Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

  • «Память в бронзе: скульптурный портрет из фондов ОМИИ»

  • Цветы на фарфоре. Россия. Часть IV

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальная выставка Тема войны в творчестве А.И. Курнакова.

Информация о материале
Создано: 01 августа 2023

Андрей Ильич Курнаков

Виртуальная выставка

Тема войны в творчестве А.И. Курнакова.

Мы сегодня живём в очень сложное время. Нацисты вновь пытаются навязать нам свою волю, заставить жить по волчьим законам.  И потому такие даты как 

5 августа в жизни нашего города очень важны. Память, благодарная память – свойство неотъемлемое от понятия человек. Мы помним тех, кто ценой своей жизни подарил нам возможность жить в мирном городе, отстроил его после страшных разрушений. 

            Любовь к родному городу, своей стране – патриотизм, для нас не пустой звук. Настоящим патриотом был Народный художник СССР, ветеран Великой Отечественной войны Андрей Ильич Курнаков. 

 Прошедший войну от первого до последнего дня, Андрей Ильич свято хранил память о друзьях – однополчанах, не доживших до светлого дня победы. В обширном наследии художника А. И. Курнакова число сохранившихся работ военного времени не велико, не до того было. А вот послевоенная коллекция достаточно обширна и разнообразна. Давайте вместе рассмотрим некоторые из этих работ. В одном из залов музея «Мемориальная мастерская» размещён небольшой по формату этюд «КП генерала Кустова А.Ф.» 1959 (холст на ДВП, масло) и не всегда привлекает к себе внимание.А.И. Курнаков. «КП генерала Кустова», 1959 (холст на ДВП, масло).

А.И. Курнаков, Л.И. Курнаков, Г.В. Дышленко. У первой диорамы. 1960 год В середине 1950-х годов Орловский краеведческий музей заказал трём молодым орловским художником работу по созданию первой в городе диорамы  «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года». Это были братья Андрей и Леонид Курнаковы и Георгий Дышленко. 

Алексей Федорович Кустов Их консультировал тогда генерал-майор, в 1943 году полковник Алексей Федорович Кустов. Именно он командовал боем, с которого и началось освобождение.

24 июня 1943 года в самый разгар подготовки к Курской битве Алексей Федорович Кустов назначен командиром 380-й стрелковой дивизии. С 12 по 17 июля 1943 года в ходе Орловской наступательной операции 380-я стрелковая дивизия под командованием полковника Кустова прорвала сильно укрепленный рубеж противника в районе деревни Вяжи Новосильского района Орловской области и в результате наступления заняла свыше 20 населенных пунктов. В этих боях Кустов был ранен. Это его героические бойцы 380-й, разведчики Василий Иванович Образцов и Иван Дмитриевич Санько.

Василий Иванович Образцов  Иван Дмитриевич Санько

 5 августа водрузили флаг освобождения над домом по улице Московской в городе Орле. Только за 26 дней боев на орловской земле 2198 бойцов и командиров 380-й дивизии Алексея Федоровича Кустова были награждены орденами и медалями. В их честь, а также других стрелковых дивизий, поддерживавших танковое наступление, 5 августа 1943 года прозвучал в Москве первый салют. 5-ой, 129-ой и 380-ой дивизиям присвоено наименование «Орловских».

Работа «КП генерала Кустова» – скорее всего один из многих подготовительных этюдов к диораме. Известно, что открытие первой диорамы, находящейся в краеведческом музее города Орла «Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года», состоялось в 1960 году. 

«Прорыв обороны немецко-фашистских войск у деревни Вяжи 11-12 июля 1943 года». Место боев у деревни Вяжи Новосильского района. Работа, хранящаяся в нашем музее, датирована 1959 годом. Художники вместе с А.Ф. Кустовым не однажды выезжали на Зушу, внимательно изучали местность, слушали комментарий командира.

 

На этюде «КП генерала Кустова» изображена холмистая местность, такая характерная для Орловского края, залитая солнцем. Пластичным мазком, свойственным масляной живописи, которой А.И. Курнаков отдавал предпочтение до конца 60-х годов, художник передает все особенности рельефа местности. Обрывистый берег, и известковая порода, выступающая из-под неяркой июльской зелени, речушка, журчащая у обрыва, небольшой кусочек чистого голубого неба создавали бы ощущение безмятежности, если бы ни понимание того, что именно эти холмы нужно было форсировать, преодолевать, поливать кровью идущих в наступление солдат. 

         Тема войны болезненная и святая никогда не оставляли Андрея Ильича. К ней он возвращался вновь и вновь. Память, реквием… Дословно «реквием» – заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. От латинского reguies – «покой», «успокоение». Уже в 1990г. он пишет пейзаж «Спасский реквием»1990 (холст на ДВП, темпера).

А.И. Курнаков «Спасский реквием», 1990, (холст на ДВП, темпера). Во время войны родина И.С. Тургенева село Спасское 24 октября было оккупировано немецко-фашистским захватчиками. Враги сожгли село, богадельню, церковную сторожку, усадебные строения, сильно пострадал семейный склеп, каретный сарай, пересох пруд. 

            В 1941 году бои по освобождению велись, в том числе и на территории музея-заповедника. 27 декабря усадьба И.С. Тургенева и село Спасское-Лутовиново были освобождены.  В парке, в просвете, обрамленном нависшими мохнатыми ветвями, виднелся дом, разоренный, замусоренный, но все же уцелевший. Таким предстал перед солдатами «флигель изгнанника».  Ему повезло. Огонь, добравшийся до него, удалось потушить. Голые стены, грязь, копоть. После освобождения Спасского во флигеле усадьбы Тургенева располагался медсанбат. 

Спасское-Лутовиново. Флигель изгнанника.

Отсюда и захоронения 1942-43 годов. Бойцы Красной армии, отбивая территорию священной для каждого русского земли, не щадили свои жизни. Со временем территорию очистили от мин и снарядов, восстановили, уничтожили следы войны, но память о тех, кто сложил свои головы, защищая эту землю, сохранена. Впервые вопрос о переносе братских захоронений 1942-43 годов и создания мемориала в честь воинов, погибших на Спасской земле, встал в 1979 году. Окончательное решение по этому вопросу было принято в 1984 году. В списке захоронения значится 99 имен, все они высечены на мраморной плите мемориала. Скромный обелиск героям на территории парка сохраниться навечно, как Спасский реквием.

             Название «реквием» совсем не случайно. Художник продумал каждую деталь, каждый штрих, для этого произведения начиная от названия, продолжая идею в колорите, заканчивая,  понятным для всех, подтекстом. Как композитор, делая паузы или усиливая звучание инструментов, ведет слушателя за собой, так и Курнаков-художник, используя доступные ему способы, старается провести зрителя за собой в мир своих переживаний. Первое что он делает - выбирает то время года, которое связано с печалью, уходом. Это уже ни та осень, дарящая теплые всполохи «в багрец и золото» одетых лесов, да и парк еще не сбросил своего золотистого наряда, но листья уже пожухли и тихо ложатся на замерзающую землю. Пушистые хлопья первого снега добавляют пронзительности в описываемый Курнаковым пейзаж. Темный обелиск на переднем плане освещен неярким солнцем, написан серой и синей красками и потому не перегружает картину. 

А.И. Курнаков «Спасский реквием», 1990, (холст на ДВП, темпера). Фрагмент.

Голубые, синие, ультрамариновые тени плетут необычный узор, плавно переходящий в тени векового дуба, привлекая внимание зрителя к освещенной неярким солнцем золотистой березе. Уходящая перспектива дает ощущение глубины и как высокая пронзительная нота звенит где-то там, в ясном голубом небе. Художник, отдавая низкий поклон памяти тех, кто сложил свои головы за Россию, как бы говорит нам: жизнь продолжается!

Основа творчества Андрея Ильича Курнакова – Человек, его единство с миром родной природы. Природы, как неисчерпаемого источника познания и самопознания. В картинах кисти Курнакова природа, пейзаж – это еще и возможность раскрыть свои мысли, эмоции, переживания, возможность поделиться чувствами со зрителем. Его пейзажи всегда «говорящие», всегда заставляющие думать. «Патриотизм, - писал Белинский, - состоит не в пышных возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний». Именно таким и является патриотизм художника Андрея Ильича Курнакова.

И.Е. Барсукова, М.Н. Самаричева

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам