второй половине XVIII века, с соблюдением традиций изображения в стиле рококо.
Научный сотрудник БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» Елена Валерьевна Сергиенко.
В видео используется музыкальное произведение 18 века. «Менуэт».
Источник аудиофайла:https://drive.gybka.com/song/161490147/Menuet_-_18_vek/
На портрете из собрания Орловского музея изобразительных искусств, созданном в 1892 году Владимиром Иосифовичем Шервудом, Захарьин представлен в возрасте шестидесяти трех лет.
Захарьин стал одним из наиболее популярных и почитаемых в России врачей. Его пациентами были великие князья, министры и сам Государь. Лечились у него Лев Николаевич Толстой и Антон Павлович Чехов. Бывший не только писателем, но и доктором, Чехов писал: «В русской литературе я знал одно имя – Лев Толстой, в русской медицине – Григорий Захарьин».
«Пять шедевров из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств». Телевизионный совместный проект «Музейная коллекция» (БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» и АО «Первый областной телерадиовещательный канал»).
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
В зале русского портрета Орловского музея изобразительных искусств из всех, запечатленных на живописных полотнах мужских моделей, красотою и романтичностью облика выделяется Михаил Александрович Стахович. Его портрет, написан в 1840-е годы художником венгерского происхождения Шандором Козиной, несколько лет работавшим в России. Он происходит из национализированной после революции 1917 года коллекции дворян Стаховичей.
«Пять шедевров из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств». Телевизионный совместный проект «Музейная коллекция» (БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» и АО «Первый областной телерадиовещательный канал»).
Орловский музей изобразительных искусств представляет онлайн-мероприятия «Больше чем музей», в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, посвящённой Международному дню музеев (18 мая).
В пейзаже Орловского музея английский художник Уильям Уильд (1806-1889) изображает все находящиеся здесь и видимые отсюда знаменитые архитектурные сооружения: Палаццо Дожей, самое высокую в городе - колокольню собора Сан-Марко, краешек Пьяцетты с двумя свободно стоящими колоннами со скульптурами покровителей Венеции Святого Тодоро и крылатого льва – символа Святого Марка. Слева вдали, на фоне неба, - окутанный легким утренним туманом величественный храм Санта-Мария-делла-Салюте с огромными куполами.
«Пять шедевров из фондовой коллекции Орловского музея изобразительных искусств». Телевизионный совместный проект «Музейная коллекция» (БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств» и АО «Первый областной телерадиовещательный канал»).
Страница 8 из 21