Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»
Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой
(г. Москва) «СемьЯ»
7 июля 2024 года в Орловском музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки произведений живописи двух московских авторов – Заслуженного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии Художеств, Дмитрия Валерьевича Петрова и Эльмиры Тофиковны Петровой «СемьЯ». На ней представлено тридцать работ, самая ранняя из которых относится к 1999 году. Большинство же выполнено в период с 2004 по 2024 год.
На торжественном открытии присутствовали орловские художники разных поколений, представители интеллигенции и СМИ.
Выступили: директор Орловского музея изобразительных искусств, Заслуженный деятель культуры РФ, кандидат искусствоведения – Светлана Анатольевна Четверикова, Заместитель председателя комитета по образованию, спорту, культуре и туризму Орловского областного Совета народных депутатов – Ирина Георгиевна Гоцакова, Народный художник РФ – Гиви Дмитриевич Калмахелидзе; известный орловский график, член Союза художников РФ, Заслуженный работник культуры РФ – Ольга Степановна Тучнина, Заслуженный работник культуры РФ, председатель Правления Орловского областного отделения общественной организации «Российский творческий Союз работников культуры» – Александра Васильевна Семенова, куратор выставки, старший научный сотрудник музея – Татьяна Анатольевна Тимашева и сами авторы – супруги Петровы.
У художников подрастают четверо детей. В Орел они приехали с дочерью Марией. Именно она изображена на картине Эльмиры Тофиковны Петровой «Рождество» («Ангелочек»), которая была преподнесена ею в дар музею и теперь останется в Орле.
В этот же день художники со своей дочерью познакомились с музейной экспозицией русского и зарубежного искусства XVII-XIX веков, а также филиалами музея: Мемориальной мастерской и Картинной галереей Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова.
Использованы фотоматериалы сотрудников музея
Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года
В Международный день музеев 18 мая 2024 года Орловский музей изобразительных искусств посетил представитель известного старинного дворянского рода Скарятиных – Алексей Олегович Белов-Скарятин. Он впервые воочию увидел находящийся в постоянной экспозиции музея, хорошо известный ему по многочисленным воспроизведениям, «Портрет Марии Михайловны Скарятиной, урожденной княжны Лобановой-Ростовской (1851-1921)», созданный в 1877 году в технике пастели немецко-французской художницей Фредерикой О'Коннелл (1822-1885).
Вечером в музее состоялась встреча с Алексеем Олеговичем. Она проходила в рамках ежегодной Всероссийской акции «Ночь музеев», тема которой: «Из поколения в поколение. Семейные реликвии», – как нельзя лучшее отвечала тому, о чем рассказал наш замечательный гость.
Встреча с А.Б. Белоым-Скарятиным в Орловском музее изобразительных искусств. 18 мая 2024 года
Занимаясь с 2015 года родословной своей семьи, имеющей общие корни с родом Скарятиных, он узнал о существовании изданных в Америке книгах дочери Марии Михайловны Скарятиной, – Ирины (Эры) Владимировны Скарятиной (1888-1962), – троюродной сестры его прабабушки. Алексей Олегович смог разыскать эти книги, осуществить перевод четырех из них на русский язык и издать ограниченным тиражом.
Презентация этих четырех книг Ирины Владимировны состоялась осенью минувшего года в Орловской областной научной универсальной публичной библиотеке им. И. А. Бунина.
Во время встречи в Орловском музее изобразительных искусств он представил вышедшую накануне в орловской полиграфической фирме «Картуш» пятую книгу – «Первая на возвращение. Аристократка в Советской России». Ирина Владимировна Скарятина написала ее в соавторстве со своим американским супругом, Виктором Блейксли, а Алексей Олегович выполнил перевод этого англоязычного рамана-путешествия.
Книги Ирины Владимировны содержат уникальную информацию о ее отце – генерал-лейтенанте русской императорской армии Владимире Владимировиче Скарятине (1847-1919), о матери, сестре и брате. Это жизнь семьи Скарятиных в их орловском имении Троицкое, предреволюционная эпоха, революция 1917 года и последующие события, – в том числе трагический уход из жизни родителей Ирины Владимировны, ее вынужденная эмиграция, поездки из Америки в Советский Союз.
Их страницы пронизаны огромной любовью к своей семье и к России, неизменной в самых тяжелых обстоятельствах и испытаниях. Перед нами, как живые, предстают образы родителей писательницы, которых отличала честность, порядочность, стойкость, человечность, и достоинство. Особенно интересны и важны для нас эпизоды и все детали, связанные с личностью Марии Михайловны Скарятиной.
Новая пятая книга содержит описание нескольких минут пребывания Ирины Владимировны Скарятиной на Орловском железнодорожном вокзале во время остановки поезда, когда она вместе с мужем, в 1932 году, первый раз приехала в СССР из Америки. Оно включает ряд подробностей, характеризующих новую эпоху, и смешную «страшилку» о хитростях прежних официантов орловского вокзального буфета.
Через Орел супруги проезжали по дороге из Москвы на юг, а вначале они посетили Ленинград, – город, в котором Ирина Владимировна родилась в ту пору, когда он еще величался Санкт-Петербургом и являлся столицей Российского государства. Они стояли на Аничковом мосту и долго смотрели на старинный особняк на набережной Фонтанки, где так счастливо протекала жизнь Скарятиных. Разыскали и навестили верную служанку Марии Михайловны, Татьяну Дмитриевну. Побывали в заброшенной и необитаемой тогда Александро-Невской лавре, где в некрополе находилась могила Владимира Владимировича Скарятина. Все на ней сохранилось в точности с 1919 года: деревянный крест с маленькой иконкой Воскресения Христова, обнаруженный под снежным покровом истрепавшийся венок мишуры и мелкие камешки, которыми Ирина вместе с мамой, за неимением средств, покрыли могильный холмик, и посаженный ими розовый куст, разросшийся за это время…
Пятая книга – не последний литературный труд Ирины Владимировны, с которой можно будет познакомиться на русском языке. Алексей Олегович намерен продолжать переводы и издать еще две книги писательницы, в чем пожелаем ему успеха!
За четверть века до визита Алексея Олеговича Белова-Скарятина, в нашем музее, в июне 1999 года, побывала внучка Марии Михайловны Скарятиной – Наталья Михайловна Грин-Скарятина (1916-2001), дочь брата Ирины Владимировны, Михаила Владимировича Скарятина. Она прибыла на родину своих предков из Швейцарии и сделала много ценных даров Орловскому краеведческому музею, наиболее значимые из которых можно увидеть в его экспозиции.
Приехавший к нам из подмосковного Королева Алексей Олегович Белов-Скарятин, также выступил в роли дарителя. Он преподнес нашему музею изданную им новую пятую книгу Ирины Владимировны Скарятиной. Все же присутствующие имели возможность получить QR-код, чтобы познакомиться со всеми изданными им на русском языке ее книгами в электронном виде.
Удивительным образом – встреча с Алексеем Олеговичем Беловым-Скарятиным, изначальным поводом для которой явился прекрасный пастельный портрет Марии Михайловны Скарятиной, совпала с тем памятным днем, когда завершилась ее земная жизнь. Подлинную дату этого события мы смогли узнать именно из книг ее дочери, появившихся в России благодаря нашему гостю.
Старший научный сотрудник Т.А. Тимашева
На выставку - бесплатно!
На выставку - бесплатно!
5 августа в музее изобразительных искусств День открытых дверей. Можно будет в течение дня бесплатно посетить выставку живописи "Город Орёл в произведениях художников XX-XXI вв."
В 14.00 приглашаем желающих на экскурсию по выставке.
Цена входного билета и экскурсионного обслуживания (входной билет+ экскурсионное обслуживание): для детей 60 р., для пенсионеров и студентов 90 р., для взрослых 150 р.
Вас ждут 110 произведений живописи и графики от 55 авторов и увлекательный рассказ про художников и наш город!
20.05.2023 г. НОЧЬ МУЗЕЕВ в Орловском музее изобразительных искусств, программа «История и истории».
Ежегодная Всероссийская акция Ночь музеев
«История и истории»
в Орловском музее изобразительных искусств
20 мая 2023 года c 18:00 - 22:00.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Начало: 20 мая в 18:00
Программа мероприятий БУКОО ОМИИ «Ночь музеев» 2023, посвященная Году педагога и наставника с темой акции - «История и истории» в рамках Всероссийской акции Ночь музеев, к Международному дню музеев (18 мая).
В программе:
18:00 — литературная программа «Зарубежная раннехристианская поэзия IV – VII вв.». Духовный театр «Фавор» (г. Орёл).
18:50 — интерактивный марафон «Я - экскурсовод».
19:30 — концертная программа «Старинная музыка эпохи Возрождения». Детская хоровая школа (г. Орёл)
20:20 — квест «История и истории» в рамках по экспозиции выставки «От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира».
21:00 — экскурсия по выставке: «От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира».
18:00 — 22:00 — посещение выставки «От Мунка до Босха. Самые загадочные картины мира».
Стоимость входного билета 300 р.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: 76-05-86, 76-27-41
Памяти Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001)
24 июля исполняется 105 лет со дня рождения советского и российского живописца и графика Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001), большого друга нашего музея и дарителя.
Она появилась на свет в Орле, в семье художников, имена которых вошли в историю русского искусства ХХ века. Её мать – уроженка села Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Покровский район Орловской области), живописец и график Антонина Федоровна Софронова (1893-1966), отец – художник Генрих (Андрей) Матвеевич Блюменфельд (1893-1920).
Первые годы жизни Ирины Андреевны совпали с кардинальным переломом в истории России: революцией и гражданской войной. Она рано лишилась отца, умершего от туберкулеза. Её детство прошло в селе Дросково, куда после смерти бабушки Ирины, – Александры Николаевны, скончавшейся от тифа, перевез из Орла свою семью её дедушка, – Фёдор Васильевич Софронов, более двух десятилетий прослуживший в этих местах земским врачом.
В 1926 году вместе с матерью она переехала в Москву, где и провела почти всю дальнейшую жизнь. Здесь под руководством Антонины Федоровны стала систематически заниматься живописью и рисунком. Здесь создала семью и написала большинство своих работ. В основном это живописные и графические пейзажи и натюрморты.
Ирина Андреевна отдавала себя не только личному творчеству, но и изучению и сохранению художественного наследия Антонины Федоровны Софроновой и художников её круга. Благодаря её совместным с супругом, – художником Сергеем Ивановичем Евстафьевым, и рядом искусствоведов стараниям, возник новый интерес к искусству русского авангарда 1910-1920-х годов, и стало широко известно имя её матери. Она же написала первый очерк о творчестве своего отца, Г.М. Блюменфельда.
Произведения Ирины Андреевны Евстафьевой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, подмосковного Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Орловского музея изобразительных искусств и других, а также частных собраниях в России и за рубежом.
На протяжении многих лет она являлась дарителем Орловского музея изобразительных искусств. Благодаря этому наше собрание пополнилось целым рядом живописных и графических работ Антонины Федоровны Софроновой и несколькими произведениями самой Ирины Андреевны.
На фото:
1. И.А. Евстафьева в Орловском музее изобразительных искусств. 1997.
2. А.Ф. Софронова с дочерью Ириной. 1932. Мценск.
(«А. Софронова. Записки независимой». Москва. Издательство «RA», 2001. С. 464)
3. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в черной шапочке». 1938. Частное собрание. Москва.
4. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в белой накидке». 1939. Холст, масло. Частное собрание. Москва.
Использованы изображения из открытых источников в интернете.
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников: Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников:
Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
В дни майских праздников выставка работает по 15 мая 2022 года, ежедневно, без перерывов и выходных.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.
В выставочных залах представлено более 90 произведений, созданных в разное время 70 авторами, которые отразили популярную в русском и советском искусстве тему труда. Основу составили работы советского периода.
Работа А. Курнакова «Паровозная бригада Ф.Ф. Чупахина» (1957 год) стала лейтмотивом выставки. На портретах П. Розина, А. Курнакова, Я. Левинштейна и других художников изображены люди разных профессий. Рост бурного строительства в стране в 1940-е и 1960-е годы отражают индустриальные пейзажи А. Шиндыкова, М. Козловской-Эсмонт и других. Жанровое полотно И. Степанова «Рабочий день окончен. Металлурги» (1964 год) написано по впечатлению от поездок по Сибири и Уралу.
Большинство произведений графики созданы в 1970-е годы, когда постоянные творческие бригады работали на крупных заводах, рудниках, нефтяных промыслах Сибири и «Северной Магнитке». Работы В. Ветрогонского, А. Колчанова, В. Андрушкевича, А. Бакулевского, В. Вильнера и других художников в те годы составляли основу зональных и республиканских выставок «Слава труду!».
Скульптура представляет произведения А. Сафронова, Д. Бологова, В. Басарева, Л. Бугая и передает образ современника — строителя социализма 1960–1980-х годов.
Выставка предназначена для широкой аудитории, прежде всего, для подрастающего поколения. Сегодня, в эпоху тотальной цифровизации и роботизации, она передает важность созидательного труда и рассказывает об эпохе, когда человек труда был главным героем страны.
Стоимость входных билетов:
-детский от 3-х до 18 лет – 30р.;
- студенческий, пенсионный – 45р.;
-взрослый –75р.;
-дети до 3-х лет – бесплатно.
В музее работает касса бесконтактного платежа.
Выставку можно посетить по «Пушкинской карте», подробнее:
https://www.culture.ru/events/1887242/vystavka-tema-truda-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-xx-veka
Ссылка на приобретение онлайн билетов в билетной системе ВМУЗЕЙ:
https://vmuzey.com/event/vystavka-tema-truda-v-iskusstve-xx-veka
Категория 0+.
Часы работы: с 10 до 17 часов.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86, +7906 664 4773, +7909 229 0553, +7910 202 5868.
Цена:30 - 75 р.
Тематическое мероприятие из художественно-поэтического цикла «Нетленная поэзия во взоре», посвященное дню рождения Леонида Николаевича Потапова (1943 – 2004)
Взгляд художника на мир, внимательный, цепкий и эстетически ориентированный, в лице графика, члена Союза художников России (с 1989) Леонида Николаевича Потапова выражен и в поэтической форме.
Известный в Орле краевед, педагог, спортсмен Л.Н. Потапов по окончании художественно-графического факультета пед. института преподавал черчение и рисование в средних общеобразовательных школах, возглавлял городское методическое объединение учителей рисования и черчения, с 1985 года работал в художественной школе № 1, позднее названной Орловской детской школой изобразительных искусств и народных ремесел.
Со второй половины 1970-х Леонид Потапов увлекается станковой графикой и техникой линогравюры, обращается к индустриальной теме и городскому пейзажу, сочетая широту панорамных пространств с вертикалями многоэтажек, труб и башенных кранов. Романтика новостроек со временем сменилась в его творчестве тягой к патриархальному прошлому губернского города.
Второй большой темой в графике Потапова 1970-х годов стала военная – воспоминания детства, тяжело доставшаяся Победа. Здесь, как и в городском пейзаже, его сюжеты наполнялись звучанием песен Булата Окуджавы, поэтов и композиторов советской эстрады и кино; появляется цикл «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (1977 – 1978). Листы этой серии, порой многословные, подкупают своей глубокой лиричностью.
«Два года, как окончилась война.
На пепелищах заросли крапивы.
Вторая невоенная весна.
Мы дома все, мы вместе и мы живы».
(«Дирижабль», 1996).
С начала 1980-х годов Леонид Потапов все чаще обращается к орловскому пейзажу. Эти стихи-прогулки, стихи-воспоминания неспешны, подробны, чужды суеты и многолюдья, автор почти всегда наедине сам с собою, либо в диалоге с природой или воображаемым собеседником. Как и в его графических произведениях, которые составляют нераздельное единство с его поэзией. И там, и там – обычно вечер, ночь или почти безлюдное пространство, в котором пребывает лирический герой. И нельзя понять: поясняет ли стихотворение композицию, или графический лист служит иллюстрацией к стихотворному сюжету, – поэзия и графика Потапова сосуществуют, не сливаясь.
«И синь уже легла на нежный лепет трав,
И отзвучали все немыслимые звуки,
И полночь, рукава неспешно подобрав,
Простерла над водой таинственные руки»
«Мне сладко в тишине, когда стихает звон…» (2000)
Обширные краеведческие познания Леонида Николаевича, его богатая начитанность и эрудиция позволили осуществить цикл передач «Город, в котором мы живем» на орловском радио с его участием.
По признанию неизменной спутницы его жизни, художницы и педагога Ларисы Васильевны Потаповой, во второй половине 1990-х Леонид Николаевич почти перестал заниматься графикой, будучи поглощен поэтическим вдохновением. С 1996 по 2004 год им было написано свыше 1700 стихотворений, вышло два поэтических сборника («Зимы серебряный фонарь», 2002; «И Родиной все больше дорожу», 2003). Художник все более погружался в вечные темы, наследие классиков, огромную долю стихов этого периода составили сонеты. Пронзительное чувство зыбкости бытия, никчемности страстей, щемящая грусть, ностальгия и ощущение вселенского масштаба человеческого сердца, внутреннего мира, – наполняют его произведения последних лет.
«Передохну и слезы вытру,
Смахнув с себя остатки зол.
И закричу болотной выпью –
И тихо отзовется дол…
И вновь до страсти и до боли,
До слез, до мук, до хрипоты
Мне видится пустое поле
Уже сквозь желтые листы…».
«Передохну и слезы вытру…», 2001.
Поэзия Потапова задумчива и, как порой и его станковая графика, многословна. Его стихи подчас витиевато сплетаются в вязи личных ассоциаций и образов, что неизменно сказывается на размере и интонации поэтических строк. Стихи-размышления. Удивительно, как этот могучий человек в мирное, без потрясений время глубоко и громадно переживал внутри себя, казалось бы, незначительные или сентиментальные впечатления.
«Над нашей надоевшей круговертью,
Над тихими сентябрьскими домами
След ангела на лучезарной тверди
Короткими седыми облаками…
Так трепетен узор златого сада,
А гроздья винограда так прозрачны,
И далеки от суматохи ада,
И по сравненью с раем настоящи».
«Над нашей надоевшей круговертью…», 2002.
Хранящиеся в фондах Орловского музея изобразительных искусств графические произведения Леонида Николаевича Потапова позволяют прикоснуться к многогранному наследию на редкость талантливой и цельной личности, этого яркого явления современной художественной российской культуры!
Т.В. Лазарева, кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник ОМИИ
Набор индивидуальных заявок на групповые экскурсии по выставке. (акция) В воскресенье 02 января 2022 года в 14:00
Набор индивидуальных заявок на групповые экскурсии по выставке. (акция)
В воскресенье 02 января 2022 года в 14:00 экскурсия по временной выставке «Куликовская битва в изобразительном искусстве», произведения современных российских художников из фондов Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле"».
Длительность 45 мин.
Категория 0+.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ: старший научный сотрудник ОМИИ Татьяна Анатольевна Тимашева.
ОПЛАТА НА ДАННУЮ ЭКСКУРСИЮ ПРОИЗВОДИТСЯ НАЛИЧНЫМ РАССЧЁТОМ.
Стоимость билетов: детский/школьный –30р;
студенческий, пенсионный – 45р;
взрослый –75р.
Экскурсионное обслуживание - 90 руб. к цене входного билета.
Заранее необходима предварительная регистрация: сообщение в комментариях к объявлению на странице музея «Вконтакте», позвонив по телефону (или WhatsApp) или оставив заявку в кассе музея.
Тел.: +7906-664-47-73; +7910-202-58-68; +7 (4862)76-27-41.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств, Орловская обл,
г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 29
Цена: 120 – 165 руб.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ОПАЗДЫВАТЬ!
ВНИМАНИЕ! ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ И ФИЛИАЛОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
При посещении посетители обязаны надеть медицинскую маску, а также при входе в музей произвести бесконтактное измерение температуры.
Посещение выставок и экскурсий возможно при наличии одной из справок и документа, удостоверяющего личность:
- сертификата о вакцинации или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения "Госуслуги", "Госуслуги СТОП коронавирус";
- справки (QR-код, полученный с использованием специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП коронавирус"), подтверждающий, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;
- QR-кода, полученного в порядке, установленном Департаментом здравоохранения Орловской области, подтверждающего наличие у гражданина достаточного титра антител к COVID-19 (далее -QR-код о наличии антител);
- справки медицинской организации, подтверждающей наличие медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (справка о медицинских противопоказаниях);
- справки с отрицательным результатом тестирования методом ПЦР на COVID-19, проведенного в течении последних 48 часов до посещения.
Исключением являются лица, не достигшие 18 лет, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Page 1 of 30