Виртуальная выставка «Память о войне». К 75-летию Великой Победы Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство. (из фондов музея)
- Дата: 2020-05-09
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «АНДРЕЙ АРКАДЬЕВИЧ ПУПАРЕВ (1880-1962). ЧАСТЬ II. ТРИ ЭПИЗОДА ИЗ ЖИЗНИ СТРАНЫ СОВЕТОВ НА ФАРФОРОВЫХ МЕДАЛЬОНАХ ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
О художнике Андрее Аркадьевиче Пупареве известно совсем немного. Он родился в 1880 году, в Орле, в семье секретаря Орловского статистического комитета, члена Орловской ученой архивной комиссии, краеведа и архивиста Аркадия Гавриловича Пупарева (1823-1894). В последние годы своей жизни глава семейства получал очень скромную пенсию. После его смерти вдова и дети оказались в бедственном положении. Архивная комиссия старалась предоставить им посильную помощь. Андрей, проявлявший способности к искусству, несколько лет получал денежное пособие. По просьбе его матери, комиссия выделила денежные средства для отправки юноши в Москву на учебу в художественно-промышленное училище. Оно было основано в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым для подготовки художников декоративно-прикладного искусства и носило его имя. Ныне это Московская художественно-промышленная академия им. Г.С. Строганова. Затем последовала учеба в выпускавшем археологов и архивистов Московском археологическом институте (в 20-е годы ХХ века вошедшем в состав МГУ).
По завершении обучения Андрей Аркадьевич посвятил себя преподавательской работе сначала в Ярославле, а позже в Москве, в «Строгановке», в 20-30-е годы ХХ века именовавшейся ВХУТЕМАС*
-ВХУТЕИН**. Вся его дальнейшая жизнь прошла в Москве. Наряду с преподаванием, он занимался и творческой деятельностью, участвовал в художественных выставках. В 1948 году написал монографию «Художественная эмаль», востребованную и в наше время.
К сожалению, сейчас сложно получить полноценное представление о нем, как о художнике, поскольку его творческое наследие мало выявлено и изучено. Отдельные его графические произведения находятся в разных музеях России. В фондах Орловского музея изобразительных искусств хранится ряд его камерных пейзажей, иллюстраций к узбекским сказкам, эскизов столовых приборов и ювелирных украшений, а также фарфоровые медальоны.
Медальону «Сталинград» была посвящена I часть виртуальной выставки. Во II части представляем еще несколько медальонов, связанных с историей нашей страны.
Все медальоны из нашего собрания были созданы в 1949 году. Это преимущественно монохромные живописные композиции, выполненные в технике надглазурной росписи по фарфору. Они имеют одинаковые размеры (Ø 14,7 см) и гладкие металлические оправы. На одной из фотографий, датированной маем 1949 года, Андрей Аркадьевич запечатлен с тоненькой кисточкой и увеличительным стеклом в руках, расписывающим один из подобных медальонов. Пока нам неизвестно, была ли выполнена одна серия медальонов или несколько, какое количество произведений они включали и для чего они предназначались.
Медальон «Выборы» или «Конституция» связан с первыми в Советском Союзе парламентскими выборами, состоявшимися 12 декабря 1937 года. Тогда, на основе новой, принятой в 1936 году государственной Конституции, Съезд Советов заменялся Верховным Советом СССР.
Многие люди с великой радостью восприняли ее, доверчиво расценив как самую демократичную, правильную, открывающую новые светлые перспективы.
Однако действительность опровергла многие надежды. Часть положений Конституции не исполнялись, формат демократии был жестко определен…
Уже к середине 1937 года из-за развернувшейся кампании по борьбе с «вредителями, шпионами и контрреволюцией» и начавшимися массовыми репрессиями обрисовалась утопичность проведения выборов на альтернативной основе.
Как реально Андрей Аркадьевич Пупарев воспринимал и оценивал все эти события через 12 лет, в 1949 году, мы, наверное, никогда не узнаем
На медальоне представлен момент голосования в интерьере декорированного в соответствии с идеологическими требованиями того времени парадного зала. Беломраморные колонны, тяжелые солидные драпировки кабинок для голосования, обилие живых цветов (в декабре!!!) вокруг расположенной на переднем плане опечатанной урны для бюллетеней и лозунги вверху, декларирующие: «Граждане СССР имеют право на труд» и «Граждане СССР имеют право на отдых». Выборы обставлялись очень торжественно, к ним относились максимально ответственно.
