«Керамика Опошни. Часть II. Зооморфные декоративные фигуры из фондов Орловского музея Изобразительных искусств»
В интерьере Тургеневского зала мансардного этажа Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, рядом с живописным портретом нашего прославленного писателя-земляка, изображенного сидящим на скамье у Савинского пруда в Спасском-Лутовинове, пейзажами тургеневских мест, и предметами мебели XIX века, - вполне органично присутствуют две причудливые зооморфные опошнянские керамические фигуры. Эти, ставшие волею случая неразлучными забавные друзья, уподоблены здесь своеобразным стражам.
Как появились они в доме Андрея Ильича? Возможно, это подарок от украинских коллег-художников или приглянувшиеся ему самому сувениры, свидетельствующие о таланте народных мастеров, привезенные им из одной из поездок на Украину.
Обе стилизованные декоративные фигуры - «Собака» и «Баран» выполнены в поселке Опошня Зеньковского района Полтавской области на фабрике «Художественная керамика».
Автором первой из них является знаменитый опошнянский керамист Иван Архипович Билык (1910-1999), - подлинно народный мастер, удивительный, скромный и действительно героический человек, проживший очень непростую, полную невзгод жизнь.
Он родился в Опошне в бедной семье. Его отец был сапожником, но подрабатывал и извозом, доставляя глиняные опошнянские изделия на ярмарку в Екатеринослав*. С детских лет мальчику нравилось лепить из глины фигурки зверей. Их дом стоял под горой, где красная глина лежала буквально под ногами. Отец говорил сыну: «Когда подрастешь, отдам тебя в обучение гончару».
Но в 1922 году случилась беда: недалеко от Опошни бандиты напали на возвращавшегося с ярмарки отца. Мать с девятью детьми остались без кормильца. Иван, помогая семье, пас коров. В конце 1923 года, беспокоившаяся о будущем сына мать, отвела его в Опошнянскую керамическую школу. Несмотря на уже давно начавшийся учебный процесс. Ивана приняли, однако школу вскоре закрыли.
Пришлось ему наниматься за гроши к хозяину, изготавливать глиняную посуду. Через год родные матери, жившие на хуторе Хижняковка, взяли Ивана к себе. Его дядя, Яков Павлович Печка, слывший хорошим гончаром, стал знакомить юношу с тонкостями гончарного искусства. Затем возобновилась учеба в ненадолго открывшейся в Опошне керамической мастерской, потом работа у дяди, только уже не в качестве ученика, а мастера.
В 1930-е годы его призвали в армию. Во время службы он получил тяжелейшее ранение в голову. Последовало заражение крови и двенадцать операций. Иван Архипович стал инвалидом.
По приезде домой он устроился на керамический завод. А в 1943 году, несмотря на состояние здоровья, ушел на фронт и попал в штурмовую дивизию. Участвовал в кровопролитных боях за Днепр. Получил пять серьезнейших ранений, перенес сложные операции, временную потерю зрения, слуха и речи. Девять с половиной месяцев лечился в военном госпитале в Сочи, где неожиданной отрадой стала лечебная грязь, из которой он начал лепить различные фигурки.
Осенью 1946 года, согбенным, изуродованным войной, он вернулся в родную Опошню, где его ждали жена и трое сыновей. И хотя продолжал тяжело болеть и долго лечиться, и даже получил от врачей запрет работать на керамическом заводе, не смог расстаться с любимой глиной. Даже после выхода на пенсию в 1985 году, продолжал ходить на завод (фабрику «Художественная керамика») почти до самой смерти.
Начинал он здесь после войны токарем, подтачивая донышки посуды, но быстро стал настоящим мастером и начал создавать сувенирную продукцию: разнообразные сосуды, вазы. Работал в творческой лаборатории, обучал новичков. Его изделия не раз посылали на различные, в том числе международные выставки.
Всенародное признание Иван Архипович Билык получил в 1971 году, когда был отмечен дипломом лауреата Международного биеннале в Фаенце в Италии. В том же году ему присвоили звание Заслуженного мастера народного творчества. В 1995 году Иван Архипович стал лауреатом премии им. Даниила Щербаковского**, а в 1999 году, за весомый вклад в украинскую культуру, - лауреатом Государственной премии Украины им. Тараса Шевченко, самой престижной творческой награды в стране. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Этот маленький, худенький, почти бестелесный, физически недужный, но несгибаемый духом человек, был очень добрым, улыбчивым, приветливым и необычайно трудолюбивым. Он любил выполнять все сам: и форму, и декор ваз, куманцов, различных других сосудов и декоративных тарелок. Но с самым большим удовольствием он выполнял скульптурные фигурки животных, которыми так славилась Опошня: лепил чудесных стилизованных львов, барашков, быков, коников.
На правом боку декоративного фигурного скульптурного сосуда «Собака», по еще сырой глине, мастер процарапал свои инициалы, фамилию и указал, что он был создан в Опошне в 1970 году.
Равная по высоте и длине в 47 сантиметров фигура стоящей собаки вылеплена из светлой, ставшей после обжига почти белой глины. У животного большая лохматая голова, также лохматые мощная шея и грудь, узкое, большей частью гладкое туловище, небольшие ноги, особенно задние, и длинный широкий плоский хвост, закинутый концом на середину спины, служащий ручкой и зрительно уравновешивающий всю заднюю часть фигуры.
Поверхность мордочки, шеи и груди щедро декорирована вертикальными, косыми и дугообразно изогнутыми полосками-налепами с оттиснутыми контрререльефными овально-вогнутыми ямочками. На голове и задней части туловища - налепы из полосок с другим рисунком: в виде цепочки из рельефно-выпуклых округлых элементов. Верх шеи, передняя часть цилиндрического туловища и ноги-столбики выделены гладкими валиками. Очень точно подмечена поза и забавно выражение мордочки добродушной, немного простоватой, дворняги с открытым округлым отверстием рта. То ли она зашлась в усердном лае, то ли хочет выканючить лакомый кусочек.
Широкая нижняя губа служит удобным сливом, а высоко запрокинутая голова предусмотрительно уберегает от случайного пролития помещенный внутрь напиток. Правда, фигурные сосуды такой величины имели обычно декоративно-этнографическое интерьерное назначение, но по знатным случаям вполне могли использоваться в соответствии с прямыми утилитарными функциями. Замечательны гладкие раковинки растопыренных ушей-локаторов, торчащий вверх чуткий нос с вогнутыми ноздрями, глаза в виде рельефных спиралей, оканчивающихся темными шариками-зрачками
Туловище, шея, хвост и ноги собаки покрыты красивого тона сочной изумрудно-зеленой глазурью, голова с усами и бородой - коричневой, местами дополненной мазками зеленой.
Несмотря на условность стилизации, собака кажется живым существом, обладающим особым нравом и эмоциями, располагающим к общению. Это свидетельство большого таланта и доброй души мастера.
***
На второй опошнянской фигурке в виде стоящего барана не автор не оставил сигнатуры, и его имени мы пока не знаем.
Она также вылеплена из светлой глины, щедро покрыта налепами и декорирована цветными глазурями. По высоте она чуть больше фигурки собаки, а в длину почти такая же.
Словно корона монарха увенчивают голову барана огромные длинные спиралевидно закрученные рога с отходящими наружу и вверх концами, а шею, спину и бока приземистого грузного туловища окутывает густой мех в виде округлых лепных прядей-язычков, виртуозно и естественно положенных плотными слоями. Тиснеными косыми овалами и плоскими рельефными горошинами проработаны рога. Пластически выделены круглый чубчик на лбу барана, его глаза, с немного глуповатым и вопрошающим выражением, ноздри, приоткрытый рот, верхний ряд зубов, бородка и подвес на шее, бороздки на раздвоенных копытцах. Гладкие зоны равномерно чередуются с рельефными, что придает большую выразительность всему объему.
Фигурка барана, как и фигурка собаки, вылеплена из отдельных частей, которые затем соединялись с помощью шликера – жидко разведенной глиняной массы. Все ее части пропорциональны и точно выверены. Тяжелые рога уравновешены выпуклой широкой грудкой и горизонталью туловища, согласованы линии плавных изгибов всех частей животного, не смотря на статичную позу, придающие ему определенную динамику.
Декорирован баран темно-коричневой глазурью с умеренным добавлением потечной желтой. Дополнительный второй цвет не только выделяет отдельные детали - верхнюю губу, глаза, передние коленные сгибы коротких ножек, но, благодаря неравномерности произвольно струящихся вниз по форме жидких потеков желтого цвета, придает живую выразительность рогам и шерсти.
Это существо уже не столь открытое и близкое человеку, как собака Ивана Афанасьевича Билыка, оно осторожное, пугливое, немного упрямое и непредсказуемое. Но так же, как и в первом случае, доброе и, словно бы немного улыбающееся нам. Ее создатель также очень хороший и опытный мастер.
***
В нынешней Опошне керамистов, к сожалению, осталось совсем немного. Но радует, что в созданный здесь в 1989 году Национальный музей-заповедник украинского гончарства привлекает никогда не прекращающийся поток посетителей. В нем собрана уникальная, насчитывающая свыше 30 000 экспонатов, коллекция изделий народной украинской керамики, и имеется огромная, занимающая 20 га, парковая зона. На ней расположился музей под открытым небом, где собрана монументальная керамика современных мастеров. Они приезжают сюда на керамические симпозиумы, ставшие международными, и оставляют в дар музею свои творения.
Большая и разнообразная деятельность музея вселяет надежду, и что благодаря ей, огонь творчества не угаснет в сердцах новых поколений местных керамистов и они своими теплыми руками будут согревать и обласкивать опошнянскую глину, продолжая традиции старых народных мастеров, воспевавших красоту родного края.
«Керамика Опошни. Часть 1. Куманец из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств»
В мастерской Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова (1916-2010), ставшей теперь мемориальным музеем (филиалом Орловского музея изобразительных искусств), наряду с живописными и графическими произведениями самого мэтра, его друзей и учеников соседствуют разнообразные предметы декоративно-прикладного и народного искусства.
Некоторые из них свидетельствуют о прежних взаимосвязях и едином культурном пространстве входивших в состав СССР республик. Среди произведений украинских мастеров, выделим три работы керамистов из знаменитой полтавской Опошни, именуемой на Украине столицей национального гончарства.
В самом первом зале нижнего этажа, который непосредственно являлся мастерской Андрея Ильича, рядом с большим рабочим столом, на стеллаже у окна, можно заметить большой стройный зеленый глиняный украинский куманец. Это памятный подарок художнику. На нем есть надпись ангобом: «Лауреаты премии им. И. Репина - благодарные чугуевцы участнику создания галереи».
История этого куманца связана присуждением художнику в 1974 году Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за серию живописных портретов «Наши современники» (портреты Героя Социалистического Труда В.Я. Прибыльнова, хирурга В.И. Заикина, художника К.С. Андросова). А в 1984 году на Украине, на родине Ильи Ефимовича в городе Чугуеве Харьковской области, открылась художественная галерея, в которой были представлены произведения 180 лауреатов премии им. И.Е. Репина, среди которых - целый ряд портретов и пейзажей А.И. Курнакова. В честь этого события и был вручен ему куманец.
Он выполнен из глины, покрыт глухой зеленой глазурью тона чуть пожухлой травы и расписан цветочным орнаментом.
Его автором является опошнянский мастер Василий Андреевич Биляк (Беляк) (1924-1995). Известно, что в 1940-1941 годах он учился в Опошнянской керамической школе, а когда началась война, попал Германию, где находился в концлагерях. С 1951 года работал в опошнянской артели, а затем на фабрике «Художественная керамика». Был членом Союза художников Украины. Участвовал в выставках: республиканских, всесоюзных и международных. Создавал керамические скульптурные фигуры животных, куманцы.
Куманец – особый тип праздничной посуды. Он отличается выразительным сквозным силуэтом, имеет вертикально поставленное дискообразной формы тулово с круглым отверстием в центре, конусообразную ножку, горлышко с крышкой, носик и петлеобразную ручку. Такие сосуды использовали для хмельных напитков дома во время праздничного застолья и в шинках, когда нужно было обнести большое число людей разными напитками. Их по нескольку штук «нанизывали» на руку, наливая из этого набора куманцов каждому то, что ему требовалось.
Как самый характерный символ опошнянской керамики, куманец попал на утвержденный в 2009 году на герб и флаг этого поселка. Герб представляет собой обрамленный декоративным картушем и увенчанный серебряной городской короной щит, разделенный по вертикали на два равных поля. Зеленое поле символизирует опошнянское садоводство и живописную природу, а золотое - природное и культурное богатство. Оба цвета обозначают и географическое расположение Опошни, находящейся на границе лесостепи и степной зоны. Куманец подчеркивает важную роль гончарства, а семь холмов, на которые он помещен, – реальный рельеф поселка, подобно Риму разместившемуся на семи холмах.
Опошня является на Полтавщине одним из наиболее древнейших поселений. Когда-то она была казацким местечком на перекрестке транспортных и торговых путей, с чем, по одной из версий, и связано ее название. Здесь «опишивались» - то есть, сходили с коня, чтобы остановиться и отдохнуть. Эти места удивительно богаты залежами гончарной глины. Здесь насчитывается свыше трех десятков ее видов. А найденные на этих землях многочисленные обломки древней глиняной посуды восходят к эпохе неолита.
Перепись 1894 года свидетельствует, что гончарством здесь занималось свыше тысячи двухсот хозяйств, то есть каждая третья семья. Изготовляли разнообразную посуду: вместительные миски, кувшины, борщевики, кашники, макитры, фигурные сосуды в виде животных - льва, барана, быка, козла, лошади, оленя или птиц, а также игрушки-свистульки. Их продавали на ярмарках по всей Украине. Рассказывают, что рекламируя высокое качество своей продукции, опошнянский гончар даже мог во время ярмарки станцевать гопака на донышке перевернутой макитры.
Но самое главное – красота опошнянских изделий, которые декорировали рельефными налепами, штампами, процарапыванием и контурной росписью ангобом - жидкой глиной.
С помощью резервуара с соломинкой ангобом наносили на поверхность «подвяленного» и еще влажного изделия однотонный контурный рисунок, а затем заполняли его ангобами разных других цветов. Красочная палитра росписи была невелика: белые, кремовые, желтоватые, коричневые и красно-коричневые природные тона глины дополнялись и разнообразились введением в состав белой глины синих, зеленых, фиолетовых, черных пигментов. Цвета ангобной опошнянской росписи мягкие, естественные, приятные глазу. А мотивы – преимущественно растительные: цветы, веточки, колосья, виноград.
На тулове подаренного Андрею Ильичу Курнакову куманца, изображены с двух сторон стилизованные веночки с цветочными розетками и округлыми листиками на гибких веточках. Меньшие веточки с цветами помещены на ножку-основание, расширенную часть носика и внешнюю поверхность ручки. Вместе с тем остается достаточно свободного от росписи места, служащего ей красивым фоном. Роспись слегка рельефная, поскольку выполнена глиной, и очень простая, обобщенная, ясная и лаконичная, образованная ровными локальными тонами.
По характеру мотивов, их ритмике, опошнянская роспись очень близка расшитым цветами и ветками красно-белым полтавским рушникам, и имеет колористическое сходство с полтавскими килимами, отличающимися светлой, немного разбеленной, приглушенной гаммой цветов. Опошнянская роспись будто вместила в себя напевность народных мелодий и образы нежной и ласковой природы Полтавщины, зелень ее садов и полей, спокойствие тихо текущей Ворсклы.
Курнаковский куманец – образец классического стиля, выработанного многими поколениями мастеров опошнянской керамики, по которому она сразу узнаваема и за который ценится.
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры - оценочная процедура, которая осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качеств
Приглашаем Вас принять участие в независимой оценке качества условий оказания услуг организациями культуры. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры - оценочная процедура, которая осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности. Анкетирование проводится в целях изучения мнения получателей услуг организаций культуры о качестве деятельности по показателям, касающихся:
• Открытости и доступности информации об организации культуры;
• Комфортности условий предоставления услуг;
• Доступности услуг для инвалидов;
• Доброжелательности, вежливости работников организации;
• Удовлетворенности условиями оказания услуг. Анкета является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
Войти на официальный сайт оператора, осуществляющего независимую оценку
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург).
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург). Вас ждут произведения более чем тридцати авторов, новые впечатления и позитивный настрой. Выставка работает до 12 декабря нынешнего года.
Виртуальная выставка Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
#orelmuseumizo
Виртуальная выставка
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
(Из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).
Роман «Преступление и наказание», входящий в эту серию романов – образец психологической и социально-философской прозы. Главный герой студент Родион Раскольников замышляет убийство и грабеж. Мотивы его, с одной стороны, ясны: он беден и остро нуждается в деньгах; с другой стороны, не жажда обогащения им движет, а мысль об избранности превосходстве одних людей над другими. Возможно, ли внутренне оправдать преступление и, какое наказание ждет того, кто решил преступить через общественные и моральные законы – эти вопросы создают драматургию романа.
Вашему вниманию представляется иллюстрация к роману «Преступление и наказание» заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова (1941-1993)/
Далее смотрите здесь:https://orelmusizo.ru/vystavki/virtualnye-vystavki/121-vystavki/virtualnye-vystavki/813-roman-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo-v-illyustratsiyakh-zasluzhennogo-khudozhnika-rsfsr-s-s-kosenkova
C 30.10.2021 по 07.11.2021 Орловский музей изобразительных искусств в онлайн режиме.
#orelmuseumizo
https://orelmusizo.ru/
C 30.10.2021 по 07.11.2021 Орловский музей изобразительных искусств в онлайн режиме.
ФАРФОРОВЫЕ СКАЗКИ НИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ МАЛЫШЕВОЙ (1914-1983)
Вторая половина XX века в СССР была временем расцвета малой фарфоровой пластики. В стране успешно действовал ряд мощных фарфоровых производств, выпускавших помимо предметов столовой и чайно-кофейной посуды, разнообразные вазы и статуэтки.
Одним из лучших предприятий являлся подмосковный Дулевский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Его продукция советского периода знакома многим по фирменному клейму в виде стилизованного голубя, выполнявшегося штампом красного, синего и зелёного (в зависимости от сорта изделия) цвета, которым она маркировалась с 1964 по 1991 год.
Марки Дулевского фарфорового завода.
После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1940-х годов, на заводе появилась сильная и слаженная команда талантливых молодых художников, среди которых была и скульптор Нина Александровна Малышева.
Она родилась в 1914 году, в Орле, в купеческой семье Ситниковых. Проведённые здесь детские годы, совпали с нелёгкими переломными этапами в истории нашего государства и оставили в её памяти множество незабываемых впечатлений.
В 1925 году Ситниковы перебрались в Москву, где Нина Александровна со временем смогла осуществить свою мечту и получить художественное образование.
Н.А. Малышева. Автопортрет. 1940-е гг.
Цветной карандаш, пастель.
В 1947 году, после окончания факультета декоративной скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (ныне это Московский Государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова), она стала работать на заводе в Дулево и вскоре выдвинулась в число ведущих советских скульпторов по фарфору.
Её творческая деятельность на Дулевском фарфоровом предприятии была необычайно плодотворна. Любимыми сюжетами фарфоровой скульптуры стали для неё жанровые композиции, появившиеся в результате жизненных наблюдений – своеобразные «уличные зарисовки». Как женщине и матери, ей была очень близка детская тема. Не оставались у неё без внимания и анималистические мотивы. Богатство и разнообразие многонациональной культуры страны Советов отразились в сериях фигур, изображающих представителей народов, входящих с её состав республик, национальным танцам с красочными костюмами, особенностями ритмики и отточенной пластики движений. Очень любила она театр и балет и создала немало интересных произведений, посвящённых искусству классической хореографии и драматургии.
Н.А. Малышева. Фото.
В фондах нашего музея есть несколько отличных авторских экземпляров её фарфоровых работ, выполненных в разные годы: «Разговор по телефону» и «У маникюрши», «Кармен. Майя Плисецкая» и «Танец маленьких лебедей», «Узбекские ковровщицы» и «Роман с контрабасом».
К сожалению, отсутствуют в нашей коллекции произведения со сказочной тематикой. Помимо круглой скульптуры малых форм, к ним можно отнести и те, которые имеют утилитарное назначение: декоративные шкатулки, баночки для мёда, футляры для часов.
Фарфоровые статуэтки небольших размеров, выпускающиеся на заводах массовыми тиражами, обычно предназначаются для украшения интерьера квартир. Часто их приобретают в качестве подарка.
Замечательным новогодним подарком, способным радовать, особенно в холодные и ненастные зимние дни, когда так хочется домашнего тепла и уюта, стала её фигура «Снегурочка».
Существует несколько её вариантов. Один из них, очень поэтичный, выпускавшийся, вероятно, ограниченными партиями, напоминает живописный образ широко известной одноимённой картины, созданный в 1899 году художником Виктором Михайловичем Васнецовым (1848-1926).
Н.А. Малышева. Скульптура «Снегурочка».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
В.М. Васнецов. «Снегурочка». Фрагмент.1899.Государственная Третьяковская галерея. Холст, масло.
Это сходство более всего придают костюм и антураж. У каждой из Снегурочек обильно изукрашенная вышивкой длинная, с боковыми разрезами на полах, отороченная белым мехом шуба с приподнятым широким воротником и маленькая круглая шапочка. Общее между ними и в ракурсе головы, обращённой влево, и жесте опущенной левой руки с отставленной вправо кистью.
Н.А. Малышева. Скульптура «Снегурочка». Фрагмент.
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Выражение нежного личика фарфоровой фигурки немного задумчивое, как и у героини полотна Васнецова, которая и хочет выйти из леса к людям, и опасается нарушить строгий запрет своего отца — Деда Мороза.
Место действия Малышева обозначила лаконичной пейзажной деталью — маленькой ёлочкой, на ветвях которой лежит снег. Молодые ёлочки, словно подчёркивающие юный возраст Снегурочки, были и в картине Васнецова на первом плане, намечая край леса, оживляя объёмом и цветом ближнее заснеженное свободное пространство. Там они ещё задавали и масштаб, помогающий построению перспективы. В скульптуре Малышевой ёлочка вплотную приближена к фигурке Снегурочки. Это придаёт композиции большую цельность и компактность, важную для хрупкого фарфора.
Можно предположить, что в самом раннем детстве Нина Александровна видела на дореволюционных домашних рождественских ёлках наряженных в костюмы Снегурочки девочек и маленькие фигурки Снегурочки. которые вешались на ёлку как украшение, или слышала об этом от старших.
В другом, более распространённом варианте, – улыбающаяся, зачарованная чудом зимней ночи и словно прислушивающаяся к чему-то «Снегурочка» с длинной пшеничной косой и приподнятой правой рукой, ассоциируется с тем более привычным для нас персонажем, который начал фигурировать на советских новогодних елках, разрешённых в 1937 году. Только теперь она стала внучкой, а не дочкой Деда Мороза, его неизменной спутницей, помощницей и посредником в общении его с детьми.
Фарфоровые композиции по-разному расписывались разными художниками и в разное время. Менялась колористическая гамма, отдельные детали. И обычно полихромная роспись тактично дополнялась золотом, придающим особую нарядность.
Малышевскую «Снегурочку» (как и ряд её других работ) выпускают на Дулевском фарфоровом заводе и сейчас, но декорируют в основном, более простым способом, применяя люстр, переливающийся на поверхности светлыми перламутровыми оттенками.
Стоящие дома, на книжной полке, в серванте или на столике, фарфоровые статуэтки во все времена неизменно притягивали детское внимание. Ручки так и тянулись к ним, но было нельзя! Ведь фарфор, к сожалению, уязвим и бьётся.
Н.А. Малышева. Скульптура «Аленушка с козленком».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Однако, маленькую (6,5-7 см в высоту) скульптуру Нины Александровны Малышевой «Аленушка с козлёнком», имеющую очень компактные и обтекаемые формы, при определённых условиях, наверное, можно доверить ребёнку. Она словно специально рассчитана на малыша, которому захочется прикоснуться пальчиками к гладкой поверхности фарфора, ощутить его нежную прохладу, «приласкать» и «утешить» Аленушку и её братца. Такая фигурка даже, пожалуй, не пострадает, если ребёнок случайно уронит её на мягкий ковёр.
Н.А. Малышева. Скульптура «Аленушка с козленком». Фрагмент.
Фарфор, полихромная роспись.
Многие отечественные скульпторы-фарфористы обращались к сюжету этой сказки, но, думается, никому из них не удалось передать по-настоящему естественный детский жест сестрицы, обнявшей превратившегося в козлёночка неразумного Иванушку. Сколько грусти и нежности в её лице! Одна эта маленькая композиция может научить ребёнка понимать, что такое любовь, сострадание и забота.
Н.А. Малышева. Футляр для часов «Золушка».
Фарфор, полихромная роспись, золочение.
Несколько раз обращалась Нина Александровна к всемирно известной сказке знаменитого французского поэта Шарля Перро (1628-1703) «Золушка» Великолепен созданный ею на сюжет этой сказки скульптурный фарфоровый корпус для часов.
В XVIII и XIX веке художественное оформление керамических и бронзовых футляров нередко очень сложных и дорогих часовых механизмов, превращало их в великолепные произведениями искусства. Особенно тщательно разрабатывался пластический декор настенных, настольных и каминных часов. Чаще всего он включал изображения крылатых амуров, дам и кавалеров, пастухов и пастушек, всевозможных животных, птиц, цветов и растений, которые иногда образовывали весьма замысловатые многофигурные композиции.
В XX веке, особенно в советское время, в соответствии с новыми вкусами и стилями, художественные футляры для комнатных часов не были столь распространены. К часам уже не испытывали прежнего пиетета, они уже не поражали уникальностью своей конструкции и дополнительным механическим функциям. Упростились и футляры, но встречались среди них и эксклюзивные.
Н.А. Малышева. Эскизы футляра для часов «Золушка».
Сюжет с убегающей с дворцового бала Золушкой, потерявшей золотую туфельку, как нельзя лучше подошёл для оформления фарфорового футляра для часов. Старинная сказка о доброй, бедной и трудолюбивой девушке, влюбившейся в прекрасного принца и мечтающей о счастье – это сказка на все времена и для людей всех возрастов.
Прекрасный вдохновляющий молодостью и энергией образ Золушки соотнесён здесь с часами, бесстрастно визуализирующим постоянно текущее, не останавливающееся ни на минуту время, напоминая, что не надо его терять и стараться не опоздать к их последнему двенадцатому удару…
Очень выразительно стремительное диагональное, влево и словно бы чуть вверх, направление движения Золушки с разметавшимися впопыхах прядями длинных кудрей и отлетающими назад складками широких юбок. С ним контрастирует вертикаль часового футляра, выполненного в виде высоких напольных дворцовых часов.
Их пышный декор из объёмных лепных рокайлей придаёт всей композиции особую торжественность и сказочный «аромат».
Полихромная и золотая цветочная роспись на часах и платье Золушки оставляет много свободного чистого пространства. Обильная белизна фарфора способствует ощущению лёгкости и воздушности всего произведения. На этом фоне хорошо акцентируется, обрамленное вверху высокими сочными рокайлями место для круглого циферблата часов, ради которых все и было затеяно.
***
Нина Александровна Малышева была не только добрым и жизнелюбивым человеком, но на протяжении всей своей жизни сумела сохранить в сердце и душе чистоту и восторженность ребёнка. Наверное, поэтому так удавались ей «фарфоровые сказки».
Представлены изображения из семейного архива Малышевых и открытых источников в Интернете.
«Ахмат-Хаджи Кадыров – Герой нашего времени» (межнациональный фотопроект, посвященный 70-й годовщине со дня рождения первого Президента Чеченской Республики)
Место проведения: Картинная галерея народного художника СССР А.И. Курнакова
Открытие: 17 августа 2021 в 14:30
Организаторы:
Министерство Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации;
Представительство Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова в Орловской области;
Орловский музей изобразительных искусств;
Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова
Данная фотовыставка, посвящена 70-й годовщине со дня рождения первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова (23 августа 1951 – 9 мая 2004)
Имя Ахмата-Хаджи Кадырова вошло в историю Чеченской Республики как имя национального лидера, спасителя народа, мудрого политика и благородного человека. Чеченский народ помнит и никогда не забудет великие дела и героические поступки Ахмата-Хаджи Кадырова. Он сделал все, чтобы остановить войну, сохранить народ, начать процесс восстановления мира и стабильности в Чеченской Республике. Его начинания претворяет сегодня в жизнь Глава ЧР, Герой России Рамзан Кадыров. Владимир Владимирович Путин так сказал об Ахмат-Хаджи: «Это был настоящий, героический человек. Всей своей деятельностью он самым убедительным образом доказывал, что нет и не может быть никакого знака равенства между бандитами, террористами и целым народом. Все эти годы он заслонял собой Чечню и чеченцев. Он ушел в День Победы. Ушел непобежденным».
Фотопроект представляет архивные фотографии из фонда ГБУ «Мемориальный комплекс Славы им. А.А. Кадырова», рассказывающие о жизни и деятельности Ахмата-Хаджи Кадырова в разные годы его жизни. Глядя на эти фотографии, каждый посетитель выставки сможет проследить путь Ахмат-Хаджи Кадырова, начиная с комбайнера и заканчивая Президентом ЧР.
Фотовыставка поможет узнать жителям Орла и Орловской области о планах А.-Х. Кадырова, благодаря которым он пытался воссоединить свой народ, создать мир в Чеченской Республике, остановить войну и, наконец, способствовать процветанию Чечни.
Фотопроект призван способствовать дальнейшему укреплению межнациональных и межконфессиональных связей между двумя регионами. Тем более после того, как в июне этого года на ПМЭФ прошло подписание соглашения о сотрудничестве между Чеченской Республикой и Орловской областью на уровне правительств двух регионов.
Благодаря Ахмату-Хаджи Кадырову чеченский народ получил долгожданное равноправие, свободу и национальную государственность, истинную независимость, возможность культурного, нравственного, общественно-политического и экономического процветания. «…Пусть меня не станет, но я уже считаю себя победителем…», – сказал в одном из своих публичных выступлений Ахмат-Хаджи Кадыров.
Сегодня народ Чеченской Республики, да и весь мир убедились, что эти слова были не только верной оценкой происходивших тогда событий, но и фактом гениальной прозорливости первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Да, его нет с нами, но он навсегда – герой нашего времени!
Выставка работает с 17 августа по 17 сентября 2021 года
Часы работы: с 10:00 до 17:00, ежедневно кроме понедельника
Выходной – понедельник
Адрес: г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, 3Б
Тел.: 43-42-24
ПРЕОБРАЖЕНИЕ – ЯБЛОЧНЫЙ СПАС виртуальное мероприятие по произведениям из фондов ОМИИ.
19 августа на Руси отмечается Яблочный Спас, как в народе именуется Преображение Господне. По окончании церковной службы в этот день освящаются фрукты. Обычно после обедни в каждой семье разговлялись яблоками, есть которые до Спаса-Преображения было не положено. В этот день яблоками, как правило, угощали всех нуждающихся, владельцы яблоневых садов обязывались делиться плодами с неимущими и больными людьми; не соблюдающие эту благочестивую традицию считались «недостойными общения».
Порядок предоставления услуг, информация доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения и необходимости соблюдения мер по предотвращению распространения коронавируса в Орловском музее изобразительных искусств!
Порядок установления льгот отдельным категориям граждан при посещении ими платных мероприятий, организуемых государственными учреждениями культуры, подведомственными Департаменту культуры Орловской области.
Прейскурант цен на платные услуги, оказываемые бюджетным учреждением культуры Орловской области «Орловский музей изобразительных искусств» (Приложение №1, Приложение №2 к действующему приказу).
Ссылка на документ:
Скачать: Приказ прейскурант цен.pdf
Установлено бесплатное посещение следующим категориям граждан:
- Героям Советского Союза;
- Героям РФ;
- полным кавалерам ордена Славы;
- гражданам, не достигшим 18 лет (1 раз в месяц);
- лицам обучающимся по основным профессиональным образовательным программам дневной (очной) формы обучения (1 раз в месяц);
- многодетным семьям (1 раз в месяц);
- сотрудникам музеев РФ;
- сопровождающему лицу при групповом экскурсионном обслуживании от 10 до 20 человек.
- Мобилизованные, добровольцы, иные военнослужащие и сотрудники отдельных федеральных органов (включая Росгвардию, ФСБ, ФСИН, МВД принимающие (принимавшие) участие в СВО, а так же члены их семей
Установлены льготы в виде оплаты 50% от общей стоимости для отдельных категорий граждан, определенных законодательством (при проведении платных мероприятийучреждения с учетом финансовых, материально-технических и организованных возможностей)
- инвалидам Великой Отечественной Войны и боевых действий на территории других государств;
- участникам Великой Отечественной войны;
- инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, лица, сопровождающие инвалидов I или II группы либо инвалидов с детства;
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
- военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
- дети дошкольного возраста;
- инвалидам Великой Отечественной Войны и боевых действий на территории других государств;
- граждане Российской Федерации в дни государственных, профессиональных праздников;
- сотрудникам государственных и муниципальных музеев Российской Федерации;
- граждане РФ, посещающие учреждения культуры по пригласительным билетам;
-граждане РФ в дни проведения всероссийских и региональных акций (Ночь музеев, Ночь искусств, День театра, Библионочь, Ночь кино и другие)
- участникам боевых действий, ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции;
- членам комитета Международного совета музеев (ИКОМ);
- сопровождающему лицу при групповом экскурсионном обслуживании от 15 дол 25 человек (включительно) и далее на каждые дополнительные 10 человек по одному сопровождающему лицу;
- иные категории граждан по письменному запросу (принятие решения по данному вопросу руководство оставляет за собой).
2.2. Льготы для отдельных категорий граждан устанавливаются учреждениями культуры по согласованию с Департаментом культуры Орловской области .
Орловский музей изобразительных искусств предлагает посетить выставки Временных экспозиций. Внимание! Постоянная экспозиция «Русское и зарубежное искусство XVII-XIX вв.» временно находится на реконструкции. О возобновлении приёма посетителей будет сообщено дополнительно.
Режим работы музея: вторник - воскресенье 10:00-17:00.
При посещении посетителям рекомендуется соблюдать дистанцию 1,5- 2 м, а также при входе в музей надеть маску.
Каждые 2 часа в музее проводится санобработка.
В музее работает касса бесконтактного платежа!
Стоимость входных билетов на временную экспозицию:
- 350 руб. – студенты и дети от 7 до 18 лет;
- 300 руб. – пенсионеры;
- 400 руб. – взрослые.
Для того чтобы посетить музей с экскурсией (индивидуально/группа), нужно не менее чем за сутки оставить заявку:
- на нашем сайте музея https://www.orelmusizo.ru/, в разделе ИНФОРМАЦИЯ, пункт ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСЬ
- по телефонам +7980 363 2014, +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86
- звонки принимаются ежедневно
Стоимость экскурсионного обслуживания уточняйте по телефонам.
Адрес: ул. Октябрьская 29.
Подробную информацию о работе музея БУКОО «Орловский музей изобразительных искусств»
вы можете узнать по телефонам +7980 363 2014, +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86,
а также на официальном сайте https://orelmusizo.ru/ и группах музея в соцсетях.
Информация доступности объекта для инвалидов и маломобильных групп населения.
Здание музея доступно частично избирательно по осуществлению основных функциональных зон (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов (всех форм инвалидности лёгкой степени для всех категорий посетителей).
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)
Посещение групповых экскурсий рекомендуется для групп до 20 человек в группе с обеспечением дистанции между группами и посетителями 1,5 – 2 метра, при входе в музей рекомендуется надеть маску.
Page 2 of 30