Памяти Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001)
- Информация о материале
24 июля исполняется 105 лет со дня рождения советского и российского живописца и графика Ирины Андреевны Евстафьевой (1917-2001), большого друга нашего музея и дарителя.
Она появилась на свет в Орле, в семье художников, имена которых вошли в историю русского искусства ХХ века. Её мать – уроженка села Дросково Малоархангельского уезда Орловской губернии (ныне Покровский район Орловской области), живописец и график Антонина Федоровна Софронова (1893-1966), отец – художник Генрих (Андрей) Матвеевич Блюменфельд (1893-1920).
Первые годы жизни Ирины Андреевны совпали с кардинальным переломом в истории России: революцией и гражданской войной. Она рано лишилась отца, умершего от туберкулеза. Её детство прошло в селе Дросково, куда после смерти бабушки Ирины, – Александры Николаевны, скончавшейся от тифа, перевез из Орла свою семью её дедушка, – Фёдор Васильевич Софронов, более двух десятилетий прослуживший в этих местах земским врачом.
В 1926 году вместе с матерью она переехала в Москву, где и провела почти всю дальнейшую жизнь. Здесь под руководством Антонины Федоровны стала систематически заниматься живописью и рисунком. Здесь создала семью и написала большинство своих работ. В основном это живописные и графические пейзажи и натюрморты.
Ирина Андреевна отдавала себя не только личному творчеству, но и изучению и сохранению художественного наследия Антонины Федоровны Софроновой и художников её круга. Благодаря её совместным с супругом, – художником Сергеем Ивановичем Евстафьевым, и рядом искусствоведов стараниям, возник новый интерес к искусству русского авангарда 1910-1920-х годов, и стало широко известно имя её матери. Она же написала первый очерк о творчестве своего отца, Г.М. Блюменфельда.
Произведения Ирины Андреевны Евстафьевой находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, подмосковного Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника А.С. Пушкина, Ярославского художественного музея, Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, Орловского музея изобразительных искусств и других, а также частных собраниях в России и за рубежом.
На протяжении многих лет она являлась дарителем Орловского музея изобразительных искусств. Благодаря этому наше собрание пополнилось целым рядом живописных и графических работ Антонины Федоровны Софроновой и несколькими произведениями самой Ирины Андреевны.
На фото:
1. И.А. Евстафьева в Орловском музее изобразительных искусств. 1997.
2. А.Ф. Софронова с дочерью Ириной. 1932. Мценск.
(«А. Софронова. Записки независимой». Москва. Издательство «RA», 2001. С. 464)
3. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в черной шапочке». 1938. Частное собрание. Москва.
4. А.Ф. Софронова (1892-1966). «Портрет дочери в белой накидке». 1939. Холст, масло. Частное собрание. Москва.
Использованы изображения из открытых источников в интернете.
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников: Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
- Информация о материале
В музей по «Пушкинской» в дни майских праздников:
Выставка «Тема труда в русском изобразительном искусстве XX века».
В дни майских праздников выставка работает по 15 мая 2022 года, ежедневно, без перерывов и выходных.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств.
В выставочных залах представлено более 90 произведений, созданных в разное время 70 авторами, которые отразили популярную в русском и советском искусстве тему труда. Основу составили работы советского периода.
Работа А. Курнакова «Паровозная бригада Ф.Ф. Чупахина» (1957 год) стала лейтмотивом выставки. На портретах П. Розина, А. Курнакова, Я. Левинштейна и других художников изображены люди разных профессий. Рост бурного строительства в стране в 1940-е и 1960-е годы отражают индустриальные пейзажи А. Шиндыкова, М. Козловской-Эсмонт и других. Жанровое полотно И. Степанова «Рабочий день окончен. Металлурги» (1964 год) написано по впечатлению от поездок по Сибири и Уралу.
Большинство произведений графики созданы в 1970-е годы, когда постоянные творческие бригады работали на крупных заводах, рудниках, нефтяных промыслах Сибири и «Северной Магнитке». Работы В. Ветрогонского, А. Колчанова, В. Андрушкевича, А. Бакулевского, В. Вильнера и других художников в те годы составляли основу зональных и республиканских выставок «Слава труду!».
Скульптура представляет произведения А. Сафронова, Д. Бологова, В. Басарева, Л. Бугая и передает образ современника — строителя социализма 1960–1980-х годов.
Выставка предназначена для широкой аудитории, прежде всего, для подрастающего поколения. Сегодня, в эпоху тотальной цифровизации и роботизации, она передает важность созидательного труда и рассказывает об эпохе, когда человек труда был главным героем страны.
Стоимость входных билетов:
-детский от 3-х до 18 лет – 30р.;
- студенческий, пенсионный – 45р.;
-взрослый –75р.;
-дети до 3-х лет – бесплатно.
В музее работает касса бесконтактного платежа.
Выставку можно посетить по «Пушкинской карте», подробнее:
https://www.culture.ru/events/1887242/vystavka-tema-truda-v-russkom-izobrazitelnom-iskusstve-xx-veka
Ссылка на приобретение онлайн билетов в билетной системе ВМУЗЕЙ:
https://vmuzey.com/event/vystavka-tema-truda-v-iskusstve-xx-veka
Категория 0+.
Часы работы: с 10 до 17 часов.
Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29.
Тел.: +7 (4862) 76-27-41, +7 (4862) 76-05-86, +7906 664 4773, +7909 229 0553, +7910 202 5868.
Цена:30 - 75 р.
Тематическое мероприятие из художественно-поэтического цикла «Нетленная поэзия во взоре», посвященное дню рождения Леонида Николаевича Потапова (1943 – 2004)
- Информация о материале
Взгляд художника на мир, внимательный, цепкий и эстетически ориентированный, в лице графика, члена Союза художников России (с 1989) Леонида Николаевича Потапова выражен и в поэтической форме.
Известный в Орле краевед, педагог, спортсмен Л.Н. Потапов по окончании художественно-графического факультета пед. института преподавал черчение и рисование в средних общеобразовательных школах, возглавлял городское методическое объединение учителей рисования и черчения, с 1985 года работал в художественной школе № 1, позднее названной Орловской детской школой изобразительных искусств и народных ремесел.
Со второй половины 1970-х Леонид Потапов увлекается станковой графикой и техникой линогравюры, обращается к индустриальной теме и городскому пейзажу, сочетая широту панорамных пространств с вертикалями многоэтажек, труб и башенных кранов. Романтика новостроек со временем сменилась в его творчестве тягой к патриархальному прошлому губернского города.
Второй большой темой в графике Потапова 1970-х годов стала военная – воспоминания детства, тяжело доставшаяся Победа. Здесь, как и в городском пейзаже, его сюжеты наполнялись звучанием песен Булата Окуджавы, поэтов и композиторов советской эстрады и кино; появляется цикл «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» (1977 – 1978). Листы этой серии, порой многословные, подкупают своей глубокой лиричностью.
«Два года, как окончилась война.
На пепелищах заросли крапивы.
Вторая невоенная весна.
Мы дома все, мы вместе и мы живы».
(«Дирижабль», 1996).
С начала 1980-х годов Леонид Потапов все чаще обращается к орловскому пейзажу. Эти стихи-прогулки, стихи-воспоминания неспешны, подробны, чужды суеты и многолюдья, автор почти всегда наедине сам с собою, либо в диалоге с природой или воображаемым собеседником. Как и в его графических произведениях, которые составляют нераздельное единство с его поэзией. И там, и там – обычно вечер, ночь или почти безлюдное пространство, в котором пребывает лирический герой. И нельзя понять: поясняет ли стихотворение композицию, или графический лист служит иллюстрацией к стихотворному сюжету, – поэзия и графика Потапова сосуществуют, не сливаясь.
«И синь уже легла на нежный лепет трав,
И отзвучали все немыслимые звуки,
И полночь, рукава неспешно подобрав,
Простерла над водой таинственные руки»
«Мне сладко в тишине, когда стихает звон…» (2000)
Обширные краеведческие познания Леонида Николаевича, его богатая начитанность и эрудиция позволили осуществить цикл передач «Город, в котором мы живем» на орловском радио с его участием.
По признанию неизменной спутницы его жизни, художницы и педагога Ларисы Васильевны Потаповой, во второй половине 1990-х Леонид Николаевич почти перестал заниматься графикой, будучи поглощен поэтическим вдохновением. С 1996 по 2004 год им было написано свыше 1700 стихотворений, вышло два поэтических сборника («Зимы серебряный фонарь», 2002; «И Родиной все больше дорожу», 2003). Художник все более погружался в вечные темы, наследие классиков, огромную долю стихов этого периода составили сонеты. Пронзительное чувство зыбкости бытия, никчемности страстей, щемящая грусть, ностальгия и ощущение вселенского масштаба человеческого сердца, внутреннего мира, – наполняют его произведения последних лет.
«Передохну и слезы вытру,
Смахнув с себя остатки зол.
И закричу болотной выпью –
И тихо отзовется дол…
И вновь до страсти и до боли,
До слез, до мук, до хрипоты
Мне видится пустое поле
Уже сквозь желтые листы…».
«Передохну и слезы вытру…», 2001.
Поэзия Потапова задумчива и, как порой и его станковая графика, многословна. Его стихи подчас витиевато сплетаются в вязи личных ассоциаций и образов, что неизменно сказывается на размере и интонации поэтических строк. Стихи-размышления. Удивительно, как этот могучий человек в мирное, без потрясений время глубоко и громадно переживал внутри себя, казалось бы, незначительные или сентиментальные впечатления.
«Над нашей надоевшей круговертью,
Над тихими сентябрьскими домами
След ангела на лучезарной тверди
Короткими седыми облаками…
Так трепетен узор златого сада,
А гроздья винограда так прозрачны,
И далеки от суматохи ада,
И по сравненью с раем настоящи».
«Над нашей надоевшей круговертью…», 2002.
Хранящиеся в фондах Орловского музея изобразительных искусств графические произведения Леонида Николаевича Потапова позволяют прикоснуться к многогранному наследию на редкость талантливой и цельной личности, этого яркого явления современной художественной российской культуры!
Т.В. Лазарева, кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник ОМИИ
Набор индивидуальных заявок на групповые экскурсии по выставке. (акция) В воскресенье 02 января 2022 года в 14:00
- Информация о материале
Набор индивидуальных заявок на групповые экскурсии по выставке. (акция)
В воскресенье 02 января 2022 года в 14:00 экскурсия по временной выставке «Куликовская битва в изобразительном искусстве», произведения современных российских художников из фондов Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово поле"».
Длительность 45 мин.
Категория 0+.
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ: старший научный сотрудник ОМИИ Татьяна Анатольевна Тимашева.
ОПЛАТА НА ДАННУЮ ЭКСКУРСИЮ ПРОИЗВОДИТСЯ НАЛИЧНЫМ РАССЧЁТОМ.
Стоимость билетов: детский/школьный –30р;
студенческий, пенсионный – 45р;
взрослый –75р.
Экскурсионное обслуживание - 90 руб. к цене входного билета.
Заранее необходима предварительная регистрация: сообщение в комментариях к объявлению на странице музея «Вконтакте», позвонив по телефону (или WhatsApp) или оставив заявку в кассе музея.
Тел.: +7906-664-47-73; +7910-202-58-68; +7 (4862)76-27-41.
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств, Орловская обл,
г. Орёл, ул. Октябрьская, д. 29
Цена: 120 – 165 руб.
УБЕДИТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА НЕ ОПАЗДЫВАТЬ!
ВНИМАНИЕ! ПОСЕЩЕНИЯ МУЗЕЯ И ФИЛИАЛОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ СОБЛЮДЕНИИ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
При посещении посетители обязаны надеть медицинскую маску, а также при входе в музей произвести бесконтактное измерение температуры.
Посещение выставок и экскурсий возможно при наличии одной из справок и документа, удостоверяющего личность:
- сертификата о вакцинации или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения "Госуслуги", "Госуслуги СТОП коронавирус";
- справки (QR-код, полученный с использованием специализированных приложений "Госуслуги", "Госуслуги СТОП коронавирус"), подтверждающий, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев;
- QR-кода, полученного в порядке, установленном Департаментом здравоохранения Орловской области, подтверждающего наличие у гражданина достаточного титра антител к COVID-19 (далее -QR-код о наличии антител);
- справки медицинской организации, подтверждающей наличие медицинских противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекции (справка о медицинских противопоказаниях);
- справки с отрицательным результатом тестирования методом ПЦР на COVID-19, проведенного в течении последних 48 часов до посещения.
Исключением являются лица, не достигшие 18 лет, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
«Керамика Опошни. Часть II. Зооморфные декоративные фигуры из фондов Орловского музея Изобразительных искусств»
- Информация о материале
В интерьере Тургеневского зала мансардного этажа Мемориальной мастерской Народного художника СССР А.И. Курнакова, рядом с живописным портретом нашего прославленного писателя-земляка, изображенного сидящим на скамье у Савинского пруда в Спасском-Лутовинове, пейзажами тургеневских мест, и предметами мебели XIX века, - вполне органично присутствуют две причудливые зооморфные опошнянские керамические фигуры. Эти, ставшие волею случая неразлучными забавные друзья, уподоблены здесь своеобразным стражам.
Как появились они в доме Андрея Ильича? Возможно, это подарок от украинских коллег-художников или приглянувшиеся ему самому сувениры, свидетельствующие о таланте народных мастеров, привезенные им из одной из поездок на Украину.
Обе стилизованные декоративные фигуры - «Собака» и «Баран» выполнены в поселке Опошня Зеньковского района Полтавской области на фабрике «Художественная керамика».
Автором первой из них является знаменитый опошнянский керамист Иван Архипович Билык (1910-1999), - подлинно народный мастер, удивительный, скромный и действительно героический человек, проживший очень непростую, полную невзгод жизнь.
Он родился в Опошне в бедной семье. Его отец был сапожником, но подрабатывал и извозом, доставляя глиняные опошнянские изделия на ярмарку в Екатеринослав*. С детских лет мальчику нравилось лепить из глины фигурки зверей. Их дом стоял под горой, где красная глина лежала буквально под ногами. Отец говорил сыну: «Когда подрастешь, отдам тебя в обучение гончару».
Но в 1922 году случилась беда: недалеко от Опошни бандиты напали на возвращавшегося с ярмарки отца. Мать с девятью детьми остались без кормильца. Иван, помогая семье, пас коров. В конце 1923 года, беспокоившаяся о будущем сына мать, отвела его в Опошнянскую керамическую школу. Несмотря на уже давно начавшийся учебный процесс. Ивана приняли, однако школу вскоре закрыли.
Пришлось ему наниматься за гроши к хозяину, изготавливать глиняную посуду. Через год родные матери, жившие на хуторе Хижняковка, взяли Ивана к себе. Его дядя, Яков Павлович Печка, слывший хорошим гончаром, стал знакомить юношу с тонкостями гончарного искусства. Затем возобновилась учеба в ненадолго открывшейся в Опошне керамической мастерской, потом работа у дяди, только уже не в качестве ученика, а мастера.
В 1930-е годы его призвали в армию. Во время службы он получил тяжелейшее ранение в голову. Последовало заражение крови и двенадцать операций. Иван Архипович стал инвалидом.
По приезде домой он устроился на керамический завод. А в 1943 году, несмотря на состояние здоровья, ушел на фронт и попал в штурмовую дивизию. Участвовал в кровопролитных боях за Днепр. Получил пять серьезнейших ранений, перенес сложные операции, временную потерю зрения, слуха и речи. Девять с половиной месяцев лечился в военном госпитале в Сочи, где неожиданной отрадой стала лечебная грязь, из которой он начал лепить различные фигурки.
Осенью 1946 года, согбенным, изуродованным войной, он вернулся в родную Опошню, где его ждали жена и трое сыновей. И хотя продолжал тяжело болеть и долго лечиться, и даже получил от врачей запрет работать на керамическом заводе, не смог расстаться с любимой глиной. Даже после выхода на пенсию в 1985 году, продолжал ходить на завод (фабрику «Художественная керамика») почти до самой смерти.
Начинал он здесь после войны токарем, подтачивая донышки посуды, но быстро стал настоящим мастером и начал создавать сувенирную продукцию: разнообразные сосуды, вазы. Работал в творческой лаборатории, обучал новичков. Его изделия не раз посылали на различные, в том числе международные выставки.
Всенародное признание Иван Архипович Билык получил в 1971 году, когда был отмечен дипломом лауреата Международного биеннале в Фаенце в Италии. В том же году ему присвоили звание Заслуженного мастера народного творчества. В 1995 году Иван Архипович стал лауреатом премии им. Даниила Щербаковского**, а в 1999 году, за весомый вклад в украинскую культуру, - лауреатом Государственной премии Украины им. Тараса Шевченко, самой престижной творческой награды в стране. В 1985 году был награжден орденом Отечественной войны I степени.
Этот маленький, худенький, почти бестелесный, физически недужный, но несгибаемый духом человек, был очень добрым, улыбчивым, приветливым и необычайно трудолюбивым. Он любил выполнять все сам: и форму, и декор ваз, куманцов, различных других сосудов и декоративных тарелок. Но с самым большим удовольствием он выполнял скульптурные фигурки животных, которыми так славилась Опошня: лепил чудесных стилизованных львов, барашков, быков, коников.
На правом боку декоративного фигурного скульптурного сосуда «Собака», по еще сырой глине, мастер процарапал свои инициалы, фамилию и указал, что он был создан в Опошне в 1970 году.
Равная по высоте и длине в 47 сантиметров фигура стоящей собаки вылеплена из светлой, ставшей после обжига почти белой глины. У животного большая лохматая голова, также лохматые мощная шея и грудь, узкое, большей частью гладкое туловище, небольшие ноги, особенно задние, и длинный широкий плоский хвост, закинутый концом на середину спины, служащий ручкой и зрительно уравновешивающий всю заднюю часть фигуры.
Поверхность мордочки, шеи и груди щедро декорирована вертикальными, косыми и дугообразно изогнутыми полосками-налепами с оттиснутыми контрререльефными овально-вогнутыми ямочками. На голове и задней части туловища - налепы из полосок с другим рисунком: в виде цепочки из рельефно-выпуклых округлых элементов. Верх шеи, передняя часть цилиндрического туловища и ноги-столбики выделены гладкими валиками. Очень точно подмечена поза и забавно выражение мордочки добродушной, немного простоватой, дворняги с открытым округлым отверстием рта. То ли она зашлась в усердном лае, то ли хочет выканючить лакомый кусочек.
Широкая нижняя губа служит удобным сливом, а высоко запрокинутая голова предусмотрительно уберегает от случайного пролития помещенный внутрь напиток. Правда, фигурные сосуды такой величины имели обычно декоративно-этнографическое интерьерное назначение, но по знатным случаям вполне могли использоваться в соответствии с прямыми утилитарными функциями. Замечательны гладкие раковинки растопыренных ушей-локаторов, торчащий вверх чуткий нос с вогнутыми ноздрями, глаза в виде рельефных спиралей, оканчивающихся темными шариками-зрачками
Туловище, шея, хвост и ноги собаки покрыты красивого тона сочной изумрудно-зеленой глазурью, голова с усами и бородой - коричневой, местами дополненной мазками зеленой.
Несмотря на условность стилизации, собака кажется живым существом, обладающим особым нравом и эмоциями, располагающим к общению. Это свидетельство большого таланта и доброй души мастера.
***
На второй опошнянской фигурке в виде стоящего барана не автор не оставил сигнатуры, и его имени мы пока не знаем.
Она также вылеплена из светлой глины, щедро покрыта налепами и декорирована цветными глазурями. По высоте она чуть больше фигурки собаки, а в длину почти такая же.
Словно корона монарха увенчивают голову барана огромные длинные спиралевидно закрученные рога с отходящими наружу и вверх концами, а шею, спину и бока приземистого грузного туловища окутывает густой мех в виде округлых лепных прядей-язычков, виртуозно и естественно положенных плотными слоями. Тиснеными косыми овалами и плоскими рельефными горошинами проработаны рога. Пластически выделены круглый чубчик на лбу барана, его глаза, с немного глуповатым и вопрошающим выражением, ноздри, приоткрытый рот, верхний ряд зубов, бородка и подвес на шее, бороздки на раздвоенных копытцах. Гладкие зоны равномерно чередуются с рельефными, что придает большую выразительность всему объему.
Фигурка барана, как и фигурка собаки, вылеплена из отдельных частей, которые затем соединялись с помощью шликера – жидко разведенной глиняной массы. Все ее части пропорциональны и точно выверены. Тяжелые рога уравновешены выпуклой широкой грудкой и горизонталью туловища, согласованы линии плавных изгибов всех частей животного, не смотря на статичную позу, придающие ему определенную динамику.
Декорирован баран темно-коричневой глазурью с умеренным добавлением потечной желтой. Дополнительный второй цвет не только выделяет отдельные детали - верхнюю губу, глаза, передние коленные сгибы коротких ножек, но, благодаря неравномерности произвольно струящихся вниз по форме жидких потеков желтого цвета, придает живую выразительность рогам и шерсти.
Это существо уже не столь открытое и близкое человеку, как собака Ивана Афанасьевича Билыка, оно осторожное, пугливое, немного упрямое и непредсказуемое. Но так же, как и в первом случае, доброе и, словно бы немного улыбающееся нам. Ее создатель также очень хороший и опытный мастер.
***
В нынешней Опошне керамистов, к сожалению, осталось совсем немного. Но радует, что в созданный здесь в 1989 году Национальный музей-заповедник украинского гончарства привлекает никогда не прекращающийся поток посетителей. В нем собрана уникальная, насчитывающая свыше 30 000 экспонатов, коллекция изделий народной украинской керамики, и имеется огромная, занимающая 20 га, парковая зона. На ней расположился музей под открытым небом, где собрана монументальная керамика современных мастеров. Они приезжают сюда на керамические симпозиумы, ставшие международными, и оставляют в дар музею свои творения.
Большая и разнообразная деятельность музея вселяет надежду, и что благодаря ей, огонь творчества не угаснет в сердцах новых поколений местных керамистов и они своими теплыми руками будут согревать и обласкивать опошнянскую глину, продолжая традиции старых народных мастеров, воспевавших красоту родного края.
«Керамика Опошни. Часть 1. Куманец из фондов Орловского Музея Изобразительных Искусств»
- Информация о материале
В мастерской Народного художника СССР Андрея Ильича Курнакова (1916-2010), ставшей теперь мемориальным музеем (филиалом Орловского музея изобразительных искусств), наряду с живописными и графическими произведениями самого мэтра, его друзей и учеников соседствуют разнообразные предметы декоративно-прикладного и народного искусства.
Некоторые из них свидетельствуют о прежних взаимосвязях и едином культурном пространстве входивших в состав СССР республик. Среди произведений украинских мастеров, выделим три работы керамистов из знаменитой полтавской Опошни, именуемой на Украине столицей национального гончарства.
В самом первом зале нижнего этажа, который непосредственно являлся мастерской Андрея Ильича, рядом с большим рабочим столом, на стеллаже у окна, можно заметить большой стройный зеленый глиняный украинский куманец. Это памятный подарок художнику. На нем есть надпись ангобом: «Лауреаты премии им. И. Репина - благодарные чугуевцы участнику создания галереи».
История этого куманца связана присуждением художнику в 1974 году Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за серию живописных портретов «Наши современники» (портреты Героя Социалистического Труда В.Я. Прибыльнова, хирурга В.И. Заикина, художника К.С. Андросова). А в 1984 году на Украине, на родине Ильи Ефимовича в городе Чугуеве Харьковской области, открылась художественная галерея, в которой были представлены произведения 180 лауреатов премии им. И.Е. Репина, среди которых - целый ряд портретов и пейзажей А.И. Курнакова. В честь этого события и был вручен ему куманец.
Он выполнен из глины, покрыт глухой зеленой глазурью тона чуть пожухлой травы и расписан цветочным орнаментом.
Его автором является опошнянский мастер Василий Андреевич Биляк (Беляк) (1924-1995). Известно, что в 1940-1941 годах он учился в Опошнянской керамической школе, а когда началась война, попал Германию, где находился в концлагерях. С 1951 года работал в опошнянской артели, а затем на фабрике «Художественная керамика». Был членом Союза художников Украины. Участвовал в выставках: республиканских, всесоюзных и международных. Создавал керамические скульптурные фигуры животных, куманцы.
Куманец – особый тип праздничной посуды. Он отличается выразительным сквозным силуэтом, имеет вертикально поставленное дискообразной формы тулово с круглым отверстием в центре, конусообразную ножку, горлышко с крышкой, носик и петлеобразную ручку. Такие сосуды использовали для хмельных напитков дома во время праздничного застолья и в шинках, когда нужно было обнести большое число людей разными напитками. Их по нескольку штук «нанизывали» на руку, наливая из этого набора куманцов каждому то, что ему требовалось.
Как самый характерный символ опошнянской керамики, куманец попал на утвержденный в 2009 году на герб и флаг этого поселка. Герб представляет собой обрамленный декоративным картушем и увенчанный серебряной городской короной щит, разделенный по вертикали на два равных поля. Зеленое поле символизирует опошнянское садоводство и живописную природу, а золотое - природное и культурное богатство. Оба цвета обозначают и географическое расположение Опошни, находящейся на границе лесостепи и степной зоны. Куманец подчеркивает важную роль гончарства, а семь холмов, на которые он помещен, – реальный рельеф поселка, подобно Риму разместившемуся на семи холмах.
Опошня является на Полтавщине одним из наиболее древнейших поселений. Когда-то она была казацким местечком на перекрестке транспортных и торговых путей, с чем, по одной из версий, и связано ее название. Здесь «опишивались» - то есть, сходили с коня, чтобы остановиться и отдохнуть. Эти места удивительно богаты залежами гончарной глины. Здесь насчитывается свыше трех десятков ее видов. А найденные на этих землях многочисленные обломки древней глиняной посуды восходят к эпохе неолита.
Перепись 1894 года свидетельствует, что гончарством здесь занималось свыше тысячи двухсот хозяйств, то есть каждая третья семья. Изготовляли разнообразную посуду: вместительные миски, кувшины, борщевики, кашники, макитры, фигурные сосуды в виде животных - льва, барана, быка, козла, лошади, оленя или птиц, а также игрушки-свистульки. Их продавали на ярмарках по всей Украине. Рассказывают, что рекламируя высокое качество своей продукции, опошнянский гончар даже мог во время ярмарки станцевать гопака на донышке перевернутой макитры.
Но самое главное – красота опошнянских изделий, которые декорировали рельефными налепами, штампами, процарапыванием и контурной росписью ангобом - жидкой глиной.
С помощью резервуара с соломинкой ангобом наносили на поверхность «подвяленного» и еще влажного изделия однотонный контурный рисунок, а затем заполняли его ангобами разных других цветов. Красочная палитра росписи была невелика: белые, кремовые, желтоватые, коричневые и красно-коричневые природные тона глины дополнялись и разнообразились введением в состав белой глины синих, зеленых, фиолетовых, черных пигментов. Цвета ангобной опошнянской росписи мягкие, естественные, приятные глазу. А мотивы – преимущественно растительные: цветы, веточки, колосья, виноград.
На тулове подаренного Андрею Ильичу Курнакову куманца, изображены с двух сторон стилизованные веночки с цветочными розетками и округлыми листиками на гибких веточках. Меньшие веточки с цветами помещены на ножку-основание, расширенную часть носика и внешнюю поверхность ручки. Вместе с тем остается достаточно свободного от росписи места, служащего ей красивым фоном. Роспись слегка рельефная, поскольку выполнена глиной, и очень простая, обобщенная, ясная и лаконичная, образованная ровными локальными тонами.
По характеру мотивов, их ритмике, опошнянская роспись очень близка расшитым цветами и ветками красно-белым полтавским рушникам, и имеет колористическое сходство с полтавскими килимами, отличающимися светлой, немного разбеленной, приглушенной гаммой цветов. Опошнянская роспись будто вместила в себя напевность народных мелодий и образы нежной и ласковой природы Полтавщины, зелень ее садов и полей, спокойствие тихо текущей Ворсклы.
Курнаковский куманец – образец классического стиля, выработанного многими поколениями мастеров опошнянской керамики, по которому она сразу узнаваема и за который ценится.
Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры - оценочная процедура, которая осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качеств
- Информация о материале
Приглашаем Вас принять участие в независимой оценке качества условий оказания услуг организациями культуры. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями культуры - оценочная процедура, которая осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг организациями культуры, а также в целях повышения качества их деятельности. Анкетирование проводится в целях изучения мнения получателей услуг организаций культуры о качестве деятельности по показателям, касающихся:
• Открытости и доступности информации об организации культуры;
• Комфортности условий предоставления услуг;
• Доступности услуг для инвалидов;
• Доброжелательности, вежливости работников организации;
• Удовлетворенности условиями оказания услуг. Анкета является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
Войти на официальный сайт оператора, осуществляющего независимую оценку
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург).
- Информация о материале
Приглашаем всех любителей изобразительного искусства посетить открывшуюся 23 ноября 89 выставку Товарищества передвижников ХХI века (Санкт-Петербург). Вас ждут произведения более чем тридцати авторов, новые впечатления и позитивный настрой. Выставка работает до 12 декабря нынешнего года.
Виртуальная выставка Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
- Информация о материале
#orelmuseumizo
Виртуальная выставка
Роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского в иллюстрациях заслуженного художника РСФСР С.С.Косенкова.
(Из фондов Орловского музея изобразительных искусств)
В этом году 11 ноября исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского (1831-1881). По данным ЮНЭСКО Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя и мыслителя, считаются его поздние романы «Великого пятикнижия» - «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1880).
Роман «Преступление и наказание», входящий в эту серию романов – образец психологической и социально-философской прозы. Главный герой студент Родион Раскольников замышляет убийство и грабеж. Мотивы его, с одной стороны, ясны: он беден и остро нуждается в деньгах; с другой стороны, не жажда обогащения им движет, а мысль об избранности превосходстве одних людей над другими. Возможно, ли внутренне оправдать преступление и, какое наказание ждет того, кто решил преступить через общественные и моральные законы – эти вопросы создают драматургию романа.
Вашему вниманию представляется иллюстрация к роману «Преступление и наказание» заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова (1941-1993)/
Далее смотрите здесь:https://orelmusizo.ru/vystavki/virtualnye-vystavki/121-vystavki/virtualnye-vystavki/813-roman-prestuplenie-i-nakazanie-f-m-dostoevskogo-v-illyustratsiyakh-zasluzhennogo-khudozhnika-rsfsr-s-s-kosenkova
C 30.10.2021 по 07.11.2021 Орловский музей изобразительных искусств в онлайн режиме.
- Информация о материале
#orelmuseumizo
https://orelmusizo.ru/
C 30.10.2021 по 07.11.2021 Орловский музей изобразительных искусств в онлайн режиме.
Страница 2 из 4