В зале представлено четыре фигуры: опускающая бюллетень в урну для голосования женщина с дамской сумочкой в пальто; стоящий за ней в очереди, сворачивающий бюллетень мужчина в форме и фуражке какого-то ведомства; в стороне от них, намеченные обобщенно, – человек в кепке, рассматривающий бюллетень, и несколько мрачноватая женщина в темном у колонны. Имеет ли особое значение эта последняя второстепенная фигура? Или это просто пожилой, много переживший человек?
С тех пор прошло не одно десятилетие, появлялись новые поколения, в нашей стране проходили новые и новые выборы, хотя очень долго многое на них оставалась почти что неизменным. И нам сейчас интересно заглянуть в прошлое и попробовать мысленно перенестись в атмосферу того времени, попробовать представить, как и чем жили наши соотечественники в тех условиях, как вели себя в разных ситуациях.
Сюжет медальона «Колхоз» становится более понятным, если использовать не то название, с которым он поступил в музей, а другое, авторское: «Совхоз». Это летний сельский пейзаж с натюрмортом, жанром и анималистикой. На первом плане: изобильно лежащие снопы, яблоки в плетеной корзине, кочаны капусты, сахарная свекла и разные другие овощи. На среднем плане: трактор старой модели без кабинки, с дисковыми боронами; за его рулем тракторист в кепке и рубашке с закатанными по локоть рукавами. Он остановился, пропуская переходящее дорогу стадо коров. Вдали, на пригорке, – животноводческая ферма, силосная башня, убранное поле с рядами снопов или копен. Сейчас не каждый знает разницу между колхозом и совхозом, но именно название «Совхоз» точнее соответствует более стабильному и благополучному статусу изображенного хозяйства, отличающегося от колхоза, и изображенного художником как ухоженное и процветающее.
Третий медальон с монохромной (как и в первых двух), выполненной в красновато-коричневатой колористической гамме росписью: «Дружба народов», представляет момент единения народов Страны Советов. Во время какой-то демонстрации или фестиваля, в колонне идут мужчины в национальных костюмах с развевающимися над их головами огромными флагами союзных республик, на которых можно прочесть надписи: «РСФСР, УССР, БССР». Такое, почти полностью ушедшее в прошлое явление, как масштабные массовые праздничные демонстрации, любимые многими во времена советского строя и памятные до сих пор, очень образно отражено в заключительных кадрах знаменитого комедийного музыкального художественного фильма Григория Васильевича Александрова «Цирк» (1936).
Возможно все эти медальоны с вертикальными композициями, как и полихромный медальон того же 1949 года с горизонтальной композицией – «Государственный герб СССР», были заказными работами, в которых требовалось представить важнейшие события и наиболее значимые моменты жизни советских людей. Хочется думать, что у большинства деятелей советской культуры в таких случаях превалировало не стремление угождать, «отлакировывать» советскую действительность, а желание показать то лучшее, что могло служить образцом, пробуждающим желание трудиться для своей родины, и как пелось в популярной песне: «сказку сделать былью».
*Высшие художественно-технические мастерские
**Высший художественно-технический институт
Подписи к изображениям:
1. А.А.Пупарев. Май 1949
2. Плакат В.М. Ливановой (1910—1998) «Все на выборы в Верховный Совет СССР!». 1937
3. Медальон «Выборы» («Конституция»)
4. Медальон «Совхоз». Фрагмент
5. Медальон «Дружба народов». Фрагмен
6. Кадр из фильма «Цирк»
6а. Кадр из фильма «Цирк»
7. Медальон «Государственный герб СССР»
На недавно завершившейся в залах нашего музея выставке «Память о войне», среди немногих произведений декоративно-прикладного искусства экспонировался фарфоровый медальон «Сталинград», созданный в 1949 г. художником Андреем Аркадьевичем Пупаревым (1880, Орел-1962, Москва) (о творчестве которого будет рассказано во II части виртуальной выставки).
Медальон имеет овальную форму; по размеру его можно условно сопоставить с 6-дюймовым смартфоном. По покрывающему немного выпуклую белую поверхность блестящему слою прозрачной глазури мягкими мазками нанесена чуть матовая, слегка эскизная, почти монохромная роспись в тоне сепии. В ее теплую цветовую гамму введены легкие холодноватые фиолетово-сиреневатые оттенки, отмечающие детали на дальнем плане. Поля медальона обрамляет гладкая узкая желтоватая металлическая рамка.
