Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Образовательные программы
    • Новости
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Издания
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
    • Билеты
    • Профиль
  • Информация
    • Предварительная запись
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Билеты
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

  • Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

  • Презентация выставки «Пейзажное наследие А.И. Курнакова»

  • Расписание работы Мемориальной мастерской А.И.Курнакова

  • Расписание работы Картиинной галереи А.И.Курнакова

  • Расписание работы музея в Новогодние праздники

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть I.

  • Скульптура Алтарных Преград XVIII – XIX Веков Из Фондов ОМИИ. Часть II. Загадки Атрибуции

  • О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

  • День рождения «Мастера», виртуальная выставка Картины «Сёстры» народного художника СССР А. И. Курнакова (произведение из фондов Орловского музея изобразительных искусств)

  • Виртуальная Выставка «Ко Дню г. Орла “Служение Отечеству. Святитель Филарет (Дроздов): Портрет Из Фондов Омии ”»

  • Скульптура алтарных преград XVIII – XIX веков из фондов ОМИИ. Часть 1

  • Виртуальная выставка «Ответственные за жизнь»

  • К 40-летию памяти Леонида Борисовича Когана (1929 – 1982)

  • Виртуальная выставка «Цветы на фарфоре: Майссен». Часть III.

  • Иллюстрации к повести Шолом-Алейхема «Тевье-молочник» Горшмана Менделя Хаимовича (1902- 1972) из фондов Орловского музея изобразительных искусств.

  • Икона святой Варвары из фондов ОМИИ

  • Тотальный тест «Доступная среда» проверит знания россиян в сфере инклюзии

  • Виртуальная выставка «Моревский - учитель Курнакова»

  • План новогодних мероприятий с 20 декабря 2022г. по 8 января 2023г. БУКОО Орловский музей изобразительных искусств

  • С 7 ноября 2022 года временно приостанавливается посещение экспозиций музея

  • «Светозарно шествуя: Тихвинская икона Божией Матери (с обращением к образу из фондов ОМИИ)»

  • Вручение почётного знака директору Орловского музея изобразительных искусств – Светлане Анатольевне Четвериковой.

  • Открытие персональной выставки произведений В. Э. Брагинского «Безмолвие Русского Севера»

  • Виртуальная выставка одной картины из фондов ОМИИ «Дети войны» Л.М. Алексеевой В рамках проекта «Без срока давности». В формате онлайн.

  • «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей»

  • Проект «Городские артефакты. Орёл-Нокиа. Совместная выставка произведений художников городов Нокиа и Орла» /Projekti ”Orjolin ja Nokian. Kaupunginmaisemat. Ystävyyskaupunkien Orjolin ja Nokian taiteilijoiden teosten yhteinen näyttely”.

  • Интернет-портал "Культура. Гранты России": возможности для проектных инициатив в сфере культуры и искусства

Помощь мамам и папам

В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников: Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».

Создано: 10 мая 2022

В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников:

Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».

В дни майских праздников выставка работает по 15 мая 2022 года, ежедневно, без перерывов и выходных.

Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.

В выставочных залах представлено более 90 произведений, созданных в разное время 70 авторами, которые отразили популярную в русском и советском искусстве тему труда. Основу составили работы советского периода.

Работа А. Курнакова «Паровозная бригада Ф.Ф. Чупахина» (1957 год) стала лейтмотивом выставки. На портретах П. Розина, А. Курнакова, Я. Левинштейна и других художников изображены люди разных профессий. Рост бурного строительства в стране в 1940-е и 1960-е годы отражают индустриальные пейзажи А. Шиндыкова, М. Козловской-Эсмонт и других. Жанровое полотно И. Степанова «Рабочий день окончен. Металлурги» (1964 год) написано по впечатлению от поездок по Сибири и Уралу.

