Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • «Первые шаги в науке. Ботанический рисунок: детские зарисовки растений и насекомых О.И. Семенова-Тян-Шанского»

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Из цикла «Возрождая и спасая»: о реставрации акварели Тадеуша Цеслевского-отца (1870-1956) «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове») из собрания Орловского музея изобразительных искусств. Часть V.

Информация о материале
Создано: 26 июня 2023

Завершая обзор произведений зарубежной графики из фондов нашего музея, отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря в Москве, представляем небольшую, размером 33,5х23,8 см, выполненную на листе плотной бумаги, акварель «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове»).

Она была создана в 1910 году – известным польским художником-графиком и искусствоведом, Тадеушем Цеслевским-отцом / Tadeusz Cieślewski (ojciec), сын которого, Тадеуш Цеслевский (1895-1944), также входит в число известных мастеров польского графической искусства.

Тадеуш Цеслевский-отец.  Фотография 1940-х (?) гг.

Тадеуш Цеслевский-отец родился в Варшаве 22 октября 1870 года и провел здесь почти всю свою жизнь. Художественное образование получил в Варшавской рисовальной школе (ныне Академия изящных искусств), а в 1895-1896 годах продолжил обучение в Париже, в недавно открытой выходцами из Италии частной академии художеств – академии Витти. В нее принимали и мужчин, и женщин из самых разных стран. Среди них в разные годы были и русские художники, в том числе ставшие впоследствии известными – Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941), Давид Петрович Штернберг (1881-1948), Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970).

В 1900 году Тадеуш Цеслевский уехал в Италию, где некоторое время совершенствовал свое мастерство в знаменитой Римской академии изящных искусств (Римской академии художеств).

Почти постоянно проживая в Варшаве, он принимал активное участие в столичной художественной жизни, дебютировав здесь еще 1897 году, по возвращении из Парижа, – на выставке в галерее национального искусства Общества поощрения изящных искусств «Захента».

В 1898 году участвовал в конкурсе и получил серебряную медаль за серию открыток с видами родного города, которому и в дальнейшем посвящал большинство своих произведений.

Тадеуш Цеслевский был влюблен в старые районы Варшавы с их поэтичными улицами, переулками и площадями, гармонично застроенными красивыми зданиями и архитектурными ансамблями. Архитектура для него была всегда живой, сегодняшней и одновременно наполненной глубокими историческими реминисценциями. Он обладал чувством безупречного и цельного восприятия формы, умением выделить композиционные доминанты и о наиболее выразительные декоративные детали. 

Варшаву Тадеуш Цеслевский писал в разное время года, передавая атмосферу и ритмы тогдашней повседневной городской жизни, кажущейся нам сейчас такой тихой, размеренной и безмятежной, ненавязчиво и органично вплетая в канву изображения характерные стаффажные фигурки прохожих и конные экипажи и т.п.

Есть среди его работ и интерьеры костелов, и чистые пейзажи, и натюрморты, и портреты, и фигуративные композиции. Использовал он также технику масляной живописи, пастель, темперу, гуашь, но более всего предпочитал акварель. 

К огромному сожалению, множество произведений этого мастер-романтика, запечатлевшего довоенную, еще не подвергшуюся варварскому разрушению Варшаву, было утрачено в оккупированном фашистами городе в 1944 году, во время Варшавского восстания. 

Но самой страшной трагедией тогда стала для него гибель горячо любимого сына, которого похоронили в безымянной братской могиле. Тадеуш Цеслевский-сын. Автопортрет. 1917  Бумага, карандаш, акварель

Тадеуш Цеслевский-сын. Автопортрет. 1917 

Бумага, карандаш, акварель

Тадеуш Цеслевский-сын унаследовал от отца любовь к искусству и своему родному городу, был приверженцем символизма, став выдающимся мастером польской графики в области ксилографии – гравюры на дереве. 

Во время Второй мировой войны, в оккупированной Варшаве являлся одной из ярких фигур в среде польской интеллигенции, стремившейся сохранить национальные традиции и культуру. Принимал активное участие в тайной столичной художественной жизни и был одним из организаторов подпольного общества «Любителей графики и экслибрисов».

Тадеуш Цеслевский-отец пережил сына на двенадцать лет. После окончания войны некоторое время жил в Пётркуве (Петрокове), но в 1948 году возвратился в Варшаву. 

