Завершая обзор произведений зарубежной графики из фондов нашего музея, отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И.Э. Грабаря в Москве, представляем небольшую, размером 33,5х23,8 см, выполненную на листе плотной бумаги, акварель «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове»).
Она была создана в 1910 году – известным польским художником-графиком и искусствоведом, Тадеушем Цеслевским-отцом / Tadeusz Cieślewski (ojciec), сын которого, Тадеуш Цеслевский (1895-1944), также входит в число известных мастеров польского графической искусства.
Тадеуш Цеслевский-отец родился в Варшаве 22 октября 1870 года и провел здесь почти всю свою жизнь. Художественное образование получил в Варшавской рисовальной школе (ныне Академия изящных искусств), а в 1895-1896 годах продолжил обучение в Париже, в недавно открытой выходцами из Италии частной академии художеств – академии Витти. В нее принимали и мужчин, и женщин из самых разных стран. Среди них в разные годы были и русские художники, в том числе ставшие впоследствии известными – Елизавета Сергеевна Кругликова (1865-1941), Давид Петрович Штернберг (1881-1948), Валентина Михайловна Ходасевич (1894-1970).
В 1900 году Тадеуш Цеслевский уехал в Италию, где некоторое время совершенствовал свое мастерство в знаменитой Римской академии изящных искусств (Римской академии художеств).
Почти постоянно проживая в Варшаве, он принимал активное участие в столичной художественной жизни, дебютировав здесь еще 1897 году, по возвращении из Парижа, – на выставке в галерее национального искусства Общества поощрения изящных искусств «Захента».
В 1898 году участвовал в конкурсе и получил серебряную медаль за серию открыток с видами родного города, которому и в дальнейшем посвящал большинство своих произведений.
Тадеуш Цеслевский был влюблен в старые районы Варшавы с их поэтичными улицами, переулками и площадями, гармонично застроенными красивыми зданиями и архитектурными ансамблями. Архитектура для него была всегда живой, сегодняшней и одновременно наполненной глубокими историческими реминисценциями. Он обладал чувством безупречного и цельного восприятия формы, умением выделить композиционные доминанты и о наиболее выразительные декоративные детали.
Варшаву Тадеуш Цеслевский писал в разное время года, передавая атмосферу и ритмы тогдашней повседневной городской жизни, кажущейся нам сейчас такой тихой, размеренной и безмятежной, ненавязчиво и органично вплетая в канву изображения характерные стаффажные фигурки прохожих и конные экипажи и т.п.
Есть среди его работ и интерьеры костелов, и чистые пейзажи, и натюрморты, и портреты, и фигуративные композиции. Использовал он также технику масляной живописи, пастель, темперу, гуашь, но более всего предпочитал акварель.
К огромному сожалению, множество произведений этого мастер-романтика, запечатлевшего довоенную, еще не подвергшуюся варварскому разрушению Варшаву, было утрачено в оккупированном фашистами городе в 1944 году, во время Варшавского восстания.
Но самой страшной трагедией тогда стала для него гибель горячо любимого сына, которого похоронили в безымянной братской могиле.
Тадеуш Цеслевский-сын. Автопортрет. 1917
Бумага, карандаш, акварель
Тадеуш Цеслевский-сын унаследовал от отца любовь к искусству и своему родному городу, был приверженцем символизма, став выдающимся мастером польской графики в области ксилографии – гравюры на дереве.
Во время Второй мировой войны, в оккупированной Варшаве являлся одной из ярких фигур в среде польской интеллигенции, стремившейся сохранить национальные традиции и культуру. Принимал активное участие в тайной столичной художественной жизни и был одним из организаторов подпольного общества «Любителей графики и экслибрисов».
Тадеуш Цеслевский-отец пережил сына на двенадцать лет. После окончания войны некоторое время жил в Пётркуве (Петрокове), но в 1948 году возвратился в Варшаву.
В течение своей жизни художник неоднократно участвовал в различных выставках в Варшаве, прежде всего в галерее «Захента» и в художественных салонах. Был экспонентом выставок польского искусства за рубежом: в 1924 году в Москве, в 1936 году на ХХ биеннале в Венеции, в 1939 году в Нью-Йорке.
С 1906 года входил в состав Общества поощрения изящных искусств, несколько раз являлся его вице-президентом. В 1929 году получил серебряную медаль Общества, а в 1935 году – почетную грамоту. Был также соучредителем основанной в 1904 году ассоциации «Искусство и ремесло» и входил в художественную группу «Pro arte».
Дважды, в 1928 и 1951 годах, получил премию города Варшавы. Удостоился польских государственных наград: Золотого креста за заслуги, офицерского и командорского креста Ордена Возрождения Польши.
Скончался художник 27 июня 1956 года и был погребен на семейном участке самого знаменитого старинного варшавского некрополя – Повонзки.
Могила Тадеуша Цеслевского-отца
на Повонзковском кладбище в Варшаве
Произведения художника находятся в фондах ряда музеев Варшавы, Познани и многих польских городов, государственных и частных собраниях разных стран мира.
В своих работах Тадеуш Цеслевский-отец запечатлел не только виды Варшавы, но и других городов Польши, в том числе и ее древней столицы Кракова, – одного из самых красивых городов Европы.
На нашей акварели «У стен храма» («Вавельский собор в Кракове») запечатлен уголок расположенного на скальном холме, на левом берегу Вислы, Вавельского королевского замка со стороны его внутреннего двора, откуда открывается вид на комплекс архитектурных сооружений национального святилища и символа польской государственности – старинного Вавельского кафедрального собора Святых Станислава и Вацлава. Вавельский замок на протяжении столетий являлся резиденцией польских королей. Здесь, в кафедральном соборе, они короновались и обретали последний покой. В нем же находятся мощи одного из главных покровителей Польши и покровителя Кракова – Святого Станислава, прах великого поэта Адама Мицкевича, многих национальных героев.
Продолговатый центральный неф крестообразного в плане большого собора-базилики с двускатной синеватой кровлей и огромным полуциркульным окном виден вдали, на третьем плане, в ракурсе с бокового южного фасада. Южный фасад его поперечного трансепта (поперечного нефа) с высоким стрельчатым окном, – сложен из красноватого кирпича, и завершен треугольным фронтоном с узкими окнами в нишах.
За собором, в центре, на фоне синеватого, с белыми облаками, неба, – возвышается коричневатый фигурный верх расположенной к северу от него соборной Зигмунтовской башни–колокольни. Почти полностью скрытый за кровлей центрального нефа собора шлемовидный купол башни декорирован тонкими фигурными пинаклями, выше над ним – световой фонарик, увенчанный шпилем с декоративной королевской короной, яблоком и флюгером. В этой башне находится самый известный в Польше колокол Зигмунт, звон которого раздается исключительно во время важнейших католических праздников и по случаю наиболее знаменательных событий в истории страны.
На среднем плане, перед продольным нефом собора – примыкающая нему с юга пара квадратных в плане наружных ренессансных капелл, с опирающимися на восьмигранные барабаны эллиптическими ребристыми куполами со световыми фонариками, большими круглыми окнами и фасадами, декорированными пилястрами и ромбами руста. На углах основного объема левой капеллы, королей династии Ваза, имеющей зеленовато-синеватый купол, – скульптуры двух святых. Правая капелла, короля Зигмунта I, – называемая «жемчужиной Ренессанса с северной стороны Альп», имеет золоченый купол. Слева, от капеллы королей династии Ваза, виден узкий, песочного цвета, угол высокой башни Серебряных колоколов, вплотную примыкающий к ней, а справа от капеллы короля Зигмунта I, – торцевой фасад левого крыла трехэтажных Королевских кухонь с полуциркульными окнами.
Перед двумя капеллами и ведущими к южному входу в собор боковыми арочными воротами с треугольным фронтоном, волютами по сторонам и декоративной решеткой, – фигурки людей. Слева, в глубине первого плана, выделяется направляющаяся в эту сторону под ручку супружеская чета: мужчина в темном костюме и шляпе и дама в длинном светлом платье и шляпке; каждый из них опирается на тросточку.
Все вокруг освещено высоко поднявшимся в небе солнцем. Под его лучами переливается выпуклый купол капеллы королей династии Ваза, а теплого тона отсветы на оконных откосах круглых окон обеих капелл, контрастирующие с синеватыми тенями на стеклах, подчеркивают их глубину.
Художник вначале наметил всю композицию карандашом, после чего приступил к работе акварелью, выполнив свето-тоновую заливку по влажной бумаге, а затем, применил технику письма лессировками по чуть подсохшему листу, с помощью чего верхние слои последовательно, с мягкими переходами, приобрели тональную насыщенность. В завершение, по сухой поверхности, тонкой кисточкой были прописаны завершающие мелкие элементы. При этом, проступающий местами из-под прозрачных акварели слоев карандашный рисунок, помогает выявить отдельные детали, скажем, – рельефный декор на наружных откосах круглых окон капелл.
Справа внизу, краской синего тона, он поставил свою характерную подпись и указал дату создания акварели: «T. Cieślewski // 1910.».
В том же году художник написал еще несколько акварельных и живописных видов Кракова, в том числе и Вавеля, пережившего за свою долгую историю немало непростых и драматических ситуаций.
В результате третьего раздела Польши в 1795 году, Вавель оказался в руках австрияков, устроивших здесь свои военные казармы и к 1865 году превративших его в цитадель. Это привело к многочисленным негативным последствиям: утратам, реконструкциям и перестройкам старинных памятников архитектуры и их интерьеров.
Поляки неоднократно пытались вернуть Вавель, для чего, в конце концов, пришлось собирать огромную сумму в качестве компенсации австрийским военным властям. Благодаря активной общественной деятельности была развернута широкая кампания по сбору средств на эти цели и реставрацию. Тысячи и тысячи пожертвований поступили от частных лиц, учреждений и всевозможных ассоциаций. Австрийский император Франц Иосиф I выделил на реставрацию из личной казны 100 000 крон. Наконец, в 1905 году Вавель перешел в собственность магистрата Кракова.
Возможно, приезд художника в 1910 году в Краков был вызван желанием увидеть свободный и все более оживающий Вавель, когда завершилась реставрация его кафедрального собора, в котором появились новые скульптурные королевские и епископские надгробия, настенные росписи, декоративные решетки, многие из которых были выполнены лучшими современными польскими мастерами изобразительного искусства.
Реставрационно-восстановительные работы в Вавельском королевском замке продолжаются и поныне, и некоторые объекты выглядят сейчас иначе, чем на акварели Тадеуша Цеслевского-отца, запечатлевшего их облик в 1910 году. Так, у Королевских кухонь на торцевом фасаде левого крыла вместо нижнего этажа появилась укороченная открытая галерея, а окна верхних этажей приобрели прямоугольные очертания. С башни Серебряных колоколов исчез слой штукатурки, и она стала двухцветной.
Возвращаясь к состоянию сохранности переданной на реставрацию акварели из собрания нашего музея, отметим, что наблюдалось неравномерное пожелтение бумажной основы, общее поверхностное загрязнение отдельные пятна, особенно по краям листа, преимущественно вверху, в центре, на изображении неба у шпиля Зигмунтовской колокольни, а также многочисленные сквозные проколы и линейные разрывы по периметру. Проколы на бумаге, по-видимому, оставили цельнометаллические канцелярские кнопки, которыми лист у верхнего края несколько раз прикалывали к твердой, скорее всего деревянной, поверхности.
В результате проведенной реставратором высшей категории Анной Юрьевной Исайкиной работы, было устранено пожелтение, удалены загрязнения с лицевой и оборотной стороны; ослаблено небольшое чернильное пятнышко, удалены наклейки и клей с оборотной стороны, подклеены мелкие разрывы и изломы, укреплены углы и края листа, произведена тонировка в местах потертостей по изображению.
В отреставрированном, уже по-настоящему экспозиционном виде, эта прекрасная акварель уже несколько раз была презентована на ряде мероприятий, проходивших в стенах Орловского музея изобразительных искусств.
Использованы изображения из открытых интернет-ресурсов.