ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 3.
- Информация о материале
В конце 1919г. глава семьи Илья Петрович Курнаков умер от тифа. Жизнь семьи стала крайне тяжелой. Чтобы прокормить детей, мать пошла на работу уборщицей в вагонные мастерские. В 1923 г. Пелагея Семеновна вышла замуж за В.М. Дыклоба. В 1924 году у них родился сын Владимир. Виктор Михайлович работал в паровозных мастерских и маляром, и столяром, и плотником. Был человеком добрым, спокойным, очень тщательно выполнял всякую работу, за которую брался. И хотя детьми он занимался мало, его пример оказал большое влияние на мальчишек. Привычка всякое дело выполнять старательно, доводить до конца осталась у Андрея Ильича Курнакова на всю жизнь.
Виктор Михайлович родился в Прибалтике, его корни в Польше и Литве. Можно предположить, что в наших краях он появился в период Гражданской войны.
В 30-е годы портрет В.М. Дыклоба, как лучшего работника был неизменно на доске Почета. В период сталинских репрессий по навету он был арестован органами НКВД и сослан в Казахстан по статье "Религиозная агитация и пропаганда", поводом для обвинения стала выпечка в семье куличей к Пасхе.
В 1946 году Виктор Михайлович приезжал на несколько дней в Орел, повидаться с сыном Владимиром, но увиделся только с Андреем. От него он узнал, что Владимир после тяжелого ранения на фронте все еще продолжает лечение в военных госпиталях.
В памяти братьев Курнаковых Виктор Михайлович остался тем человеком, который их вырастил.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой)
На фото: 1-Николай Ильич Курнаков; 2-Евгений Ильич Курнаков; 3-Леонид Ильич Курнаков; 4-Владимир Викторович Дыклоб; 5-Андрей Ильич Курнаков.
«АВАНГАРД»: ПОСЛЕСЛОВИЕ Часть 1
- Информация о материале
В залах постоянной экспозиции нашего музея посетители иногда могут встретить на стене пустующее место с табличкой, сообщающей: «Картина экспонируется на выставке...». Однако на выставки (обычно в Москву и Петербург) отправляются и предметы, скрытые в музейном хранилище (особенно это касается коллекции отечественного искусства XX–XXI вв.). Так, не столь давно, после завершения столичных «гастролей», в Орел вернулись три наших живописных полотна.
На фото: 1.Фрагмент оформления входа в залы выставки.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 9.
- Информация о материале
Классическую технику масляной живописи Андрей Ильич Курнаков предпочитал примерно до конца 60-х годов. Простота пользования ею и высокие качества конечного результата (привлекательная блестящая поверхность, возможность передачи объёма и пространства, долговечность) обусловили её широкую популярность с начала XVI века до середины XX века. Важнейшее условие для обучения масляной живописи — любовь к краскам, удовольствие от их смешивания, от того, как они ложатся на холст. У масляных красок вязкая консистенция, и манера письма определяется отношением художника к процессу. Способы наложения цвета: импасто, многочисленные лессировки, индивидуальный характер мазка, создающий различные эффекты - от кажущегося отсутствия фактуры до ощущения рельефной поверхности, возможность использования любого масштаба, от миниатюрного до монументального, относительная доступность масляных красок, длительное высыхание слоёв дающее возможность изменений в ходе работы определили применение этой техники в учебных заведениях. В собрании филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская Народного художника СССР А.И.Курнакова» находится работа, написанная Андреем Ильичом в период обучения в Орловском художественном училище в 1937 году. Можно предположить, что этюд, каким-то образом попавший к сокурснику Андрея Ильича, был им сохранен. В 1969 году Курнаков подарил этюд на юбилей своему другу, известному орловскому художнику, Заслуженному работнику культуры РСФСР Валентину Андреевичу Дудченко (1919 - 1983), с надписью: "Валя! Этому этюду более 30 лет. Спасибо, это ты сохранил его. Пусть он напоминает нам о лучших днях нашей жизни, о наших первых шагах в искусстве, о несбывшихся розовых мечтах" После смерти друга его сын Борис Валентинович вернул картину Андрею Ильичу.
А.И. Курнаков Этюд. «Цыганский табор». 1937 г. Картон, масло.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И. Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА часть 2.
- Информация о материале
18 (5) октября в семье рабочего завода братьев Кале (ныне з-д им. М.Г. Медведева) Ильи Петровича Курнакова и его жены Пелагеи Семёновны (домохозяйка) родился их четвёртый сын Андрей. Крещён он был в Крестовоздвиженской церкви г. Орла.
Старая Воздвиженская церковь существовала с 1759 года. В 1797 рядом со старым храмом закладывается строительство новой Крестовоздвиженской церкви.В 1809—1810 годах освящаются приделы в честь Святого пророка Ильи и евангелиста Иоанна Богослова. В 1837 году разбирается на стройматериалы старая церковь, которые идут на строительство трапезной и колокольни. В том же году освящается главный алтарь храма. Крупный кирпичный однокупольный храм в стиле классицизма с боковыми приделами, небольшой трапезной и колокольней эта церковь являлась окраинной и стояла недалеко от Московских ворот при въезде в город. Купол Крестовоздвиженской церкви был заметен из любой стороны Московской улицы. 16 апреля 1861 года гроб с телом генерала А. П. Ермолова, сопровождаемый его родственниками и конвоируемый солдатами Самогитского гренадёрского полка, прибыл в Орёл и по просьбе жителей был установлен на два дня в Крестовоздвиженской церкви близ Московских ворот. Несмотря на непрерывно шедший дождь со снегом, жители Орла спешили поклониться праху героя. 18 апреля к 10 часам утра все высшие гражданские и военные чины собрались на погребение в Крестовоздвиженскую церковь. Обширный храм не мог вместить всех; массы народа наполняли площадь и те улицы, по которым должно было направляться погребальное шествие. После панихиды гроб был поставлен на катафалк и в сопровождении духовенства, военных и народа отвезён на Троицкое кладбище, где близ могилы отца Алексея Петровича, с надлежащими почестями и был предан земле в правом приделе кладбищенской церкви.
В 1898 году рядом с Воздвиженской площадью открывается трамвайное депо.
До конца 1920-х годов, несмотря на антирелигиозную кампанию властей, церковь действовала на радость прихожанам. В 1928 году на Воздвиженской площади была построена новая дизельная электростанция, и строительная площадка подошла вплотную к зданию церкви. В 1929 году храм закрывается. В конце 1930-х, согласно, предвоенному плану застройки, Крестовоздвиженская церковь сносится, а на её месте строится кинотеатр «Родина» (архитектор В.П. Калмыков) открытый в 1940 году и закрытый в 1990-е (имеющий статус памятника архитектуры регионального значения).
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А.Гущиной и И.Е.Барсуковой)
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 8.
- Информация о материале
С необыкновенной теплотой вспоминает Курнаков о своем учителе В.П. Третьякове: "Скромный, немногословный, он обладал большими знаниями в области истории искусства, театра, был большим приверженцем художников "Мира искусства". Вячеслав Павлович работал больше как книжный график, писал маслом небольшие жанровые картины, пейзажи, иногда портреты. Но все, что он делал, отличалось каким-то особым художественным вкусом. Третьяков мог в архитектуре, в книжной иллюстрации, в керамической вазе безошибочно отличить художественное от антихудожественного и умел доказать это очень убедительно и ясно. Художественный вкус он смог привить и своим ученикам. На всю жизнь усвоил я эти уроки, они неизменно помогают в моем творчестве до сих пор".
Вячеслав Павлович Третьяков (17 марта 1891 – 8 апреля 1953)
родился в г. Малоархангельске Орловской губернии. Его отец Павел Михайлович Третьяков имел личное дворянство. В Малоархангельске у него было два больших каменных дома, в одном из которых и родился будущий художник. Окончив гимназию, Вячеслав Павлович в 1912 г. поступает в Киевское художественное училище, где получает образование под руководством известного художника Николая Ивановича Струнникова, нашего земляка, окончившего училище живописи, ваяния и зодчества.Наставниками которого были С.А. Коровин, А.М. Коровин, А.Е. Архипов. В Высшем художественном училище Петербургской Академии художеств - И. Е. Репин.
В 1916 году Вячеслав Павлович Третьяков с сестрой Марией переезжают в Орёл, в дом на Кромской улице 58 теперь этого дома не существует. Орловцы помнят его как дом, в котором бывал Есенин.) Дом принадлежал их тетушке Варваре Ивановне Данцигер, урожденной Викторовой. Данцигеры были бездетными, вероятно поэтому, охотно собирали под своей крышей всю свою многочисленную родню. А родня была довольно известная. Мать Вячеслава Павловича – Софья Федоровна, урождённая Евреинова. Её тетушка вышла замуж за Ивана Егоровича Викторова, брат которого, Алексей Егорович – известный ученый – лингвист, библиофил, был первым хранителем отдела рукописей Румянцевской библиотеки (будущей Ленинки). Сестра Варвары Ивановны Данцигер вышла замуж за Августа Райха (моряка из Силезии), влюбившись в очаровательную русскую барышню Анну Ивановну Викторову, он перешел в православие и стал Николаем Андреевичем. У них родилась дочь Зинаида Райх, первая жена Сергея Есенина. Анна Ивановна Райх с дочерями и мужем уже жила в доме Данцигеров, куда в 1916 году приехали брат и сестра Третьяковы. Так собрались под одной крышей многочисленные кузины и кузены Викторовы, Евреиновы, Третьяковы. Родня жила дружно. Всегда приходили на помощь друг другу в то сложно время.
В 1917 году Сергей Есенин и Зинаида Райх обвенчались и приехали в Орел знакомиться с родителями невесты. Встретились ли Вячеслав Павлович и Сергей Есенин? Трудно сказать. Если прав И.А. Круглый, писавший, что Третьяков воевал в империалистическую и гражданскую войны, то, безусловно, его в Орле в это время не было. Если права А.В. Гольцова, написавшая со слов тетушек, что Третьяков с 1916 года жил в Орле, то они, конечно же, встретились и общались. А если верно последнее, то Вячеслав Павлович был знаком и с Андреем Белым (Борисом Николаевичем Бугаевым), заезжавшим в Орел к Есенину. Встречался с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (мужем Зинаиды Николаевны), когда тот в 1922 году приезжал в Орел. Был знаком с первым ректором Орловского пролетарского университета Николаем Иосифовичем Конрадом, будущим академиком –японоведом.
В 1922 году Вячеслав Павлович Третьяков активно включился в жизнь орловских художников. С 1923г.- преподаватель Орловской художественной школы, с 1933 по 1938- Орловского художественного училища. Один из учредителей Орловского филиала АХРР в 1926г. и Орловского отделения СХ в 1939г. А.И. Курнаков впервые встретился с В.П. Третьяковым на вступительных экзаменах в художественное училище, более тесное общение студента Андрея Курнакова с Вячеславом Павловичем было, когда на старших курсах студенты распределялись по отделениям. В то время в училище их было два – живописно-педагогическое и декоративно-оформительское. А.И. Курнаков был зачислен на декоративно-оформительское. Здесь открывалась возможность познать тайны искусства театра, увлечься яркой декорационной живописью. В.П. Третьяков стал руководителем дипломной работы А.И. Курнакова (оформление оперы А.С. Даргомыжского «Русалка»). Председателем экзаменационной комиссии был известный курский художник-декоратор Маныкин-Невструев. Работа дипломника была удостоена отличной оценки, и перед Курнаковым открывались пути самостоятельной деятельности.
Много работая по воспитанию художественной молодежи, Третьяков вел и большую общественную работу: являлся уполномоченным художественного фонда СССР по Орловской области. На протяжении ряда лет был членом художественного совета отделения Союза. Начиная с создания областного филиала АХРР и до выставок послевоенных лет в Орле, Туле, Курске, Воронеже, Тамбове, Ельце. не было ни одной художественной выставки, на которой бы не представлялись полотна В.П. Третьякова. "Третьяков – мастер изобразительного рассказа. В его картинах нет эффектов, зато есть сама жизнь." - писал краевед Д. Ерохин «Искренность в искусстве, трудолюбие, "- говорил о художнике искусствовед И.А. Круглый.
В 1957 году, вскоре после смерти своего учителя Андрей Ильич Курнаков написал портрет "Старейший орловский художник-педагог В.П. Третьяков", увидеть который можно в Картинной галерее А.И. Курнакова.
Второе изображение "Вечер в Спасском" 1946 год автор В.П. Третьяков, хранится в Государственном объединенном литературном музее И.С. Тургенева.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Весенние краски в картинах А.И. Курнакова
- Информация о материале
Из-под кисти Андрея Ильича Курнакова вышло множество прекрасных пейзажей. «Когда пишешь природу, то глубже познаёшь страну», - говорил художник.
Когда смотришь на картину «Малиновая вода», то сразу на ум приходят строки И.С.Тургенева: «Кое-как дотащился я до речки Исты, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды». Ключ этот бьет из расселины берега, превратившейся мало-помалу в небольшой, но глубокий овраг, и в двадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку».
Трудно сказать, почему источник получил название «Малиновой воды». Но она действительно кажется малиновой, когда овраг освещается лучами заходящего солнца. На холсте под кистью живописца словно вспыхнул малиново-красным цветом крутой берег, поросший кустарником и молодыми березками со светло-розовыми стволами и зелено-оранжевыми листьями. Вся эта красочная гамма как в зеркале отражается в глади заводи, отчего вода приобретает ярко-малиновый оттенок.
Расскажите, было ли у вас такое: при посещении галереи, во время осмотра картин, одна из них вызывала в памяти строки какого-нибудь писателя или поэта?.. Ответом поделитесь в комментариях под этой записью!
(материал подготовила научный сотрудник Филиала ОМИИ «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова» И. В. Голубева)
На фото: 1. в центральной части произведение А.И. Курнакова «Малиновая вода». 1973 (холст на двп, темпера) в постоянной экспозиции Филиала ОМИИ «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова».
2. автор произведения Бём Елизавета Меркурьевна. Типы из Записок охотника И. С. Тургенева в силуэтах Елиз. Бём, С-Петербург, 1883г.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 7.
- Информация о материале
Постановка преподавания в художественном училище с первых же лет обучения была методически продуманной, с высокими требованиями в оценке знаний и умений. В этом была заслуга довольно сильного педагогического коллектива. В него входили такие орловские художники, как К.С. Андросов, Б.А. Крылов, И.М. Митрофанов, В.П. Третьяков, И.И. Целых, Н.Н. Яськов. Каждый обладал своими методами воспитания, но все они являлись приверженцами реалистической школы и развивали лучшие традиции русской художественной педагогики. В своих воспоминаниях Андрей Ильич Курнаков особы выделял своего первого учителя Николая Николаевича Моревского, человека, который привел его в художественное училище.
Н.Н. Моревский (1891 - 1977) родился в селе Архангельское Оренбургской губернии. Его первым учителем рисования был местный иконописец. Моревский участник Первой Мировой Войны, окончил в 1926 году Ленинградский ВХУТЕИН. Одним из его учителей был А.А. Рылов - живописец - пейзажист, график. Будучи учеником А. Куинджи, педагог А. Рылов, не умаляя значения рисунка, большое внимание уделял развитию живописных навыков. «Никакая человеческая фантазия не может сравниться с таким богатством красочных сочетаний, что сотворила природа» - говорил Аркадий Александрович. Любовь к природе, к передаче её сложных сочетаний цветов, прочно усвоенная Н.Н. Моревским в годы учения, осталась на всю жизнь.
Другим его учителем был Василий Евменьевич Савинский (24 марта 1859 -20 февраля 1937) - русский живописец, график.
Много лет спустя Павел Петрович Чистякова, известный педагог, профессор Академии художеств говорил о своем любимом ученике: «Савинский—лучший рисовальщик у нас...» Ему, как и П.П. Чистякову, был уготован путь педагога. Именно Чистяков явился создателем педагогической системы, которую Савинский гениально усвоил. Стержнем чистяковской системы являлось требование следовать «законам, подмеченным в натуре». В. Е. Савинский, один из немногих, «по плечу» которым пришлась полностью вся эта система».
Моревский прекрасно усвоил преподавательские принципы своих учителей. С 1926 по 1933 год Моревский работал в Орловской художественной школе, с 1933-го по 1956-й - в Орловском художественном училище. В этом человеке удачно сочетался художник и педагог. Педагогической работе отдал 30 лет. За это время он воспитал много талантливой молодёжи. У него учились почти все орловские художники старшего поколения.
С теплом и благодарностью вспоминает своего учителя Народный художник СССР А.И. Курнаков. "Николай Николаевич Моревский для меня не просто наставник, он человек, сотворивший мою судьбу, - говорит Андрей Ильич. - Он был великолепным живописцем, замечательным педагогом и прекрасным человеком. "
В 1939 году Н.Н. Моревский был в числе создателей областной организации Союза художников. Произведения Н.Н. Моревского всегда обращали на себя внимание своим оптимизмом, большим жизнелюбием, высоким живописным мастерством. Художник в своём творчестве обращался к разным жанрам, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Произведения Моревского находятся в музеях изобразительных искусств Орла и Воронежа, Курской картинной галерее, Елецком краеведческом музее, хранятся в частных коллекциях.
