ВЕЧЕРНИЕ ОГНИ К юбилею художника-графика, педагога, Ларисы Васильевны Потаповой (род. 1944)
2 марта 2024 г. исполняется 80 лет со дня рождения орловской художницы Ларисы Васильевны Потаповой. Целые поколения выпускников Орловского художественного училища, преподаванию в котором она посвятила 42 года жизни, вошли в профессию, руководимые ее опытом и заботой.
Фонды Орловского музея изобразительных искусств хранят 16 графических работ Л.В. Потаповой периода ее творческого расцвета.
Андрей Курнаков. Художник земли Орловской.
25 октября 1944 года 30-ый отдельный штурмовой батальон форсировал реку Тиса у Венгерского города Хевеш. Он в течении восьми дней героически удерживал плацдарм до подхода основных сил Красной Армии. Из штатной численности спецконтингента 780 человек на 4 ноября боеспособных осталось всего 18. Среди них рядовой боец Красной Армии Курнаков Андрей.
А до этого …
До этого были детство и юность обычного орловского паренька, армейская служба, а в 1941 году – свадьба и длинная жестокая война, которая разбросала молодоженов в разные концы огромного советско-германского фронта. И только Победа в 1946 году после пяти лет разлуки соединила вновь рядового бойца «РККА» Андрея и капитана медицинской службы Александру Павловну. Но ни плен, ни ранения, ни смерть однополчан, ни разлука с дорогими ему людьми не ожесточили душу Андрея. А только заставили его жить, творить и любить за тех самых солдатиков из 30-го штурмового батальона, как и многих других, не доживших до Победы.
«Человек рождается, что бы трудиться»,-говорил Андрей Ильич. Это не слова – это красная нить, которая пронзила всю его жизнь и творчество. «АндрейИч» (так его называли друзья) прожил красивую, интересную жизнь сильного человека. Он любил людей, и они ему отвечали любовью, уважением, желанием дружить и общаться.
Он был прекрасным рассказчиком его мысли и воспоминания можно было слушать длинными ночами за рюмкой его «Курнаковки». Он тоже умел слушать. Впитывал все интересное. Умел отразить это в характерных чертах портретов людей, которых увековечил в своих работах. Он создал художественную Школу Орловщины, воспитал целую плеяду прекрасных мастеров. А Яна Потокина и Юрий Шатохин до последнего его дня работали вместе с УЧИТЕЛЕМ над давней мечтой диорамой «Гражданская война», которая была последней работой великого художника и бесценным его подарком городу.
Генеральный продюсер Геннадий Перелыгин.
Травинская Жанна Анатольевна (Род. 1936). Заслуженный работник культуры РФ. Декоративный пласт «Отрочество. Продажа воды у поездов» из полиптиха «Моя жизнь». 1984 г. Шамот, рельеф, контррельеф, цветные пигменты, соли.
Известный орловский художник-керамист Жанна Анатольевна Травинская (Род. 1936), в детские годы, на Украине, в Дебальцево, пережила тяготы войны: фашистскую оккупацию, бомбежки, голод. Сюжет скульптурно-живописного пласта «Отрочество. Продажа воды у поездов» (1984) из полиптиха «Моя жизнь» отражает реальные события. Приметив, как, более старшие девочки из соседнего двора, игнорируя ее, «малявку», подрабатывают на железнодорожной станции, продавая воду у поездов, и она самостоятельно взялась за дело, чтобы хоть немного помочь своей семье. В «кубовой» на станции был только кипяток, и изнывающие в раскаленных от южного солнца душных вагонах пассажиры, услышав возглас: «Кому воды холодной?!», с удовольствием брали ее «за рубль - от пуза». Хрупкую босоногую девочку в светлом платьице, упорно делающую первые шаги по дороге взрослой жизни, окружает прозаический, с «горчащим» колоритом пейзаж с побуревшей листвой на деревьях, печально покосившимся телеграфным столбом и тяжелыми объемами уходящего вдаль состава и прибывающего на станцию паровоза в клубах дыма. Все происходящее преображает маленькая деталь, обозначенная легким нежно-голубым мазком: светящаяся сквозь стенки ведра чистая свежая родниковая вода, знак жизни и надежды.
Плешкова (Бородина) Юлия Николаевна. «Орел. Красный мост». (2016)/ Julia Pleshkova (Borodina) Nikolaevna. ”Orjolin. Punainen silta”. (2016)
УЧАСТНИК ПРОЕКТА «ГОРОДСКИЕ АРТЕФАКТЫ. ОРЁЛ-НОКИА. СОВМЕСТНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГОРОДОВ НОКИА И ОРЛА». (Организатор выставки Орловский музей изобразительных искусств.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры»).
Плешкова (Бородина) Юлия Николаевна – живописец. Родилась 09.01.1979 г. в городе Орле. Окончила в 2005 г. Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества по специальности «Живопись». Преподаватель Детской художественной школы города Орла с 2012 г. по настоящее время. Член Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» с 2011 г. В течение (2012–2016) активно занимается педагогической и творческой деятельностью в области изобразительного искусства. Творческие работы Плешковой (Бородиной) Юлии Николаевны участвовали в следующих художественных выставках, которые организовывал Союз художников России и Орловская организация Союза художников России в течение (2012—2016).
Работы художника, представленные на выставке:
- 1.«Орел. Красный мост». 2016 г. Холст, масло. 80,5х98 см.
- 2.«Вербное воскресение». 2016 г. Холст, масло. 134х91 см.
Julia Pleshkova (Borodina) Nikolaevna on taidemaalari. On syntynyt 09.tammukuuta 1979 Orjolin kaupungissa. Vuonna 2005 hän valmistui Venäjän maalaus-, veisto- ja rakennustaiteen akatemiasta erikosalalla ”Maalaus” vuonna 2005. Vuosina 2012–2016 on Kunnallisen talousarvion lisäkoulutuslaitoksen lapsen taidekoulun lehtori Orjolissa vuodesta 2012 tähän päivään. Vuodesta 2011 lähtien on Yleisvenäläisen julkisen luovan yhdistyksen ”Venäjän taiteilijoiden liitto” jäsen. Vuosina 2012–2016 hän aktiivisesti harrastaa pedagigista ja luovaa toimintaa kuvataiteen alalla. Julia Pleshkovan (Borodina) luovat teokset olivat seuraavissa Venäjän taiteilijaliiton ja Orjol-järjestön Venäjän taiteilijoiden liiton järjestämissä taidenäyttelyissa (2012–2016).
- 1.”Orjolin. Punainen silta”. 2016 v. Kangas, öljy. 80,5х98 cm.
- 2.”Palmusunnuntai”. 2016 v. Kangas, öljy. 134х91 cm.
Внимание! Постоянная экспозиция музея временно находится на реконструкции.
Орловский музей изобразительных искусств предлагает посетить выставки Временных экспозиций. Внимание! Постоянная экспозиция «Русское и зарубежное искусство XVII-XIX вв.» временно находится на реконструкции. О возобновлении приёма посетителей будет сообщено дополнительно.
Декоративное блюдо «Аптека в сумерках» Ж.А. Травинской из фондов музея
«Декоративное блюдо «Аптека в сумерках»
Заслуженного работника культуры РФ Ж.А. Травинской
из фондов Орловского музея изобразительных искусств».
Творчество известного орловского керамиста, Заслуженного работника культуры РФ Жанны Анатольевны Травинской, прочными нитями связано с Орловской землей. Однако был в ее жизни и «алтайский период», когда она вместе с сыновьями и мужем, графиком Андреем Григорьевичем Вагиным (1923–2006) (впоследствии ставшим Заслуженным художником РФ), несколько лет жила и работала в Барнауле.
Здесь в ее керамике появились новые темы, связанные с необычной красотой просторов Алтайского края, ее столицей – Барнаулом, широкой и могучей Обью, поездкой в Монголию.
График работы музея в праздничные выходные дни:
31 декабря – до 15:00 (касса до 14:30)
1, 7-8 января – выходные дни
2-3 января, 4-6 января – с 10:00 до 17:00
«Керамика Опошни. Часть II. Зооморфные декоративные фигуры из фондов Орловского музея Изобразительных искусств»
В интерьере Тургеневского зала мансардного этажа Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, рядом с живописным портретом нашего прославленного писателя-земляка, изображенного сидящим на скамье у Савинского пруда в Спасском-Лутовинове, пейзажами тургеневских мест, и предметами мебели XIX века, - вполне органично присутствуют две причудливые зооморфные опошнянские керамические фигуры. Эти, ставшие волею случая неразлучными забавные друзья, уподоблены здесь своеобразным стражам.
Открыта для посещения постоянная экспозиция музея, которая находится на 3 этаже
В залах постоянной экспозиции посетители увидят произведения русской иконописи XVII –XIX веков; русского живописного и скульптурного портрета ХVIII – середины XIX веков; русской и западноевропейской графики XVIII-XIX веков, скульптуры и декоративного искусства (преимущественно, художественный фарфор и стекло) того же периода; русской живописи и скульптуры середины – второй половины ХIХ века; европейского живописного портрета XIX века; зарубежного искусства ХVII – XIX веков.
В экспозицию введено несколько произведений иконописи, живописи и графики, которые в течение долгого времени или никогда прежде не показывались посетителям.
В их числе: икона-рельеф «Никола Чудотворец» неизвестного мастера XVIII века, «Портрет Петра Ивановича Новосильцова (1744-1805), действительного тайного советника, сенатора», кисти знаменитого русского портретиста Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825), «Голова мужчины в венке из колосьев» – этюд к одной из наиболее значительных картин нашего земляка Григория Григорьевича Мясоедова (1834-1911) «Страдная пора» («Косцы»), «Портрет княгини Софьи Сергеевны Куракиной (1879-1975), урожденной Олив» – супруги последнего владельца орловской куракинской усадьбы, работы Елены Александровны Киселевой (1879-1974) (дочери уроженца Мценска, прославленного математика Андреея Петровича Киселёва) и «Спящая Венера с розами» неизвестного западноевропейского художника конца XVIII века.
Страница 8 из 101