Большинство произведений графики созданы в 1970-е годы, когда постоянные творческие бригады работали на крупных заводах, рудниках, нефтяных промыслах Сибири и «Северной Магнитке». Работы В. Ветрогонского, А. Колчанова, В. Андрушкевича, А. Бакулевского, В. Вильнера и других художников в те годы составляли основу зональных и республиканских выставок «Слава труду!».

Скульптура представляет произведения А. Сафронова, Д. Бологова, В. Басарева, Л. Бугая и передает образ современника — строителя социализма 1960–1980-х годов.

Выставка предназначена для широкой аудитории, прежде всего, для подрастающего поколения. Сегодня, в эпоху тотальной цифровизации и роботизации, она передает важность созидательного труда и рассказывает об эпохе, когда человек труда был главным героем страны.

 

Стоимость входных билетов:

-детский от 3-х до 18 лет – 30р.;

- студенческий, пенсионный – 45р.;

-взрослый –75р.;

-дети до 3-х лет – бесплатно.

В музее работает касса бесконтактного платежа.

 

Выставку можно посетить по «Пушкинской карте», подробнее:

https://www.culture.ru/events/1887242/vystavka-tema-truda-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-xx-veka

Ссылка на приобретение онлайн билетов в билетной системе ВМУЗЕЙ:

https://vmuzey.com/event/vystavka-tema-truda-v-iskusstve-xx-veka


Категория 0+.
Часы работы: с 10 до 17 часов.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86, +7906 664 4773, +7909 229 0553, +7910 202 5868.
Цена:30 - 75 р.

 

30 марта 2022 года в Орловском музее изобразительных искусств санитарный день. Музей будет закрыт для посещения. Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

Создано: 30 марта 2022

санитарный_день_в_музее.jpg Уважаемые посетители!
30 марта 2022 года в Орловском музее изобразительных искусств санитарный день. Музей будет закрыт для посещения.
Приносим свои извинения за доставленные неудобства.

В программе "Радиогостиная" у Юрия Левина на Радио России 14.10.2022 о выставочных проектах музея

Создано: 16 октября 2022

radio_2022_10_14.jpg В программе "Радиогостиная" радиослушатели узнали подробности о новых интересных выставках, подготовленных Орловским музеем изобразительных искусств в октябре. С 14 октября по 6 ноября 2022 года в стенах музея работает выставка работ художников XIX–нач. XX вв. из собрания Рязанского художественного музея им. И. Пожалостина. О выставке "Веков прошедших образы живые" рассказала старший научный сотрудник музея Татьяна Тимашева.

Об экспозиции, посвященной 130-летию Антонины Софроновой (1892–1966), о жизни и творчестве яркой представительницы русского авангарда, уроженки Орловского края, поведала куратор проекта – старший научный сотрудник музея Татьяна Мазуркевич. Юбилейную выставку можно посетить с 19 октября по 6 ноября.

О том, как будет организована работа с посетителями в дни проведения выставок, напомнила заведующая научно-просветительным сектором музея Виктория Кореневская.

РАДИО РОССИИ.ОРЕЛ|102.3FM (90.2FM - ЛИВНЫ):

https://vk.com/orel_museum_izo?w=wall-114302823_4595

 

С 16 - 19 декабря 2022 года Орловский музей изобразительных искусств по техническим причинам будет закрыт для посещения

Создано: 18 декабря 2022

Уважаемые посетители!

С 16 - 19 декабря 2022 года Орловский музей изобразительных искусств по техническим причинам будет закрыт для посещения!

Приносим свои извинения за доставленные неудобства!

Сотрудники музея

Создано: 24 мая 2013

Директор Четверикова Светлана Анатольевна

Тел. (4862) 43-08-89

 

Главный хранитель Мережкина Елена Игоревна

 

Заведующий научно-просветительным сектором Кореневская Виктория Юрьевна

Тел. (4862) 76-05-86

 

Главный бухгалтер Трубицына Юлия Петровна

Тел. (4862) 76-02-95

 

Касса

Тел. (4862) 76-27-41

 

ФИЛИАЛЫ

Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова

Заведующий Булохов Иван Николаевич

Тел. (4862) 43-42-24

 

Мемориальная мастерская народного художника СССР А.И. Курнакова

Заведующий Самаричева Марина Николаевна

Тел. (4862) 76-29-03

О реставрации акварели «Голова итальянского мальчика» Аугусто Мориани (1854-1913).

Создано: 26 декабря 2022

 Произведение из собрания Орловского музея изобразительных искусств. 

(Из цикла «Возрождая и спасая». Часть IV)

«Голова итальянского мальчика»  Аугусто Мориани (1854-1913) фрагмент В коллекции произведений зарубежного искусства XVII–XX веков Орловского музея изобразительных искусств, наряду с предметами печатной графики, в основном репродукционной (воспроизводящей работы других авторов, преимущественно живописные), есть несколько листов уникальной графики, выполненных в технике акварели. 

Два из них вошли в число экспонатов, не так давно отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря в Москве. 

Первой представляем акварель итальянского художника Аугусто Мориани «Голова итальянского мальчика». В 2013-2014 году она экспонировалась в нашем музее на фондовой выставке произведений графики зарубежных мастеров XVIII – начала XX вв. Тогда, благодаря использованию насыщенного по тону цветного паспарту, немного удалось зрительно нивелировать печальные следы времени, некогда нанесённые её сохранности. 

«Голова итальянского мальчика» (фрагмент). Последняя четверть XIX – начало XX века. Бумага, акварель. Состояние до реставрации Выполненная на плотной бумаге, наклеенной на толстую картонную подложку, акварель ощутимо пострадала. Помимо пожелтения её бумажной основы и подложки, их общего поверхностного загрязнения и потертостей, на акварельном листе, наряду с несколькими небольшими пятнами, имелось три широких желтовато-коричневатых диагональных затека неизвестного происхождения, протянувшихся по изображению и части фона, к счастью, не затронувших лицо модели. 

Реставратор высшей категории Надежда Александровна Костерева В отделе реставрации произведений графики Центра им. И.Э. Грабаря работа поступила к реставратору высшей категории Надежде Александровне Костеревой. Она провела обеспыливание акварельного листа и его подложки; с помощью скальпеля удалила и ослабила прочные поверхностные загрязнения. Лист с изображением был отделён от подложки; остатки клея удалены, расслоившиеся края подложки укреплены. Полусухим способом лист промывался от желтизны и загрязнений, а отдельные пятна обрабатывались химическим способом. После лист вновь был промыт с целью удаления использованных химических реагентов и продуктов распада. В местах потертостей и царапин красочного слоя нанесены необходимые тонировки. В завершение лист сдублирован на специальную реставрационную бумагу, отпрессован и монтирован на его оригинальную подложку с помощью «лапок». 

Благодаря проведенной реставрации произведению был максимально возвращен его первоначальный вид.

***

До 1957 года акварель «Голова итальянского мальчика» находилась в коллекции Орловского краеведческого музея, куда поступила в результате послереволюционной национализации частных собраний, существовавших на территории тогдашней Орловской губернии. Прежние владельцы, вероятно, приобрели её во время заграничного путешествия по Южной Италии, где в последней четверти XIХ – начале XX века, в провинции Неаполь. работал художник Аугусто Мориани. 

Он родился в 1854 году в Неаполе, скончался в 1913 году в Сорренто. В 1881-1892 годах активно участвовал в выставках Общества содействия изящным искусствам в Неаполе. Также исполнял для приезжавших сюда со всей Европы многочисленных туристов акварельные и живописные произведения с колоритными «tipi napolitani» – неаполитанскими типажами и жанровыми сценками из городской жизни. Они и сейчас фигурируют на международных аукционах. 

В его творческом наследии есть и живописные портреты представителей других сословий, пейзажи, анималистические композиции, монументальные работы для общественных интерьеров и храмов. В зале аудиенций Палаццо Комунале расположенного неподалеку от Неаполя города Афрагола, сохранилась выполненная им в 1886 году большая фреска «Посвящение народа королю Сицилии Руджеро II», а в кафедральном соборе святых апостолов Филиппа и Иакова в Сорренто – фрески 1902 года.

«Посвящение народа королю Сицилии Руджеро II» (фрагмент). 1866. Афрагола, Палаццо Комунале. Фреска

Аугусто Мориани можно отнести к художникам, связанным с популярным в Италии в последней трети XIХ столетия реалистическим направлением веризм (от итальянского «vero» «истинный», «правдивый»), развитию которого способствовал подъем национально-освободительного движения и борьба за объединение страны. Особенное распространение это направление получило в среде художников неаполитанской провинции, сочувственно отражавших жизнь и быт простых слоев городского и сельского населения, людей труда, бедноты. 

Моделями ему служили дети, девушки и молодые женщины, юноши, мужчины зрелого возраста и старики – подобные тем, что не раз могли встретиться на улицах городков или побережье неаполитанской провинции. Ряд персонажей художник повторял. Однако всегда изменял композицию и формат, варьировал детали, использовал зеркальный ракурс модели. 

«Первые шаги» (фрагмент). 1895. Холст, масло

Неунывающий седой беззубый неаполитанский рыбак в белой рубашке, жилетке и мягком колпаке с закинутым вперед концом, изображался им в акварелях погрудно или поколенно, обращенным вправо или влево, на нейтральном фоне или в интерьере, сидящим за столиком траттории с кувшином и курительной трубкой в руках или играющим на гитаре. В жанровой картине 1895 года он представлен во дворике небогатого домика на фоне Неаполитанского залива с белыми парусниками и Везувием на горизонте в роли заботливого дедушки, помогающего с помощью поводков учиться ходить малолетнему ребенку его дочери.

  

«Портрет рыбака» (фрагмент). Бумага, акварель.

В ряде акварелей Мориани запечатлены эффектные типы крепких седовласых бородатых неаполитанских рыбаков с благородным библейским обликом, ракурсами головы ¾ или в профиль, в беретах различного цвета.

В Орле до 1943 года находилась датируемая серединой XIX века акварель Аугусто Мориани «Итальянский старик». Она указана в посвященном коллекции Орловского областного краеведческого музея IX томе «Сводного каталога культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», изданном в 2002 году в Москве. Возможно, эта работа происходила из того же частного собрания, что «Голова итальянского мальчика».

На своих акварельных и масляных произведениях Аугусто Мориани, наряду с автографом и датой, иногда указывал названия тех мест, где они были созданы: «Capri», «Sorrento». На акварели из собрания Орловского музея изобразительных искусств имеется лишь одна авторская подпись с инициалом имени. Исходя из фактов биографии художника, её можно отнести к последней четверти XIX – началу XX века. 

«Голова итальянского мальчика». Последняя четверть XIX – начало XX вв. Бумага, акварель.

Аугусто Мориани создал типичный и обаятельный образ черноволосого итальянского мальчика-подростка или юноши в красном берете и белой рубашке. Отливающая блеском крутая челка задорно прикрывает лоб, карие глаза под густыми, сросшимися на переносице бровями, прозрачны и ясны, улыбающийся рот приоткрывает в легкой улыбке белоснежные зубы. Чуть приподнятое левое плечо, ракурс головы, направление взгляда, придают динамику персонажу, лицо которого наполнено дыханием жизни. На шее у него, на тонких цепочках, – традиционно носимые верующими итальянцами четырехконечный латинский крест и медальоны, на которых рельефом изображались Иисус Христос, Дева Мария или святые. Подобная деталь играет немаловажную роль в характеристике разных персонажей художника, скажем, – умеющего постоять за себя босоного подростка, стоящего у стены дома с дерзко-независимым видом, засунув руки в карманы рваных штанов, с небрежно зажатой папироской в зубах и не по возрасту умудрённым грустным взглядом в картине «Уличный мальчишка».

Существует очень близкое работе «Голова итальянского мальчика» недатированное акварельное погрудное изображение в таком же ракурсе юноши в красном берете и белой рубашке в полоску, но с менее правильными чертами лица, названное «Рыбак Джованни». 

А в выполненной в 1881 году маслом на дереве композиции «Неаполитанский продавец рыбы», поколенно запечатлён идущий по берегу Неаполитанского залива с курящимся Везувием вдали, мальчик в красном берете, с обнаженным торсом, несущий на лотке сверкающую серебристой чешуей свежую рыбу, переложенную зелеными травами. 

В нашей акварели светлый фон с намеченным очень лёгкими голубыми пятнами небом, ассоциативно воспринимается как часть согретого ласковым солнцем южно-итальянского пейзажа. «Ах! есть голубой Неаполитанский залив, есть Сорренто… Там голубые небеса и фиолетовые горы. Там жизнь, там рай…», – восклицает один из героев написанной в 1877 году Александром Николаевичем Островским пьесы, отражая свойственные не только русским людям мечты о прекрасной стране Италии с её благодатным климатом, сокровищами искусства, приветливыми жителями.

Для простого люда жизнь здесь, конечно, не была простой и безоблачной. Но представленный на отреставрированном графическом листе из нашего собрания образ юного неаполитанца, не противоречит прекрасной мечте. Его обласканное солнечными лучами загорелое лицо, с чётко обозначенными правильными гармоничными чертами, сияющее свежестью, энергией, доброжелательной открытостью и душевной чистотой, словно отражает то особое чувство восхищения и благодарности Творцу, которое в сердце даже самого обездоленного человека вызывает удивительная красота природы Неаполитанского залива.

Благодарим отдел реставрации произведений графики ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря за предоставленную фотографию.

Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов.

 

20 января – 19 февраля 2023 года. Выставка «СУТЬ ВЕЩЕЙ». Графика Вячеслава Ромашова

Создано: 15 января 2023

(Произведения из коллекции автора)

Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств ул. Октябрьская, 29.
Открытие: 20 января 2023 года в 15:00 часов.

Вячеслав Михайлович Ромашов – один из наиболее известных и заметных в нашем городе художников-графиков. Он родился в Орле в 1953 г. В 1975 г. окончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института (ныне Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева).

Подробнее

Поздравление с юбилеем В.М. Ромашова

Создано: 25 января 2023

Поздравляем с юбилеем замечательного орловского художника-графика, члена ВТОО «Союз художников России», друга нашего музея, жертвователя в наши фонды, участника многих совместных мероприятий, экспонента ряда проходивших в наших залах выставок, — Вячеслава Михайловича Ромашова! 25 января 2023 года ему исполняется 70 лет. Это поистине орловский мастер, не только родившийся в нашем городе и прочно связанный с ним своими корнями, но и посвятивший ему немало своих произведений, а также долгие годы преподавательской деятельности.

Желаем Вячеславу Михайловичу крепкого здоровья, бодрости, энергии, оптимизма, семейного благополучия, новых интересных творческих замыслов и их воплощения!

Открытие персональной выставки произведений В.М. Ромашова «Суть вещей»

Создано: 27 января 2023

20 января 2023 года в Орловском музее изобразительных искусств, накануне 70-летнего юбилея члена ВТОО «Союз художников России» Вячеслава Михайловича Ромашова, состоялось открытие выставки его графических произведений «Суть вещей». На ней представлено свыше ста восьмидесяти произведений, выполненных в различных графических техниках и охватывающих его творчество с 1980-х г. по настоящее время.

На торжественном открытии выставки присутствовали представители законодательной власти Орловской области, творческой интеллигенции и СМИ, художники, руководители учебных заведений и студенты.

Подробнее

Завещано Орлу

Создано: 20 января 2022

Завещано Орлу

Подробнее

Страница 1 из 89

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам