Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств Официальный сайт Орловского Музея Изобразительных Искусств - Музей

  • Музей
    • История собрания
    • Музейный комплекс
    • Научная библиотека
    • Лекторий
    • Виртуальный тур 3D
    • Аудиогид
    • События
    • Анонсы
    • Новости
    • Образовательные программы
    • Каталоги
    • Книги
    • Буклеты
    • Календари
  • Коллекции
    • Икона XVII – XIX вв.
    • Русское искусство XVIII - XIX вв.
    • Русское искусство XX век
    • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
    • Народное искусство
    • Культурное обозрение. Музейная коллекция
  • Выставки
    • Будущие выставки
    • Текущие выставки
    • Прошедшие выставки
    • Постоянная экспозиция
    • Фондовые выставки
    • Мероприятия к выставкам
    • Экскурсии по выставкам
    • Виртуальные выставки
  • Билеты
    • Предварительная запись на экскурсии
    • Забронировать билет Пушкинской картой
    • Купить билет Пушкинской картой
    • Цены
    • Профиль
    • Пункты
  • Информация
    • Контакты, Схемы проезда, Адреса
    • Сотрудники музея
    • Документы
    • Отзывы
    • Партнёры
    • Вакансии
    • Способы оплаты
    • Получение услуги
    • Согласие на обработку персональных данных
    • Действия при проблемах с оплатой
    • Безопасность и шифрование
    • Возврат товаров
    • Порядок обслуживания
    • Антитеррор
    • Пользовательское соглашение
    • Правила покупки билетов
    • Способы оплаты
    • Подтверждение согласия на обработку персональных данных

АудиоГид

Пушкинская карта

Виртуальный тур

artefact.jpg

События

  • Ночь музеев 17.05. 2025 (18:00-23:00). "Ночь искусств» 17 мая 2025 года!

  • «Когда над землею бушует весна...»

  • График работы  на майские выходные: 

  • «Великая Отечественная война в произведениях орловских художников». Живопись, графика, скульптура и декоративное искусство.

  • Открытие выставки «Шелковый путь. Дружба Китая и России. Живопись Го Сяобиня и Константина Удалова».

  • Выставка ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ ДРУЖБА КИТАЯ И РОССИИ ЖИВОПИСЬ ГО СЯОБИНЯ И КОНСТАНТИНА УДАЛОВА

  • Виртуальная статья Иллюстрации к «Книге Руфь» Народного художника СССР В.А. Фаворского (1886-1964) в фондах ОМИИ.

  • Открытие выставки «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века» из фондов музея

  • Выставка «Женские образы в изобразительном искусстве ХХ века»

  • Продление выставки Юрия Арбузова до 2 марта

  • Инфомрация о подъёмниках для посетитей.

  • Выставка «Мастер графики, народный художник СССР Владимир Фаворский (1886-1964). Из частной коллекции В.Е. Лаврушина

  • Из цикла «Облики эпохи» К 160-летию А.С. Голубкиной (1864 – 1927)

  • Портреты из наследия французского периода русской художницы Зинаиды Серебряковой в фондах Орловского музея изобразительных искусств. К 140-летию со дня рождения.

  • Как мы работаем в праздничные дни?

  • ВЫСТАВКИ ИСКУССТВО ЯПОНИИ ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО

  • Выставки «Диалог со временем» Живопись, графика из фондов ОМИИ

  • Предновогодняя встреча посткроссеров города Орла

  • Юбилейная выставка художников Орловской  региональной  организации ВТОО  «Союз художников России»

  • Напоминаем, что с 1 октября 2024 года независимо от дня недели, многодетные семьи могут посетить музей бесплатно!

  • «Дмитрий Самозванец на портрете-парсуне из фондов ОМИИ»

  • Ночь музеев 03.11. 2024 (19:00-22:00). "Ночь искусств» 3 ноября 2024 года!

  • Открытие выставки «Реализм в искусстве «шестидесятников»»

  • Сегодня в Орловским музее изобразительных искусств  стартует «Музейная неделя» для участников СВО.

  • Выставка «Реализм в искусстве "шестидесятников"»

  • Картина «Святая Екатерина Александрийская» из фондов Орловского музея изобразительных искусств на выставке в Москве.

  • Добрые открытки В.И. Зарубина (1925-1996)

  • Виртуальная выставка. «И.П. Пожалостин. Графический портрет Дмитрия Александровича Ровинского (1824-1895) из фондов ОМИИ»

  • Выставки произведений живописи  Андрея и Николая Дмитренко  «Интеллектуальный реализм»  (г. Санкт-Петербург)

  • Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

  • Выставка «Тургеневские места глазами художников» (из фондов музея-заповедника «Спасское-Лутовиново»)

  • Открытие выставки произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой «СемьЯ»

  • Выставка произведений живописи Заслуженного художника РФ Дмитрия Петрова и Эльмиры Петровой (г. Москва) «СемьЯ»

  • Виртуальная выставка ”Царь Иван Грозный и Василиса Мелентьева”: полотно из фондов ОМИИ. Из цикла «История в прекрасном»

  • Виртуальная выставка. «Иллюстрации советских графиков к произведениям А.С. Пушкина из фондов ОМИИ». К 225-летию со дня рождения поэта.

  • Из цикла «Нетленная поэзия во взоре» «Поэтический диалог со святителем: с обращением к собранию ОМИИ» К 225-летию А.С. Пушкина (1799 – 1837)

  • «Лето на даче» двух картин  Пахомова  Алексея Федоровича,  Народного  художника СССР (1900 – 1973 г. г.) (из фондов ОМИИ)

  • Встреча с А.О. Беловым-Скарятиным 18 мая 2024 года

  • Выставка «Ольга Сорокина. Русский альбом»

  • Ночь музеев 18.05. 2024 (18:00-24:00). Из поколения в поколение. Семейные реликвии.

  • Открытие выставки «История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР» (Графика 1950-1980-х годов из фондов музея)

  • История большой страны в изобразительном искусстве народов СССР

  • Виртуальная публикация «Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова». Часть III.

  • Виртуальная выставка «Древняя керамика Дагестана» Балхарские кувшины и вазы из фондов ОМИИ.

  • Виртуальная выставка одной картины «Портрет художника-педагога Н.Н. Моревского» 158х94 холст на ДВП (оргалите), темпера, 1976 г.

  • «Калейдоскоп». Персональная выставка произведений Анатолия Федая.

  • Открытие выставки графических произведений «Коданити в пространстве Надежды Войновой»

  • «Коданити В Пространстве Надежды Войновой»

  • Орловские «Кони» Народного художника РФ А.Н. Бурганова. Часть II.

  • Этюд “Женщина в лиловом платке” из собрания ОМИИ

Военная служба по контракту


Голосваоние за важное для улицы, двора, страны

Туристского информационного центр

Баннер: Туристского информационного центр

Культура.  "Гранты России"

Электронное правительство. Госуслуги.

Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Информация о материале
Создано: 26 июля 2024

Иллюстрации к «Эпиграммам» А.С. Пушкина

народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина из фондов Орловского музея изобразительных искусств. 

К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

«Какое великое счастье, что у России есть Пушкин! Всю нашу жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце. Он входит в память каждого из нас с детства», - писал Н.В. Кузьмин в своей книге «Штрих и слово». 

Любовь к Пушкину определила судьбу народного художника РСФСР Н.В. Кузьмина (1890-1987), став на всю жизнь источником его вдохновения. В течение жизни он несколько раз обращался к творчеству поэта.  Несколько лет длилась работа художника над иллюстрациями к «Эпиграммам» А.С. Пушкина. В начале 1971 года Н.В. Кузьмин, задумав собрать эпиграммы А.С. Пушкина в одной книжке, обратился за помощью к Татьяне Григорьевне Цявловской. Она  была талантливейшим пушкинистом, тонким знатоком рукописей и рисунков великого поэта. В результате многолетней работы над исследованием рисунков поэта в 1970 году  вышла ее книга  «Рисунки Пушкина». Она помогла художнику советом,  каким образом лучше  дополнить это издание. Т.Г. Цявловская в переписке напомнила художнику о планах самого поэта опубликовать сборник эпиграмм в одной книге. Существует сведение, сообщенное приятелем Пушкина С. А. Соболевским, что стихотворение «О муза пламенной сатиры!..» поэт рассматривал как введение в свой сборник эпиграмм, который, однако, не был им осуществлен. 

В конце 18 века получил распространение жанр эпиграмм – коротких стихотворений сатирического свойства. Иногда эпиграммы носили вполне комплиментарный характер – что-то вроде дружеского шаржа, только в стихах. Но иногда их объектами становились известные в обществе лица, чаще всего одиозные. И тогда эпиграмма превращалась в оружие политической сатиры. Эпиграммы не публиковались, а изустно, благодаря своей лёгкой запоминаемости, быстро распространялись в высшем свете. Поскольку подпись автора за таким произведением не стояла, оно было как бы анонимным. Но благодаря связям, а чаще всего – легко узнаваемому авторскому стилю – все знали, кто сочинитель. Для самого Пушкина эпиграммы часто были лишь шалостью — он не всегда отдавал себе отчёт, как глубоко могут ранить его слова. Впрочем, ему доводилось использовать поэзию и в качестве оружия и вполне осознанно. «Приятно дерзкой эпиграммой взбесить оплошного врага» - писал А.С. Пушкин (глава VI, роман «Евгений Онегин»).

У Пушкина еще при жизни была слава завзятого карикатуриста. Цявловская привела многочисленные отзывы современников о карикатурах Пушкина. Наиболее интересной является статья во французской газете «Тан» от 5 апреля 1837 года, в которой автор высоко оценивает Пушкина-карикатуриста и сравнивает его с прославленным Жан-Пьером  Дантаном, чьи скульптурные шаржи восхищали в ту пору парижан. Изучение биографических трудов пушкинистов дало художнику необходимую свободу: Кузьмин не слепо копирует легкий, быстрый рисунок на полях пушкинских рукописей. Художник создал свой оригинальный стиль для изображения сатирических персонажей поэта. Живая быстрая линия в рисунке сохраняет ироничную и тонкую связь с текстом эпиграмм.    

Книга «А.С. Пушкин. Эпиграммы» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина и примечаниями Т.Г. Цявловской вышла в Издательстве  «Художественная литература» в 1979 году.

В собрании нашего музея хранятся уникальные  рисунки Н.В. Кузьмина к «Эпиграммам» А.С. Пушкина, выполненные за период с 1975 по 1980 год подаренные женой художника Татьяной Алексеевной Мавриной в 1990 году. Некоторые из них вошли в издание книги, другие стали рабочими рисунками или вариантами иллюстраций.         

         Иллюстрация к эпиграмме «Как брань тебе не надоела?» создана  в 1970-е годы, в технике тушь перо. Н.В. Кузьмин изображает в гротесковой форме голову  мужчины с недовольным и брезгливым выражением лица, несколько утрируя его черты: удлиняя нос, рисуя глаза навыкате, таким образом, передавая личность неприятную для поэта.

 

Как брань тебе не надоела?

Расчёт короток мой с тобой:

Ну, так! я празден, я без дела,

А ты бездельник деловой.

'Как брань тебе не надоела '. Иллюстрация к 'Эпиграммам'   А.С. Пушкина.   Бумага, тушь, перо.

                 Адресат этой эпиграммы неизвестен, но по характеристике героя эта эпиграмма  ближе к группе эпиграмм, написанных на редактора М.Т. Каченовского (литературного критика и издателя журнала «Вестник Европы»). Пушкин предполагал, что Каченовский был автором враждебных рецензий на «Руслана и Людмилу».

 

Сатирический рисунок к «Эпиграмме на Ф.И. Толстого» является рабочим вариантом, в котором художник передает  образ легкомысленного человека.  Кузьмин  изображает  графа Толстого  в домашнем халате с картами в руках. 

В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружен,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор,

И теперь он — слава богу —

Только что картежный вор.

Эпиграмма на графа Ф.И.Толстого. Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина (вариант).  Бумага, тушь, перо.

 

Эпиграмма посвящена  графу Федору Ивановичу Толстому, поручику Преображенского полка, знаменитому бретёру, картежнику,  и в тоже время герою  нескольких компаний (включая Отечественную войну 1812 года). Толстой был участником первой российской кругосветной экспедиции

(1803-1806) под командой И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Конфликт А.С. Пушкина с Ф.И.Толстым во время игры в карты послужил написанию поэтом этой эпиграммы.

 

На иллюстрации к эпиграмме «Сапожник» (Притча) Н.В. Кузьмин, следуя тексту, изображает сапожника перед нижним фрагментом картины, на которой видны только ноги в обуви.

Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

«Мне кажется, лицо немного криво…

А эта грудь, не слишком ли нага?»….

Тут Апеллес прервал нетерпеливо;

«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах,

Но черт его несет судить о свете:

Попробуй он судить о сапогах!

Сапожник (Притча). Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина.  Бумага, тушь, перо.


 Данная эпиграмма была написана Пушкиным в 1829 году на литературного критика  Николая Ивановича  Надеждина,  который выступил в «Вестнике Европы» с критическими статьями о «Графе Нулине», «Евгении Онегине» и «Полтаве». Основой пушкинской притчи стал рассказ древнеримского писателя Плиния Старшего о древнегреческом художнике Апеллесе. 

В рисунке к эпиграмме «Наш друг Фита Кутейкин в эполетах…» Кузьмин уловил добродушный настрой эпиграммы и изобразил друга Пушкина  с мягким юмором, показывая Федора Глинку за чтением псалма, вдохновенно поднявшего к небу глаза, держащего в руках листок с надписью « Ψалом».  

Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах, 

Бормочет нам растянутый псалом:

Поэт Фита, не становись Фертом!

Дьячок Фита, ты Ижица в поэтах!

'Наш друг Фита_ Кутейкин в эполетах...'  Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина.   Бумага, тушь, перо.

 

Эпиграмма на Федора Ивановича Глинку была направлена против его стихотворных псалмов, которые он перерабатывал и печатал в журналах. «Фита» -  этой буквой Глинка подписывался в печати.

Пушкин не мог не видеть некоторого однообразия поэтических опытов Глинки и в силу своего характера не мог удержаться от добродушной иронии в адрес приятеля, наградив его своей эпиграммой. Посылая эпиграмму Вяземскому, поэт просит никому её не показывать.

 

В рисунке к эпиграмме «Зачем кричишь ты, что ты дева…»  художник создает образ миловидной девушки - мечтательной и манерной. Наклон ее кудрявой головки к левому обнаженному плечу и гусиное перо в тонких пальчиках указывает на то,  что она  сочиняет. В рисунке  Н.В. Кузьмин не искажает внешние черты девушки, но при этом передает  мягкий сарказм  эпиграммы А.С. Пушкина. 

Зачем кричишь ты, что ты дева,

На каждом девственном стихе?

О, вижу я, певица Ева,

Хлопочешь ты о женихе.

'Зачем кричишь ты, что ты дева...' Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина (вариант).  Бумага, тушь, перо.

 
Эпиграмма вызвана напечатанным в газете «Русский инвалид» стихотворением, молодой писательницы Пучковой Екатерины Наумовны в четырех строках которого, дважды назвавшей себя девой.

Объектом метких эпиграмм Пушкина не раз  был  император Александр I , с которым у поэта сложились непростые отношения.

Рисунок к эпиграмме «Воспитанный под барабаном…» является одним из рабочих  вариантов,  в котором Кузьмин ведет поиск образа Александра I. Передавая в рисунке  внешне сходство, он несколько искажает черты императора, создавая комическое изображение императора  и при этом сохраняя оригинальность своего художественного языка. Рисунок дополняют надписи каллиграфическим почерком и рисунки. 

Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовой профессор!

Но фрунт герою надоел —

Теперь коллежский он асессор

По части иностранных дел!

'Воспитанный под барабаном...'  Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина (вариант).  Бумага, графитный карандаш, тушь, перо.

 

Александр I провел детство и юность в Гатчинской кордегардии, помещении для дворцового караула. Эпиграмма Пушкина разила Александра I за полнейшую потерю престижа в вопросах международной политики, что выразилось в его неудаче на петербургской конференции европейских держав в феврале 1825 г., на которой он оказался единственным монархом.

В иллюстрации  к эпиграмме «К бюсту завоевателя» художник передает образ императора с его противоречивым характером, который нарисовал Пушкин. С одной стороны лицо императора в гневе, с другой стороны он добродушно улыбается.  

Эпиграмма обращена к бюсту Александра I, выполненному датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (1770-1844) с натуры в октябре 1820  в Варшаве. Стихотворению соответствует прозаическая заметка: «Торвальдсен, делая бюст известного человека, удивлялся странному разделению лица, впрочем, прекрасного — верх нахмуренный, грозный, низ же выражающий всегдашнюю улыбку. — Это не нравилось Торвальдсену».   Стихотворение является острой художественной характеристикой Александра I, повторенной в эпитете «лукавый» в начале Х главы «Евгения Онегина». 

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

К бюсту завоевателя'.   Иллюстрация к 'Эпиграммам' А.С.Пушкина.  Бумага, тушь перо.

 

В 1980 году  Н.В. Кузьмин был награжден золотой медалью  Академии художеств СССР за иллюстрации к книге А.С. Пушкина «Эпиграммы». 

В своей книге «Художник и книга» Кузьмин  писал, что «Только при наличии особого «избирательного сродства» между писателем и иллюстратором случается чудо слияния зрительного и литературного образа в нерасторжимое единство, и тогда иллюстрация остается в сознание читателя постоянным спутником книги. Художник, вложивший свой труд и вдохновение в иллюстрирование книги, всегда мечтает, что  его рисунки станут для этой книги вечными спутниками». Прошло 45 лет со дня выхода в свет книги « А.С. Пушкин. Эпиграммы» с иллюстрациями Н.В. Кузьмина. В течение этого времени книга переиздавалась несколько раз и спутниками  этой книги неизменно оставались иллюстрации Николая Васильевича Кузьмина. 

Старший научный сотрудник Т.И. Мазуркевич

 

  • _pic2(2).jpg
  • _pic3(3).jpg
  • _pic4(4).jpg
  • pic2.jpg
  • pic3.jpg
  • pic4.jpg

Виртуальный тур

Виртуальный тур

Издания, брошюры

Как нас найти?

Контактная информация

Орловский Музей Изобразительных Искусств
Почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
г. Орел, ул. Октябрьская, д 29
Телефон: +7 (4862) 76-27-41
Режим работы:
Вторник - воскресенье 10:00-17:00
© 2014

Разработка:
Поддержка: Explorer Office: разработка престижных сайтов

Музей

  • История собрания
  • Музейный комплекс
  • Аудиогид
  • События
  • Виртуальный тур 3D

Коллекции

  • Икона XVII – XIX вв.
  • Русское искусство XVIII - XIX вв.
  • Русское искусство XX век
  • Зарубежное искусство XVII – XIX вв.
  • Народное искусство
  • Культурное обозрение. Музейная коллекция

Выставки

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
  • Виртуальные выставки
  • Текущие выставки
  • Прошедшие выставки
  • Постоянная экспозиция
  • Мероприятия к выставкам