В 1975 году Андрей Ильич Курнаков написал портрет своего первого учителя, старейшего орловского художника-педагога Николая Николаевича Моревского, увидеть который можно в Картинной галерее А.И. Курнакова.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Цветы в творчестве Андрея Ильича Курнакова. Музейный флешмоб в соцсетях и на сайте!
- Информация о материале
Здравствуйте, уважаемые посетители! Учитывая обстановку, мы не можем увидеться с Вами вживую, но зато можем поддерживать связь на расстоянии благодаря интернету! Так давайте же немного расширим кругозор! Май – время цветения, и мы предлагаем вам поделиться в комментариях, какой у вас любимый натюрморт Андрея Ильича?..) Давайте запустим такой флешмоб!)
Итак, Цветы в творчестве Андрея Ильича Курнакова…
Конечно же, Мастер был великолепным художником-портретистом (вспомним, что благодаря серии портретов «Мой современник» он стал Лауреатом премии им. И.Е. Репина!), но не только портреты писал художник. В коллекции Картинной галереи Народного художника СССР А.И. Курнакова есть немало натюрмортов, пронизанных ароматами цветов.
Это и шиповник, и пион, и мак, и конечно же сирень и ландыши (любимые цветы Андрея Ильича!). Курнаков, бывало, выходил прогуляться по Дворянскому гнезду или просто по лесу, любовался природой, собирал цветы, формировал букет, и, придя домой, ставил в вазу. Стелил на круглый столик красивую скатерть, ставил вазу с букетом, добавлял посуду, фрукты и принимался писать натюрморт…
Присылайте свои фотографии произведений художника с подписью, желательно в комментариях к публикации на нашей странице Филиала ОМИИ «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова» Вконтакте:
https://vk.com/gallery_kurnakova?w=wall444839799_3454%2Fall
Далее будет составлена фотогалерея ваших предпочтений у нас на сайте!
(научный сотрудник Филиала ОМИИ «Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова» И. В. Голубева)
На фото:
Фрагмент картины "Автопортрет". Картон, темпера, масло. 1989 г.
"Сирень и ландыши". Картон на оргалите, масло. 1994 г.
ПУБЛИКАЦИИ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР А.И. КУРНАКОВА ЧАСТЬ 6.
- Информация о материале
1 декабря 1919 года открылась Губернская художественная школа. В 1925 году она была преобразована в художественно-промышленную школу, а в 1933 г. – в художественное училище, которое в 1937 году переведено в г. Елец. Восстановлено в Орле в 1971г.
В 1933 году Андрей Курнаков подал заявление о поступлении в художественное училище. Первые годы занятий из-за организационных неурядиц были для студентов и педагогов нелегкими. Классы, размещавшиеся в жилом доме, не были приспособлены для занятий, не было художественных материалов, мольбертов. Особенно трудно приходилось в зимнее время. Единственным источником тепла была железная печка - буржуйка, от которой труба выходила прямо в окно. По воспоминаниям учащихся тех лет, преподаватель В.П. Третьяков приносил рулон обоев, бумага разрезалась на небольшие листы и раздавалась учащимся. Рисунки акварелью клали на теплые трубы для сушки, а тем временем Вячеслав Павлович читал лекции по истории искусства.
В училище царила творческая атмосфера. Постоянно устраивались выставки работ преподавателей и студентов. Вокруг них, как правило, возникали страстные споры.
Спустя три года училище было переведено в небольшое двухэтажное здание на левом берегу Оки, живописные берега которой стали предметом изображения в самых различных вариантах. Зимние пейзажи писались прямо из окон училища, а весенние разливы, летние, утопающие в зелени берега с небольшим домиками и осенние создавались неподалеку от училища. После занятий, примостившись где придется, рисовали базар с ярким многоцветием народа, со стоящим на берегу деревенскими лошадками с возками; прилавки с овощами и фруктами становились сюжетами для натюрмортов. Увидеть этот живописный уголок старого Орла теперь можно только на открытках и фотографиях.
(материал подготовлен сотрудниками Филиала ОМИИ «Мемориальная мастерская народного художника А.И.Курнакова» Е.А. Гущиной и И.Е. Барсуковой).
Страница 2 из 2