«Болдинская осень». Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова.
- Информация о материале
images/грамота_Академии_Российской_Словесности.jpg
Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Женскую красоту и обаяние воспевали на страницах своих произведений многие поэты и писатели XVIII и XIX веков. Литература девятнадцатого века применяла к образам женщин эпитет "пленительные». Женщина – идеал красоты, источник вдохновения, счастья, настоящая Муза для поэтов и художников. А. С. Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, нежные и робкие, любящие и верные, простые и скромные, при этом полные благородства и достоинства. Поэт не наделяет героинь конкретными чертами, не вырисовывает в деталях их портреты, скорее, изображает свои личные переживания и ощущения, свое собственное восприятие их, образы их собирательные, у них нет прототипа. Но ни один художник не смог обойти вниманием, созданные поэтом эти пленительные образы. Не составил исключение и Андрей Ильич Курнаков.
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты (А.С. Пушкин)
Три поэтичных женских портрета кисти А.И. Курнакова ("Портрет О.В." 1992.Холст на картоне, темпера," С Днем рождения, Натали!" 1999 г. Холст на картоне, смеш. техника, "А.Л. Невидова в роли Сони" 1999 год, Холст на картоне, темпера, хранящиеся в филиале ОМИИ музее "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова")
экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Москве в 1999году –
в год 200-летия поэта.
images/медаль.jpg
На фото награда А.И. Курнакова: медаль и грамота Академии Российской Словесности.
Фрагмент фильма, «Болдинская осень»- Всероссийская художественная выставка,
Центрального телевидения, автор - Нинель Шахова.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 14.
- Информация о материале
Заметным явлением художественной жизни Орла первых послевоенных лет стала областная выставка 1947 года, она посвящалась тридцатой годовщине Великого Октября. На ней А.И. Курнаков представил картины «Завоеватели» и «Портрет депутата Верховного Совета СССР Н.А. Коровецкой».
Отзывы об этих произведениях были положительными, однако сам автор на работах этой выставки особенно остро почувствовал, что ему недостает профессиональных навыков для осуществления своих новых творческих планов. Он делает единственно верный для себя выбор: учиться, совершенствовать свое мастерство.
Спустя много лет, когда Андрею Ильичу задали вопрос, что сыграло решающую роль в его творческом росте, он, не задумываясь, ответил: «В моей зрелости как художника послевоенного времени были три ступени: республиканская студия повышения квалификации художников, руководимая Б.В. Иогансоном, «Академическая дача» и художественный институт. Все они по-разному, дополняя друг друга, помогли мне обрести ту уверенность, которая позволила потом двигаться дальше».
Первая возможность поработать под руководством одного из крупнейших мастеров советского искусства Б.В. Иогансона представилась в 1947 году, когда в Москве была создана студия повышения профессионального мастерства для художников краев и областей РСФСР.
Вот как вспоминал Курнаков о студии. «1947 год. Руководители «Всекохудожника» организовали в Москве Центральную студию повышения квалификации художников РСФСР.
Минуло двадцать лет, и мы с благодарностью вспоминали тех людей, которых уже сейчас нет с нами, тех, кто стоял у колыбели возрождения послевоенного искусства. Долгих четыре года, одни, а многие и больше тосковали по любимому делу.
И вот - Центральная студия. Она расположилась в одной из московских средних школ, напротив филиала МХАТа.
Волнение, которое я испытывал в то далекое время, видимо, охватывало всех, кто приезжал заниматься в студию. Ведь мы хотели учиться у маститых художников и теоретиков, имена которых были уже прославлены. Борис Владимирович Иогансон, Александр Михайлович Герасимов, Ефим Михайлович Чепцов... Историю искусства читал Виктор Михайлович Лобанов, лекции по технологии живописи слушали у Алексея Алексеевича Рыбникова.
Для нас, фронтовиков-студийцев, все было интересно и любопытно: и интеллигентность педагогов, их манера и поведение во время работы, их беседы и лекции».
В студии было две мастерские. Одну из них возглавлял Б.В. Иогансон (1893-1973), другую А.М. Герасимов. Курнаков избрал мастерскую Иогансона. Художник этот больше ему импонировал как живописец, автор широко известных исторических картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе».
За сравнительно короткое время пребывания в студии Курнаков смог почерпнуть столько нового для себя, сколько раньше могло быть усвоено лишь за многие годы.
Иогансон приходил в мастерскую почти ежедневно и с каждым студийцем работал индивидуально.
Не случайно «из всех основ основой» считал Иогансон рисунок. Он стремился к тому, чтобы студийцы, занимаясь живописью, отдавали максимум усилий и рисунку.
В 1946 году Курнаков задумал свою первую большую картину на историческую тему – «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе».
То, что в орловской тюрьме, имевшей известность своим особо строгим режимом, находился в заключении Дзержинский, было историческим фактом. Но мысль о создании картины была связана еще и с впечатлениями от рассказов матери о первой русской революции и причастности отца к подпольной деятельности большевиков. В Центральной студии художников РСФСР в Москве Курнаков продолжил разработку эскиза. И если на первых порах были сомнения в своих возможностях (справится ли со столь ответственной задачей?), то общение с Иогансоном, его беседы о методах работы над картиной, наконец, просто влияние этого крупного художника на студийцев сделали свое дело. Уже в студии Курнаков представил на суд товарищей и педагога первый вариант картины.
Картина не была свободна от некоторых недостатков. Все они были отмечены на просмотре. Но, подвергнув картину критике, Иогансон, тем не менее, особо отметил способности живописца и рекомендовал заключить с ним договор для завершения картины. Одновременно высказал предложение дать А. Курнакову опытного художника - консультанта.
В 1948 году А.И. Курнаков, автор картины «Ф.Э. Дзержинский в Орловском централе», был вызван в Москву, где ему «Всекохудожником» была предоставлена мастерская. Руководить работой стал известный советский живописец Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993), о котором А.И. Курнаков вспоминает с большой теплотой и благодарностью за оказанную помощь.
В отличие от первого варианта, размер нового полотна был значительно увеличен. Некоторые изменения претерпела композиция картины, появилось больше пространства, глубины. Но главное отличие заключалось в том, что в ней был сделан серьезный шаг к завершенности. Сказался метод работы над картиной, когда к каждому портретному образу, к интерьеру, а подчас и небольшим деталям писалось по нескольку подготовительных этюдов. Произведение стало более достоверным, оно убеждало глубиной своих образов. Не случайно картина была включена в экспозицию республиканской выставки художников РСФСР в Москве, а её автор решением Президиума правления «Всекохудожника» удостоен Почетной грамоты. Тогда же Курнаков был принят кандидатом в члены Союза художников СССР.
Источник: И.А. Круглый «Андрей Курнаков. Этюды» - Орел: Издательство «Вешние воды», 2008.
Этюд к картине "Жандарм." 1948. Холст на картоне, масло
Этюд к картине "Камера Дзержинского". 1948. Холст на фанере, масло
Материал подготовили: научные сотрудники филиала БУКОО ОМИИ "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова" И.Е. Барсукова и Е.А. Гущина
Андрей Курнаков. Художник земли Орловской.
- Информация о материале
25 октября 1944 года 30-ый отдельный штурмовой батальон форсировал реку Тиса у Венгерского города Хевеш. Он в течении восьми дней героически удерживал плацдарм до подхода основных сил Красной Армии. Из штатной численности спецконтингента 780 человек на 4 ноября боеспособных осталось всего 18. Среди них рядовой боец Красной Армии Курнаков Андрей.
А до этого …
До этого были детство и юность обычного орловского паренька, армейская служба, а в 1941 году – свадьба и длинная жестокая война, которая разбросала молодоженов в разные концы огромного советско-германского фронта. И только Победа в 1946 году после пяти лет разлуки соединила вновь рядового бойца «РККА» Андрея и капитана медицинской службы Александру Павловну. Но ни плен, ни ранения, ни смерть однополчан, ни разлука с дорогими ему людьми не ожесточили душу Андрея. А только заставили его жить, творить и любить за тех самых солдатиков из 30-го штурмового батальона, как и многих других, не доживших до Победы.
«Человек рождается, что бы трудиться»,-говорил Андрей Ильич. Это не слова – это красная нить, которая пронзила всю его жизнь и творчество. «АндрейИч» (так его называли друзья) прожил красивую, интересную жизнь сильного человека. Он любил людей, и они ему отвечали любовью, уважением, желанием дружить и общаться.
Он был прекрасным рассказчиком его мысли и воспоминания можно было слушать длинными ночами за рюмкой его «Курнаковки». Он тоже умел слушать. Впитывал все интересное. Умел отразить это в характерных чертах портретов людей, которых увековечил в своих работах. Он создал художественную Школу Орловщины, воспитал целую плеяду прекрасных мастеров. А Яна Потокина и Юрий Шатохин до последнего его дня работали вместе с УЧИТЕЛЕМ над давней мечтой диорамой «Гражданская война», которая была последней работой великого художника и бесценным его подарком городу.
Генеральный продюсер Геннадий Перелыгин.
ДИОРАМА «Прорыв обороны немецко-фашистских войск на Орловском плацдарме в июле 1943 года» (1983)
- Информация о материале
В конце 50-х годов руководство города задумалось над созданием в Орле диорамы, посвященной битве на Курской Дуге. С согласия Управления музеев и охраны памятников Министерства культуры РСФСР предполагалось поручить выполнение диорамы «Орловская битва» студии военных художников им. М.Б. Грекова, о чем имелась предварительная договоренность. Но этот замысел не был осуществлен, студия была на тот момент перегружена заказами. Исполком Горсовета обратился к опытным орловским художникам: А.И. и Л.И. Курнаковым, Г.В. Дышленко. Эти живописцы уже получили опыт соавторской работы, занимаясь росписью фойе нового кинотеатра «Победа». Художники, недавние фронтовики живо представляли картины боев и с большой готовностью взялись за дело. Георгий Васильевич Дышленко лично принимал участие в этом сражении, видел панораму боев с воздуха, знал многие детали. Его творческая натура была захвачена могучей темой, снова ожили в памяти скрежет металла, залпы огня, неистовая схватка светлых сил и мрака.
Сюжетом диорамы избрали начало прорыва обороны противника ударной группой войск Брянского фронта. Один из таких боев происходил на реке Зуше в районе села Вяжи в 90 километрах восточнее Орла 11-12 июля 1943 года. Художникам помогали научные сотрудники Орловского областного краеведческого музея. Они собирали и изучали материал, вели поисковые работы, переписку с военачальниками и штабами, управлениями, составляли описания объектов, вместе с художниками выезжали на места боев. Военным консультантом являлся генерал-майор А.Ф. Кустов – командующий 380-й стрелковой дивизией, героической участницы знаменитого прорыва.
Работа над монументальным произведением продолжалась около 2-х лет. Газета «Орловская правда» от 5 августа 1960 года сообщала: «Вчера в Орловском краеведческом музее состоялся просмотр диорамы, посвященной битве на Орловско-Курской дуге. В диораме отражен момент начала наступления советских войск у деревни Вяжи Новосильского района. Она создана коллективом орловских художников – А. Курнаковым, Г. Дышленко, Л. Курнаковым.
Созданию диорамы предшествовала большая исследовательская работа, в которой приняли участие научные сотрудники краеведческого музея и консультант – генерал-майор в отставке А. Кустов. Первые зрители тепло встретили эту коллективную творческую работу орловских художников».
Номер газеты стал историческим, он интересен тем, что весь посвящен городу. «Орел сегодня. Страницы фотолетописи», так называется большая передовица, написанная Главным архитектором города С. И. Федоровым. На каждой полосе помещены крупные панорамные фотографии, сделанные с борта самолета, – областная библиотека имени Крупской и сквер Гуртьева с молодыми липами, сквер Танкистов, еще без танка на пьедестале, только что построенный Дом Советов, вокруг которого пока нет современной площади Ленина, новый стадион «Орловские Лужники». Таким выглядел город через 17 лет после освобождения. Проделана гигантская работа по восстановлению, близится славное 400-летие города на Оке. Разве художники могли быть в стороне от этой общего энергичного трудового подъема! Тем более, художники – фронтовики…
Диорама была смонтирована в специально обустроенном помещении краеведческого музея, этот зал целиком посвящался Великой Отечественной войне. Работа выполнена масляными красками на холсте, имеет в длину 9 метров и в высоту 4 метра, натурный план занимал 10,8 квадратных метров. Перед зрителем раскрывается панорама сражения. На первом плане изображены советские пулеметчики, показано несколько ярких штурмовых сцен с рукопашными схватками. Разрывы мин, падающие пораженные осколками солдаты, горящий в воздухе подбитый немецкий самолет, создают правдивую картину боя.
И.А. Круглый отмечал: «Большое воздействие диорамы "Орловская битва" на зрителя – это прежде всего ее хорошо продуманное живописное решение и освещение. Передаче пространства способствует хорошо выполненный предметный план. Авторы успешно справились с передачей почти неуловимого перехода от бутафорских предметов к живописи на холсте. Это помогло создать в пейзаже эффект большой глубины». Сейчас в этом зале новая экспозиция. Художники-проектанты сохранили смысловое главенство диорамы, но отделили ее декоративным порталом и подиумом, с утратами части предметного плана, что значительно снижает силу восприятия.
С днём рождения, Филиал БУКОО "ОМИИ" "Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И.Курнакова!
- Информация о материале
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 12.
6 мая 2014 года мастерская Андрея Ильича Курнакова открыла свои двери для любителей искусства. Основу экспозиции составили произведения художника, созданные более чем за шестьдесят лет творческой деятельности, с середины 40 -х годов XX века по 2010 год, а также работы его коллег, друзей, учеников, произведения декоративно - прикладного искусства, фотографии, личные вещи А.И. Курнакова.
В этом году в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции в свой ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ музей конечно закрыт.
Дорогие друзья! Нам было бы приятно получить от вас рассказы, стихи, маленькие эссе с впечатлениями о посещении нашего музея.
Юным художникам предлагаем нарисовать "Праздничный натюрморт" с красивой посудой, фруктами, сластями. Напоминаем юным художникам что такое натюрморт. "Натюрморт" - слово французское, и значит буквально - "Мертвая природа"(мертвая натура). Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, цветы или снедь. Умение видеть красоту в обыденном - основное свойство натюрморта. Для постановки натюрморта берутся предметы в их естественной связи. (Например, чайная чашка дружит с самоваром, а не с мячом!) Успех работы над рисунком натюрморта будет зависеть от умения скомпоновать группу предметов на листе. Поговорите с юным художником о том, кто в рисунке главный (самый большой или самый яркий...), что находится слева, справа, вспомните цвета. Надеемся наши советы помогут. Удачи. Будем с нетерпением ждать фото ваших работ.
Присылайте их в качестве комментариев на страницу мастерской Вконтакте: https://vk.com/id292771949?w=wall292771949_8323%2Fall
На фото: А.И. Курнаков. Натюрморт с розовыми пионами.1990-е. Холст на ДВП, темпера
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 11.
- Информация о материале
Первое документальное упоминание о рисовальном угле датируется 15 столетием. Уголь - прекрасный материал для рисунка, помогает передать объем, получать плавные переходы от одной тональности к другой, от самого черного цвета до самого светлого нежно серого. Многие художники предпочитают рисовать углем из-за возможности корректировать рисунок. Художественный уголь – это обожженные палочки из ивы, ореха, сливы, липы, березы или розмарина. (Старинный способ изготовления рисовального угля: ветки очищались от коры и обжигались в плотно закрытых глиняных горшках при очень высокой температуре). С появлением художественного угля в прессованной форме, его начали использовать не только для набросков и эскизов, но и как самостоятельный материал для написания картин. Прессованный чернее и жирнее, чем древесный.
Изготавливают его из угольного порошка (при этом используя наиболее черные сорта), с применением растительного клея в качестве связующего вещества. Прессованный уголь имеет форму палочек. При работе с углем нужно использовать шероховатую бумагу, с идеально гладкой поверхности он просто осыпается.
Первый способ - рисование в основном линией, штрихом. Этот способ близок к работе карандашом. Второй - заключается в большом применении тона, широком прокладывании теней и фона. Для этого уголь кладут плашмя на бумагу, что дает возможность легко покрывать большие поверхности. Или же, прорисовав рисунок довольно детально, растирают его ребром ладони. Затем рисуют снова, высветляя наиболее освещенные места. Сочетание линии и тона дает возможность передавать округлые и плавные формы. Такой способ художники нередко применяют для изображения фигуры.
В экспозиции Филиала Орловского музея изобразительных искусств "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова" находится работа "Два бойца. Перевязка" выполненная в смешанной технике. В ней художник использовал сочетание угля, сепии и мела.
А.И. Курнаков. Рисунок к диораме. Два бойца. Перевязка. н. 1980-х. Бумага, смешанная техника.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Публикации о жизни и творчестве Народного художника СССР А.И. Курнакова
- Информация о материале
Дорогие друзья! Филиал БУКОО «ОМИИ» «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова» начинает серию публикаций о жизни и творчестве художника.
Родился будущий художник Андрей Ильич Курнаков на одной из окраин старинного губернского города Орла с ее кривыми улочками, примыкавшей к железной дороге, "Пеньи".
Эта местность по обе стороны ручья Ленивец (сейчас запрятанного в трубы) получила название по пням вырубленного бывшего здесь леса. На "Пеньях" селились железнодорожники, имевшие, в отличие от других жителей Орла, очень маленькие приусадебные участки. Со словом «Пеньи» связано название Пеньевская слобода.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 5.
- Информация о материале
В самом начале улицы Салтыкова - Щедрина расположены два филиала Орловского музея изобразительных искусств: "Картинная галерея Народного художника СССР А.И. Курнакова" и "Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И. Курнакова"
Первоначальное дореволюционное название этой улицы – Борисоглебская (или упоминавшееся в документах название "2-я Дворянская"). Зачастую название улиц в Орле давалось по имени храма на них стоящего. Борисоглебский собор был построен в 1776—1782 годах на средства орловского помещика Б. М. Фёдорова-Кошеверова на территории образованного в 1772 году Борисоглебского кладбища. В ходе строительства собора в 1778 году кладбище было упразднено и церковь стала приходской. Из-за близости храма к присутственным местам и дому губернатора с 1786 по 1841 год был соборной церковью (малый собор). В 1818 году в соборе был крещён классик русской литературы писатель-орловец Иван Сергеевич Тургенев. В 1841 году храм пострадал из-за пожара, но был быстро восстановлен. В разные годы во время визитов в Орёл его посещали императоры Александр I, Николай I, Александр II, другие члены императорской фамилии. Здесь проходили торжественные богослужения по случаю различных знаменательных событий.
После октябрьского переворота храм был национализирован и закрыт. В 1929 году по постановлению властей здание собора было передано под мастерские педагогического техникума. Перед войной использовался под склад орловского гарнизона НКВД. Собор сгорел до основания перед оккупацией города немцами в ночь на 3 октября 1941 года. В настоящее время на месте собора по улице Салтыкова-Щедрина 37 находится здание медицинской службы УВД.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 4.
- Информация о материале
Пасха, Светлый праздник Воскресения Христова длится не одну ночь, а сорок дней. Ровно столько времени Воскресший Христос был со своими учениками, вплоть до момента Вознесения на небо. Праздник Светлого Воскресения Христова длится в этом году с 19 апреля по 27 мая - ровно сорок дней. Поздравляем всех с праздником!!!
А.И. Курнаков Этюд. Загорская Лавра 1976. Картон, темпера
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 10.
- Информация о материале
З а каждой страницей истории Орловской областной организации Союза художников встают конкретные судьбы людей, творчество которых сформировалось и развивалось на орловской земле. С приходом в Союз в конце 40-х - начале 50-х годов И.Т. Борисова, В.А. Дудченко, Г.В. Дышленко, А.И. Курнакова, Л.И. Курнакова наступило заметное оживление творческой жизни в Орле. В эти годы в основном развивается живопись. Один из самых светлых и лиричных художников был сокурсник Андрея Ильича Курнакова Валентин Андреевич Дудченко (1919 – 1983)
В.А. Дудченко родился 31 декабря в станице Батуринская Краснодарского края.
В 1933 году семья переехала в Орёл, где Валентин Андреевич закончил 7 класс шестой орловской школы. Его одноклассниками и школьными друзьями были Л.Н. Афонин и А.Н. Яновский, дружба с которыми продолжалась всю жизнь. Первым учителем Валентина Андреевича была очаровательная женщина, хороший художник Надежда Дмитриевна Джунковская (1983-1952). Дочь генерала Джунковского – начальника Орловского Бахтина кадетского корпуса, участница большинства выставок Орловского общества любителей изящных искусств, председателем которого была избрана в 1917 году, преподаватель графического искусства в орловской женской гимназии Гиттерман и Аблецовой. В советское время преподавала рисование, как это тогда называлось в 6 орловской школе, где её учеником и был В.А. Дудченко.
В 1934 году Валентин поступает в Орловское художественное училище на театрально-декорационного отделение, где его учителями были Н.Н. Моревский, И.М. Митрофанов, В.П. Третьяков, К.С. Андросов, а среди однокурсников – А.И. Курнаков.
С 1938 года, окончив училище, остается в нем на преподавательской работе до 1941г.
В 1939 году принимает активное участие в создании в Орле отделения Союза художников СССР, был одним из его учредителей.
В 1940 году принят в члены Союза художников СССР.
С 1941г. - на фронте. Сначала рядовой, после окончания краткосрочных офицерских курсов – лейтенант, командир стрелкового взвода. Воевал на Калининском фронте. В ноябре 1942 года началась наступательная операция по освобождению Великих Лук, в которой участвовал взвод лейтенанта Дудченко. В боях за Великие Луки, в одном из ожесточенных боев от взвода (примерно 40 человек) в живых осталось только 7 человек. Был тяжело ранен и Валентин Андреевич. Далее 11 месяцев госпиталей.
Осенью 1943 года Валентин Андреевич возвращается в освобожденный Орел. На груди боевой орден Отечественной войны II степени (1944г.).
Вновь любимая творческая работа. Много пишет.
В 1946 г. работает в Орловском отделении «Всекохудожник»
С 1947 по 1957 гг. преподаватель Елецкого художественного училища.
1957 – 1967 гг. – художник художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.
В 1965 г. оканчивает худ-граф ОГПИ, где с 1967 г. и до конца своих дней работает преподавателем.
В 1971 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»
В 1975 – 1979гг. является председателем Орловской организации Союза художников РСФСР.
С 1938 года принимал участие в областных художественных выставках, его работы экспонировались на республиканских выставках.
12 мая 1983 года перестало биться сердце этого замечательного человека и художника.
9 мая самый любимый и великий праздник в жизни фронтовика Дудченко, только в этот день он надевал боевые награды.
Этот месяц, когда оживает природа, всё цветет, Валентин Андреевич с этюдником все время на природе: «Май наступит, лопнут почки, вот, когда надо торопиться писать, успеть передать дыхание пробудившейся жизни», - говорил художник.
На фотографиях:
- Художник Валентин Андреевич Дудченко (фото из семейного архива)
- В.А. Дудченко. «Бежин луг». 1968г. Картон, масло. Из фондов Орловского музея изобразительных искусств.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Страница 1 из 2