Художник запечатлел маленький эпизод, одно лишь мгновение многомесячной Сталинградской битвы (17.07.1942–2.02.1943), ставшей самым ужасающе кровопролитным и драматичным из всех сражений Второй мировой и Великой Отечественной войны. Он отражает многие реалии тех незабываемых героических дней.
А.А.Пупарев (1880-1962). Медальон «Сталинград» 1949 г. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, металл. Ø-14,7 см.
На открытом заснеженном пространстве, перед развороченным от взрывов корпусом многоэтажного промышленного сооружения с многоуровневыми металлическими конструкциями транспортных галерей изображены со спины несколько советских воинов, устремившихся к движущемуся со стороны руин танку. Двое из них, ближних к переднему плану, вооруженные автоматами, выбежали из траншеи, ведущей к блиндажу.
Танк, скорее всего, является нашей «тридцатьчетверкой». Под дулом его пушки, лобовой части корпуса можно рассмотреть короткий ствол пулемета, а над башней с двумя откинутыми крышками люков заметить танкиста, стоящего на командирском месте. Возможно, этот танк возвратился с боевого задания или прорвался к нашим частям сквозь захваченную фашистами часть городской территории. Небо вдали, за развалинами, затянуто высоко поднимающимися вверх темными клубами дыма от пылающих пожарищ.
Сталинград был крайне необходим Гитлеру. В этом крупном индустриальном центре на перепрофилированных для нужд фронта заводах производились танки и пушки, строились бронепоезда, собирались корпуса самолетов, минометы и гранаты, осуществлялся ремонт военной техники. Овладев городом, фюрер намеревался отрезать от центра юг нашей страны. Выход к Волге, по которой и вдоль которой проходили основные транспортные маршруты со стратегически важными грузами, открыл бы захватчикам доступ к нефтеносным районам Каспия и Кавказа, плодородным землями Дона, Кубани и Нижней Волги. Это могло дать гитлеровской армии неоспоримое преимущество, обеспечив ей победу.
23 августа 1942 г. началась, пожалуй, самая чудовищная по своим последствиям массированная, страшная в мировой истории, воздушная бомбардировка Сталинграда, продолжавшаяся несколько дней. Город был охвачен пылающим огнем. Варварски, уничтожались жилые кварталы, бесчеловечно истреблялось мирное население: женщины, дети, старики. Промышленные объекты фашисты планировали оставить себе, используя по назначению. Центральные районы города превратились в огромный пустырь с остовами и обломками зданий.
Вермахт рассчитывал быстро захватить город. Сохранился подготовленный к 16 сентября 1942 г. экземпляр бельгийской газеты «La Legia», на первой странице которой помещена новость о победоносном взятии Сталинграда германскими войсками. Тираж по известным причинам пришлось отменить.
Сталинград не сдавался, фашистам не могли сломить его. Заводы и фабрики продолжали работать. На Тракторном заводе выпускались и ремонтировались легендарные танки Т-34, которые потом стали именовать «супероружием Красной Армии» и «танками Победы». Они принимали самое активное участие в сражениях по всей линии фронта, прямо из цехов отправляясь в бой. Пытаясь штурмовать Тракторный завод, немцы понесли больший урон, чем при взятии всей Франции.
Ежедневно в Сталинграде погибало около 6 000 советских солдат. А танковые экипажи из-за потерь личного состава обновлялись примерно раз в три дня. Люди даже не успевали познакомиться друг с другом. Подчас противники находились столь близко, что буквально слышали дыхание друг друга. Один немецкий солдат писал своим родным: «Сталинград – это ад на земле. Мы атакуем ежедневно. Если нам удастся утром занять 20 метров, вечером русские отбрасывают нас обратно».
Ожесточенная борьба развернулась за овладение наиболее высоким городским сооружением - зданием элеватора. Он представлял огромный стратегический интерес для противоборствующих сторон и несколько раз она переходил от одних к другим. Этот объект являлся настолько знаковым для германского командования, что был разработан проект почетной нарукавной нашивки с его изображением. Ею предполагалось отмечать участвовавших в Сталинградской битве немецких солдат, после ожидаемого ими ее победоносного завершения, Вид на элеватор на подготовленных эскизах был представлен в ракурсе с противоположного берега Волги, оставшегося для фашистских захватчиков недосягаемым. Предположительно, что на фарфоровом медальоне, с долей художественной условности, художник представил часть сооружений элеватора.
