10 лет назад, 5 января 2010 г., не стало замечательного русского пейзажиста, Народного художника России, Кима Николаевича Бритова. Три дня не дожил он до своего 85-летия и персональной юбилейной выставки, к которой деятельно готовился целый год, написав множество новых произведений. Этот великий труженик до конца жизни не расставался с кистью и за шесть десятилетий создал свыше трех тысяч картин и этюдов. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях России, Кореи, США, Германии, частных отечественных и зарубежных собраниях.

   Он родился 5 января 1925 г. во Владимирском крае, в небольшом текстильном городке Собинка; детские годы провел в Коврове, где отец возглавлял прядильно-ткацкую фабрику. В 1938 г. родителей арестовали как «врагов народа», и Ким с сестрой перебрался к старшему брату во Владимир. В 1943 г. он добровольцем ушёл на фронт; служил в артиллерийской разведке, был тяжело ранен; брал Берлин, участвовал во встрече на Эльбе. Его героизм отмечен боевой медалью «За Отвагу».

   С войны вернулся инвалидом. Решил осуществить детскую мечту – стать художником; поступил во Мстёрскую художественно-промышленную школу, обогатившую его бесценными знаниями о старинной иконописи и народном искусстве. Но ему не довелось стать мастером мстёрской миниатюры: раненая рука не позволяла писать тонкими кисточками. Он оставил учебу и начал посещать во Владимире художественную студию при Доме народного творчества, выбрав путь художника-станковиста.

   Его творческая жизнь началась в 1950-е гг.; она связана с зародившимся в те годы необычным новым явлением в отечественном искусстве, получившем название «владимирская школа живописи». Она объединила ряд талантливых самобытных пейзажистов-единомышленников, не вмещавшихся в рамки «соцреализма». Одним из ее основателей и идейных вдохновителей стал Ким Николаевич Бритов. Живопись «владимирцев» была непривычно декоративна, поражала упрощенной лубочностью, предельной яркостью цвета и вызывала ассоциации с творчеством импрессионистов и фовистов.  Они предпочитали писать простые естественные природные мотивы, деревянные сельские домики, старинную архитектуру, храмы, монастыри. Их ругали критики, им даже грозило исключение из Союза художников. А зрители и коллекционеры оценивали их произведения совершенно иначе. И далеко не сразу пришло официальное признание и слава.

   К.Н. Бритов был удостоен Золотой медали Академии художеств РФ, Золотой Пушкинской медали; стал первым Лауреатом премии И.И. Левитана (очень любимого им художника); был почетным гражданином города Владимира. Это подлинно народный, национальный русский живописец, понимавший душу русской природы, воспевавший мощь и красоту родной земли. Энергетика чистых звенящих красок, сочных удивительно живых, скульптурно-пастозных мазков, ясность композиционных построений, декоративная стилизация, доброта и жизнерадостность, отличающие его работы, пришлась по душе и многим в Орле, когда много лет назад здесь, в Картинной галерее (ныне Музей изобразительных искусств), проходила его персональная выставка. Тогда же пять произведений художника пополнили ее коллекцию. Сегодня представляем три из них.

  Пейзажи Бритова очень эмоциональны и обладают редким свойством, от которого может перехватить дыхание – так захочется в них «присутствовать, погружаясь в происходящее в природе. Взбежать по протоптанной в роскошном снежном покрове дорожке на пригорок к крепким добротным уютным бревенчатым домикам, съехать вниз на лыжах, поваляться в снегу, слепить снежную бабу, поиграть в снежки, любоваться синью неба, переливами голубовато-фиолетовых, розоватых и золотистых рефлексов и теней на пронзительно белом снегу («В конце зимы». 1984). А когда всматриваешься в натурный этюд «Весенняя лужа» (1975), - кажется вдыхаешь свежий и влажный весенний воздух, наполненный новыми волнующими запахами; чувствуешь мягкое тепло робких солнечных лучей; слышишь шорох сползающего с крыши снега. Ким Николаевич любил писать русскую природу во все времена года, и в каждом из них в его работах она удивительно хороша. Но едва ли не больше всего завораживает «бритовская» осень с царственным великолепием сияющей золотой листвы на фоне небесной лазури («Осенний ветер». 1983).

 Ким Николаевич был хорошо знаком с Народным художником России, Андреем Ильичем Курнаковым. Этим двум, страстно любящим Россию художникам-фронтовикам, просто суждено было подружится. В 1979 г. Андрей Ильич написал «Портрет Кима Бритова», ныне хранящийся Национальной галерее республике Коми, а в 1984 г., повторил его композиционно, включив в «Групповой портрет владимирских живописцев». Из жизни два мастера ушли почти одновременно. Андрея Ильича не стало 7 февраля того же 2010 года. 

Память о замечательном владимирском художнике увековечена несколькими мемориальными досками; в его честь проводится Международный пленэр имени Кима Николаевича Бритова, завершающийся выставками. По стопам отца пошла и дочь мастера, - Наталья Кимовна Бритова; известный владимирский пейзажист, заслуженный художник России.

 

  1. «К. Н. Бритов. Фото.
  2. В конце зимы». 1984. Орловский музей изобразительных искусств.
  3. Весенняя лужа». Этюд. 1975 . Орловский музей изобразительных искусств.
  4. « Осенний ветер». 1983 . Орловский музей изобразительных искусств.
  5. К. Н. Бритов. Фото.
  6. А.И. Курнаков «Художник Ким Бритов». 1979 . Национальная галерея республики Коми.

 

  

 

2 января с 10:00-21:00

3 января с 10:00-18:00

4 января с 10:00-18:00

5 января с 10:00-18:00

6 января - выходной

7 января - выходной

8 января с 10:00-18:00

Касса закрывается за час до окончания работы музея!

адрес ул. Октябрьская, 29

тел. для справок 76-27-41, 76-05-86.

С Новым годом и Рождеством!

31.07.2019 года в Орловском музее изобразительных искусств - САНИТАРНЫЙ ДЕНЬ!

Сегодня музей закрыт для посещения!

Приносим извинения за неудобства!

День России — это праздник любви и уважения к Родине, символ национального единства! Для каждого человека Родина начинается там, где он родился, где живет, учится и работает. От всех нас, от наших общих усилий, интеллектуальных и творческих достижений зависят настоящее и будущее страны. Желаем вам, дорогие друзья, доброго здоровья, благополучия и успехов!

12.06.2019 День России -выходной день в Орловском музее изобразительных искусств!

Дорогие друзья, Орловский музей изобразительных искусств сердечно поздравляет вас со знаменательными датами нашей страны 1 и 9 мая!
И приглашает посетить музей в дни майских праздников по расписанию:
3, 4, 5, 7, 8,10, 11 мая - с 10:00 до 17:00
9 мая -с 10:00 до 20:00
(1, 2, 6-выходной)
Адрес: г.Орел, ул.Октябрьская, 29 
Телефон: +7(4862)76-05-86, +7(4862)76-27-41

 

27 марта 2019 года «Санитарный день» Орловский музей изобразительных искусств закрыт для посетителей. Приносим свои извинения.

 

Орловский музей изобразительных искусств расположен в центральной части города, вблизи исторического «Дворянского гнезда». Занимает бывшее здание Дома политического просвещения, построенное в 1959 году по типовому проекту («неоклассицизм»). В 1990 году осуществлена его частичная реконструкция по проекту кандидата архитектуры В.И. Ревякина. Здание является памятником истории и культуры регионального значения. Начало собрания связано с именем оперного певца А.Н. Николаева (1836–1904), пожертвовавшего свыше двухсот художественных произведений в Орловский губернский музей в 1898–1903 годах. Помимо этого значительного дара, многочисленные пожертвования внесли лица разных званий и сословий. Так сформировался первый в Орловском крае общедоступный музей.

Николаев Антон Николаевич: 1836, Карачев. у. Орлов. губ., ныне Брян. обл. — 31.3(13.4).1904, Карачев — арт. оперы (лирич. тенор), камерный певец. Учился во 2-й моск. гимназии, окончил Петерб. ун-т. Пению обучался в Италий, где дебютировал в 1861 в "Фаворитке". В сент. 1866 дебютировал в партии Князя ("Русалка", подготовил под рук. А. Даргомыжского, к-рый назвал певца "своим единственным Князем") на сцене моск. Большого т-ра, позднее пел в петерб. Мариинском т-ре. Гастролировал в Киеве (1868), Одессе, Лондоне (лето 1874). Обладал "компактным" голосом баритонального тембра, сцен. дарованием. Исп. отличалось естественностью, задушевностью. 1-й исп. в Киеве партии Князя ("Русалка" А. Даргомыжского). Лучшие партии: Собинин, Эдгар, Фауст ("Фауст"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Лионель ("Марта, или Ричмондский рынок"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"). Партнеры: Д. Леонова, А. Меньшикова, О. Петров. Оставив оперную сцену, с 1874 вел с большим успехом конц. деят-сть. В камерном репертуаре, отличавшемся худож. вкусом и строгим отбором произв., с особым мастерством исп. романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского (композитор посвятил ему романс "Нет, никогда не назову", ор. 28 № 1, 1875). В 1875 принял участие в концерте РМО п/у Э. Направника, в к-ром исп. сольную партию в отрывках из оперы "Троянцы" Г. Берлиоза. Преподавал в Моск. муз.-драм. уч-ще (проф.), затем в Киеве и Одессе. Ученики: С. Гарденин, В. Гнучева, В. Карелин, Н. Миллер, П. Оленин. Автор романсов на сл. А. Дельвига, Н. Некрасова и собственные (особой популярностью пользовался его романс "Няня"). Сост. сб-ов: Биография русских поэтов; 40 русских народных песен.— Милан. 1862 (на итал. яз.).

18 февраля 1919 года коллегия по охране памятников искусства и старины при Губернском Отделе Народного образования, которую возглавлял Маренков, была преобразована в губернский подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины, "заведовать которым пригласили школьного работника 8 советской школы художника Петра Сергеевича Ткачевского". В мае 1921 года с преобразованием комитета по охране предметов искусства и старины в губмузей Ткачевский  назначен  заведующим Орловским губмузеем с сохранением должности заведующего художественно-историческим музеем, а постановлением Наркомпроса от 17февраля 1925 года определен директором Орловского государственного объединенного музея с тремя отделениями: историко-художественным ( 1919 год), тургеневским     (1918 год), естественно-историческим (1920 год). Таким образом,  национализированные и поступившие из бывших музеев коллекции получили новую типологию, отражающую состав собраний и развитие современных отраслевых потребностей. Каждый музей размещался в отдельном здании: художественный - во дворце бывшего великого князя Михаила  Александровича на Борисоглебской улице, 34, естественный - в здании бывшей уездной земской управы на Борисоглебской, 21, литературный – в доме, принадлежавшем семье вице-губернатора Н.П.Галахова, на улице Садовой, 10. Заведующий губмузеем контролировал деятельность уездных  музеев. Фактически возглавивший музейную  работу  в  крае энергичный Петр Сергевич Ткачевский имел хорошую профессиональную  подготовку, знал историю культуры края и  людей,  ей  служащих.  По  всем статьям он был готов взять на себя миссию по спасению  "для  России массы художественных исторических предметов из усадеб и самого Орла".

1 мая 1919 года для публики был открыт Орловский историко-художественный музей с собранием более 12 000 экспонатов на основе объединения губернского и церковно-историко-археологического музеев, который возглавил П.С. Ткачевский  (1880–1966). Историко-художественный музей разместился во дворце бывшего великого князя Михаила Александровича по  ул. Борисоглебской,  34. "Здание каменное в хорошем состоянии с центральным отоплением и электрифицированное. Площадь всей  земли,  занимаемой  музеем  со всеми строениями, садом  и  цветником, - 1275  кв.саженей.  <...> Комнаты вполне отвечают  требованиям  современного  музееведения, они высоки с массой света".

П.С.Ткачевский родился 27 июня (9 июля)  1880  года  в  селе Дятьково Брянского уезда Орловской губернии (ныне Брянской области).  Окончил  сельскую школу (1894),  Московское  художественно-промышленное (Строгановское) училище (1907) и  Московский   археологический институт.В анкетах указывал две профессии: художник, археолог. Слушателем археологического института фотографировал в г.Брянске торжества, посвященные  200-летию  Полтавской битвы, а на заседании ученой  архивной  комиссии  рассматривалось заявление П.С.Ткачевского об оказании ему совета для приведения в исполнение поручения профессора  Д.Я.Самохвалова  о  раскопках  в Орловской губернии (8).  В 1909-1911 годах состоял  учителем  рисования  в  Орловской частной  женской  гимназии  М.А.Аблецовой  и  А.Л.Байковской. В 1911-1918 годах преподавал рисование в Орловской 1-й мужской  гимназии, некоторое время - в мужском частном  коммерческом  училище А.Г. и К.А.Томашевских, в  1914-1917  годах  заведовал  столярной мастерской при Доме трудолюбия. С сентября 1918 года  до  февраля 1919 года работал учителем 8-й советской школы 1 и 11 ступеней (в помещении бывшего Орловского Бахтина кадетского корпуса). Являлся членом Орловской ученой архивной комиссии, Орловского общества любителей изящных искусств и экспонентом выставок, устраиваемых ООЛИИ, а также членом Орловского церковного историко-археологического общества.  В 1912 году из действительных  членов  этого  общества был избран его почетным членом. Несмотря на многие выполняемые Петром Сергеевичем обязанности, главным делом его жизни был  историко-художествеенный  музей.

В 1932 году в Орле был создан краеведческий музей с художественным отделом, на базе которого в 1957 году была образована Орловская картинная галерея. К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции Совет Министров РСФСР принимает решение об организации в городе Орле картинной галереи. Галерея открылась 5 декабря на 2 -м этаже здания «Торговые ряды» по адресу ул. Сталина, д. 1. Основателями галереи по праву можно считать орловских художников: Игоря Ароновича Круглого(директора), Константина Сергеевича Андросова (первого главного хранителя) и Андрея Ильича Курнакова.

Игорь Аронович Круглый (7 марта 1923, Брянск — 14 июля 2013) — советский и российский искусствовед, кандидат искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии Художеств. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1957—1963 годах активно включился в художественную жизнь г. Орла, став одним из инициаторов, создателем и директором Орловской областной картинной галереи. В эти же годы неоднократно избирался председателем Правления Орловской организации Союза художников России, руководил кафедрой Орловского государственного института. И. А. Круглый — известный отечественный искусствовед, посвятивший свой творческий интерес, свои труды изобразительному искусству центральных областей России — Орла, Воронежа, Курска.

Разнообразный и богатый опыт работы в разных сферах, общение с крупнейшими художниками современности, живое соприкосновение с произведениями мастеров и глубокое проникновение в их творчество снискали И. А. Круглому широкую известность в среде художественной общественности. Его наследие — свыше 20 книг (в том числе 2 монографии и ряд альбомов о живописи С. и А. Ткачевых) и более 100 статей — это весомый вклад в отечественную науку об искусстве.

В 1990-м году решением Орловского обкома КПСС галерея получила новое здание – бывший «Дом политпросвещения» на ул. Октябрьской, д. 29 и новый статус Орловский музей изобразительных искусств. 20 ноября 1992 года после ремонта и реконструкции музей открыл свои двери для посетителей.

#МузейОтцыоснователи

 

#Алабин195

 

#СоюзмузеевРоссии

 

#КультураРФ

 

#Основатели

 

#orelmuseumizo

8 марта 2019 года в Орловском музее изобразительных искусств. 9 и 10 марта 2019 года музей будет работать в соответствии с расписанием!

 

Газета Орловский вестник о выставке "Взгляд" в Орловском музее изобразительных искусств. Статья "Глазами Анри Матисса" 2019-01-18 Автор: Ольга Шевлякова

Яркость цветов, простота техники, экспрессия – пожалуй, определяющие свойства картин французского художника Анри Матисса. Провокатор, работы которого отличались «диким» характером, он сначала не был понят и принят публикой, а затем удостоился сомнительной славы «салонного» живописца. Матисс долго искал свой уникальный стиль, спорил и конкурировал с Пикассо, наконец, когда не в состоянии был держать в руках кисть, взялся за ножницы и разработал новую технику, одну из разновидностей декупажа… Читать далее по ссылке:

http://vestnik57.ru/glazami-anri-matissa/