ОБРАЗ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ
Году Александра Невского в России посвящается
В истории и культуре нашего Отечества имя Александра Невского всегда являлось образцом воинской и гражданской доблести. Его земная жизнь свидетельствует о редкости и непреходящей ценности нравственности в политике, в которой князь Александр смог создать наиболее оптимальную для своего времени модель взаимоотношений Руси с Востоком и Западом. (На фото фрагмент миниатюры Александр Ярославич Невский. Из лицевого летописного свода Ивана Грозного, именуемого Царь-книга).
Ведущие русские историки Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров и С.М.Соловьев высоко ценили его как государственного деятеля и личность. Соловьев признавал его «самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». Советские историки закрепили ставшую традиционной трактовку деятельности Александра Невского в исторический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько губительных походов монголо-татар на Русь.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Датой рождения Александра Ярославовича Невского считается 30 мая 1220 года (по другим данным – в 1221-го). Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава (старший, Федор, умер в отрочестве). Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича. Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. (На фото вид на кремль Переславля-Залесского).
Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал святитель Симон, епископ Суздальский, благословивший его на ратное служение русской земле и Церкви.
В 1227 году, по призыву новгородцами князя Ярослава, вместе с отцом Александр впервые приехал в Новгород, где в 1236-м он был уже посажен княжить самостоятельно. В 1239 году князь Александр женился на полоцкой княжне Брячиславе (в крещении Александре). (На фото Новгородский Кремль с видом на собор Святой Софии).
В этот тяжёлый период истории с востока на Русь наступали монгольские орды, с запада двигались войска германских рыцарей-крестоносцев, с благословения Римского папы именовавшиеся носителями Креста Господня. Воспользовавшись ослаблением Руси нашествием Батыя, первыми в неё вторглись шведы.
В 1240 году на кораблях, с огромным войском к Неве подошёл зять «Короля римской веры из Полуночной страны», Швеции, ярл (князь) Биргер. Целью вторжения, вероятно, было установление контроля над устьем Невы и городом Ладогой, то есть захват важнейшей части торгового пути из варяг в греки, находившейся во владении Новгорода более ста лет. К 20-летнему новгородскому князю Александру Биргер послал гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю». Святой князь долго молился в храме Святой Софии, а выйдя, обратился к дружине словами Писания: «Не в силе Бог, а в правде».
15 июля 1240 года на реке Неве состоялось сражение между Новгородской республикой и карелами против объединённой армии шведов, норвежцев, финнов и тавастийцев. Александр с небольшой дружиной, не мог ждать подмоги от отца, ещё не знавшего о нападении врага.
Накануне битвы явилось благое предзнаменование, ставшее темой большого полотна, представленного в постоянной экспозиции Орловского музея изобразительных искусств. (На фото фрагмент картины Е.Д.Поленовой /1850-1898. Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию. /1890-е. Масло, холст. ОМИИ).
На картине Елены Дмитриевны Поленовой 1890-х годов «Видение князей Бориса и Глеба воину Пельгусию» стоящий в дозоре ижорец, в крещении Филипп, увидел на рассвете ладью с плывущими на ней мучениками Борисом и Глебом – первыми русскими святыми – в багряных одеждах. Один из них сказал другому: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». По извещении о чудесном явлении, святой князь, никому не говоря о нем, ободрённый повёл войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьём». За эту победу на реке Неве, народ именовал святого Александра Невским.
Не менее славной была победа в битве с немецкими рыцарями Тевтонского ордена весной 1242 года. Перед войском 22-летнего князя Александра грозный враг обратился в бегство прямо по льду… Современники осознавали историческое значение Ледового побоища: имя святого Александра славилось «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».
Западные пределы Руси были надёжно ограждены, настало время оградить её с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду, где в обращении с татарами требовались «кротость голубя и мудрость змеи», и князь проявил себя уже не как воин, а как выдающийся дипломат. Последняя поездка Александра Невского в Орду в 1262 году положила начало Золотой Орде как самостоятельному государству, ставшему своеобразным заслоном для Руси с Востока. Соединение русских и татарских земель и народов стало залогом будущего многонационального Российского государства. (На фото Рождество-Богородицкий монастырь г.Владимира, место кончины князя Александра).
Однако на обратном пути из Орды святой князь смертельно занемог и, не доехав до Владимира, в монастыре Городца, скончался 14 ноября 1263 года, успев принять иноческую схиму с именем Алексий. Митрополит Кирилл, его духовный отец, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Девять дней несли тело князя во Владимир, и оно оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда митрополит собирался вложить в руку усопшего разрешительную молитву, святой князь сам протянул руку и взял грамоту.
Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Рака с мощами святого князя находилась во владимирском храме Рождества Богородицы до 1724 года до специального указа Петра I об их перенесении в С.-Петербург.
Уже с XIV века к Александру Невскому обращаются накануне сражений, как к святому покровителю русского воинства. Известно чудо явления князя Александра в канун Куликовской битвы, в ночь на 8 сентября 1380 года. Пономарю владимирской церкви Рождества Богородицы было явлено, как святой князь Александр Ярославич восстал из гроба и выступил «на помощь правнуку своему, великому князю Дмитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После Куликовской битвы, в 1381 году, состоялось первое открытие и освидетельствование мощей Александра Невского, которые спустя 117 лет «пребывания в земле» святые мощи были обретены нетленными. В связи с этим вышло повеление митрополита Московского Киприана впредь называть Александра Невского «блаженным», ему было установлено церковное празднование, написаны канон и первые иконы. (На фото фрагменты Шитой пелены с образом св. Александра Невского в постриге с именем Алексий. /XVII в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник).
Подъём почитания святого князя произошёл при Петре I, который в 1710 году приказал воздвигнуть на предполагаемом месте победы новгородской дружины над отрядом шведов в 1240-м монастырь во имя Александра Невского и перенести мощи князя в новую столицу. (На фото Въездные ворота Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург). Петр желал увязать собственную победу над шведами с триумфом князя Александра в Невской битве. В 1724 году Петр, уже первый русский император, запретил изображать Александра Невского в монашеском образе и схиме, но только «в ризах великого князя». Петр лично внёс его мощи, доставленные из Владимира по воде, в Благовещенскую церковь Александро-Невской обители. С этого времени святой князь почитался как небесный покровитель Российской империи и её новой столицы, а также как великий предок царской семьи.
Связав имя Александра Невского с подписанием важнейшего для России мирного договора со шведами, государь придал почитанию князя государственный и политический характер. Уже после смерти Петра I, выполняя волю покойного супруга, Екатерина I учредила в 1725 году орден Александра Невского, ставший одной из высших наград в России. А в 1750 году, по велению Елизаветы Петровны, была изготовлена серебряная гробница для мощей святого князя, весом в 90 пудов (1,5 тонны). Ныне рака Александра Невского хранится в Эрмитаже, как единственное в мире монументальное сооружение из высокопробного серебра.(На фото Рака Александра Невского в интерьере Концертного зала Эрмитажа. /Г.-Х. Грот, Я. Штелин, руководитель работ – Иван Шлаттер. 1746 – 1751. Серебро, дерево, литье, чеканка).
12 мая 1922 года в 12 часов дня коммунистические власти города, несмотря на сопротивление церковнослужителей и верующих, вскрыли раку. (На фото Св.-Троицкий собор Александро-Невской лавры, в котором покоятся мощи св. Александра Невского). Вскрытие мощей провели публично. Серебряную гробницу разобрали на части и из Свято-Троицкого собора на грузовиках вывезли в Зимний дворец. Мощи святого были выставлены на всеобщее обозрение, конфискованы и позже помещены в Музей истории религии и атеизма.
В годы Великой Отечественной войны художник Павел Корин создал величественный триптих, посвященный Александру Невскому. Три части картины объединены основной сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. (На фото фрагмент триптиха П.Д. Корина. Александр Невский. Триптих. /1942 – 1943. Государственная Третьяковская галерея). На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский, русский князь, причисленный к лику святых Русской православной церковью в 1549 году.
В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится небольшая икона святого благоверного великого князя Александра Невского, написанная в конце XIX – начале XX века.(На фото Икона святого великого князя Александра Невского. /Конец XIX – начало ХХ века. ОМИИ). Князь изображен на переднем плане в полный рост, в воинских доспехах, высоких черных сапогах с золотистым орнаментом на голенище и горностаевой мантии, с обнаженной головой. Правая рука его обращена к сердцу, опущенной левой он касается стола, на котором стоит шлемовидная шапка ерихонка с крестом. Нимб обозначен сдвоенной линией темно-оливкового цвета. Ладонь и пальцы левой руки небрежно прописаны красно-коричневыми линиями, фактура кольчуги передана эскизными мазками. Фон – зеленовато-пепельный, с высветлением к правому верхнему углу. На скатерти с золотистой бахромой помещён крупный элемент восточного орнамента.
В истории России стала традиционной трактовка деятельности Александра Невского в период, когда Русь подверглась удару с трех сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Князь Александр, не потерпевший поражения ни в одной из битв, проявил себя как талантливый полководец и дипломат, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, чем предотвратил несколько вражеских походов на Отечество. (На фото Станция метро «Площадь Александра Невского», Санкт-Петербург. Создана в 1967 году. Первоначально торцевую стену станции украшала композиция «Александр Невский» работы скульпторов Э.Р. Озоль, И.Н. Костюхина и В.С.Новикова. В выполненной из меди композиции на пятерых всадников дружины приходится четыре коня).
/В статье использованы фотографии и изображения из фондов ОМИИ и свободных источников/.