Из цикла «Нетленная поэзия во взоре»
«Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ»
К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)
В один из самых сложных моментов жизни А.С. Пушкина его неожиданным собеседником и наставником стал влиятельный митрополит (с 1826 г.) Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) (1782–1867), выбравший для диалога с великим русским поэтом стихотворный стиль.
На имеющейся в ОМИИ копии прижизненного портрета митрополит Филарет еще молод, его лицо озарено умной улыбкой, кожаный фолиант и четки в руках говорят об учености и молитвенном усердии святителя, белый клобук которого украшает высочайше жалованный бриллиантовый крест.
Поступивший в собрание из Орловского краеведческого музея в 1957 году, этот небольшой (22,5х17,5 см) портрет маслом на картоне, имеет несколько аналогов в музеях России и восходит, по-видимому, к работе неизвестного художника 1830-х годов. Молодой архиерей сидит вполоборота слева-направо, проницательно глядя прямо на зрителя; руки владыки с утонченными кистями подчеркивает белая изнанка рясы. На груди митрополита крест и три орденские звезды: Св. Владимира 2-й степени (удостоен в 1813 г., минуя низшие ступени), Св. Анны 1-й степени (1818 г.), Святого Александра Невского (1823 г.), Святого Равноапостольного князя Владимира первой степени Большого креста (1839 г.).
Лицо прописано тонко, лессировками, с ориентацией на академический стиль, но явно провинциальным художником. Манера письма, проникновенно лирическая трактовка образа и характерная улыбка на лице модели относятся к характерным признакам портретной живописи русского романтизма первой трети XIX столетия.
Темой заочного поэтического диалога святителя с Пушкиным стал поиск цели и смысла жизни, ее духовных истоков. Религиозно-нравственные переживания были в целом свойственны поэзии пушкинского времени. В творчестве самого поэта его юношеский условно-меланхолический стиль, сложившийся под влиянием французских элегий и лирики Жуковского, в 1818–1820 гг. смешался с «байроническим» стилем, с напряженностью и красками романтизма. К 1824 г. поэт признается в увлечении «атеистическими учениями», пишет кощунственные сатирические стихотворения и скандальную поэму «Гавриилиада».
Выходило так, что с годами не только возрастала поэтическая слава А. Пушкина, но его репутация и благонадежность стали вызывать серьезные вопросы у правительства и в обществе. Последующие события во многом стали следствием его поступков и взглядов: дело декабристов, полицейский надзор, неудачное сватовство, попытка выехать за границу и высочайший отказ в этом, выезд на фронт с действующей армией и последующее вынужденное переселение в безопасный Тифлис… В этот же период Пушкин работает над романом «Евгений Онегин».
В 1828 году в день своего 29-летия поэт пишет упадническое по настроению стихотворение:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
26 мая 1828 г.
Это стихотворение было опубликовано только в 1830 г. Его рукопись оказалась у друга Пушкина, Елизаветы Михайловны Хитрово, дочери М.И.Кутузова, которая, очевидно, беспокоясь за поэта, поспешила ознакомить с этим произведением усердного молитвенника, митрополита Филарета. Владыка отреагировал мгновенно и неожиданно. Исполняя долг архипастыря и памятуя призыв апостола Павла «сделаться» «для всех всем», «чтобы спасти кого можно» (1Кор. 9:22), митрополит Филарет отвечает поэту стихами, причем от лица его самого, а не со стороны назидающего священника. Он «отзеркаливает» «Дар напрасный» Пушкина в форме псевдо-палидо́нии (от греч. ”обратно” и ”песнь”), сохраняя его же ритм и стиль:
Не напрасно, не случайно
Жизнь судьбою мне дана,
Не без правды ею тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Вариант, опубликованный Сушковым.
Елизавета Михайловна поспешила уведомить поэта о полученном ответе, приглашая Пушкина к себе. Но тот медлил, иронично отметив «большой успех» (с фр.) со стороны церковного иерарха к своим «скептическим куплетам». Возможно, причиной такой горькой усмешки с его стороны были юношеские воспоминания о Филарете, остроту суждений которого не раз отмечали современники.
Показательно изображение святителя с еще юным лицеистом Пушкиным на картине И.Е. Репина во время экзамена («акта») в Царском Селе 8 января 1815 г. Тогда еще в сане архимандрита Филарет присутствовал в составе комиссии на итоговом испытании по русской словесности. И именно Филарета, ректора С.-Петербургской Духовной Академии с 1812 г., среди восторженного собрания и яркой палитры Репин контрастно выделяет темным пятном с крестом на груди (заменяя белый праздничный клобук на черный), отмечая при этом усмешку, которую владыка, отвернувшись, прячет от вдохновенного лицеиста.
http://www.art-catalog.ru/data_picture_2020/picture/24/7187.jpg
Сохранилось авторское повторение картины с экзаменом в лицее, даже более значительное по размеру, чем первоначальный вариант (203х398 см), где Филарет изображен в белом митрополичьем клобуке, с бриллиантовым крестом и орденами. Эта картина участвовала в одной из выставок передвижников, а в 1933 г. была приобретена первым президентом Чехословакии и находится в Праге. Но в этом варианте митрополит – уже седовласый старец, что не соответствует исторической действительности, однако ироничная усмешка персонажа-оппонента сохранилась.
Теперь уже заочное обращение к поэту митрополит завершает видоизмененной фразой 50-го псалма: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови». Очевидно, опытный духовник коснулся сокровенных и наиболее уязвимых струн души гения современности. Объяснив, что не имеющий общения с Творцом «страждет собою», владыка нашел слова, заставившие Пушкина «прийти в себя».
Получив это проникновенное послание, Александр Сергеевич отметил «умилительную простоту» «истинного красноречия» «московского Златоуста», как называли Филарета. Поэта охватывает покаянное чувство, он, как никогда скоро, пишет стихотворный ответ владыке, публикацией в «Литературной газете» обращая его в своеобразную исповедь «на миру»:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей…
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
19 января 1830
Икона святителя Московского Филарета с житийными клеймами.
Иконописная мастерская преподобного Алипия Печерского (Москва). 2019.
Церковь Всех скорбящих Радости на Ордынке. Общий вид, фрагмент.
https://www.st-alipy.ru/upload/iblock/800/25.-Ikona-s-obrazom-Svt.Filareta_Drozdova_._min.jpg
Пушкинский вебинар 1 февраля 2024 г.:
https://www.youtube.com/watch?v=INCm2JOOICc
В момент нахождения в критической точке, склоняясь к безысходности, Пушкин, благодаря деятельному участию близкого и неожиданно для него близкого, опытного и талантливого человека, смог выйти из духовного кризиса. Этот судьбоносный для поэта эпизод отражен в единственной иконе, на которой изображен А.С. Пушкин – в житийной сцене образа святителя Филарета Московского: олицетворяя собой творческий гений, он облачен в античную тогу и увенчан лавровым венком. Надпись вверху взята из акафиста святителю Филарету: «Пиит славный/ благодатным глаголом твоим/ вразумлен быв».