В течение своей жизни художник неоднократно участвовал в различных выставках в Варшаве, прежде всего в галерее «Захента» и в художественных салонах. Был экспонентом выставок польского искусства за рубежом: в 1924 году в Москве, в 1936 году на ХХ биеннале в Венеции, в 1939 году в Нью-Йорке. 

С 1906 года входил в состав Общества поощрения изящных искусств, несколько раз являлся его вице-президентом. В 1929 году получил серебряную медаль Общества, а в 1935 году – почетную грамоту. Был также соучредителем основанной в 1904 году ассоциации «Искусство и ремесло» и входил в художественную группу «Pro arte».

Дважды, в 1928 и 1951 годах, получил премию города Варшавы. Удостоился польских государственных наград: Золотого креста за заслуги, офицерского и командорского креста Ордена Возрождения Польши.

Скончался художник 27 июня 1956 года и был погребен на семейном участке самого знаменитого старинного варшавского некрополя – Повонзки.

Могила Тадеуша Цеслевского-отца на Повонзковском кладбище в Варшаве

Могила Тадеуша Цеслевского-отца

на Повонзковском кладбище в Варшаве

Произведения художника находятся в фондах ряда музеев Варшавы, Познани и многих польских городов, государственных и частных собраниях разных стран мира.

В своих работах Тадеуш Цеслевский-отец запечатлел не только виды Варшавы, но и других городов Польши, в том числе и ее древней столицы Кракова, – одного из самых красивых городов Европы.

«У стен храма» («Вавельский собор в Кракове». 1910.  Бумага, графитный карандаш, акварель

На нашей акварели «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове») запечатлен уголок расположенного на скальном холме, на левом берегу Вислы, Вавельского королевского замка со стороны его внутреннего двора, откуда открывается вид на комплекс архитектурных сооружений национального святилища и символа польской государственности – старинного Вавельского кафедрального собора Святых Станислава и Вацлава. Вавельский замок на протяжении столетий являлся резиденцией польских королей. Здесь, в кафедральном соборе, они короновались и обретали последний покой. В нем же находятся мощи одного из главных покровителей Польши и покровителя Кракова – Святого Станислава, прах великого поэта Адама Мицкевича, многих национальных героев.

«У стен храма» («Вавельский собор в Кракове». 1910. Фрагмент Продолговатый центральный неф крестообразного в плане большого собора-базилики с двускатной синеватой кровлей и огромным полуциркульным окном виден вдали, на третьем плане, в ракурсе с бокового южного фасада. Южный фасад его поперечного трансепта (поперечного нефа) с высоким стрельчатым окном, – сложен из красноватого кирпича, и завершен треугольным фронтоном с узкими окнами в нишах.

За собором, в центре, на фоне синеватого, с белыми облаками, неба, – возвышается коричневатый фигурный верх расположенной к северу от него соборной Зигмунтовской башни–колокольни. Почти полностью скрытый за кровлей центрального нефа собора шлемовидный купол башни декорирован тонкими фигурными пинаклями, выше над ним – световой фонарик, увенчанный шпилем с декоративной королевской короной, яблоком и флюгером. В этой башне находится самый известный в Польше колокол Зигмунт, звон которого раздается исключительно во время важнейших католических праздников и по случаю наиболее знаменательных событий в истории страны.

«У стен храма» («Вавельский собор в Кракове». 1910. Фрагмент На среднем плане, перед продольным нефом собора – примыкающая нему с юга пара квадратных в плане наружных ренессансных капелл, с опирающимися на восьмигранные барабаны эллиптическими ребристыми куполами со световыми фонариками, большими круглыми окнами и фасадами, декорированными пилястрами и ромбами руста. На углах основного объема левой капеллы, королей династии Ваза, имеющей зеленовато-синеватый купол, – скульптуры двух святых. Правая капелла, короля Зигмунта I, – называемая «жемчужиной Ренессанса с северной стороны Альп», имеет золоченый купол. Слева, от капеллы королей династии Ваза, виден узкий, песочного цвета, угол высокой башни Серебряных колоколов, вплотную примыкающий к ней, а справа от капеллы короля Зигмунта I, – торцевой фасад левого крыла трехэтажных Королевских кухонь с полуциркульными окнами. 

Перед двумя капеллами и ведущими к южному входу в собор боковыми арочными воротами с треугольным фронтоном, волютами по сторонам и декоративной решеткой, – фигурки людей. Слева, в глубине первого плана, выделяется направляющаяся в эту сторону под ручку супружеская чета: мужчина в темном костюме и шляпе и дама в длинном светлом платье и шляпке; каждый из них опирается на тросточку. 

