Памятники крестьянской вышивки в технике «Орловский спис» представленные в коллекции ОМИИ, относятся к концу ХIХ – началу ХХ веков.
Поисковая деятельность сотрудников ОМИИ, которая проводилась в 1960 – 1980 годы на нынешней территории области, выявили прежний ареал бытования орл овского списа. Это бывший Орловский уезд и прилегавшие к нему уезды: Кромской, Мценский, Карачевский, Малоархангельский. Образцы орловского списа, здесь обнаруженные, и составили их коллекцию в ОМИИ. Вышивка в технике орловский спис выполнялись для украшения рушников и скатертей.
Само понятие - «орловский спис» - включает сочетание двух технических приемов: набора и росписи. Рисунки выполняются по цельному холсту хлопчатобумажными нитями. Красный цвет – основной для орловского списа. Он богат оттенками: от насыщенного, яркого, до самого светлого, почти прозрачного. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных «бранок» (узорных заполнений внутри контура).
В орловском списе почитаем образ «птицы павы» - птицы счастья.
Она близка по конструкции к самым различным образцам в русской народной вышивке, но созданная в технике орловского списа, она обладает специфично обширными, распластанными формами.
Памятники орловского списа, вошедшие в собрание ОМИИ, участвовали на нескольких выставках, как в музее, так и вне его, и всегда свидетельствовали о их зрительской притягательности.
На выставке представлен экспонат: Конец полотенца. Холст, вышивка в технике «орловского списа», х/б нити, кружево вязаное. Конец XIX – начало XX в. Село Золотарёво Орловского уезда. ОМИИ П-178/1 КП-1602 Фото А.И.Алдонина.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА: ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКЕ ОРЛОВСКИХ ДЕРЕВЕНЬ конца ХIХ – ХХ веков.
Исследователи выявляют и показывают традиционное узорное полотенце как предмет – образ, нравственное, эстетическое, фи лософское начало народной жизни, важно раскрыть содержание этого образа для современников.
К каждому великому празднику вышивались специальные полотенца: рождественское, крестильное, свадебное, пасхальное.
На крестьянских полотенцах – «божниках» просматривается вышивка, выполненная в техниках простого одностороннего креста, с использованием красных и чёрных нитей. В вышивке подобных полотенец красный цвет всегда преобладал в знак победы добрых жизненных сил над печальными моментами жития.
В узорах присутствуют древние, возникшие еще до н.э. растительные, антропоморфные мотивы, православная символика, уходящая корнями в эпоху раннего христианства. Проросший древом храм символизирует пожелание оберега роду семьи, дому. Также в верхней части вышивки используется символ проросших древом храмин. Языческие храмины здесь превращены в церкви, будучи наделёнными на вершине сооружения христианским крестом. Это один из самых распространенных и почитаемых на Руси символов. Символ древа использовался в народном искусстве с древних времён. В нижней части - подузорнике изображена вилюшка, по-книжному виньетка, несущая на себе геометризированные цветы и листву, олицетворяющих благоухание и цветение земли. Также композицию оживляют фигурки женщин со свечами, с воплощённой в вышивке мастерицей мыслью о храме, который постоянно посещают люди, просящие своими молитвами у Господа благополучия в семье, в доме».
На выставке представлено полотенце Божник, предназначенное для украшения иконы. Лён, хлопок,вышивка в технике простого одностороннего креста, машинное кружево. Кон. ХIХ- нач. ХХ вв. Болховский уезд.
Памятники крестьянской вышивки в технике «Орловский спис» представлены в ОМИИ, относятся к концу ХIХ – началу ХХ веков.
Поисковая деятельность сотрудников ОМИИ, которая проводилась в 1960 – 1980 годы на нынешней территории области, выявили прежний ареал бытования орловского списа. Это бывший Орловский уезд и прилегавшие к нему уезды: Кромской, Мценский, Карачевский, Малоархангельский. Образцы орловского списа, здесь обнаруженные, и составили их коллекцию в ОМИИ. Вышивка в технике орловский спис выполнялись для украшения рушников и скатертей.
Само понятие - «орловский спис» - включает сочетание двух технических приемов: набора и росписи. Рисунки выполняются по цельному холсту хлопчатобумажными нитями. Красный цвет – основной для орловского списа. Он богат оттенками: от насыщенного, яркого, до самого светлого, почти прозрачного. Этот эффект достигается за счет плотности настила различных «бранок» (узорных заполнений внутри контура).
Среди образцов преобладает мотив «древо жизни». На ветвях древ расположены стилизованные плоды, цветки, продолговатой формы листья.
Распространены также древа, выполненные росписью и двусторонним крестом. В коллекции имеем характерный образец - древо с ветвями окантами. Он приобретен под названием «лягушка». Древо «лягушка» («лягушкою») изображали на концах рушника то вниз, то вверх верхушкой «маковкой». «Одно и то же древо на двух или разных концах рушника вышивали то вверх, то вниз маковкой». В мировоззрении славян существовало представление о «мировом древе», которое росло как корнями вверх - в небо, а верхушкой вниз - к земле, так и наоборот».
Схема ветвей на данном образце схожа с конструкцией боковых ветвей на древе («кусте») в кружевном подзоре свадебной простыни первой половины ХIХ века Нижегородской или Вологодской губернии из собрания; на подзоре из Тверской губернии того же периода (ГРМ,) украшенные цветками пяти, четырех, трех лепестковыми. В орловском варианте лепестки цветков или выборочно прочитываются или превращаются в округлые, либо неправильной криволинейной формы элементы.
Боковые ветви древа на данном образце не случайно могут ассоциироваться с рогами оленя. Олень – один из любимых персонажей в русском народном искусстве. Он веками оставался как как олицетворение здоровой жизненной силы, прекрасных природных форм. Рога оленя ассоциировались в народе с деревом, и в подобном амплуа их стилизованный рисунок вошел в искусство различных народов. Ведь рога оленя постоянно обновляются, подобно тому, как это происходит с ветвями, листвой реальных деревьев. Сам рог оленя почитался как амулет и оберег. Не случайно русские жены заставляли гневливого мужа носить при себе кусочек оленьего рога.
На данном образце особо отмечаем также присутствие специфичного рисунка на конце ствола в виде угла из двух червеобразных элементов. Между ними помещен иной элемент. Так в вышивке создан образ «лягушки – роженицы» - символ плодородия.
В трехчастных древесных композициях центральное древо обычно дано в сопровождении двух идентичных между собой, но отличительных по рисунку от центрального.
На одном из полотенец из Орловского уезда центральное древо дано в виде антропоморфной фигуры с молитвенно поднятыми руками. От «локтей» как бы прорастает по одной птице предельно обобщенного силуэта с поднятым крылом. Здесь угадывается след древнейшего почитания божества в его небесной ипостаси (птица как знак неба). Боковые древа построены из двух соединенных по вертикали антропоморфных крестообразных фигур. Подобные конфигурации, известные еще по памятникам глубочайшей древности, исследователи обозначают знаками плодородия. Около каждого бокового древа помещено по одной столпообразной форме имеют эстетическую и нравственную ценность, свидетельствуют с утолщенным верхом. В списовом воспроизведении это также один из вариантов древа.
Наряду с древами в орловском списе почитаем образ «птицы павы» - птицы счастья». Она близка по конструкции к самым различным образцам в русской народной вышивке, но созданная в технике орловского списа, она обладает специфично обширными, распластанными формами.
Памятники орловского списа, вошедшие в собрание ОМИИ, участвовали на нескольких выставках, как в ОМИИ, так и вне его, и всегда свидетельствовали о их зрительской притягательности.
Выставка с детской тематикой продолжает проект знакомства широкого зрителя с фондами музея. Посетителям выставки представляется уникальная возможность увидеть произведения из фондовой коллекции музея.
Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства. Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Большой вклад в понимание этого мира внесли художники советского периода.
Выставка
«Память о войне».
К 75-летию Великой Победы
Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.
(из фондов музея)
Начало работы выставки: 8 мая 2020 года.
Поскольку даты экспонирования, запланированной выставки в экспозиционных залах музея из-за карантина были перенесены на август, а празднование 9 мая в год 75-летия Великой Победы хотелось бы всё-таки отметить выставкой. Было принято решение 10 произведений представить в виде виртуальной-онлайн выставки. Ниже представлена аннотация к выставке в полном объёме с описанием, как представленных онлайн произведений, так и тех, которые вы увидите в августе.
Посмотреть: Онлайн-выставку. Виртуальная выставка «Память о войне». К 75-летию Великой Победы Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство. (из фондов музея)
Проект «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» подготовлен Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара) и представляет мировое искусство и культуру. Сотрудниками Центра собраны уникальные фотоматериалы со всех уголков нашей удивительной Планеты. Входящая в проект выставка создана на основе материалов, проводившихся в течение ряда лет экспедиций в Венецию и включает свыше 100 цветных фотографий.
Венеция—город в Италии, административный центр области Венеция и провинции Венеция. Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов.
Расположена на материке и островах Венецианской лагуны Адриатического моря.
Подвержена осенним наводнениям от нагонной волны со стороны моря.
Во времена античности район Венеции населяли венеты (отсюда название города).
Архитектурный облик города сформировался в период расцвета. Исторический центр расположен на 118 островах, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов венецианской республики в XIV—XVI веках.
Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах. Поселение с V века н. э., город с начала IX века. С IX—X по XVI век — крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В Средние века и до 1797 года республика с дожем во главе (с конца XIII века — олигархическая), со значительной подвластной территорией. В 1797—1805 и 1815—1866 Венеция — владение Австрии.
Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви и дворцы. На центральной площади — Собор Святого Марка (IX—XV века), Дворец дожей (XIV—XVI веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скуол), монастыри. Со времён Средневековья до Нового времени Венеция была одним из крупнейших городов Европы. Так, в XV веке с населением 180 тысяч жителей она уступала только Парижу.
Население—264 579 человек (декабрь 2014 года).
Вместе с Венецианской лагуной внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Проект «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» подготовлен Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара) и представляет мировое искусство и культуру. Входящая в него выставка создана на основе материалов, проводившихся в течение ряда лет экспедиций в Индию (совместно с посольством этой страны) и включает свыше 100 цветных фотографий.
Индия—седьмое по площади и второе по численности населения государство в мире, занимающее полуостров Индостан (Южная Азия) и некоторые прилежащие территории. С юго-запада омывается Аравийским морем, а с юго-востока — Бенгальским заливом Индийского океана. По рельефу страну можно разделить на три части: Гималаи (высочайшие горы на планете) на севере, плато Декан на юге и обширная Индо-Гангская равнина, разделяющая их.
Наивысшая точка страны — гора Канченджанга, 8598 метров — находится в Больших Гималаях, на северо-востоке страны. В Индии течет большое количество рек: Ганг, Брахмапутра, Инд, Нармада, Гада-вари, Кришна, Кавери и множество мелких рек.
Граничит на северо-западе с Афганистаном и Пакистаном, на севере — с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке — с Бирмой и Бангладеш.
Большинство населения страны исповедует индуизм (более 80%). Кроме того, есть представители мусульманства, христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма и др.
Страница 1 из 2