В конце 1942 – начале 1943 г. зима в Сталинграде была очень суровая, с 20-30° морозами. Гражданское население, особенно лишившееся крова, очень страдало и ютилось в уцелевших ледяных подвалах и вырытых в земле ямах. Военные укрывались от вражеских снарядов в блиндажах. Справа, на ближнем плане медальона, - блиндаж с потолочным настилом из трех слоев бревен. Подобный блиндаж поэтически воспет, правда, как «землянка… в три наката», в одной из лучших советских песен о войне. Однако в действительности землянки менее заглубляли в землю и прикрывали насыпью в виде холмика. А блиндаж входил в систему траншей, сверху был вровень с окружающей местностью и именно он имеет потолочный настил «накатник» в виде трех слоев бревен.
Немного возвышающаяся над снежным покровом г-образная труба указывает на то, что блиндаж обогревается с помощью печки-буржуйки, которая на фронте была ценнейшим спасительным сокровищем. Чтобы противник не смог засечь дым, топили ее только по ночам. Множество буржуек было сотворено руками самих бойцов из разнообразных материалов: железных бочек и молочных бидонов, металлических листов и кирпичей. А трубы для них собирались из скрепленных с помощью проволоки банок от консервов.
Зимним обмундированием нашим бойцам служили стеганые ватные куртки и штаны, суконные шинели, шапки-ушанки, а из обуви – те же сапоги и валенки. Немецким солдатам теплой формы не хватало, они отчаянно мерзли.И население Сталинграда, и его защитники, и враги испытывали недостаток продовольствия. В найденном немецком дневнике есть запись от 6 декабря 1942 г.: «Погода становится всё хуже. Одежда замерзает на теле. Три дня не ели, не спали…». А вот запись в другом дневнике германского офицера за 28 декабря того же года: «Лошадей уже всех съели. Я готов съесть кошку, говорят, у нее мясо очень вкусное. Солдаты стали похожи на мертвецов или на обезумевших людей, ищущих что-нибудь сунуть в рот. Они уже не прячутся от снарядов русских, нет сил ходить, сгибаться и прятаться, будь проклята эта война!».
24 января 1943 г. Гитлер телеграфирует на Сталинградский фронт: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона!». Но его приказ не способен оказать ни малейшего воздействия. Захват и ликвидация города провалились, фашисты были обречены.
2 февраля 1943 г. в Сталинграде последние немецкие солдаты сложили оружие. В плен взяли 91 000 человек, в том числе более 2 500 офицеров и 24 генерала. Командующий 6-й армией генерал танковых войск Фридрих Паулюс сдался в плен со своим штабом еще раньше. По иронии судьбы за день до этого Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала.
200 неимоверно трудных, невероятных по проявленному советскими людьми мужеству и героизму дней и ночей Сталинградской битвы завершились разгромом вражеских войск. Зигфрид Вестфаль, генерал-лейтенант гитлеровской армии, писал: «Поражение под Сталинградом повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск».
С советской и германской стороны здесь погибло примерно 2 000 000 человек, больше, чем на всех вместе взятых остальных фронтах войны с Германией. За время боев на город немцы сбросили с воздуха, выпустили из орудий и минометов около 3 000 000 бомб, мин и снарядов; примерно по 100 на один метр.
После завершения битвы казалось, что Сталинград невозможно восстановить. Из 500 000 его жителей уцелело только 32 000. Но через два десятилетия город полностью залечил нанесенные войной раны и был заново отстроен. Имя его со временем изменилось. Но грозное и торжественное слово «Сталинград», облетевшее в годы Второй мировой войны весь земной шар, и сейчас памятно многим, продолжая оставаться синонимом триумфальной победы или полного поражения.
Величайшее сражение в Сталинграде определило исход всей войны и дальнейшее течение мировой истории. И, возвращаясь к медальону «Сталинград» с маленькими динамичными фигурками защитников непокоренного города, задумаемся, что ценой жизни тысяч и тысяч таких простых безвестных героев, беззаветно отдававших ее за Родину, не знавших инфернального: «никто никому ничего не должен», была достигнута наша Победа и мир.
«Память о войне».
К 75-летию Великой Победы
Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.
(из фондов музея)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Встреча со СМИ: с 10:00-13:00 31 июля 2020 года
Внимание!
Начало работы выставки для посетителей: с 13:00 31 июля 2020 года
Выставка организована в рамках проекта, в течение ряда лет тематически представляющего произведения из музейного собрания. Она включает около 100 экспонатов, созданных 59 авторами разных поколений в сюжетных композициях, портретном жанре, пейзаже и натюрморте.
Задача выставки – помочь эмоционально прочувствовать какой великой ценой, мужеством и героизмом на фронте и в тылу была добыта Великая Победа 1945 года в самой страшной в истории человечества войне, принесшей неизмеримое горе и страдания нашему народу. Она дает возможность увидеть, как с помощью выразительных возможностей разных видов искусства авторы смогли представить в художественных образах события тех незабываемых лет.
В экспозиции немало произведений представителей старшего поколения, участников войны, с достоверной убедительностью передавших свои непосредственные впечатления в полотнах, графических листах и пластике.
П. А. Кривоногов вместе с действующей армией прошел долгий путь до Берлина. Награжден Орденом Красной Звезды, медалями за боевые заслуги и за взятие Берлина. Стал одним из первых художников, обратившихся к подвигу героев, на которых обрушилась начальная атака войск фашистской Германии, и посвятил им грандиозное полотно: «Защитники Брестской крепости» (1951). На выставке представлен его пейзаж «Развалины Брестской крепости» (1950) и запечатлевший одного из ее защитников «Портрет Героя Советского Союза П. М. Гаврилова».
Ф. А. Модоров создал большую живописную галерею участников партизанского движения. На «Портрете генерала В. З. Коржа» (1945-1947) он представил одного из известнейших руководителей партизанского движения в Белоруссии. Под его командованием партизанскими соединениями было разгромлено 60 немецких гарнизонов, уничтожено 478 вражеских эшелонов, 86 танков и бронемашин, 29 орудий, выведено из строя 519 км линий связи.
Э. К. Вейдеманис за цикл картин о Москве стал Лауреатом премии столичной Мэрии. На выставке можно увидеть одну из работ этого цикла – «Москва. 1941».
Б. Ф. Федоров воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах старшим механиком и водителем тяжелого танка «КБ», принимал участие в штурме Рейхстага. Его работа «Ленинград в блокаде» (1962) – о нелегких испытаниях, выпавших на долю его родного города.
В. Н. Медведев в составе 62-й армии, вместе с группой художников Студии военных художников им. М. Б. Грекова, участвовал в боях под Сталинградом, с войсками 1-го Белорусского и Прибалтийского фронтов прошел Польшу, Чехословакию, Германию и закончил войну в Берлине. О последних днях войны повествует его картина «Незабываемый 1945 год» (1969).
И. М. Ильин в составе 254-й стрелковой дивизии был пулеметчиком. На выставке представлены его портреты и фронтовые зарисовки.
С. С. Уранова в 1942 г. добровольцем ушла на фронт и через четыре года встретила День Победы на Эльбе. На фронте художница создала большую серию натурных карандашных зарисовок. На выставке представлен подготовительный эскиз к большой картине «Медсанбат», завершенной ею в 1967 г.
Художники из творческой группы Кукрыниксы М. В. Куприянов и П. Н. Крылов в годы войны работали в «Окнах ТАСС», проехали по освобожденной от немецкой оккупации территории, оставив художественно-документальные свидетельства о войне в этюдах «На Орловско-Курском направлении» (1943), «Город Орел» (1943), «Софийский собор в Новгороде» (1944).
Большой интерес вызывают тематические полотна художников: Т. Г. Гапоненко «После изгнания фашистских оккупантов» (авторское повторение) (1949-1950), Б. М. Лавренко «1941 год» (1960), М. В. Добросердова «Прощание» (1964), Е. Н. Широкова «На улице Береговой. Весной 1945» (1985), Т. Е. Коваленко «Сыновья на войне» (1987).
Почти не осталось рядом с нами ветеранов Великой Отечественной войны. Стремительно уходит поколение тех, чье детство пришлось на эти трагические годы. Одним из важных разделов в экспозиции являются произведения на тему «Война и дети».
А. В. Толкач с большой драматической силой передает состояние тревоги в своей картине «Ожидание» (1978-1979). Когда закончилась война, художнику было пять лет. Он и его мать каждый день ждали отца, так и не вернувшегося с фронта.
О трагедии своего поколения рассказал А. А. Жабский в картинах «Репетиция» (1983), «Хлеб фронту» (1988), «Художник и дети» (2007) из серии «Дети войны. 1943 год». «Это мое военное детство; жизнь детей войны была тяжелой, но так жили все вокруг и другой жизни не знали», – вспоминал он.
Когда началась война, орловской художнице Л. М. Алексеевой было всего четыре года, но это страшное время навсегда врезалось в ее память. «Дети войны» – это автопортрет с маленькой сестричкой, прижимающей к себе любимого плюшевого мишку. Они стоят во дворе старинного дома купца Ситникова на Болховской (ныне ул. Ленина), в котором тогда жила их семья.
Немало осиротевших детей шло по военным дорогам, приближаясь к действующим военным частям, где получали хлеб и кров, становясь «сыновьями полка». Художник С. Я. Адливанкин изобразил такого мальчика в картине «Мальчик с ложкой» (1942).
Многое пережили дети, находясь на территории немецкой оккупации. Жанровая картина В. П. Хохрина «В тылу врага» рассказывает, как в лесу мальчик помогает раненому военному летчику.
Свое опаленное войной детство на Украине отразили орловские художники: керамист Ж. А. Травинская – в декоративных пластах «Детство. Бомбежка», «Отрочество. Продажа воды у поездов» (1984) и скульптор Л. М. Бугай – в барельефе «Воспоминания детства» (1985).
Тема «Война и дети» продолжается и в разделе графики. Н. Н. Жуков в 1944 г. создал с натуры рисунок «Беженцы». И. Н. Воробьева в гравюре «Скудный ужин» изобразила маленьких детишек за полупустым столом.
Необычайно драматичен карандашный рисунок С. С. Косенкова «Ждем отцов» (1974). Это эпизод из его биографии: деревенские мальчишки, между которыми изображен и он сам, стоят у дороги, надеясь увидеть своих отцов, среди возвращающихся с войны солдат.
В разделе графики также представлены произведения художников-ветеранов, которые во время войны в перерывах между боями делали зарисовки, ставшие очень ценными документами для последующих поколений, не знающих войны.
Это рисунки В. Н. Сигорского «Разрушенный Орел» (1943) и «Восстановление моста через реку. Город Орел» (1943).
А. К. Боровская в годы войны работала медсестрой в госпитале, выезжала для зарисовок к партизанам, была на Калининском фронте. На выставке представлены три портрета, выполненные ею после освобождения Орла в 1943-1944 гг. Генерал-майор А. П. Горшков руководил партизанским движением на Орловщине, Лида Окушко и Л. Н. Трошкина работали на заводе «Текмаш», который в эти годы имел оборонное значение. Рисунок художницы «Взорванный мост через реку Орлик» (1943) свидетельствует о тех разрушениях, которые оставили после себя фашистские оккупанты.
В. В. Богаткин на основе военных зарисовок создал серию работ, с одной из которых, – «Последний бросок. Штурм Рейхстага» (1945), можно познакомиться на выставке.
М. М. Черемных в годы войны находился в эвакуации в сибирском городе Бийске. В этот период созданы его гуаши «Коптилка» и «Вечер» из серии работ «Тыловые зарисовки».
Кроме произведений оригинальной графики, на выставке экспонируются и печатные листы: литография «Штурм Кенигсберга» (1957) А. К. Крутцева, серия офортов «Путь солдата» О. Г. Бетехтина, серия гравюр «Женщины России в годы войны» (1989) И. Н. Воробьевой.
Особое место на выставке занимают произведения фронтовиков-орловчан.
Г. В. Дышленко был участником Курской битвы, освобождал город Орел от немецко-фашистских захватчиков. Тема войны стала одной из самых важных в его творчестве. Основой сюжета его композиции «На Орловско-Курском направлении» (1973) послужили события, в которых художник сам принимал участие. Выразителен психологический контраст между группой сидящих пленных немецких офицеров и уверенно стоящим на родной земле советским солдатом.
В. А. Дудченко получил тяжелое ранение в боях под Великими Луками, долго лежал в госпитале и осенью 1943 г. вернулся в родной город с папкой рисунков, выполненных между боями и во время лечения.
Н. И. Полунин служил в пехотном полку сапером, всю войну не расставался с карандашом и блокнотом, создав целую серию зарисовок.
Старейшие художники, преподававшие в Орловском художественном училище, – К. С. Андросов и Н. Н. Моревский, в годы войны, находившиеся в прифронтовой полосе, работали в «Окнах ТАСС». В 1943 г., вернувшись в разрушенный Орел, запечатлели в своих рисунках его возрождение из руин. К. С. Андросов в акварели «Пленные восстанавливают Орел» (1943-1945) показывает хорошо узнаваемое в Орле место возле собора Архангела Михаила, где немецкие военнопленные под конвоем солдат разбирают завалы из кирпичей, оставшихся после бомбежки. На рисунке Н. Н. Моревского «Воскресник у Драмтеатра» (1943) – работающие женщины, на плечи которых легли тяготы по восстановлению нашего города.
Р. В. Осипов не видел войны, но его брат был военным корреспондентом, и об этом художник рассказал в натюрморте «Дневник военного корреспондента. Память о брате» (1983).
В. В. Анисимов, родившийся в 1942 г., свои воспоминания о голодном военном детстве передает в картине «Трудное время» (1983). Н. Я. Силаев, выросший в орловской деревне, знал о войне по воспоминаниям отца, матери и деда. На них основан сюжет его полотна «Трудный хлеб» (1987). В. З. Симаков ушел на фронт 16-летним мальчишкой, прошел всю войну и вернулся домой в орденах и медалях. Натюрморт «Вещи моей молодости» – рассказ о его боевой юности.
Орловский график Г. Д. Калмахелидзе с большой эмоциональной силой отразил военную тему в серии офортов «Красная площадь» (1981-1984). «Для меня Красная площадь и по сей день остается сердцем России, символом нашего государства. Здесь проходят все события нашей истории, переживаются трагедии народа и его победы, с ней связана судьба каждого простого человека», – говорит художник. «Парад на Красной площади», входящий в эту серию, рассказывает об историческом событии, когда солдаты прямо с парада в Москве уходили на фронт.
Войне посвящены линогравюры Л. Н. Потапова из серии «Стихи и песни о войне», и автолитографии М. А. Шураева из серии «Воспоминания о военном детстве» (1979).
На одно из первых мест в изобразительном искусстве в послевоенные годы вышла портретная скульптура. Образы советских патриотов, отстоявших в жестоких боях свободу и независимость нашей Родины, глубоко волновали советских ваятелей. На выставке экспонируются работы известных скульпторов: Б. Ф. Лоренцова – «Портрет Героя Советского Союза, генерал-майора Л. Н. Гуртьева» (1945), З. М. Виленского – «Портрет Героя Советского Союза, летчика-испытателя М. М. Громова» (1970), В. Е. Цигаля – «Солдат», Я. Н. Купреянова – «Два воина».
Портретный жанр представлен и работами двух орловских скульпторов: В. П. Басарева – «Портрет ветерана Великой Отечественной войны» (1983) и Г. А. Князевой – «Портрет маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова» (2007).
Тема Великой Отечественной войны глубока и неисчерпаема. Она остается, и будет оставаться одной из важнейших в российском искусстве, помогая воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к ее прошлому, призывая думать о будущем. По-новому предстоит открыть, понять и отразить ее в своих работах мастерам искусства будущих поколений.
Выставка открыта: с 31 августа по 13 сентября 2020 года
Время работы: с 10.00 до 17.00. Выходной день: понедельник
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29. Тел.: 76-05-86, 76-27-41
Выставка с детской тематикой продолжает проект знакомства широкого зрителя с фондами музея. Посетителям выставки представляется уникальная возможность увидеть произведения из фондовой коллекции музея.
Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства. Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Большой вклад в понимание этого мира внесли художники советского периода.
Проект «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» подготовлен Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара) и представляет мировое искусство и культуру. Входящая в него выставка создана на основе материалов, проводившихся в течение ряда лет экспедиций в Индию (совместно с посольством этой страны) и включает свыше 100 цветных фотографий.
Индия—седьмое по площади и второе по численности населения государство в мире, занимающее полуостров Индостан (Южная Азия) и некоторые прилежащие территории. С юго-запада омывается Аравийским морем, а с юго-востока — Бенгальским заливом Индийского океана. По рельефу страну можно разделить на три части: Гималаи (высочайшие горы на планете) на севере, плато Декан на юге и обширная Индо-Гангская равнина, разделяющая их.
Наивысшая точка страны — гора Канченджанга, 8598 метров — находится в Больших Гималаях, на северо-востоке страны. В Индии течет большое количество рек: Ганг, Брахмапутра, Инд, Нармада, Гада-вари, Кришна, Кавери и множество мелких рек.
