’’Старый Псков’’ из фондов ОМИИ
К 90-летию памяти Аполлинария Михайловича Васнецова (1856 – 1933)
Из цикла «По святой Руси»
Н.Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897. ГТГ. Фрагмент
Судьба и творчество Апполинария Михайловича Васнецова исполнены глубоко национальными, русскими чертами, темами, красками и драматизмом, с их широким диапазоном и контрастами, – что составляло особую гармонию его цельной личности. Художник-историк Апполинарий Васнецов стал не менее самобытным явлением в российской культуре, чем его знаменитый брат, Виктор. Живописные и графические реконструкции старой Москвы, выполненные Аполлинарием Васнецовым с историко-культурной достоверностью, дополняют пейзажи патриархальных уголков Руси.
Семья Шарымовых в живописных произведениях Аркадия Александровича Пластова из фондов ОМИИ.
31 января исполнилось 130 лет со дня рождения Аркадия Александровича Пластова.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - Народный художник СССР, Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии первой степени.
Творчество А.А. Пластова является одной из вершин искусства социалистического реализма. Его произведения вошли в историю как советского, так и мирового искусства. Пластова считают великим художником крестьянской России. Село Прислониха Ульяновской области, где он родился, жил и работал, стало источником его вдохновения. Портреты Пластова продолжают замечательные традиции русской живописи, в частности традиции крестьянских портретов, созданных И.Е.Репиным, В.И.Суриковым, В.А.Серовым. В образах прислонихинских крестьян художник показал замечательных людей, воспитанных в крепких моральных устоях русской деревенской жизни.
Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»
Произведение народного художника СССР А. И. Курнакова из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
Андрей Ильич Курнаков всегда стремился запечатлеть своих близких, друзей и людей, с которыми сталкивался на жизненном пути. Он создал большое количество индивидуальных, парных и групповых портретов, используя технику масляной и темперной живописи.
Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
6 ноября 2022 года исполнилось 120 лет со дня рождения известного советского графика Горшмана Менделя Хаимовича. В Орловском музее изобразительных искусств собрана коллекция из 103 графических произведений этого художника. В разное время они были переданы музею сыном Александром Горшманом. В коллекцию входят работы, созданные за период с 1933 по 1971 годы. Они разнообразны по жанрам и техникам: портреты, пейзажи, жанровые композиции выполненные акварелью, графическим карандашом, тушью и пером, а также книжные иллюстрации в технике литографии.
Икона святой Варвары из фондов ОМИИ
Виртуальная выставка «Икона святой Варвары из фондов ОМИИ» приурочена ко дню памяти почитаемой всеми христианами святой, 4 (17) декабря. Образ это святой, написанный в середине XIX века, тесно связан с драматичной судьбой известной орловской семьи.
В 1988 году Орловский музей изобразительных искусств получил икону святой великомученицы Варвары в дар от искусствоведа Екатерины Андреевны Удальцовой-Древиной, внучки известной художницы-авангардистки Надежды Андреевны Удальцовой, уроженки г. Орла. Надежда родилась в семье орловского жандармского полковника Андрея Тимофеевича Прудковского (1854 – 1918). В семье было четыре дочери: Людмила, Тамара, Варвара и Надежда и, по всей видимости, почитался образ небесной покровительницы третьей из них, Варвары Андреевны Никольской (Прудковской) (1896 – 1976).
Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции
В собрании Орловского музея изобразительных искусств хранится интересный экспонат, атрибуция которого оставляет ряд вопросов. Безусловно сакральное значение памятника, не вызывает сомнения его принадлежность к алтарной преграде. Но кто на ней изображен, еще предстоит выяснить.
В первой части цикла уже говорилось, что в эпоху Нового времени в России, в XVIII – XIX веках иконостасы часто завершались скульптурными изображениями Господа Саваофа или Распятием с предстоящими. Элементы иконостасной пластики XVIII – XIX веков зачастую интерпретировали произведения западной скульптуры.
Культовая скульптура (из композиции «Распятие с предстоящими»).
XIX в. Дерево, темпера. ОМИИ
Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»
«Моревский - учитель Курнакова», виртуальная выставка одной картины народного художника СССР А.И.Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В 2006 году, в год 90-летнего юбилея народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова, была основана Картинная галерея его имени. Уникальность галереи заключается в том, что она была открыта ещё при жизни художника, в специально построенном для этого здании. В разработке проекта и его реализации непосредственное участие принимал и сам Андрей Ильич.
В своё время Андрей Курнаков учился в 12-й орловской школе (ныне школа №32). Тайны искусства начали раскрываться перед ним в 5 классе, когда он познакомился со своим учителем рисования Николаем Николаевичем Моревским. Его портрет, помещённый уже признанным художником и педагогом Курнаковым в самом начале его галереи, и представляется вашему вниманию.
Виртуальная выставка произведение В. В. ОЛЕЙНИКОВОЙ «АНГЕЛОМ ХРАНИМЫЕ»
26 февраля отмечает свой юбилей талантливая орловская художница Валентина Васильевна Олейникова, — автор замечательных живописных произведений на шелке, выполненных в технике батик. Орловский музей изобразительных искусств сердечно поздравляет Валентину Васильевну с Днем рождения и желает ей новых творческих озарений, осуществления замыслов, крепкого здоровья и счастья!
Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»
В синодальный период, время давлеющего светского, западного начала, жил и трудился выдающийся священнослужитель, просветитель, литератор и государственник, ставший крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви, – Филарет Московский (1782 – 1867), причисленный к лику святых в 1994 году.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ «ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ: МАЙССЕН». Часть II.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
«ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ: МАЙССЕН». Часть II.
Чайная и кофейная посуда из фарфора оказалась наиболее предпочтительной для состоятельных европейцев. В отличие от металла фарфор способен дольше удерживать тепло, фарфоровую чашку легче держать в руке и её края не будут сильно обжигать губы. Широко распространившаяся среди европейской аристократии традиция употребления чая (а в конце XVIII – начале XIX вв. в Европу ввозился лишь дорогой чай элитных сортов) способствовала популярности чайных сервизов, и на Майссенской фарфоровой мануфактуре их стали производить в большом количестве.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ «ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ: МАЙССЕН». Часть I.
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
ИЗ ФОНДОВ ОРЛОВСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
«ЦВЕТЫ НА ФАРФОРЕ: МАЙССЕН».
Часть I.
C момента зарождения европейского художественного фарфора и до наших дней одним из самых любимых и распространенных видов его живописного декора является цветочная роспись. Она преобладает и на предметах из небольшой коллекции отечественного и зарубежного фарфора в собрании нашего музея.
День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В своём многолетнем творчестве Андрей Ильич Курнаков неоднократно обращался к исторической и жанровой тематике, создал немало значительных произведений портретной живописи, получивших общественное признание, а также написал множество пейзажей.
В 1999 году за произведения пейзажной живописи , он был награждён Союзом художников России премией имени И.И. Шишкина. Пейзаж для Андрея Ильича всегда имел особый смысл. Чаще всего он изображал свой родной и любимый Орловский край. Орловские пейзажи занимают весьма значительное место в его художественном наследии. Мастер считал, что изображая природу, можно глубже познать свою страну. А состояние души художника неразрывно связано с его отношением к своему Отечеству.
Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.
«Декоративная скульптурная группа из серии «Дети садовника».
Произведение декоративно-прикладного искусства из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
В течение более чем 300-летней истории своего существования майссенский фарфор во все периоды декорировался не только плоскостными живописными изображениями цветочных мотивов, но и объёмными, лепными. Они эффектно располагались на всевозможных посудных формах, вазах, кашпо, прочих выпускавшихся здесь в изобилии предметах утилитарного назначения и играли немаловажную роль в декоративной пластике малых форм.
Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1
Церковное искусство Орловской губернии с XVIII по начало XX века развивалось в рамках общероссийских тенденций. Доминантой храмовых интерьеров в это время оставалась алтарная преграда, в состав которой теперь активно включались скульптурные изображения, как рельефные или образные, так и полнообъемные. Православные иконостасы, в рамках церковной традиции, могли иметь различные завершения: крест, композицию Распятия Христова или образ Господа Саваофа. Скульптурные группы Распятия с предстоящими обычно повторяли западные аналоги храмовой раскрашенной скульптуры.
Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.
Когда началась война, орловской художнице Людмиле Михайловне Алексеевой было всего пять лет, но страшные годы навсегда врезались в память художницы. Во время оккупации она жила на улице Ленина,36 в старинном доме купца Ситникова. Картина «Дети войны», созданная в 2009 году - это автопортрет художницы с сестрой на фоне разрушенного после освобождения города Орла. Младшая сестренка Лида с игрушечным медвежонком в руках прячется за спину старшей сестры. По памяти художница воспроизводит двор, где когда-то жила их семья. На заднем плане полуразрушенные дома. Только дом, в котором жили девочки, уцелел. На картине четко выделены приметы военного времени: окна, заклеенные бумажными лентами, двор, покрытый битым кирпичом и кусок рельсы обвитый железной проволокой. Грустные лица сестренок худые и изможденные.
Дню защитника Отечества и международному женскому дню посвящается «Светочи верности и целомудрия, святые супруги Хрисанф и Дария. икона из фондов ОМИИ»
Хрисанф и Дария – римские святые III века, христианские мученики, почитаемые и православными, и католиками.
Хрисанф, родившийся в Александрии в семье сенатора Полемия, язычника по убеждениям, переехал с отцом в Рим. Получив начальное образование, он поступил учиться в философскую школу, где узнал о Евангелии и решил принять христианство. Хрисанф отыскал скрывающегося от гонений священника Карпофора, получил от него наставления в вере и крещение, после чего сам стал открыто проповедовать учение Христа.
Виртуальная выставка произведений орловского художника Валентина Васильевича Анисимова (1942—1988), к 80-летию со дня рождения
Виртуальная выставка произведений орловского художника Валентина Васильевича Анисимова (1942—1988), к 80-летию со дня рождения.
Виртуальная выставка: Первый тенор русской оперы Императорских театров
В журнале заседаний Орловской ученой архивной комиссии от 24 апреля 1898 года записано: «Поступило пожертвование в губернский музей от уроженца Орловской губернии артиста-певца Николаева Антона Николаевича: картин известных художников, книг и разных вещей – 250 экземпляров, а также 50 руб. на нужды музея. Постановлено: принести жертвователю искреннюю признательность и признать его почетным членом».
(Доклад комитета Орловского музея Орловской ученой архивной комиссии января 1899 // Труды Орловской ученой архивной комиссии. 1899 год. – Орел: Типография Зайцевой, 1899. – Вып.1 – С. 21).
Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».
Начало: 14 ноября 2021
«Русские православные храмы в пейзажном наследии А.И. Курнакова», посвящённая 105-летию со дня рождения Народного художника СССР А.И. Курнакова.
18 октября 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения Андрея Ильича Курнакова Народного художника СССР, профессора Орловского государственного университета, действительного члена Российской Академии художеств. Известный орловский живописец, работал в различных жанрах изобразительного искусства. Мастерство Курнакова-портретиста было высоко оценено – художник был удостоен Государственной премии РСФСР им. Репина, его работы экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках. Пейзаж, наряду с портретом, тематической картиной, нашёл своё отражение в творчестве Андрея Ильича. Полотна Курнакова открывают просторы Орловского края с его знаменитыми литературными местами, связанные с именами И.С. Тургенева, И.А Бунина, А.А. Фета.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «А.А. ПУПАРЕВ (1880-1962). ЧАСТЬ III. ЛИСТ ИЗ СЕРИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К УЗБЕКСКИМ СКАЗКАМ ИЗ ФОНДОВ ОМИИ».
Художественная деятельность Андрея Аркадьевича Пупарева, представленная в двух предыдущих частях виртуальной выставки миниатюрными живописными композициями на фарфоровых медальонах, в которых отразились значимые этапы жизни Страны Советов, не ограничивалась одной лишь сферой декоративного искусства.
Об интересном опыте его работы в области книжной иллюстрации свидетельствуют несколько графических листов, находящихся в собрании Орловского музея изобразительных искусств. Это часть серии иллюстраций к узбекским народным сказкам, которая была выполнена в 1938 году, на плотной бумаге, в технике акварели. В последние годы эти листы несколько раз экспонировались на музейных фондовых выставках.
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
Виртуальная выставка
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
(Из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).
Виртуальная выставка «Андрей Аркадьевич Пупарев (1880-1962). Часть II.
Три эпизода из жизни страны советов на фарфоровых медальонах из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств
О художнике Андрее Аркадьевиче Пупареве известно совсем немного. Он родился в 1880 году, в Орле, в семье секретаря Орловского статистического комитета, члена Орловской ученой архивной комиссии, краеведа и архивиста Аркадия Гавриловича Пупарева (1823-1894). В последние годы своей жизни глава семейства получал очень скромную пенсию. После его смерти вдова и дети оказались в бедственном положении. Архивная комиссия старалась предоставить им посильную помощь. Андрей, проявлявший способности к искусству, несколько лет получал денежное пособие. По просьбе его матери, комиссия выделила денежные средства для отправки юноши в Москву на учебу в художественно-промышленное училище. Оно было основано в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым для подготовки художников декоративно-прикладного искусства и носило его имя. Ныне это Московская художественно-промышленная академия им. Г.С. Строганова. Затем последовала учеба в выпускавшем археологов и архивистов Московском археологическом институте (в 20-е годы ХХ века вошедшем в состав МГУ).
Виртуальная выставка «Андрей Аркадьевич Пупарев (1880-1962). Часть I.
Медальон «Сталинград» (из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств)
На недавно завершившейся в залах нашего музея выставке «Память о войне», среди немногих произведений декоративно-прикладного искусства экспонировался фарфоровый медальон «Сталинград», созданный в 1949 г. художником Андреем Аркадьевичем Пупаревым (1880, Орел-1962, Москва) (о творчестве которого будет рассказано во II части виртуальной выставки).
«Онлайн-панорама графических работ народного художника СССР А. И. Курнакова, созданных для диорамы «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года». Филиал ОМИИ Картинная галерея народного художника СССР А. И. Курнакова».
На выставке представлены 4 графических «картона» - подготовительных эскиза к диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», созданной Андреем Ильичом Курнаковым. Представленной, в открытом 5 августа 1983 года, в 40-летнюю годовщину освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков, музее-диораме (сейчас Военно-исторический музей) и посвящённой главному экспонату, самой диораме. В ней отражено начало наступления Советских войск на Орловском направлении 12 июля 1943 года на реке Зуше в районе Малое Измайлово – Вяжи под Новосилем в 90 км от Орла. При создании диорамы перед художником стояла сложная задача: как показать битву, чтобы выразить ее художественный образ, через отдельный эпизод. С 1971 года Курнаков работал над эскизами к диораме. Часть из них экспонируется в Филиале БУКОО "ОМИИ" "Картинная галерея народного художника СССР А. И. Курнакова".
Представленные в данной виртуальной экспозиции рисунки были созданы в 1979-1981гг. Художник использовал классические материалы, которые применяются для подобного рода работ: бумага, уголь, тушь, перо. Каждый монохромный «картон» является самостоятельным произведением. Размеры листов имеют более метра по каждой из сторон, но являются разными по формату. Поэтому, для организации данной панорамной-модульной экспозиции были выбраны фрагменты, наиболее ярко отражающие основной композиционный, эмоциональный накал и общую логическую последовательность, соответствующую окончательному произведению - диораме. Подвижная модульная виртуальная конструкция усиливает впечатление динамики боя и движения изображённых участников. Главной идеей выставки было желание не только показать произведения постоянной экспозиции одного из филиалов музея, а дать возможность зрителю почувствовать себя участником событий. Выставка является знаковой, поскольку посвящена памяти художника-фронтовика Андрея Ильича Курнакова и 75-летию Великой Победы!