«Русские православные храмы в пейзажном наследии А.И. Курнакова», посвящённая 105-летию со дня рождения Народного художника СССР А.И. Курнакова.
18 октября 2021 года исполняется 105 лет со дня рождения Андрея Ильича Курнакова Народного художника СССР, профессора Орловского государственного университета, действительного члена Российской Академии художеств. Известный орловский живописец, работал в различных жанрах изобразительного искусства. Мастерство Курнакова-портретиста было высоко оценено – художник был удостоен Государственной премии РСФСР им. Репина, его работы экспонировались на республиканских, всесоюзных и международных выставках. Пейзаж, наряду с портретом, тематической картиной, нашёл своё отражение в творчестве Андрея Ильича. Полотна Курнакова открывают просторы Орловского края с его знаменитыми литературными местами, связанные с именами И.С. Тургенева, И.А Бунина, А.А. Фета.
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «А.А. ПУПАРЕВ (1880-1962). ЧАСТЬ III. ЛИСТ ИЗ СЕРИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К УЗБЕКСКИМ СКАЗКАМ ИЗ ФОНДОВ ОМИИ».
Художественная деятельность Андрея Аркадьевича Пупарева, представленная в двух предыдущих частях виртуальной выставки миниатюрными живописными композициями на фарфоровых медальонах, в которых отразились значимые этапы жизни Страны Советов, не ограничивалась одной лишь сферой декоративного искусства.
Об интересном опыте его работы в области книжной иллюстрации свидетельствуют несколько графических листов, находящихся в собрании Орловского музея изобразительных искусств. Это часть серии иллюстраций к узбекским народным сказкам, которая была выполнена в 1938 году, на плотной бумаге, в технике акварели. В последние годы эти листы несколько раз экспонировались на музейных фондовых выставках.
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
Виртуальная выставка
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
(Из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).
Виртуальная выставка «Андрей Аркадьевич Пупарев (1880-1962). Часть II.
Три эпизода из жизни страны советов на фарфоровых медальонах из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств
О художнике Андрее Аркадьевиче Пупареве известно совсем немного. Он родился в 1880 году, в Орле, в семье секретаря Орловского статистического комитета, члена Орловской ученой архивной комиссии, краеведа и архивиста Аркадия Гавриловича Пупарева (1823-1894). В последние годы своей жизни глава семейства получал очень скромную пенсию. После его смерти вдова и дети оказались в бедственном положении. Архивная комиссия старалась предоставить им посильную помощь. Андрей, проявлявший способности к искусству, несколько лет получал денежное пособие. По просьбе его матери, комиссия выделила денежные средства для отправки юноши в Москву на учебу в художественно-промышленное училище. Оно было основано в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым для подготовки художников декоративно-прикладного искусства и носило его имя. Ныне это Московская художественно-промышленная академия им. Г.С. Строганова. Затем последовала учеба в выпускавшем археологов и архивистов Московском археологическом институте (в 20-е годы ХХ века вошедшем в состав МГУ).
Виртуальная выставка «Андрей Аркадьевич Пупарев (1880-1962). Часть I.
Медальон «Сталинград» (из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств)
На недавно завершившейся в залах нашего музея выставке «Память о войне», среди немногих произведений декоративно-прикладного искусства экспонировался фарфоровый медальон «Сталинград», созданный в 1949 г. художником Андреем Аркадьевичем Пупаревым (1880, Орел-1962, Москва) (о творчестве которого будет рассказано во II части виртуальной выставки).
«Онлайн-панорама графических работ народного художника СССР А. И. Курнакова, созданных для диорамы «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года». Филиал ОМИИ Картинная галерея народного художника СССР А. И. Курнакова».
На выставке представлены 4 графических «картона» - подготовительных эскиза к диораме «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года», созданной Андреем Ильичом Курнаковым. Представленной, в открытом 5 августа 1983 года, в 40-летнюю годовщину освобождения Орла от немецко-фашистских захватчиков, музее-диораме (сейчас Военно-исторический музей) и посвящённой главному экспонату, самой диораме. В ней отражено начало наступления Советских войск на Орловском направлении 12 июля 1943 года на реке Зуше в районе Малое Измайлово – Вяжи под Новосилем в 90 км от Орла. При создании диорамы перед художником стояла сложная задача: как показать битву, чтобы выразить ее художественный образ, через отдельный эпизод. С 1971 года Курнаков работал над эскизами к диораме. Часть из них экспонируется в Филиале БУКОО "ОМИИ" "Картинная галерея народного художника СССР А. И. Курнакова".
Представленные в данной виртуальной экспозиции рисунки были созданы в 1979-1981гг. Художник использовал классические материалы, которые применяются для подобного рода работ: бумага, уголь, тушь, перо. Каждый монохромный «картон» является самостоятельным произведением. Размеры листов имеют более метра по каждой из сторон, но являются разными по формату. Поэтому, для организации данной панорамной-модульной экспозиции были выбраны фрагменты, наиболее ярко отражающие основной композиционный, эмоциональный накал и общую логическую последовательность, соответствующую окончательному произведению - диораме. Подвижная модульная виртуальная конструкция усиливает впечатление динамики боя и движения изображённых участников. Главной идеей выставки было желание не только показать произведения постоянной экспозиции одного из филиалов музея, а дать возможность зрителю почувствовать себя участником событий. Выставка является знаковой, поскольку посвящена памяти художника-фронтовика Андрея Ильича Курнакова и 75-летию Великой Победы!
Page 2 of 2