Граничит на северо-западе с Афганистаном и Пакистаном, на севере — с Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке — с Бирмой и Бангладеш.
Большинство населения страны исповедует индуизм (более 80%). Кроме того, есть представители мусульманства, христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма и др.
Проект «ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» подготовлен Международной общественной организацией «Центр духовной культуры» (город Самара) и представляет мировое искусство и культуру. Сотрудниками Центра собраны уникальные фотоматериалы со всех уголков нашей удивительной Планеты. Входящая в проект выставка создана на основе материалов, проводившихся в течение ряда лет экспедиций в Венецию и включает свыше 100 цветных фотографий.
Венеция—город в Италии, административный центр области Венеция и провинции Венеция. Образует коммуну, разделённую на 6 самоуправляемых районов.
Расположена на материке и островах Венецианской лагуны Адриатического моря.
Подвержена осенним наводнениям от нагонной волны со стороны моря.
Во времена античности район Венеции населяли венеты (отсюда название города).
Архитектурный облик города сформировался в период расцвета. Исторический центр расположен на 118 островах, разделённых 150 каналами и протоками, через которые переброшено около 400 мостов венецианской республики в XIV—XVI веках.
Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Внутригородские перевозки на моторных судах, гондолах, баржах. Поселение с V века н. э., город с начала IX века. С IX—X по XVI век — крупный центр посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. В Средние века и до 1797 года республика с дожем во главе (с конца XIII века — олигархическая), со значительной подвластной территорией. В 1797—1805 и 1815—1866 Венеция — владение Австрии.
Вдоль каналов и узких кривых улиц располагаются богато декорированные церкви и дворцы. На центральной площади — Собор Святого Марка (IX—XV века), Дворец дожей (XIV—XVI веков), Старая библиотека Сан-Марко (XVI века), здания религиозных братств (скуол), монастыри. Со времён Средневековья до Нового времени Венеция была одним из крупнейших городов Европы. Так, в XV веке с населением 180 тысяч жителей она уступала только Парижу.
Население—264 579 человек (декабрь 2014 года).
Вместе с Венецианской лагуной внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Выставка
«Память о войне».
К 75-летию Великой Победы
Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.
(из фондов музея)
Начало работы выставки: 8 мая 2020 года.
Поскольку даты экспонирования, запланированной выставки в экспозиционных залах музея из-за карантина были перенесены на август, а празднование 9 мая в год 75-летия Великой Победы хотелось бы всё-таки отметить выставкой. Было принято решение 10 произведений представить в виде виртуальной-онлайн выставки. Ниже представлена аннотация к выставке в полном объёме с описанием, как представленных онлайн произведений, так и тех, которые вы увидите в августе.
На выставке представлены 4 графических «картона» - подготовительных эскиза к диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», созданной Андреем Ильичом Курнаковым. Представленной, в открытом 5 августа 1983 года, в 40-летнюю годовщину освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков, музее-диораме (сейчас Военно-исторический музей) и посвящённой главному экспонату, самой диораме. В ней отражено начало наступления Советских войск на Орловском направлении 12 июля 1943 года на реке Зуше в районе Малое Измайлово – Вяжи под Новосилем в 90 км от Орла. При создании диорамы перед художником стояла сложная задача: как показать битву, чтобы выразить ее художественный образ, через отдельный эпизод. С 1971 года Курнаков работал над эскизами к диораме. Часть из них экспонируется в Филиале БУКОО "ОМИИ" "Картинная галерея народного художника СССР А. И. Курнакова".
Представленные в данной виртуальной экспозиции рисунки были созданы в 1979-1981гг. Художник использовал классические материалы, которые применяются для подобного рода работ: бумага, уголь, тушь, перо. Каждый монохромный «картон» является самостоятельным произведением. Размеры листов имеют более метра по каждой из сторон, но являются разными по формату. Поэтому, для организации данной панорамной-модульной экспозиции были выбраны фрагменты, наиболее ярко отражающие основной композиционный, эмоциональный накал и общую логическую последовательность, соответствующую окончательному произведению - диораме. Подвижная модульная виртуальная конструкция усиливает впечатление динамики боя и движения изображённых участников. Главной идеей выставки было желание не только показать произведения постоянной экспозиции одного из филиалов музея, а дать возможность зрителю почувствовать себя участником событий. Выставка является знаковой, поскольку посвящена памяти художника-фронтовика Андрея Ильича Курнакова и 75-летию Великой Победы!