Все вокруг освещено высоко поднявшимся в небе солнцем. Под его лучами переливается выпуклый купол капеллы королей династии Ваза, а теплого тона отсветы на оконных откосах круглых окон обеих капелл, контрастирующие с синеватыми тенями на стеклах, подчеркивают их глубину.

Художник вначале наметил всю композицию карандашом, после чего приступил к работе акварелью, выполнив свето-тоновую заливку по влажной бумаге, а затем, применил технику письма лессировками по чуть подсохшему листу, с помощью чего верхние слои последовательно, с мягкими переходами, приобрели тональную насыщенность. В завершение, по сухой поверхности, тонкой кисточкой были прописаны завершающие мелкие элементы. При этом, проступающий местами из-под прозрачных акварели слоев карандашный рисунок, помогает выявить отдельные детали, скажем, – рельефный декор на наружных откосах круглых окон капелл. 

 «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове». 1910. Фрагмент Справа внизу, краской синего тона, он поставил свою характерную подпись и указал дату создания акварели: «T. Cieślewski // 1910.».

 В том же году художник написал еще несколько акварельных и живописных видов Кракова, в том числе и Вавеля, пережившего за свою долгую историю немало непростых и драматических ситуаций.

В результате третьего раздела Польши в 1795 году, Вавель оказался в руках австрияков, устроивших здесь свои военные казармы и к 1865 году превративших его в цитадель. Это привело к многочисленным негативным последствиям: утратам, реконструкциям и перестройкам старинных памятников архитектуры и их интерьеров. 

Поляки неоднократно пытались вернуть Вавель, для чего, в конце концов, пришлось собирать огромную сумму в качестве компенсации австрийским военным властям. Благодаря активной общественной деятельности была развернута широкая кампания по сбору средств на эти цели и реставрацию. Тысячи и тысячи пожертвований поступили от частных лиц, учреждений и всевозможных ассоциаций. Австрийский император Франц Иосиф I выделил на реставрацию из личной казны 100 000 крон. Наконец, в 1905 году Вавель перешел в собственность магистрата Кракова. 

Возможно, приезд художника в 1910 году в Краков был вызван желанием увидеть свободный и все более оживающий Вавель, когда завершилась реставрация его кафедрального собора, в котором появились новые скульптурные королевские и епископские надгробия, настенные росписи, декоративные решетки, многие из которых были выполнены лучшими современными польскими мастерами изобразительного искусства.

Вид на Вавельский кафедральный собор с юга. Фотография Реставрационно-восстановительные работы в Вавельском королевском замке продолжаются и поныне, и некоторые объекты выглядят сейчас иначе, чем на акварели Тадеуша Цеслевского-отца, запечатлевшего их облик в 1910 году. Так, у Королевских кухонь на торцевом фасаде левого крыла вместо нижнего этажа появилась укороченная открытая галерея, а окна верхних этажей приобрели прямоугольные очертания. С башни Серебряных колоколов исчез слой штукатурки, и она стала двухцветной. 

Возвращаясь к состоянию сохранности переданной на реставрацию акварели из собрания нашего музея, отметим, что наблюдалось неравномерное пожелтение бумажной основы, общее поверхностное загрязнение отдельные пятна, особенно по краям листа, преимущественно вверху, в центре, на изображении неба у шпиля Зигмунтовской колокольни, а также многочисленные сквозные проколы и линейные разрывы по периметру. Проколы на бумаге, по-видимому, оставили цельнометаллические канцелярские кнопки, которыми лист у верхнего края несколько раз прикалывали к твердой, скорее всего деревянной, поверхности.

 «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове». 1910.  Фрагмент акварели до реставрации В результате проведенной реставратором высшей категории Анной Юрьевной Исайкиной работы, было устранено пожелтение, удалены загрязнения с лицевой и оборотной стороны; ослаблено небольшое чернильное пятнышко, удалены наклейки и клей с оборотной стороны, подклеены мелкие разрывы и изломы, укреплены углы и края листа, произведена тонировка в местах потертостей по изображению.

Реставратор высшей категории Анна Юрьевна Исайкина В отреставрированном, уже по-настоящему экспозиционном виде, эта прекрасная акварель уже несколько раз была презентована на ряде мероприятий, проходивших в стенах Орловского музея изобразительных искусств.

 

Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам